Тема: С.А. Есенин. Историзм поэта. Поэма «Пугачев»
Цели: расширить представления учеников о личной и творческой биографии Есенина; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.
Методические приемы: объяснения учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста.
Оборудование: портрет С.А. Есенина, издания его произведений, аудиозаписи песен на стихи Есенина.
Ход уроков
Организационный момент
I. Проверка домашнего задания
1. Выразительное чтение наизусть стихотворений цикла А.А. Блока «На поле Куликовом».
2. Беседа по вопросам к статье учебника «С.А. Есенин» (с. 124).
3. Выразительное чтение наизусть стихотворений С.А. Есенина.
II. Слово учителя о С.А. Есенине (или сообщение ученика)
Бурной и печальной была судьба Сергея Есенина. Яркая и беспокойная жизнь во многом способствовала неимоверной популярности его стихов — задушевных и музыкальных, близких и понятных самым разным людям. О судьбе Есенина еще при жизни поэта стали складываться легенды.
«Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком», — писал о поэте М. Горький.
Действительно, природный дар поэта огромен, органична его связь с родной землей, которая во многом питала его поэзию. Но Есенин не беспечный деревенский пастушок Лель, играющий на свирели. За каждым его поэтическим озарением стояла серьезная литературная работа. Он хорошо знал русскую классику, свою поэтическую родословную вел от А. Кольцова. Всерьез изучал народное искусство, собрал и записал четыре тысячи частушек.
В статье «Ключи Марии» (1918) осмыслил основы народной поэтической культуры, считая ее вершиной творчества. А в итоговой автобиографии (1925) подчеркивал огромное значение для него Пушкина: «В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину». К пушкинской емкости, органичности он приходит в поздних стихах. Но в целом творчество, как и частная жизнь, полны противоречий и мучительных исканий. Блок, благословлявший Есенина в литературу, как будто предчувствуя драматизм его судьбы, писал: «...я думаю, что путь Вам, может быть, предстоит не короткий и, чтобы с него не сбиться, надо не торопиться, не нервничать. За каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее».
Есенин действительно прошел «трудный путь». Войдя в литературу в 1914 году, он вместе со своей страной пережил войны и революции. Он — выходец из крестьянской семьи, человек корневой православной русской культуры, большую часть прожил в городе, в эмоционально и духовно чуждом ему мире. И личность Есенина была соткана из противоречий: он всегда стремился к духовному покою, согласию с собой и людьми и одновременно был склонен к мятежное™, страстности, не знающей границ. Кротость и бунтарство, ранимость и дерзость — эта полярность, двойственность натуры выразилась в есенинской лирике.
Сергей Есенин всегда жил и писал на крайнем напряжении душевных сил. Такова его природа. Преисполненный любви к Родине, к человеку, природе, Есенин не щадил только себя. Другого пути для художника он не знал:
Быть поэтом — это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Мы познакомимся с отрывками из поэмы С. А. Есенина «Пугачев». Этот образ близок бунтарской, страстной душе поэта.
III. Слово учителя об истории создания поэмы С.А. Есенина «Пугачев»
В 1920 году С.А. Есенин задумывает драматическую поэму «Пугачев», которую заканчивает в середине 1921 года. Пугачевское восстание привлекло внимание поэта, озабоченного желанием осмыслить путь крестьянства в революции. Он прочел много исторических источников о пугачевщине, побывал в тех местах, где проходило восстание. Раньше других вставало перед поэтом, обратившимся к этой теме, имя автора «Капитанской дочки» и «Истории Пугачева». По свидетельству Розанова, Есенин говорил о своем желании прочесть эти страницы истории иначе, нежели это сделал Пушкин. В полемическом задоре он даже обнаружил и, конечно же, не принял «дворянскую точку зрения» Пушкина, обвинив автора повести и «Истории…» в том, что тот «многое... изобразил просто неверно». Говоря о Пугачеве, Есенин назвал его «почти гениальным человеком» и, отдав ему «основную роль» в поэме, в каждой ее сцене вывел новых действующих лиц.