В жизни на каждого из нас падают все новые и новые комья грязи. Можно громко кричать и возмущаться, но ведь есть и другой путь.




*************************************************************

 

Нрав

Ж ил-был человек, отличавшийся крайне необузданным нравом. Пошел он к мудрому старцу «Может, – думает, – хоть он мне поможет». Старец его и спрашивает:

– Что тебя тревожит? Покажи мне больную часть своего тела.

– Меня беспокоит мой необузданный нрав.

– Что ж, тогда покажи мне свой нрав, – говорит старец.

– Не могу, – удивился человек, – он всегда проявляется неожиданно.

– Значит, он не является частью твоего тела и не дан тебе от рождения, как рука или нога?

– Конечно, нет, – сказал человек. – Это же мой характер.

– Но он тебе даже не принадлежит, если ты не можешь его мне показать по своему желанию! Тогда скажи ему, пусть твой необузданный нрав как-нибудь один, без тебя, ко мне приходит. А если откажется, так и ты его больше к себе не пускай.

*************************************************************

 

Терпение

Н екий человек, придя к старцу, стал рассуждать о таких делах, которые он еще не совершил. Старец послушал его, послушал и говорит:

– Ты еще не приобрел корабля, не положил на него своих пожитков и прежде плавания уже прибыл в город. Не так надо: наберись терпения и, когда сделаешь дело, только тогда приходи ко мне и рассказывай.

*************************************************************

 

Обещание

 

Ж ил в монастыре инок. Пять братьев любили его, а один постоянно оскорблял. Наконец инок не стерпел оскорблений и ушел в другую обитель, думая здесь найти спокойствие. Тут восемь братьев полюбили его, а двое стали чинить всяческие обиды. Он ушел в третью. Здесь стало и того хуже: семеро возлюбили его, а пятеро возненавидели. И отправился он в монастырь четвертый. По пути, присев отдохнуть, инок задумался. «Что же выйдет, – сказал он самому себе, – если я буду бегать с места на место? Ведь тогда я и в целом мире не найду спокойствия. Стану лучше терпеть». И с этими словами взял хартию и написал:

«Во имя Иисуса Христа, Сына Божия, все стерплю».

Привязавши это написание к поясу, он пришел в новый монастырь и остался жить. Спустя небольшое время и здесь начали обижать его. Но он уже не унывал. Как только получал от кого оскорбление, он тут же прочитывал свое написание и тотчас успокаивался.

Кто-то из братии увидел однажды, что читает он тайно какую-то бумагу и обвинил его перед игуменом в колдовстве. Игумен был мужем духовным и, зная смирение брата, был вполне уверен в его невиновности, тем не менее позвал его и потребовал, чтобы не было соблазна, прочитать перед братией то, что читает он в тайне от всех.

– Во имя Иисуса Христа, Сына Божия, все стерплю, – прочитал брат слова своей спасительной хартии.

И раскаялись братья перед отцом-игуменом и перед терпеливым братом.

*************************************************************

 

О дин мальчик, увидев в лесу родник, напился из него воды, а потом взял в руки ветку и принялся мутить в нем воду. Родник был не сильным, и дно его было из мелкого песка, поэтому очень скоро вода стала мутной, а на поверхность поднялись опавшие листья и разный сор.

В другой раз он нашел родник в горах, также напился из него чистой прохладной воды и тоже захотел помутить воду веткой. Но этот родник был сильным, дно его было каменистым, и вода осталась чиста.

Подобно этому некоторые люди с виду – чистый лесной родник, но если нечаянно обидеть такого человека, то со дна его души всплывет самый разнообразный сор. Человек же, помышляющий о Горнем, становится терпеливым и смиренным, как камень, перед которым всякая человеческая злоба становится хрупкой веткой.

*************************************************************

 

Послушание и вера

 

К ак-то в монастырь пришел брат, прося быть принятым. Авва, который встретил его, в первое условие поставил ему полнейшее послушание. Когда тот обещал совершенную покорность во всем, авва – у него случайно был в руках стираксовый сухой жезл – воткнул этот жезл в землю и приказал вновь пришедшему поливать его водою, доколе сухой жезл не зацветет.

Исполняя тяжелое законоположение настоятеля, брат приносил ежедневно на плечах своих воду из реки, что была в двух милях от монастыря. Прошел год, труд брата не прекращался, о плоде труда не могло быть и надежды, но добродетель послушания продолжала свой подвиг. И следующий год протек в тщетных трудах брата. Через три года на жезле появились зеленые почки.

Говорят, что жезл сей и доныне стоит у входа в монастырь, свидетельствуя зеленеющими ветвями, чего заслуживает послушание и что может вера.

*************************************************************

 

Борьба

 

Н екоторый старец имел обыкновение каждый вечер беседовать со своим учеником о спасении души, после чего творил молитву и отпускал ученика спать.

Однажды пришли к старцу некоторые гости и провели с ним довольно много времени. Отпустивши посетителей и прочитавши правило, вечером, по обычаю, он стал беседовать с учеником, но вскоре от утомления заснул. Когда же прошла ночь и старец проснулся, он с удивлением увидел около себя ученика и воскликнул:

– Неужели ты до сих пор здесь?

– Я не смел уйти, – ответил ученик, – ведь ты не отпускал меня. Я ждал, когда ты проснешься.

 

 

– Да что ж ты не разбудил меня?

– Я не смел и этого сделать, чтобы не обеспокоить тебя, – снова ответил ученик, – Я видел, что ты устал.

Они прочитали правило, и старец отпустил ученика. Когда же остался один, то было ему видение: светлое место и престол на нем, а на престоле лежат семь венцов.

– Кому эти венцы? – спросил старец и услышал:

– Место это, и престол, и венцы ученику твоему даны за то, что он не ушел от тебя в эту ночь.

Старец удивился, позвал ученика и спросил:

– Скажи, что ты сделал или что помыслил в прошлую ночь?

– Прости мне, отче, – отвечал инок, – ничего доброго я не сделал.

Старец не переставал расспрашивать, и тогда ученик, подумав, сказал:

– Семь раз думал я уйти от тебя, отче, без твоего позволения и не сделал этого.

Понял старец, что его ученик получил эти семь венцов за семикратную борьбу с помыслом своим. И рассказал об этом некоторым из опытных старцев ради пользы и наставления другим инокам.

*************************************************************

 

Подвижник и послушник

 

Д ва родных брата пришли жить в некий монастырь. Один из них стал подвижником, а другой стяжал великое послушание. Все, что старец ни говорил ему, он беспрекословно выполнял, и через свое послушание приобрел славу. Наконец подвижник позавидовал брату.

Однажды они были вдвоем отправлены игуменом по некоему делу. Дорога шла мимо реки, в которой водились крокодилы, и подвижник, желая искусить брата, говорит ему:

– Перейди реку.

Брат тотчас молча зашел в воду, к нему стали подплывать крокодилы, они лизали его руки и нисколько не вредили ему. Брат-подвижник, увидев это, устрашился и поспешно сказал послушливому брату, чтобы он выходил из реки.

Тот безропотно вышел, и они продолжили путь. Через некоторое время братья увидели мертвое тело, лежащее на дороге:

– Если бы мы имели ветхую одежду, то возложили бы на него, – сказал подвижник.

– Брат, лучше помолимся, и, может быть, Господь воскресит его, – предложил имеющий великое послушание.

Они сотворили молитву – и вскоре мертвый действительно ожил.

Подвижник очень обрадовался произошедшему чуду и всю дорогу до монастыря предавался мыслям о том, что ради его подвижничества слышит его молитвы Бог и мертвых воскрешает.

Но когда братья вернулись, авва подозвал подвижника с такими словами:

– Зачем же ты так поступил с братом своим, искусивши его? Разве не знаешь ты, что брат твой имеет такое великое послушание, ради которого и Господь его послушал и воскресил умершего человека.

Понял подвижник, что Бог открыл все отцу монастыря, и покаялся.

*************************************************************

 

С тарец Паисий Святогорец говорил, что у супружеской пары должен быть один духовник.

– Столяр видит сучки и выступы двух деревянных досок, которые нужно соединить, и обтесывает их, чтобы они хорошо подходили одна к другой и сами становились на свое место. А если доски не прилегают друг к другу, не совпадают, то даже если сколотить их гвоздями, когда-нибудь они все равно разойдутся. Поэтому и нужно столяру иметь в руках оба куска дерева, чтобы видеть, какой работы требует один и как обработать другой. Так и опытный священник видит в обоих супругах неровности характера, которые нужно исправить, чтобы они не мешали, а помогали им держаться вместе.

*************************************************************

 

Б ыл в Египте старец, который имел большую известность и почет у людей. Когда пришел в те края авва Пимен с учениками, многие люди стали оставлять старца и посещать авву Пимена. Старец позавидовал славе новых соседей и стал худо говорить о них.

Услышал об этом Пимен и стал размышлять, как бы примириться со старцем и уврачевать его зависть.

- Приготовьте немного снеди и возьмите сосуд с вином, – сказал он ученикам, – пойдем к нему, вкусим вместе и побеседуем, может быть, это положит конец вражде.

Когда они пришли к келье старца и постучались, дверь открыл ученик.

– Кто вы? – спросил он.

– Скажи авве, – услышал он в ответ, – это Пимен, желающий получить благословение от тебя.

Старец не хотел их впустить, они же оставались на жаре, говоря:

– Не уйдем, пока не удостоимся благословения старца.

Старец, видя терпение их и смирение, смягчился сердцем и отворил им. Долго пробыли гости в келий. Провожая их, старец сказал:

– Многое слышал я о вас, но во сто крат более увидел я в делах ваших. – И сделался другом их с это го дня.

*************************************************************

Клевета

 

О дин священник был оклеветан злым человеком и без особого разбирательства посажен в темницу.

Перед Пасхой, ночью, вдруг является ему благообразный юноша и, называя себя посланным от архиерея, повелевает выйти из темницы и идти служить. Юноша отворил двери и вывел радостного священника из темницы.

Утром темничный страж, заметив отсутствие заключенного, доложил об этом епископу, а тот, решив, что священник самовольно скрылся из темницы, послал одного из своих слуг узнать, дома ли беглец. Слуга застал священника служащим литургию и сказал об этом архиерею. Мнимое самовольство пресвитера возмутило святителя.

– Если посмел он так поступить, то нынче же верну его в темницу с бесчестием! – воскликнул епископ.

Тем временем к священнику снова пришел уже знакомый юноша и повелел вернуться в темницу. Священник не прекословил, и юноша снова заключил его.

Днем, к удивлению своему, страж опять увидел священника в темнице и поспешил сообщить об этом епископу. Ужаснулся архиерей и тотчас вызвал к себе заключенного.

– Скажи, – спросил он, – каким образом ты мог выйти и опять войти в темницу?

– Владыка, – отвечал священник, – слуга твой приходил ко мне ночью перед Пасхою и вывел меня, а в следующую ночь привел обратно.

Епископ привел к нему всех слуг своих, чтобы найти преступника, но юноши среди них не оказалось. И тогда святитель понял, что приходил к священнику не кто иной, как Ангел Божий, чтобы явлена была невиновность и смирение его и чтобы все прославили Бога, прославляющего рабов Своих. И душевную пользу получил от этого происшествия святитель и отпустил священника с миром, оклеветавшего же его строго наказал.

*************************************************************

 

О смирении

 

 

П реподобный Иоанн Колов, в юности оставив мир, вместе с родным братом своим Даниилом ушел в один из скитов, и там оба они усердно подвизались в посте и молитвах.

Однажды Иоанну показались подвиги его недостаточными, и он, вообразив, что стал уже как Ангел бесплотный, объявил брату, что не будет более ни об одежде заботиться, ни пищи вкушать, и, сбросив с себя одежду, вышел из кельи.

В первую же ночь пребывания в пустыне нестерпимый холод заставил его бежать снова к брату, и он, возвратившись, стал умолять, чтобы тот поскорее отворил ему дверь. Даниил, конечно же, сразу узнал голос брата, но решил вразумить его.

– Кто там? – спросил он.

– Это я, Иоанн, брат твой, – был ответ. – Пусти меня, умираю от холода!

– С чего ты решил соблазнять меня, демон? – сказал Даниил, – разве ты не знаешь, что брат мой стал отныне как Ангел: и о теле не заботится, и пищи не вкушает? Не искушай меня!

Услышав эти слова, Иоанн раскаялся пред братом, и брат впустил его.

*************************************************************

 

Ж ил монах по имени Ефросин, неграмотный, но смиренный и богобоязненный. Неустанно исполняя послушание свое, редко приходил он в церковь, но постоянно пребывал в молитве и сокрушении сердца.

Игумен же того монастыря вот уже три года проводил в келейном бдении каждую ночь, прося Бога, чтобы открыл ему, в какое место вселяются души монахов, подвизавшихся в земной жизни.

Однажды ночью стоял он на молитве и внезапно ощутил чудесные запахи, увидел деревья, осыпанные различными плодами, и понял, что в раю. И вдруг он увидел Ефросина, сидящего под одною из яблонь.

– Сын мой, Ефросин! – воскликнул игумен. – Что ты здесь делаешь?

– Владыко! – отвечал Ефросин, – я по твоим молитвам в этом месте святого рая поселен Богом.

– Если я попрошу у тебя, можешь ли дать мне с этой яблони три яблока, – спросил изумленный игумен, показав на одну из яблонь.

Ефросин снял три яблока и отдал их игумену. Игумен принял их и тотчас очнулся в келье своей. Три яблока были в его руке. Зазвонили к утрене.

По окончании богослужения игумен приказал братьям, чтоб никто из них не выходил из церкви, и, призвав Ефросина, спросил его:

– Сын мой! Где был ты этою ночью?

Ефросин, опустив глаза в землю, стоял и молчал. Но старец не преставал вопрошать, и Ефросин ответил:

– Там, авва, где ты видел меня и просил, чтоб я тебе дал три яблока, которые ты и принял, – в святом раю.

Тогда игумен повергся к ногам его, а затем, вынув яблоки из мантии своей, возложил их на святой дискос и разделил их на благословение братии.

Ефросин же тихо вышел из храма и покинул монастырь, избегая славы человеческой.

*************************************************************

 

Смирение и гордость

 

С тарец любил повторять своим духовным чадам: – Смиренный человек бывает обычно очень эрудированным, а гордый человек никогда не признается, если чего-то не знает, и не смирится, чтобы спросить у других, а потому и не имеет знаний.

*************************************************************

 

Н екий вельможа, живший в Египте, имел дочь, в которую вошел лютый бес и страшно мучил ее. Бедный отец не знал, что предпринять.

– Если кто и может исцелить дочь твою, – сказал ему один монах, – то это отшельники, только едва ли они возьмутся за это дело, ибо более всего не

терпят славы мирской! Сделай вот что: когда они придут на торг продавать рукоделие, ты его купи у них, а расплатиться уговорись не иначе как в доме. Входя к тебе, они по обычаю сотворят молитву, и я уверен, что тогда же бес оставит твою дочь.

Как инок сказал, так отец и поступил. Встретив на торгу одного из учеников преподобного Макария, продававшего корзины, вельможа купил их у него, а за деньгами пригласил зайти к себе в дом. Инок согласился и едва вошел, как бесноватая бросилась на него и ударила в щеку. Монах нисколько не смутился и, по заповеди, обратил другую.

– О, горе мне! – вскричал демон, – смирение его гонит меня.

И тут же вышел.

*************************************************************

 

А вва Макарий Великий рассказывал такую историю о себе.

Когда я был еще совсем молод и жил в келье в Египте, меня хотели сделать клириком при церкви в селении. Считая себя недостойным, я ушел оттуда. В другом месте мне помогал благочестивый мирянин, забирал мое рукоделие и приносил необходимое. Случилось одной девице в селении пасть, и когда спросили ее: «Кто виновник?», она отвечала: «Отшельник». Меня схватили, навесили на шею мою измазанные сажей горшки и ушки от посуды, водили меня в селении по улицам, били и кричали:

– Этот монах обесчестил нашу девицу!

И избили меня едва не до смерти. Били, пока один старик не вступился за меня: «Долго ли вам бить этого странного монаха?» А помощник мой со стыдом следовал позади, и говорили ему: «Вот отшельник, о котором ты свидетельствовал как о человеке Божием! Посмотри на его дела!»

В конце концов родители девицы сказали: «Мы не отпустим его, пока не даст поручителя, что будет кормить ее и ребенка». Я попросил прислужника моего, и он поручился за меня.

Я отдал ему корзины, какие имел, и сказал:

– Продай их и отдай жене моей на пропитание. И сказал себе так: «Макарий! Вот ты нежданно нашел себе жену. Теперь нужно больше работать, чтобы кормить ее». И я работал ночь и день.

К огда наступило ей время рожать, она провела много дней в муках и не могла разрешиться. И тогда она раскаялась и призналась, мол, я оклеветала отшельника и ложно обвинила его. И указала на истинного виновника. Поручитель мой пришел ко мне и стал радостно рассказывать об этом и о том еще, что все селение хочет идти сюда с покаянием. Услышав его слова, я ушел из этого места, чтобы не беспокоили меня люди.

Вот так я пришел в скит.

*************************************************************

 

О дного отца-пустынника спросили:

– Хорошо ли это – хвалить ближнего?

– Хорошо, но молчать еще лучше, – ответил старец.

 

*************************************************************

 

П отеряла одна женщина на войне мужа и двух сыновей.

Никого из близких людей у нее на всем свете не осталось, и от горя непрестанно болело у нее сердце.

Пошла она к старцу за советом.

– Часто ли вспоминаешь ты о муже и сыновьях? – спросил ее старец.

– Наоборот, я все время гоню от себя мысли о них, – отвечает вдова. – А стоит только о них подумать, будто зверь начинает мое сердце когтями рвать.

– Это не зверь, – сказал старец. – Это сердце твое к ним рвется. Ты лучше дорогих тебе людей от себя не гони, допусти к своему сердцу, и пусть они в нем живут навеки.

*************************************************************

 

Е хал богач в роскошной карете, которую везла шестерка породистых лошадей, купленных в разных странах. Карета завязла в трясине, и сколько кучер ни стегал лошадей, они не могли сдвинуться с места. Но тут появился крестьянин на телеге, которую везла пара лошадок, и с легкостью проехал через ту самую трясину. Богач изумился и спросил крестьянина:

– В чем сила твоих неказистых лошадей?

И тот сказал ему:

– Ваши лошади, хоть и сильны в отдельности, но все разной породы. Каждая считает себя лучше и породистее другой и клонит в свою сторону: стегнешь одну, а другая этому только радуется. А у меня лошадки простые, одной масти: кобыла со своим жеребенком. Чуть пригрозишь кнутом одной, так другая все силы прикладывает, чтобы помочь той, что рядом.

*************************************************************

 

Выбор невесты

 

З адумал молодой хлебороб жениться и отправился с друзьями на праздник, чтобы выбрать себе невесту.

Такие красавицы вышли в хоровод, что у парней глаза разбегаются – одна лучше другой! Вышагивают, как павы, плечами поводят, себя в лучшем виде

показывают. И лишь одна среди них стоит скромно в стороне, низко склонив голову и опустив глаза.

– Вот моя суженая, – показал на нее хлебороб.

Удивились друзья такому странному выбору, а парень объяснил:

– Я ведь хлебороб и привык судить по пшеничным колосьям. Когда они стоят, гордо выпрямившись, так что их издалека видно, то в таком колосе почти наверняка нет зерна. А колос, наполненный хлебом, всегда преклоняется книзу, так что порой его сразу и не заметишь. Точно так же и невеста.

*************************************************************

 

Чудо превращения камней в бриллианты

 

Т рое кочевников остановились в пустыне на ночлег. Вдруг небо озарилось сиянием, и они услышали голос:

– Идите в пустыню и соберите столько гальки и камешков, сколько сможете унести с собой.

– Что за глупости? – возмутились кочевники. – Нам предлагают собирать мусор?! Настоящий Бог сказал бы нам, как уничтожить бедность и страдание. Он научил бы нас, как предотвратить войны, и открыл бы великие тайны.

Пока двое возмущались и так рассуждали, третий из них положил в свою сумку столько камешков, сколько смог унести.

Утром кочевники двинулись в путь. Не сразу третий из них заметил в своей сумке свечение: обыкновенные камни за ночь превратились в бриллианты.

*************************************************************

 

Смирение

 

Н екий инок путешествовал по пустыне и вблизи большого города был окружен буйной толпой язычников. Насмехаясь над ним и злословя, язычники кричали:

– Ну и чем тебе теперь поможет Христос, которого ты так почитаешь?

– Господь и сейчас помогает мне, – смиренно ответил инок. – Он научил меня не оскорбляться не только этими, но и гораздо большими обидами, которые вы собираетесь нанести мне. Так что вы напрасно тратите время.

*************************************************************

 

А вва Макарий Великий застал как-то в своей келье вора, который грузил его вещи на стоявшего у кельи осла. Не подав виду, что он хозяин этих вещей, преподобный стал молча помогать увязывать поклажу. Отпустив его с миром, блаженный сказал себе:

– Мы ничего не внесли в этот мир, ясно, что ничего не можем и унести отсюда. Да будет благословен Господь во всем!

*************************************************************

 

Место

 

У одного отшельника спросили: – Что ты будешь делать, если сломается ветхая келья, в которой ты живешь?

Старец ответил:

– Меня это не тревожит. Ведь место, которое я пока по воле Божией занимаю на земле, не может сломаться.

*************************************************************

 

Грехи

 

П ригласили однажды святого старца на совет, чтобы решить, как наказать согрешившего монаха. Но старец отказался идти на совет. Спорили-спорили братья, но, так и не придумав достойного наказания, решили сами пойти к старцу.

Провидел это старец, взвалил на плечо дырявый мешок с песком и вышел им навстречу.

– Куда ты идешь? – спрашивает старца братия.

– К вам иду на совет.

– А мешок с песком зачем с собой взял?

– Откуда вы знаете, что в мешке песок?

– Так погляди назад. У тебя мешок прохудился, и из него песок сыплется.

– Это не песок, это грехи мои сыплются позади меня, – сказал им старец. – Но я на них даже не оглядываюсь, зато иду судить чужие грехи.

Поняли монахи, что имел в виду старец, и простили своего брата.

*************************************************************

 

Подвиг

 

П овстречался как-то настоятель большого, многолюдного монастыря с подвижником, который сорок лет провел в пустыне.

– Какой подвиг совершил ты в своем уединении, где тебя никто не тревожил? – спросил игумен.

– С тех пор, как я уединился, солнце никогда не видело меня за трапезой, – ответил пустынник.

Игумен подумал и сказал:

– А меня оно никогда не видело в гневе.

*************************************************************

 

Прекрасное

 

О дин святой старец неоднократно сподоблялся видений и откровений от Бога. Однажды братия попросила его рассказать о каком-нибудь из его видений. Предостерегая братию от превозношения людей, которых Господь награждал особыми духовными дарованиями, старец сказал:

– Вы желаете иметь замечательное видение, и я укажу вам на одно из них. Если вы увидите человека благочестивого, скромного сердцем, чистого, – вот прекраснейшее из видений. Ведь в этом человеке вы можете видеть невидимого Бога. И не спрашивайте меня о других видениях, которые были бы выше этого.

*************************************************************

 

Гордость и смирение

 

У слышал старец в своей келье голос: – Иди, я покажу тебе дела человеческие.

Старец встал и пошел. И вскоре увидел человека, который рубил дрова и складывал их в большую охапку. Ее уже нельзя было ни поднять, ни сдвинуть, а он все продолжал увеличивать свою груду. Затем голос показал ему человека, который стоял возле колодца и черпал воду разбитым кувшином, из-за чего вся вода выливалась обратно.

Потом голос сказал ему:

– Пойдем, покажу тебе еще кое-что.

Старец увидел храм и двух людей на конях. Всадники держали бревно с двух сторон и пытались въехать в ворота. Но так как ни один из них не хотел пропустить вперед другого, то бревно перегородило вход, и оба они оставались за дверьми.

– Вот люди, которые как будто несут бремя правды, но с гордостью, и не хотят смириться, что бы исправиться и идти путем смирения. Поэтому они остаются вне Царствия Божия, – пояснил голос. – Рубящий дрова означает человека, обремененного беззакониями, который вместо того, что бы покаяться, все время прилагает к прежним свои новые грехи. А черпающий воду разбитым кувшином означает того, кто хотя и делает добрые дела, но примешивает к ним худые и через это губит все хорошее.

Нужно внимательно следить за собой, чтобы не напрасно трудиться.

*************************************************************

 

Однажды монахи говорили о смирении и о том, что чем больше приближается человек к Богу, тем яснее осознает свою греховность.

Услышал случайно их разговор один паломник, богатый горожанин, и удивился:

– Как такое может быть?

Тогда один из монахов сказал ему:

– Господин, скажи мне, кем ты считаешь себя в своем городе?

– В своем городе я самый богатый, знатный и именитый.

– Если же ты пойдешь в соседний богатый торговый город, то кем будешь считать себя там?

– В соседнем городе я был бы последним из богачей.

– А если пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, то кем ты тогда будешь считать себя?

– Рядом с царем я бы казался себе почти нищим.

– Вот так и святые, – сказал монах, – чем больше приближаются к Богу, тем яснее видят свою греховность.

*************************************************************

 

Н екоторого пустынника выбрали архиереем. Он долго отказывался, но братия настояла, так что пришлось согласиться. Вот он и подумал про себя:

– Не знал я, что достоин такой чести. Наверное, во мне все же есть немало хорошего.

А ночью явился ему Ангел и говорит:

– Зачем ты превозносишься? Люди нагрешили и тебя выбрали себе в наказание. Во всей пустыне хуже тебя не нашлось.

*************************************************************

 

 

Что полезней

 

Ш ли через пустыню старец с послушником, увидели дракона, и оба побежали от него прочь.

– Неужели и ты, отец, тоже испугался дракона? – спросил ученик.

– Нет, сын мой, я мог бы победить дракона молитвой. Но после этого мне пришлось бы биться с духом тщеславия. И мне полезней было убежать.

*************************************************************

 

Дух и плоть

 

П ришел один человек в монастырь и, увидев, что братия работает, заметил настоятелю словами из Писания:

– Старайтесь не о пище тленной. Мария же избрала благую часть (Ин. 6: 27).

Настоятель велел дать ему книгу и отвести в пустую келью.

Когда наступил девятый час, гость стал прислушиваться у дверей, не посылают ли за ним к трапезе. Но так как его никто не звал, то он сам поднялся, пошел к настоятелю и спросил:

– Авва, разве братия сегодня не ела?

– Ела, – отвечает настоятель.

– Почему же меня не позвали?

– Потому что, – ответил ему настоятель, – ты человек духовный и не имеешь нужды в пище. А мы, плотские, хотим есть и потому работаем. Ты избрал благую часть, читая целый день, для чего же тебе пища?

Человек все понял, поклонился старцу и попросил прощения.

Так и Мария имеет нужду в Марфе, – сказал ему настоятель. – Ибо и Марию восхваляют из-за Марфы.

*************************************************************

 

Смирение

 

К оптинскому иеросхимонаху Анатолию (Зерцалову) пришла женщина и попросила у него благословения жить одной, чтобы без помех поститься, молиться и спать на голых досках. Старец сказал ей:

– Ты знаешь, лукавый не ест, не пьет и не спит, а все в бездне живет, потому что у него нет смирения. Покоряйся во всем воле Божией – вот тебе и подвиг; смиряйся перед всеми, укоряй себя во всем, неси с благодарением болезни и скорби – это выше всяких подвигов!

*************************************************************

 

Похвала

 

О тшельник пришел жаловаться старцу, что каждый день с девяти утра он в своем уединении чувствует странный голод. Хотя в монастыре, где он жил раньше, ему удавалось без труда по нескольку дней проводить без еды.

– Не удивляйся этому, сын мой, – ответил ему старец. – В пустыне нет никого, кто был бы свидетелем твоих постов и кто поддерживал бы и питал тебя похвалами. Прежде тщеславие служило тебе пищей в монастыре, и удовольствие, которое ты испытывал, выделяясь среди других своим воздержанием, для тебя было еще слаще обеда.

*************************************************************

 

Исповедь

 

П оспорили два друга, и один сказал другому: – На свете Бога нет.

Верующий подумал и вот что ответил другу: – Ты говоришь так, как если бы больной сказал: «Нет на свете здоровья». Или если бы слепой сказал: «Нет в мире света», вместо того чтобы признаться, что сам не видит. Ты говоришь так, как если бы нищий сказал: «Нет на свете никакого золота». Но разве мало его и на земле, и под землей? Или если бы злодей сказал: «Нет на свете доброты», хотя на самом деле ее просто нет в нем самом. Точно так же и ты, друг, неверно говоришь: «Бога нет». Кто дал тебе право твою болезнь и бедность навязывать всем?

Но если ты признаешь и смиренно скажешь: «Я не знаю Бога», то это будет твоя исповедь и первый шаг к Нему.

*************************************************************

 

О дному старцу во время болезни брат влил в пищу вместо меда льняное масло, вредное для его здоровья. Однако старец на это ничего не сказал и спокойно ел это масло и в первый, и во второй раз. Когда ученик спохватился, то очень опечалился и сказал:

– Я чуть не убил тебя, авва, и ты возложил этот грех на меня тем, что промолчал.

На что старец ему с кротостью ответил:

– Не скорби, чадо: если бы Богу угодно было, чтобы я ел мед, то ты наверняка

влил бы мне меда.

 

Обиды

 

И нок спросил старца:

– Если я предаюсь гневу, но принуждаю свою душу терпеть плохое обращение и быть доброй один раз, что я должен делать, когда меня оскорбляют во второй, в третий и в четвертый раз?

Старец сказал ему на это:

Заповеди Божий следует исполнять не один раз, а всегда.

И сравнил человека, исполняющего заповедь лишь единожды, а потом отказывающегося от ее исполнения, с безумным, который один раз принимает принесенный ему хлеб, а потом с грубостью отталкивает руку дающего и грозится убить всякого, кто будет его кормить.

*************************************************************

 

У древнего мудреца среди учеников был богатый и гордый юноша. Чтобы исцелить его от вспыльчивости и научить смирению, мудрец наложил на него такую епитимью: три года юноша должен был странствовать по свету и платить каждому кто оскорбит его.

Юноша покорился учителю и отправился в путь. Он обошел много городов и стран и платил каждому, кто соглашался оскорбить его. Когда прошло три года, он вернулся к учителю. При входе в город его встретил кем-то прежде разгневанный страж, который обрушил на юношу весь свой гнев. Но вместо того, чтобы отвечать на оскорбления, юноша улыбался.

– Чему ты улыбаешься? – спросил удивленный страж.

– Три года я платил каждому, кто оскорблял меня хоть немного, а ты бесплатно изругал меня больше всех, кому я давал деньги, – ответил ему юноша.

*************************************************************

 

О дна знатная женщина отправилась на поклонение святым местам и решила, что после этого будет благочестиво проводить свою жизнь.

– Дай мне в служанки такую хорошую девицу, чтобы она научила меня жить по-новому, – попросила она епископа.

Епископ приставил ей в служанки самую тихую и добрую девушку, какую только мог отыскать.

Спустя некоторое время он встретил госпожу в городе и стал расспрашивать ее о служанке.

– Она прекрасно себя ведет, но позволяет мне делать все, что я хочу. Она слишком скромна, а мне нужно, чтобы кто-то не позволял мне исполнять любые мои прихоти.

Тогда епископ приставил к ней девушку крутого нрава, которая не церемонилась с хозяйкой и называла ее не иначе как «дура богатая».

Вскоре епископ опять увидел госпожу и спросил:

– Какова девица?

– Вот эта поистине приносит пользу моей душе, – ответила она, – через нее учусь я кротости и смирению.

*************************************************************

 

Од ин старец совсем не пил вина. Однажды, совершая путь, он оказался перед сборищем разбойников. Атаман узнал старца, знал и то, что тот не пьет вина. Однако наполнил чашу вином и, держа меч в руке, сказал старцу:

– Если не выпьешь, убью тебя.

Старец не боялся смерти, но уразумев в поступке разбойника Божий Промысл, взял чашу и выпил. Начальник же разбойников увидел смирение старца, и ему стало стыдно, что заставил человека Божия пойти против своего правила. Он немедленно покаялся перед ним:

– Прости меня, отче, что я оскорбил тебя.

– Верую Богу моему, что за эту чашу Он окажет тебе милость и в сем веке, и в будущем, – сказал ему старец.

– Верую Богу, что отныне никому не сделаю никакого зла, – ответил атаман и бросил оружие на землю, и его примеру последовали остальные.

И приобрел старец все сборище разбойников тем, что ради Бога отказался от своей воли.

*************************************************************

 

 

Э то случилось в страшное время, когда в пустыню пришли варвары и разорили многие монастыри. Некоторым старцам все же удалось бежать, и в поисках безопасного места им пришлось несколько дней провести в древнем храме.

– Пусть каждый из нас поживет здесь отдельно и в безмолвии, не будем встречаться друг с другом целую неделю, – предложил один из старцев.

Так они и сделали. А этот старец, вставая поутру, всякий раз бросал камень в лицо статуи, бывшей в храме, а вечером говорил ей: «Прости меня». И так он делал целую неделю.

Наконец, сойдясь все вместе, монахи его спросили:

– Каждый день ты бросал камни в лицо статуи, а под вечер ей кланялся. Делает ли так человек, правоверующий во Христа?

– Я делал это для вас, – пояснил им старец. – Когда я бросал камни в лицо статуи, то не говорила ли она чего и не сердилась ли? И когда я кланялся ей и просил прощения, трогалась ли она с места и говорила: «Не прощу!»?

– Мы ничего такого не видели и не слышали. Тогда старец сказал:

– Нас здесь семь братьев. Если хотите, чтобы нам друг с другом жить вместе, будем подражать этой статуе, которая одинаково равнодушна и к обидам, и к почестям. Если же не хотите вести себя так – то вот четверо ворот в храме и пусть каждый идет, куда хочет.

– Мы все сделаем, как ты говоришь, и будем послушны твоим словам, – сказали монахи и все оставшееся время провели вместе в мире и согласии.

*************************************************************

 

О днажды привели к преподобному старцу бесноватого и просили, чтобы он исцелил его. Старец сказал бесу:

– Выйди из создания Божия.

– Выйду, – ответил бес, – только позволь мне спросить тебя: кто праведники и кто грешники?

– Грешник – это я, – вздохнул преподобный, – а кто праведник, один Бог знает.

Увидев смирение старца, бес немедленно вышел из несчастного.

*************************************************************

 

О скорбленный инок пришел помириться с оскорбителем, но тот не принял его и дверей ему не отворил. Тогда он пошел к одному опытному старцу и рассказал ему об этом.

– Знаешь ли, – сказал ему стар



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: