Раздел X Проектирование компонентов системы специального образования XXI века.




 

1. Формирование государственной системы раннего выявления и ранней психолого-педагогической коррекции нарушений в развитии как неотъемлемого и базового структурного элемента отечественной системы специального образования ХХI века:

 

- разработка с учетом накопленного опыта единой обязательной системы раннего (с первых месяцев жизни ребенка) выявления детей с подозрениями на отклонения в развитии по месту жительства и создание механизма их направления на комплексную медико-психолого-педагогическую диагностику;

 

- разработка системы ранней дифференциальной медико-психолого-педагогической диагностики нарушений в развитии у всех категорий детей с целью выявления особых образовательных потребностей каждого ребенка и создания индивидуализированных комплексных программ реабилитации, начиная с первых месяцев жизни;

 

- создание государственной системы ранней педагогической коррекции отклонений в развитии и системы организованной помощи семье.

 

2. Подготовка опережающего модельного закона о специальном образовании, регулирующего действие государственной образовательной системы для детей с нарушениями в развитии, начиная с первого года жизни ребенка и обеспечивающего гарантию прав ребенка на реализацию общих и специальных образовательных потребностей.

 

 

3. Разработка концепции преобразования государственной системы непрерывного образования детей с нарушениями в развитии, с учетом ее нового базового структурного элемента - системы раннего выявления и ранней комплексной реабилитации:

- определение целей и задач образовательной системы, соотношение норм образованности и норм жизненной компетентности для учащихся на всех ступенях образовательной системы, начиная с первых месяцев жизни;

 

- проектирование вертикальной и горизонтальной структур общеобразовательной системы с учетом вариативности достигнутого к началу целенаправленного обучения уровня общего и речевого развития;

 

- проектирование типов образовательных учреждений для всех возрастов и всех категорий детей;

 

- определение степени и механизма взаимодействия систем массового и специального образования на всех ступенях проектируемой системы;

 

- определение уровня и качества профессиональной компетентности кадров, способных обслуживать проектируемую систему;

 

- степень включенности родителей или лиц их заменяющих в систему образования.

 

4. Проектирование нового содержания образования применительно к разным категориям детей с особыми образовательными потребностями:

- разработка концепции содержания раннего коррекционно-развивающего обучения разных категорий детей с нарушениями в развитии в возрасте 0 - 2-3 года;

 

-разработка концепции содержания дошкольного образования разных категорий детей с нарушениями в развитии применительно к новым типам учреждений и вариативным формам организации дошкольного образования детей в возрасте от 2-3 до7 лет;

 

-разработка концепции содержания школьного образования разных категорий детей с нарушениями в развитии применительно к новым типам учреждений и вариативным формам организации школьного образования;

 

-разработка концепции содержания программы личностного и профессионального самоопределения в постшкольный период для всех категорий подростков с нарушениями в развитии;

 

-разработка проекта специализированного образовательного стандарта, определяющего соотношения норм образованности и норм жизненной компетентности для разных возрастных групп и разных категорий детей с нарушениями в развитии независимо от типа образовательного учреждения и формы организации обучения.

 

5. Подготовка эксперимента по реализации концепций нового содержания образования на примере отдельных категорий детей:

 

-создание пробных учебников и учебных пособий, соответствующих спроектированному содержанию образования учащихся данной категории и данной возрастной группы, включая компьютерные обучающие и развивающие среды;

 

-разработка методов и средств обучения, соответствующих спроектированному содержанию образования учащихся данной категории и данной возрастной группы, включая компьютерные обучающие и развивающие среды;

 

- подготовка кадров специалистов для полной экспериментальной апробации спроектированного содержания и методов образования (на отдельных категориях детей и отдельных возрастных группах).

 

6. Опережающая подготовка и переподготовка преподавателей деффаков (на базе федерального центра в ИКП РАО) с целью обеспечения подготовки учителей для проектируемой системы специального образования.

 

 

Из представленного документа ясно, что Институт коррекционной педагогики РАО предполагает в случае принятия этого проекта взять на себя проведение целого ряда научно-исследовательских работ, располагая для этого необходимым высококвалифицированным кадровым потенциалом, а также заделом, полученным в рамках выполнения институтом (1994 – 1997 гг.) комплексной пролонгированной исследовательской программы РАО “Дети с отклонениями в развитии: реабилитация средствами образования”, содержащей следующие разделы: “Социологический анализ и прогнозирование развития системы специального образования в России”, “Фундаментальные и прикладные проблемы медико-психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей”, “Ранняя коррекция отклонений в развитии и дошкольное воспитание детей с особыми нуждами”, “Научно-методическая поддержка функционирующей системы школьного образования разных категорий детей с нарушениями в развитии”, “Национальная образовательная система и интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии”, “Компьютерные технологии коррекционного обучения и педагогической диагностики детей с нарушениями в развитии”, “Коррекционное обучение школьников со сложной структурой дефекта”, “Создание системы непрерывного образования для преподавателей дефектологических факультетов педагогических вузов”.

Вместе с тем, Институт убежден в том, что реализация предлагаемого проекта возможна только при самом широком участии и скоординированном взаимодействии различных структур, ведомств, отдельных институтов, вузов, университетов, конкретных групп исследователей, специалистов- дефектологов и специалистов из смежных областей. Исходя из такого понимания ИКП РАО и разрабатывал предложенную программу. Важнейшим условием эффективного взаимодействия широкого круга специалистов в рамках проекта является общность взглядов на современное состояние и перспективы развития отечественной системы образования детей с нарушениями в развитии. Свою позицию мы изложили на страницах журнала в статьях «Современное состояние коррекционной педагогики» (Дефектология. 1996. № 1.) и «Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития» (Дефектология. 1997. № 4.).

Приглашаем читателей журнала к широкому обсуждению и представленного проекта, и позиции, на которой он основывается.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: