III. Слово учителя об истории создания поэмы С.А. Есенина «Пугачев»




Тема: С.А. Есенин. Историзм поэта. Поэма «Пугачев»

Цели: расширить представления учеников о личной и творче­ской биографии Есенина; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Методические приемы: объяснения учителя, беседа по вопро­сам, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста.

Оборудование: портрет С.А. Есенина, издания его произведе­ний, аудиозаписи песен на стихи Есенина.

Ход уроков

Организационный момент

I. Проверка домашнего задания

1. Выразительное чтение наизусть стихотворений цикла А.А. Блока «На поле Куликовом».

2. Беседа по вопросам к статье учебника «С.А. Есенин» (с. 124).

3. Выразительное чтение наизусть стихотворений С.А. Есенина.

II. Слово учителя о С.А. Есенине (или сообщение ученика)

Бурной и печальной была судьба Сергея Есенина. Яркая и беспо­койная жизнь во многом способствовала неимоверной популярности его стихов — задушевных и музыкальных, близких и понятных самым разным людям. О судьбе Есенина еще при жизни поэта стали склады­ваться легенды.

«Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком», — писал о поэте М. Горький.

Действительно, природный дар поэта огромен, органична его связь с родной землей, которая во многом питала его поэзию. Но Есенин не беспечный деревенский пастушок Лель, играющий на свирели. За каждым его поэтическим озарением стояла серьезная литературная ра­бота. Он хорошо знал русскую классику, свою поэтическую родослов­ную вел от А. Кольцова. Всерьез изучал народное искусство, собрал и записал четыре тысячи частушек.

В статье «Ключи Марии» (1918) осмыслил основы народной по­этической культуры, считая ее вершиной творчества. А в итоговой автобиографии (1925) подчеркивал огромное значение для него Пуш­кина: «В смысле формального развития теперь меня тянет все боль­ше к Пушкину». К пушкинской емкости, органичности он приходит в поздних стихах. Но в целом творчество, как и частная жизнь, полны противоречий и мучительных исканий. Блок, благословлявший Есенина в литературу, как будто предчувствуя драматизм его судьбы, писал: «...я думаю, что путь Вам, может быть, предстоит не короткий и, чтобы с него не сбиться, надо не торопиться, не нервничать. За каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее».

Есенин действительно прошел «трудный путь». Войдя в литературу в 1914 году, он вместе со своей страной пережил войны и революции. Он — выходец из крестьянской семьи, человек корневой православной русской культуры, большую часть прожил в городе, в эмоционально и духовно чуждом ему мире. И личность Есенина была соткана из про­тиворечий: он всегда стремился к духовному покою, согласию с собой и людьми и одновременно был склонен к мятежное™, страстности, не знающей границ. Кротость и бунтарство, ранимость и дерзость — эта полярность, двойственность натуры выразилась в есенинской лирике.

Сергей Есенин всегда жил и писал на крайнем напряжении душевных сил. Такова его природа. Преисполненный любви к Родине, к человеку, природе, Есенин не щадил только себя. Другого пути для художника он не знал:

Быть поэтом — это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Мы познакомимся с отрывками из поэмы С. А. Есенина «Пугачев». Этот образ близок бунтарской, страстной душе поэта.

III. Слово учителя об истории создания поэмы С.А. Есенина «Пугачев»

В 1920 году С.А. Есенин задумывает драматическую поэму «Пуга­чев», которую заканчивает в середине 1921 года. Пугачевское восстание привлекло внимание поэта, озабоченного желанием осмыслить путь крестьянства в революции. Он прочел много исторических источни­ков о пугачевщине, побывал в тех местах, где проходило восстание. Раньше других вставало перед поэтом, обратившимся к этой теме, имя автора «Капитанской дочки» и «Истории Пугачева». По свидетельству Розанова, Есенин говорил о своем желании прочесть эти страницы истории иначе, нежели это сделал Пушкин. В полемическом задоре он даже обнаружил и, конечно же, не принял «дворянскую точку зрения» Пушкина, обвинив автора повести и «Истории…» в том, что тот «мно­гое... изобразил просто неверно». Говоря о Пугачеве, Есенин назвал его «почти гениальным человеком» и, отдав ему «основную роль» в поэме, в каждой ее сцене вывел новых действующих лиц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: