III. Формы и методы контроля, система оценок





Требования к уровню подготовки обучающихся:

 

1 класс Естественная и удобная посадка за инструментом Организованный игровой аппарат Свобода движения рук Метроритмическая точность Уверенное исполнение произведений
2 класс Организованный игровой аппарат Скоординированность движений Слуховое восприятие Метроритмическая точность Уверенное исполнение произведений
3 класс Свободное владение основными штрихами Умение слышать свои ошибки и исправлять их Культура исполнения Наличие тенденции развития Выражение заинтересованности Уверенное исполнение произведений
4 класс Умение слышать свои ошибки и исправлять их Культура звука Техническое развитие Творческое мышление Темповое и штриховое соответствие исполнения Умение использовать полученные знания в практической деятельности
5 класс Эмоциональная свобода исполнения Техническая свобода, уверенное владение исполнительскими приемами Индивидуальное отношение к исполняемому произведению

 

 

IV. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

 

Виды промежуточной аттестации:

· Академический концерт (прослушивание). Цель: контроль за исполнительским развитием учащегося, его творческим ростом. Выступление на концертах, конкурсах приравнивается к сдаче академического концерта.

· Контрольный урок в форме открытого занятия. Цель: контроль за развитием творческих навыков учащегося, диагностика проблем. Возможно исполнение пьес по нотам.

· Зачет по техническому развитию проводится на контрольном уроке. Цель: выявление уровня технической оснащенности учащегося. Возможно исполнение этюда по нотам.

 

 

График промежуточной аттестации:

 

Класс Академический концерт (прослушивание) Контрольный урок (зачет) Экзамен
1 класс Академический концерт - март Контрольный урок - декабрь, май -
2 класс Академический концерт – ноябрь, март Контрольный урок - декабрь, май -
3 класс Академический концерт – ноябрь, март Контрольный урок - декабрь, май -
4 класс Академический концерт – ноябрь, март Контрольный урок - декабрь, май -
5 класс Прослушивание выпускной программы - декабрь, апрель - Экзаменационное прослушивание - май

 

Критерии оценки:


Оценка «Отлично» выставляется за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. Показано индивидуальное отношение к исполняемой программе, понимание формы и стиля произведений, осмысленность исполнения, продемонстрировано свободное владение исполнительскими приемами. Программа исполнена наизусть, ярко и выразительно. Количество и сложность произведений соответствует уровню класса. Присутствуют артистичность и сценическая выдержка.

 

Оценка «Хорошо» выставляется за техническую свободу, осмысленную, выразительную игру, когда ученик демонстрирует достаточное понимание характера и содержания исполняемых произведений. Программа исполнена наизусть, но допущены небольшие технические или стилистические неточности, не разрушающие целостность произведения. Допустимы более умеренные темпы. Репертуарное продвижение соответствует уровню класса, как и количество проходимого материала.

 

Оценка «Удовлетворительно» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, не яркое, не образное исполнение произведений. Программа исполнена с неточностями и ошибками, слабо проявляется индивидуальное отношение к исполнению пьес. Ученик показывает недостаточное владение техническими приемами. Отсутствует свобода и пластичность игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.

 

Оценка «Неудовлетворительно» выставляется за слабое знание текста, исполнение с частыми остановками, отсутствие музыкальной образности в исполняемых произведениях, грубые технические ошибки, нет личного участия учащегося в процессе музицирования.

 

Контрольные требования для учащихся:

Класс Академический концерт (прослушивание) Контрольный урок (зачет) Экзамен (итоговая аттестация)
1 класс Две пьесы с простым ритмическим рисунком (2-е полугодие) Две пьесы с простым ритмическим рисунком или 1 пьеса и ансамбль   -
2 класс Две разнохарактерные пьесы Две пьесы (или одна пьеса и ансамбль) -
3 класс Две разнохарактерные пьесы 1 полугодие: 2 пьесы (1 пьеса и ансамбль) 2 полугодие: этюд на любой вид техники, мажорная гамма по выбору, арпеджио, аккорды, пьеса     -
4 класс 1. Произведение русских или зарубежных композиторов, обработка русской народной песни 2. пьеса по выбору 1 полугодие: 2 пьесы (1 пьеса и ансамбль) 2 полугодие: этюд на любой вид техники, мажорная гамма по выбору, арпеджио, аккорды, пьеса     -
5 класс 1. Произведение русской или зарубежной классики; 2. Обработка народной, авторской песни (танца) 3. Пьеса по выбору.-   3 произведения разных форм и жанров (возможно исполнение ансамбля – 1 пьеса)

 

Примерные программы академических концертов:

 

Класс

Русская народная песня «Я на горку шла»

Раухвегер М. Воробей

 

Класс

I полугодие: Русская народная песня «Я пойду ли, молоденька»

Александров Ан. «К нам гости пришли»

II полугодие: Русская народная песня «Как под яблонькой», обработка А. Иванова

Латышев А. «В мире сказок» (сюита)

 

Класс

I полугодие: Прокудин В. «Грустный паровозик»

Спадавеккиа А. «Добрый жук»

II полугодие: Белорусский народный танец «Лявониха»

Кухнов П. «Черепашки»

Класс

I полугодие: Коробейников А. «Ласковый вальс»

Джон Э. «Игра в мяч»

II полугодие: Русская народная песня «Во сыром бору тропинка», обработка Беляева Г.

Сурцуков В. «Юный ковбой»

 

Класс

Экзаменационная программа:

Циполи Д. «Менуэт»

Русская народная песня «Выхожу один я на дорогу», обработка Самойленко Б.

Дербенко Е. «Променад»

Пиццигони П. «Свет и тени», переложение Скворцовой О.

 

V. Список литературы и средств обучения

Методическая литература

1. Акимов Ю., Гвоздев Б. Прогрессивная школа игры на баяне Ч.I. – М.: Музыка, 1976.

2. Алексеев А. О воспитании музыканта-исполнителя. – Сов.музыка, 1980.

3. Алексеев А. Педагог творческого поиска. – Сов.музыка, 1981.

4. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.: «Музыка», 1974.

5. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – М.: «Советский композитор», 1973.

6. Бергер Ю. А. Современные концепции и методика обучения музыке. – СПб.: Музыка, 2004.

7. Беринова М. О развитии творческих способностей ученика.– Л.,1961.

8. Бойцова Г. Юный аккордеонист. – М., 1992.

9. Гвоздев П. Принципы образования звука на баяне и его извлечения. – В кн.: Баян и баянисты Вып.1. – М.: Музыка, 1970.

10.Говорушко П. Об основах развития исполнительских навыков баяниста. – В кн.: Методика обучения игре на народных инструментах. – Л.: Музыка, 1975.

11. Егоров Б. Общие основы постановки при обучении игре на баяне. – М.: Музыка, 1974.

12. Егоров Б. К вопросу о систематизации баянных штрихов – В Кн.: Баян и баянисты. Вып. 1. – М.: Музыка, 1984.

13. Ильина Е. Р. Музыкально-педагогический практикум. – М.: Музыка, 2008.

14. Ищенко Н. Специальный инструмент (баян-аккордеон): Программа для музыкальных вузов («Народные инструменты»). – Челябинск: ЧГАКИ, 2000.

15. Крупин А. О некоторых принципах освоения современных приемов ведения меха баянистами. – В кн.: Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6. – Л.: Музыка, 1985.

16. Липс Ф. Искусство игры на баяне. – М.: Музыка, 1985.

17. Липс Ф. О переложениях и транскрипциях. – В кн.: Баян и баянисты. Вып. 3. – М.: Музыка, 1977.

18. Маккиннон Л. Игра наизусть. – Л., 1987.

19. Мотов В., Шахов Г. Развитие навыков подбора на слух. – М.: Музыка, 2002.

20. Потеряев Б. П. К вопросу об эффективности идеомоторной подготовки баяниста-исполнителя. – Челябинск: ЧГАКИ, 2004.

21. Потеряев Б. П. Художественная техника баяниста. – Челябинск, ЧГАКИ, 2002.

22. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. – М., 1975.

 

23. Чернов А. Формирование смены меха в работе над полифонией. – В кн.: Баян и баянисты. Вып. 7. – М.: Музыка, 1987.

24. Шахов А. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование (баян и аккордеон). – М.: Кифара, 2004.

25. Ястребов Ю. Методические указания для педагогов ДМШ (первые шаги обучения на баяне). – Челябинск: ЧГИИК, 1974.

 

Нотная литература

1. Аккордеон в музыкальной школе: Сборник пьес для 1-3 классов. Вып.5/ Сост. С. Павин. – М.: «Музыка»,1970.

2. Аккордеон в музыкальной школе: Пьесы для 4-5 классов. Вып. 54/ Сост. М. Двилянский. – М.:«Музыка», 1987.

3. Аккордеон. Хрестоматия. 1-3 классы детской музыкальной школы. Пьесы, этюды, ансамбли, народные песни / Сост. Мотов В., Шахов В. – М.: «Кифара», 2003.

4. Аккордеонисту-любителю. Вып.20/ Сост. А.Талакин– М.:«Музыка», 1990.

5. Алексеев В. Пьесы для аккордеона /Сост. Л. Харина, В. Шильдт.- Екатеринбург, объединение «Дворец молодежи», 2001.

6. Альбом для детей: Произведения для аккордеона. Вып.2/ Сост. Ф. Бушуев, С. Павин. – М.: «Музыка», 1987.

7. Альбом для детей и юношества. Аккордеон или баян / Сост. М. Двилянский. – М.: «Музыка», 2001.

8. Альбом начинающего баяниста. Вып.43/ Сост. В.Бухвостов – М.: «Советский композитор», 1991.

9. Ансамбли для баяна. 1-3 классы детской музыкальной школы / Сост. Д. Самойлов – М.: «Кифара», 1997.

10. Бажилин Р.Н. Детский альбом для аккордеона / Р. Н. Бажилин. – М.: Издательство Владимира Катанского, 2002.

11. Бажилин Р. Н. Концертные пьесы для аккордеона в стиле популярной музыки / Р. Н. Бажилин.– Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

12. Бажилин Р. Н. Школа игры на аккордеоне / Р. Н. Бажилин. – М.: Издательство Владимира Катанского, 2002.

13. Беляев Г. Краски музыки. Сборник пьес и песен для баяна (аккордеона). 1-3 классы ДМШ / Г. Беляев. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012.

14. Бойцова Г. В мире танца: менуэты, гавоты, контрдансы, кадрили в переложении для аккордеона и баяна / Г. Бойцова. – Санкт-Петербург, 2005.

15. Бортняков В. Эстрадные миниатюры «Ретро», обработки и сочинения. Вып.1 / В. Бортников. – С.-П.: АДС «Детство», 1993

16. Бредис С. Музыкальный сюрприз: сборник пьес для баяна (аккордеона): 3-5 классы ДМШ / С. Бредис. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012.

17. Бредис С. Хорошее настроение: сборник пьес для баяна (аккордеона): 2-4 классы ДМШ / С. Бредис. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2011

18. Брызгалин В. Первая полифоническая школа для баянистов и аккордеонистов, тетрадь 1 / В. Брызгалин. – Курган: «Мир нот», 2001.

19. Вальс, танго, фокстрот для аккордеона или баяна / Сост. И. Савинцев. –М.: «Музыка», 1987.

20. Двилянский М. Самоучитель игры на аккордеоне / М. Двилянский. – М.: «Советский композитор», 1992.

21. Двоскин А. Современные танцы в народном стиле для аккордеона или баяна / А. Двоскин. – М.: «Музыка», 1980.

22. Доренский А. Музыка для детей. 2-3 классы. Вып. 2 / А. Дворенский. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

23. Доренский А. Пять ступеней мастерства, первая ступень. Этюды для баяна / А. Доренский. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.

24. Доренский А. Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона. 1-3 класс ДМШ. / А. Доренский. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007.

25. Доренский А. «Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона» 3-5 классы ДМШ / А. Доренский. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008.

26. За праздничным столом 1. Популярная музыка для баяна или аккордеона / Сост. О.Агафонов. – М.: «Музыка», 2004.

27. Играем с оркестром. Концертный репертуар для баяна (аккордеона) в сопровождении виртуального оркестра. 1-5 класс ДМШ. Учебно-методическое пособие/ Сост. В.Ушенин.– Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012.

28. Карусель. Сборник детских сочинений для баяна или аккордеона / Сост. Т.Б. Пономарёва– Санкт-Петербург: ДМШ им. Андреева, 2006.

29. Колесов Л. Эстрадные миниатюры в музыкальной школе / Л. Колесов. – М.: Всероссийское музыкальное общество, Благотворительный фонд «Народная музыка и дети», 2004.

30. Композиции для аккордеона. Вып.8/ Сост. В. Ушаков.– Санкт-Петербург: «Композитор», 1999.

31. Композиции для аккордеона. Вып.4/ Сост. В. Ушаков.– Санкт-Петербург: «Композитор», 1999.

32. Концертные пьесы для аккордеона (баяна) в стиле мюзет./ Сост. Р. Бажилин. – М.: изд. В. Катанского, 2000.

33. Коробейников А. Альбом для детей и юношества, пьесы для баяна и аккордеона, часть 2 / А. Коробейников. – Санкт-Петербург: «Композитор», 2003.

34. Коробейников А. «Детский альбом» для баяна и аккордеона / А. Коробейников. – М.: «Русское музыкальное товарищество», 2004.

35. Кузнецов В. «Популярные мелодии» в обработке для баяна / В. Кузнецов. – Санкт-Петербург: «Музыка», 1992.

36. Куликов В. «Ча-ча-ча», популярные мелодии в латиноамериканских ритмах./ В. Куликов. – М.:«Музыка», 1994.

37. Легкие пьесы для чтения с листа на аккордеоне / Сост. П. Шашкин. – М.:«Музыка», 1983.

38. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне / П. Лондонов. – М.: «Музыка», 1990.

39. Лушников В. Самоучитель игры на аккордеоне / В. Лушников. – М.: «Музыка», 2001.

40. Лушников В. Школа игры на аккордеоне / В. Лушников. – М.: «Советский композитор», 1991.

41. Мотов В. Простейшие приёмы варьирования на баяне или аккордеоне / В. Мотов. – М.: «Музыка», 1989.

42. Музыкальная акварель. Пьесы для аккордеона. Вып.12/ Сост.А. Чиняков.– М.:«Музыка», 1992.

43. На досуге. Репертуарная тетрадь аккордеониста. Вып.5/ Сост. Л. Присс. – М.:«Музыка»,1986.

44. Народные мелодии для баяна (аккордеона)/ Сост. В. Артюгин, Н. Скуматова, И. Сперанский.– Санкт-Петербург: «Композитор», 1998.

45. Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып.25 /сост. С. Павин. – М.: Музыка, 1987.

46. Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып.28 / Сост. А. Гуськов и В. Грачев. – М.:«Музыка», 1988.

47. Николаев Г.Я. Альбом детских пьес для аккордеона (баяна). 2-3 классы ДМШ / Г.Я.Николаев. – СПб.: «Композитор», 2006.

48. Новые произведения российских композиторов юным баянистам-аккордеонистам: 1-2 класс ДМШ: учебно-методическое пособие/ Редактор-сост. В. В.Ушенин. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010.

49. Новые произведения российских композиторов юным баянистам-аккордеонистам: 2-3 класс ДМШ: учебно-методическое пособие/ Редактор-сост. В.В. Ушенин. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010.

50. Новые произведения российских композиторов юным баянистам-аккордеонистам: 3-4 класс ДМШ: учебно-методическое пособие/ Редактор-сост. В.В. Ушенин. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010.

51. Новые произведения российских композиторов юным баянистам-аккордеонистам: 4-5 класс ДМШ: учебно-методическое пособие/ Редактор-сост. В. В. Ушенин. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010.

52. Новые произведения российских композиторов юным баянистам-аккордеонистам: 5-6 класс ДМШ: учебно-методическое пособие/ редактор-сост. В. В. Ушенин. – Ростовна-Дону: «Феникс», 2010.

53. Педагогический репертуар аккордеониста 1-2 классы. Вып.10/ Сост. Ф. Бушуев, С. Павин.– М.: «Музыка», 1981.

54. Педагогический репертуар аккордеониста 3-5 класс ДМШ. Вып. 9/ сост. Ю. Акимов, А. Талакин.– М.: «Музыка», 1980.

55. Первые шаги аккордеониста. Выпуск 13. Редактор П. Лондонов. – М.: «Музыка», 1995.

56. Песни народов мира в обработке для баяна (аккордеона). «Чудный месяц». / Сост. Г. Шахов.– М.: «Музыка», 1998.

57. Пешков Ю. Аккордеон Ретро (танго, вальс, обработки) / Ю. Пешков. – Омск, 1991.

58. Полифонические произведения для аккордеона. Вып.1/ Сост. В. Иванов.– М.: «Советский композитор»,1972.

59. Полифонические пьесы для баяна. Вып.5/ Сост. В. Алехин.– М.: «Советский композитор»,1978.

60. Сонатины и вариации для баяна. Вып.11 / Сост. Ф. Бушуев. – М.: «Музыка», 1979.

61. Сонатины и вариации для баяна. 1–3 классы. ДМШ / сост. Д. Самойлов.– М.: «Кифара», 1998.

62. Старинные русские романсы в переложении для баяна или аккордеона Вып.2 / Сост. П. Говорушко.– М.:«Музыка», 1987.

63. Танцевальные ритмы для аккордеона. Вып.13 / Ред. И. Обликин.– М.:«Музыка», 1981.

64. Ушенин В. Школа игры на аккордеоне / В. Ушенин. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013.

65. Фоссен А. Антология эстрадного репертуара для аккордеона. 1 и 2 тетрадь / А. Фоссен. – Санкт-Петербург: «Композитор», 2001.

66.Фронтовые песни в переложении для баяна или аккордеона./Сост. П. Говорушко.– М.:«Музыка», 1986.

67.Хрестоматия аккордеониста. 1–3 классы ДМШ. Упражнения, этюды / Сост. А. Талакин. – М.:«Музыка», 1995.

68. Эстрадные миниатюры для аккордеона или баяна. Вып.1 / Сост. С. Лихачев. – Санкт- Петербург: «Композитор», 2002.

69. Эстрадные миниатюры для аккордеона или баяна. Вып. 2 / Сост. С. Лихачев. – Санкт- Петербург: «Композитор», 2002.

70. Этюды для аккордеона. Вып.20 / Сост. М. Двилянский. – М.: «Музыка», 1987.

71. Этюды для баяна. Вып.16/ Сост. Л. Гаврилов. – М.: «Музыка», 1988.

72. Юный аккордеонист. Часть 1. / Сост. Г. Бойцова.– М.:«Музыка», 1996.

73. Юный аккордеонист. Часть 2. /Сост. Г. Бойцова. – М.:«Музыка», 1996.

74. Юхно С. «Популярная музыка для аккордеона (баяна), 3-4 класс ДМШ / С. Юхно. – Санкт-Петербург: «Союз художников», 2004.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: