О вере, простоте и совершенстве




 

 

Вера

 

В женском монастыре был святой источник, известный своей целительной силой и среди христиан, и среди иноверцев. Как-то разболелась у одного мусульманина жена, и он, не находя иного способа исцеления, приехал в этот монастырь ночью под страшным дождем.

У ворот монастыря его встретил сторож.

– Что нужно? – грубо спросил он.

– Нельзя ли позвать кого-нибудь из монахинь? – осведомился иноверец.

– Никак невозможно, – ответил сторож, – уже поздно, все спят. Что нужно? – повторил он вопрос.

Мусульманин объяснил свою беду и попросил набрать воды из источника, подав сторожу кувшин. Сторож в раздражении взял сосуд и, зайдя за угол, подумал: «Какая басурману разница? Ему вся вода одинакова», – и набрал дождевой воды прямо из лужи. Мусульманин взял кувшин, поблагодарил сторожа и уехал. А назавтра он привел вола в дар монастырю в благодарность за то, что жена пила святую воду и исцелилась. Недоумевающая игуменья спросила сторожа, что это значит, и тот во всем покаялся. Игуменья же созвала инокинь в церковь на благодарение Богу, который чудеса творит для людей по вере их.

*************************************************************

 

Н екий простолюдин отправился с больным сыном к старцу в стране Египетской. Не выдержав дороги, больной умер, и отец, полный печали, принес мертвого сына на руках, вошел в келью и молча положил его к ногам старца. Не поняв, что пред ним лежит мертвец и думая, что поклонившийся не хочет встать, старец сказал умершему: – Встань и иди вон.

Тот послушно ожил, встал и вышел к удивленному своему отцу. В радости отец незамедлительно сказал старцу, что тот совершил чудо.

Опечалился святой старец, услышав это, и запретил простолюдину и ученикам своим рассказывать о случившемся прежде своей смерти.

*************************************************************

 

С тарца спросили, как ему живется в пустыне. – Ничто меня не беспокоит, – отвечал старец, – только иногда после полуночи слышу голос, который окликает меня по имени и говорит: «Вставай и иди в храм!» Тогда я встаю и иду в храм, чтобы подлить маслица в догорающую лампаду

*************************************************************

 

В горе аввы Антония [1 - Гора аввы Антония – местность в египетской пустыне рядом с пещерой, где жил прп. Антоний Великий.] безмолвствовали семь монахов. Когда поспевали финики, то каждый из них поочередно стерег созревшие плоды от птиц. Среди монахов был старец. Когда приходила его очередь стеречь финики, он всякий раз говорил:

– Господи, как удаляешь Ты от сердца моего греховные помыслы, так и удали от фиников птиц.

*************************************************************

 

Мудрое завещание

 

У одного верующего человека был неверующий сын. Отец очень переживал по этому поводу, но ничего не мог поделать. Наконец, чувствуя приближение смерти, он позвал сына и сказал:

– У меня к тебе только одна просьба. Когда я умру, приходи в мою комнату на пятнадцать минут.

– А что мне при этом нужно делать? – спросил сын.

– Ничего. Просто сиди. Но не менее пятнадцати минут…

Похоронив отца, сын в точности исполнил его просьбу: являлся каждый день в комнату с иконами и просто сидел. А когда минуло пятнадцать дней, этот юноша сам пошел в церковь и через какое-то время стал глубоко верующим человеком.

Только тогда он осознал, насколько мудрым было отцовское завещание. Ведь в молодости всегда не хватает времени, чтобы подумать о жизни и смерти, о Боге, о своей душе. Каждый день, хотя бы пятнадцать минут.

*************************************************************

 

К старцу в келью залетела муха. Весь день она то затихала, то снова принималась летать по келье с громким жужжанием, отвлекая старца от молитвы. Несколько раз старец открывал окно, пытаясь прогнать возмутительницу спокойствия, дважды ему даже удалось изловить насекомое и вынести из кельи, но все тщетно. Муха снова залетала и жужжала громче прежнего.

Наконец старец в простоте сердца воскликнул:

– Господи, запрети созданию Твоему залетать в мою келью.

Тотчас муха оставила келью и больше не беспокоила старца.

*************************************************************

 

Не суди

 

Ж ил в монастыре монах, который нередко опаздывал к службе и этим часто огорчал игумена. Да и братья на него нередко роптали и несколько раз хотели даже выгнать из монастыря.

Но вот однажды этот монах заболел. Собрались братья возле его смертного одра и были очень огорчены тем, что погибает душа несчастного: слишком много водилось за ней всевозможных грехов.

Но лицо монаха, который находился в забытьи, выражало спокойствие и радость, что бывает только у праведников.

Как только монах очнулся, братья приступили к нему с вопросами:

– Что ты видел? С кем ты так задушевно беседовал в другом мире, как со своими ближними?

Собрав последние силы, больной ответил:

– Братья, вы сами знаете, что я жил недостойно. И вот я увидел, как демоны окружили мою постель, и в руках у них был лист, снизу доверху исписанный моими грехами. Ангел же хранитель стоял вдалеке и плакал. И вдруг я услышал голос с неба: «Не судите, да не судимы будете! Этот монах не осудил ни кого, и Я прощаю его». И тотчас хартия в руках демонов загорелась, и сами они с воплями исчезли. Подошел ко мне Ангел и приветствовал меня. Братья, вы осуждали меня, и осуждали справедливо. А я, грешный, после принятия монашества даже в мыслях не осудил ни одного человека.

*************************************************************

 

Л етом 1921 года врачу и священнику о. Валентину Войно-Ясенецкому (в будущем – святитель Лука Крымский) пришлось публично выступать на суде в Ташкенте в защиту врачей.

– Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это Вы ночью молитесь, а днем людей режете? – спросил его чекист по фамилии Петере.

– Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы, гражданин общественный обвинитель? – ответил отец Валентин.

Зал встретил этот ответ аплодисментами.

Тогда Петере задал вопрос, который, по его расчетам, должен был изменить настроение публики.

– Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве Вы Его видели, своего Бога?

На что священник-хирург спокойно ответил:

– Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.

«Дело врачей» с треском провалилось. По мнению очевидцев, врачей от расстрела тогда спасли именно ответы священника-хирурга Войно-Ясенецкого.

*************************************************************

 

П ришел к старцу атеист и начал говорить ему, что не верит в Бога. Он никак не мог поверить в некоего Создателя, сотворившего Вселенную. Пару дней спустя старец наведался к атеисту с ответным визитом и принес с собой великолепную картину. Атеист был изумлен. Никогда прежде он не видел более совершенного полотна.

– Какая прекрасная живопись! Скажите, кто это написал? Кто автор?

– Как кто? Никто. Лежал себе чистый холст, а над ним полка с красками. Они случайно опрокинулись, разлились – и вот вам результат.

– Зачем же так шутить? – засмеялся атеист. – Ведь это невозможно: прекрасная работа, точные линии, мазок и сочетание оттенков. За всем этим великолепием чувствуется и глубина замысла. Без автора в таком деле не обойтись!

Старец улыбнулся и сказал:

– Вы не в состоянии поверить, что эта небольшая картина возникла случайно, без предварительного замысла создателя. И хотите, чтобы я поверил, что наш прекрасный мир – с лесами и горами, океанами и долинами, сменой времен года, волшебны ми закатами и тихими лунными ночами – возник по воле слепого случая, без замысла Творца?

*************************************************************

 

К ак-то неверующий молодой человек насмешливо отозвался в присутствии христианина о достоверности Библии, мол, авторство отдельных ее частей окончательно не установлено. Христианин сказал ему:

– Назови мне, пожалуйста, автора таблицы умножения.

Молодой человек задумался, а потом признался, что автор ему неизвестен.

– Не глупо ли с твоей стороны верить в правильность таблицы умножения и пользоваться ею, если ты не знаешь, кто ее составил? – спросил христианин.

*************************************************************

 

Ф ранцуз-атеист в сопровождении араба-христианина совершал путешествие по пустыне. День за днем араб не забывал преклонять свои колена на горячем песке и взывать к Богу.

Однажды вечером неверующий француз спросил у араба:

– Откуда ты знаешь, что существует Бог?

Проводник на минуту задумался и ответил:

– Откуда я знаю, что существует Бог? А из чего ты заключаешь, что в прошлую ночь мимо нашей палатки прошел верблюд, а не человек?

– Ну, это же видно по следам, – удивился неверующий француз.

Тогда, показав рукой на заходящее солнце, залившее своими лучами весь горизонт, араб сказал:

– Это следы не человека.

*************************************************************

 

Н екий философ задумал основать взамен христианства какую-нибудь другую, новую религию. Но что бы он ни придумывал, ничего не получалось: люди не выражали никакого желания становиться его последователями.

Он пожаловался на свою неудачу одному мудрецу, и тот сказал:

– Да, ввести в стране новую религию – задача не из легких. Но я знаю, что тебе для этого следует сделать.

– О, я сделаю все что угодно! – воскликнул философ. – Только скажи мне!

– Хорошо, тогда иди в мир, исцеляй больных и воскрешай мертвых, потом отдай себя на распятие. Потом тебя предадут земле, а на третий день ты воскреснешь из мертвых. Если ты все это сделаешь, то непременно вскоре достигнешь цели…

*************************************************************

 

О дин языческий царь призвал к себе христианского епископа и потребовал, чтобы тот отказался от своей веры:

– Разве ты не знаешь, что жизнь твоя в моей власти?

– Знаю, знаю это, – отвечал епископ, – но позволь мне, царь, предложить тебе один вопрос. Представь, государь, что вернейший твой слуга попал в руки твоих врагов. Враги всячески старались заставить раба изменить тебе. Но он оказался непоколебим в своей преданности тебе. Тогда враги, сняв одежды со слуги, прогнали его с посмеянием. Теперь скажи, государь: когда тот раб, обнаженный и поруганный за верность, вернется к тебе, не вознаградишь ли ты его честью и славой? Разве ты не дашь ему лучшие одежды для прикрытия его наготы?

– Конечно, я сделаю это, – ответил царь, – но к чему ты это говоришь?

Тогда епископ сказал:

– Царь, ты можешь снять с меня эту земную оде жду, то есть лишить жизни. Но Господь – Господин мой – облечет меня в новые, лучшие одежды.

Царь отпустил епископа и больше никогда не требовал от него отречения от христианской веры.

*************************************************************

 

К ак-то проповедник пришел в деревню, где было полным-полно неверующих.

Его окружила молодежь, которая стала над ним насмехаться и просить показать, где же обитает Всемогущий и Невидимый Бог, столь глубоко им чтимый.

Вместо ответа проповедник попросил принести ему чашку молока.

Когда перед монахом поставили молоко, он не стал его пить, а стал долго и молча разглядывать его со все возрастающим любопытством. Молодые люди проявляли нетерпение, их требования становились все настойчивей.

Тогда отшельник сказал им:

– Все говорят, в молоке содержится масло, но в этой чашке, как я ни старался, почему-то его не увидел.

Молодежь стала смеяться над его наивностью. – Глупый ты человек! Конечно, в каждой капле молока содержится масло, оно и делает его питательным. Но чтобы получить и увидеть его, нужно вскипятить молоко, остудить его, добавить простокваши, подождать несколько часов, чтобы оно свернулось, потом сбить и извлечь кусок масла, который появится на поверхности.

– Ах, вот как! – сказал проповедник. – Тогда мне гораздо легче объяснить вам, где обитает Бог. Он повсюду, и только благодаря Ему все мы существуем. Но чтобы увидеть и понять Его, вам тоже нужно строго, ревностно и искренне следовать предписанным правилам. Тогда в конце процесса вы сможете на себе ощутить Его милость и Его могущество.

*************************************************************

 

В от как сербский старец Фаддей Витовницкий объяснял, почему современным людям бывает трудно уверовать:

– Богу трудно нам явиться, потому что человек – словно разбитое зеркало, в котором духовные послания преломляются фрагментарно и всегда по-разному. Каждый принимает столько, сколько позволяет ему его зеркало, с которым он приходит в мир. Пока сила Божия не соберет нас и не соединит снова в одно целое, мы останемся разбиты и разбросаны.

Христос пришел на землю, чтобы наше зеркало вновь стало целым и ясно отражало Бога.

*************************************************************

 

П осле кораблекрушения одного европейца выбросило на остров в южной части Тихого океана.

Этот остров был населен аборигенами, которые оказались умными, гостеприимными и к тому же исповедовали христианскую веру

Вечером вождь аборигенов пригласил спасшегося человека на ужин в свою хижину, и за едой у них состоялся разговор о пользе цивилизации.

Гость с жаром начал рассказывать вождю, какие усовершенствования можно внести в жизнь острова и как они изменят жизнь его племени.

– Только ваша вера мешает вам быстро идти в ногу с прогрессом! – заключил он свою речь.

– Ты прав, дружище, вера сильно изменила наш образ жизни, – сказал вождь. – Ведь в былые времена мои люди не стали бы с тобой разговаривать, а зажарили бы тебя на ужин. Значит, ты считаешь, нам стоит ее отменить?

*************************************************************

 

Вера и молитва

 

Н екий святой старец послал ученика своего за водой. Когда ученик уже пришел к колодцу он понял, что забыл взять веревку и очень опечалился, потому что далеко было идти, а возвратиться без воды не хотелось. Тогда в огорчении он встал на молитву и со слезами сказал:

– Господи! Ты сотворил небо и землю, море и все, что в них, Ты един сотворил все чудное, умилосердись надо мною ради раба Твоего, моего духовного отца, который послал меня, неразумного своего ученика, почерпнуть воды.

Окончив молитву, он увидел, что вода поднялась вверх до самого устья колодца, и поспешил наполнить кувшин свой, после чего вода опять спустилась на свой обычный уровень.

Подивился брат и всю обратную дорогу славословил Всемогущего Бога, творящего чудеса и не оставляющего уповающих на Него.

*************************************************************

 

Великий Гость

 

С тарец Амфилохий (Макрис) многие годы был настоятелем монастыря святого Иоанна Богослова на Патмосе, основал на греческих островах несколько монастырей, детских приютов и богоугодных заведений.

Мудрый старец часто говорил притчами.

Христос часто приходит и стучит в вашу дверь, и вы приглашаете его посидеть в прихожей вашей души, – говорил он о вере. – Затем погружаетесь в свои дела, за которыми забываете о Великом Госте. Он ждет вашего появления, а когда вы слишком долго не возвращаетесь, Он встает и уходит. В других случаях вы столь заняты, что отвечаете Ему из окна. У вас даже не находится времени, чтобы открыть дверь.

*************************************************************

 

Хлеб и вино

 

Ж ил в скиту некий старый монах, велик он был по жизни, но прост в вере. Случилось ему однажды в беседе с двумя старцами, умудренными в богословии, сказать, что не по существу бывает Телом Христовым хлеб, который принимаем мы в Святом Причастии, но что это лишь образ. Услышали эти слова старцы, поняли, что он говорит это в незлобии и простоте, и сказали:

– Ты заблуждаешься, отче, Господь сказал о хлебе: «Сие есть Тело Мое», – и мы веруем, что это поистине Тело Христово.

– Если не буду убежден делом, не уверюсь, – сказал монах.

– Помолимся Богу, чтобы открыл нам это Таинство, – предложили старцы.

Старый монах с радостью принял их предложение и молился Богу, чтобы открыл ему истину.

И старцы молились о Таинстве и о том, чтобы открыта была истина монаху и не погубил он труда своего.

Когда пришли они в воскресный день в церковь, то отверзлись умные очи их, и там, где был положен хлеб на святую трапезу, они трое увидели Младенца. Когда же простер пресвитер руку раздробить хлеб, то увидели они Ангела Господнего, который заклал Младенца и источил кровь Его в Чашу. Когда же подошли они к Чаше, то дана была старцу – одному из всех – плоть и кровь.

У видев это, он ужаснулся и взмолился:

– Верую, Господи, что хлеб и вино в Чаше есть Тело Твое и Кровь Твоя!

И тотчас плоть сделалась хлебом, как бывает в Таинстве, и принял старец Святое Причастие, благодаря Бога.

– Бог знает человеческую природу, что не можем мы есть сырую плоть, и потому предлагает Тело Свое в хлеб и Кровь Свою – в вино для приемлющих сие с верою, – сказали старцы после литургии уверовавшему монаху и возблагодарили Бога, что не попустил Он погибнуть трудам старца, и все трое с радостью пошли в кельи свои.

*************************************************************

 

Мощи

 

М ать попросила сына ради скорейшего разрешения какой-то домашней неурядицы сходить к мощам великого угодника Божия и отнести что-нибудь в дар монастырю, в котором они покоятся.

– Зачем куда-то что-то нести? – разозлился сын, – оставь в покое мертвые кости! Обратись лучше за помощью к живым людям!

День прошел в заботах. А ночью в отчетливом сновидении пришел к нему сей угодник и, потрясая жезлом, сердито крикнул:

– Я живой, а не мертвый! Перестань быть неверным – стань верным!

В большом страхе вскочил сын с постели и, как только рассвело, взял приготовленные матерью дары и отнес в монастырь к мощам святого, и с тех пор никогда не сомневался в том, что угодники Божий живы.

*************************************************************

 

Пустой храм

 

Н екий священник и монах пришел в храм служить праздничную литургию и обнаружил, что ни одной живой души в храме нет. Даже пономарь не смог прийти по какой-то причине. Огорченный священник совершил проскомидию, затем начал:

– Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа!

И вдруг, к своему величайшему удивлению, услышал громкий и многоголосый ответ из храма:

– Аминь.

Он обернулся, но храм был по-прежнему пуст. В страхе и трепете продолжил он ектению. Ответа более не последовало, но с той поры он уже никогда не сомневался в том, что Силы Небесные всегда присутствуют в храме, когда священник служит литургию.

*************************************************************

 

О дин великий подвижник, славный среди людей за свое постничество, пришел некогда со своими учениками к некоему старцу, надеясь увидеть у

него подвижничество еще более строгое. Старец принял его радостно и предложил на трапезе все, что было у него. Увидев это, ученики подвижника сказали старцу:

– Наш наставник ничего не вкушает, кроме хлеба и соли.

Однако авва продолжал есть молча.

Подвижник с учениками провели в гостях три дня, и никто из них не слышал и не видел, чтобы старец или ученики его молились или пели псалмы.

Они ушли в недоумении, не получив никакой пользы, но по промыслу Божиему сбились с дороги и вышли опять к келье старца, из которой услышали псалмопение. Они постучались. Авва принял их с любовью. По причине зноя путешественники попросили подать им пить. Вода оказалась с примесью морской, и никто не смог пить эту воду.

– Ох, – спохватился старец, – это, наверное, мой ученик по неразумию влил в речную воду морской.

Но подвижник понял, что не это истинная причина, пал в ноги старцу и сказал:

– Авва! Ради Господа открой мне тайну подвижничества вашего. Когда мы были здесь, вы не пели псалмов, а когда мы неожиданно вернулись к вам, то застали вас в молитве. Так и вода у вас прежде была хорошая, а теперь оказалась соленою.

– Сын мой! – отвечал на это старец, – малая чаша вина и свежая вода были поставлены вам ради любви, а той водой, которую ты вкусил теперь, мы обычно утоляем жажду. Иноку должно всегда содержать подвиг свой в тайне и ничего не делать напоказ из самолюбия или человекоугодия.

Подвижник получил большую пользу душе и стал с того времени вкушать предлагаемую ему пищу, чтобы не хвалиться от людей за свое постничество, а подвиг свой хранить в тайне.

*************************************************************

 

Н екий человек, ума пытливого и беспокойного, из православия перешел в некоторую секту, не переставая молиться Христу о своем спасении.

Однажды видит он во сне: стоит множество котлов. Появился белобородый архиерей и стал освящать воду в котлах. Подошел к первому котлу с левого края, попробовал погрузить в воду крест, а котел пустой! Также и во втором, и в третьем. Из четвертого послышался лишь слабый плеск. В следующих, судя по звуку, воды было больше, и наконец, когда подошел архиерей к крайнему справа котлу и погрузил в него свой крест, то поднялась в нем вода, будто вскипая, и взлетели искры ярче солнца. Потом владыка протянул крест для целования, и стало появляться множество людей возле него и целовать крест, и каждого владыка кропил водой из котла, и капли воды падали подобно искрам.

Увидев это, обрадовался человек и тоже пошел ко кресту, но владыка посмотрел строго и сказал:

– Ты не имеешь отношения к этой купели. Твой котел там – среди пустых, слева.

И люди стали отворачиваться от него. Горько заплакал человек и в тот же момент проснулся. Понял несчастный, куда завел его пытливый ум, исповедался и причастился и уже никогда более не отходил от веры отцов.

*************************************************************

 

К авве Пимену Великому пришел некий брат на второй неделе Четыредесятницы. Проведя долгое время в келье старца, и получив ответы на свои вопросы, брат, уходя, сказал:

– Едва было не оставил я намерения прийти к тебе сегодня, отче.

– Почему же? – удивился старец.

– Я думал, что по причине Великого Поста ты не отворишь мне дверей.

Авва Пимен улыбнулся и ответил брату:

– Мы не учились запирать дверь деревянную перед человеком, но более – уста перед праздными словами.

Получив большую пользу своей душе, брат удалился.

*************************************************************

 

Ж ил в пещере старец с пятью учениками. Настал праздник Пасхи, и они, совершив литургию, хотели вкусить, что найдется. А было у них только немного сухих хлебов и несколько овощей.

– Дети мои! – воскликнул старец. – Если мы верные и истинные чада Христовы, то попросите каждый у Бога той пищи, какой кому угодно вкусить в праздник.

Ученики, считая себя недостойными такой благодати, попросили старца помолиться за всех, и старец с радостью согласился. Когда прозвучали последние слова молитвы и все рекли: «Аминь», тотчас явились у пещеры неизвестные мужи, сказавшиеся пришельцами издалека, и принесли с собою всего, о чем братья даже и не слыхали и что не родится в пустыне. Здесь был и виноград, и гранатовые яблоки, и смоквы, и орехи, и то, чему поспеть тогда было еще не время, и медовые соты, и сосуд свежего молока, и десять больших чистых и теплых хлебов. Мужи, принесшие это, сказали, что все это послано для них неким знатным и богатым человеком, и тотчас поспешно удалились.

Приняв дары, братья дивились и говорили, что поистине это послано им от Бога.

*************************************************************

 

О дин святой старец, достигнув глубокой старости, слег, наконец, на смертный одр. Братия окружили его и горько плакали о разлуке с ним. Старец же, напротив, был полон радости и, открыв глаза свои, тихо улыбнулся.

– Мы плачем, а ты смеешься, почему так? – спросили его братия.

– Вы плачете оттого, – отвечал старец, – что боитесь смерти, и не готовы к ней, а я смеюсь потому, что иду от трудов на покой.

*************************************************************

Об учителях и учениках

 

 

П ришли однажды к старцу молодые люди проситься в ученики.

Посадил он их перед собой и каждому задал один вопрос:

– Скажи мне, но только со всей откровенностью: если ты найдешь кошелек с золотыми, вернешь ли хозяину?

Первый ответил:

– Если бы я знал хозяина, то вернул бы кошелек, не сомневаясь ни минуты. Но если я не знаю того, кто его обронил, кому отдавать кошелек?

Второй подумал и сказал:

– Я думаю так: если я найду кошелек, то, значит, это Господь посылает его мне в награду за что-то. Я не должен его отдавать.

А третий ученик признался:

– Трудный вопрос, отче. Откуда мне знать, каким я буду в тот момент, когда найду кошелек, и удастся ли мне оградить себя от злой воли? Может быть, она возобладает, и тогда я присвою кошелек себе. А может быть, Господь поможет мне преодолеть искушение. И тогда я верну кошелек законному владельцу.

– Вот хороший ответ, – сказал старец третьему юноше. – Я беру тебя в послушники.

*************************************************************

 

К ак-то два инока пришли к старцу с просьбой объяснить, принимать ли им посещающих их братьев с радостью или лучше не выражать своей радости.

Они еще не успели открыть рта, чтобы изложить свое затруднение, как старец предупредил их вопрос. Он посадил их одного слева, а другого справа, затем вошел в свою келию, покрылся старым рубищем и прошелся между ними в таком одеянии, не говоря ни слова. Затем старец снял с себя это рубище, надел хорошую одежду, которую он употреблял в праздничные дни, и снова прошелся между ними. Наконец он оделся, как одевался постоянно, сел с ними и спросил:

– Хорошо ли заметили вы, что я сделал?

– Да, – ответили они.

– Но заметили ли вы, чтобы перемена в платье изменила что-нибудь и во мне? Стал ли я хуже, надев рубище? Стал ли лучше, надев лучшую одежду?

– Конечно, нет!

– Поймите же, что все созданное – даже и люди – ничего не должно изменять своим появлением в нашем внутреннем мире. Принимайте с радостью и с христианской любовью братьев, которые вас посетят. А если никто не придет к вам, храните себя в сосредоточии духа.

*************************************************************

 

К ак-то один старец однажды прохаживался по горе, на которой он десять месяцев никого не видел, и встретил охотника.

Старец его спросил, давно ли он здесь.

– Уже одиннадцать месяцев я хожу по этой горе, – ответил охотник, – но не встречал никого, кроме тебя.

Тогда подвижник пошел в свою келию и, ударяя себя в грудь, воскликнул:

– О, неразумный, ты полагал, что хранил строгое уединение, пробыв немного один. А вот мирянин, который пробыл в уединении дольше тебя, и при этом не считает себя подвижником.

*************************************************************

 

Н екий отец-пустынник без всякого сожаления менял место своего пребывания, никогда не унося с собой ни утвари, ни провизии. Как-то, поработав долго над постройкой новой кельи, он сказал своим ученикам:

– Встаньте, пойдем отсюда.

Они, весьма удивленные таким решением, спросили его:

– Зачем же ты употребил столько времени на постройку этой кельи, если собираешься тотчас ее покинуть? Не боишься ли ты, что другие скажут на это: «Посмотрите на этих непостоянных людей. Они опять уходят. Они не могут нигде утвердиться».

– Есть люди, которых смутит наш уход, – ответил им авва. – Но найдутся и другие, которые будут судить о нас иначе и скажут: «Вот люди истинно счастливые, которые покидают свое жилище, чтобы исполнить волю Божию, не заботясь о том, что у них есть». Вы свободны следовать за мной или остаться. Что касается меня, то я ухожу.

Ученики бросились к ногам старца и просили позволения сопровождать его.

*************************************************************

 

Б ыл у одного аввы ученик, который имел великое послушание и при этом был хорошим писцом. Старец любил его за послушание. Кроме него у старца было одиннадцать других учеников, и они уже стали скорбеть о том, что наставник любит писца больше всех остальных.

Услыхав их ропот, другие старцы стали укорять авву. Тогда он повел их к кельям своих учеников.

– Брат! Пойди скорее сюда! Ты мне нужен, – повторял авва, стучась по очереди в каждую из дверей.

Но никто из учеников не спешил ему открывать: кто-то в этот момент пел псалмы и не хотел прерываться, другой плел веревки и боялся из-за поспешности испортить все рукоделие.

Наконец очередь дошла до писца.

Авва лишь тихонько постучался в дверь и назвал его имя. В тот же миг дверь распахнулась, и на пороге появился монах с пером в руке.

– Скажите, отцы, где вы видите других моих учеников? – спросил авва.

Потом он вошел в келью, взял тетрадь и увидел, что ученик только что начал выводить новую букву, но побежал открывать учителю, даже не докончив ее.

Тогда старцы сказали:

– Справедливо ты любишь его, авва. И мы его все любим, и Бог его любит.

*************************************************************

 

О днажды старец и его ученик вошли в ворота большого города, чтобы рассказать о христианской вере. Один христианин, житель этого города, подошел к старцу и сказал:

– Отче, вряд ли нужны жителям этого города твои проповеди. Жители эти тяжелы сердцем и сопротивляются слову истины. Они совсем не хотят учиться. Не трать на них зря свое время.

Старец посмотрел на него и произнес:

– Ты прав.

Несколько минут спустя к старцу обратился другой христианин:

– Отче, не сомневайся: ты будешь радушно принят в этом прекрасном городе. Люди ждут тебя и надеются услышать драгоценные слова евангельского учения, исходящие из твоих уст. Они истосковались по знанию и готовы к служению. Их сердца и умы открыты для тебя.

Старец посмотрел на него и промолвил:

– Ты прав.

Ученик не выдержал и спросил старца:

– Отче, объясни мне, как ты и одному, и другому сказал одни и те же слова, хотя они говорили тебе совершенно противоположные вещи.

Старец ответил ученику:

– Оба этих человека изрекали истину, соответствующую их пониманию мира. Первый во всем видит только плохое, второй ищет хорошее. Каждый из них исходит из своего опыта понимания этого мира. Ни один из них не солгал. Они оба сказали правду. Только не всю, потому что всю правду знает только Бог.

*************************************************************

 

М удрец спросил ученика: – В чем состоит главная трагедия человеческой жизни?

– Наверное, в том, что человек не находит ответов на свои вопросы? – предположил ученик.

– Нет, – ответил мудрец, – в том, что он не находит вопросов, на которые следует искать ответ.

*************************************************************

 

Забывчивость

 

Б ыл один трудолюбивый брат в скиту, который утруждал себя телесно, но был рассеянным в своих помыслах.

Услышав от одного старца слова наставления, он вернулся в свою келию, но забыл, что ему только что было сказано. Брат пошел опять спросить старца, а потом вернулся в свою келью и снова все забыл. Как-то встретившись со старцем, он ему признался:

– Знаешь, авва, я ведь опять забыл, что ты мне тогда говорил. Но чтобы не беспокоить тебя, я больше не приходил.

На это старец сказал ему:

– Пойди зажги светильник.

Монах зажег светильник, и тогда авва его попросил:

– А теперь принеси другие светильники и зажги от этого.

Брат сделал так, как просил учитель, и старец спросил:

– Терпит ли что-нибудь светильник, когда от него зажигают другие светильники? Забывчивый брат ответил:

– Нет.

– Так и я. Хотя бы вы все приходили ко мне, это не воспрепятствует благодати Божией, – сказал авва. – Потому приходи, когда захочешь, не смущаясь своей забывчивости.

*************************************************************

 

Ч еловек спросил святого старца:

– Какое бы доброе дело мне делать?

Авва отвечал ему:

– Не все ли дела равны? Писание говорит: Авраам был страннолюбив – и Бог был с ним. Илия любил безмолвие – и Бог был с ним. Давид был кроток – и Бог был с ним. Так что чего желает душа твоя, то и делай, главное – береги свое сердце в чистоте.

*************************************************************

 

Р ассказывают об одном монахе, которому старец дал необычное послушание. Он посадил в пустыне сухое дерево и велел каждый день поливать это дерево кружкой воды, пока оно не принесет плода. Вода же от них была так далеко, что ученик уходил за ней с вечера и возвращался только к утру. После трех лет дерево ожило и принесло плод.

Старец его сорвал, принес в монастырь и сказал братии:

– Вот, попробуйте плод послушания.

*************************************************************

 

П ришел однажды к старцу молодой послушник и говорит: – Авва, я уже несколько лет соблюдаю строгий пост, ежедневно изучаю Ветхий и Новый Завет. Готов ли я стать монахом? Старец спросил:

– Стала ли для тебя скудость все равно, что изобилие?

– Нет.

– Бесчестие – как похвала?

– Нет.

– Враги – как друзья?

– Нет.

– Тогда, – сказал старец, – иди трудись дальше, ты пока не готов.

*************************************************************

 

О днажды братия и несколько мирян пришли к прославленному старцу и попросили дать им наставление. Но старец молчал. Они стали упрашивать его еще больше, и авва сказал им:

– Когда прежде братия спрашивала и исполняла все, что ей говорили, тогда Сам Бог сообщал старцам дар слова. А сейчас, когда все только спрашивают, а не исполняют того, что слышат, Бог отнял у старцев благодать слова. Они не находят, что говорить, потому что некому исполнять их слова. По этому сегодня нет у меня для вас наставления.

Услышав это, братия и миряне сказали:

- Помолись о нас, авва!

*************************************************************

 

О цели и смысле жизни

Р аз послал кузнец своего сына искать такое ремесло, благодаря которому сын сможет поддержать отца в старости. На дорогу кузнец сказал сыну:

– Помни одно правило, которое помогает путешествующим: иди туда, куда поведет тебя ветер.

Послушался сын отца, отправился в путь и долго шел туда, куда ветер поведет. Долго он шел, пока снова не оказался перед отцовской кузницей.

Удивились они оба, и сын сказал:

– Как же так? Чутко прислушивался я к ветру и шел за ним, как ты велел мне.

– Забыл я, что и ветром Кто-то управляет, – ответил отец. – Господь лучше знает, где твое место. Не надо далеко ходить. Оставайся здесь и учись у меня, как когда-то я у своего отца.

*************************************************************

 

К ак-то лягушата решили устроить соревнование: кто первый влезет на вершину башни.

Собралось много зрителей. Всем хотелось посмотреть, как лягушата будут прыгать, и посмеяться над участниками. Разумеется, никто из зрителей не верил, что хоть один лягушонок сможет залезть наверх. Соревнования начались, и со всех сторон послышались крики:

– У них ничего не получится! Это слишком сложно.

– Нет шансов! Башня слишком высокая!

Лягушата один за другим падали вниз, но некоторые все же еще карабкались. Толпа кричала громче:

– Слишком трудно!!! Ни один не сможет это сде лать!

Вскоре все лягушата устали и упали. Кроме одного, который поднимался все выше и выше… Он единственный сумел подняться на вершину башни.

Все стали расспрашивать победителя, как ему удалось найти в себе столько сил. Оказалось, победитель был глухим.

Может, иногда и нам лучше оставаться глухими к чужим сомнениям и даже похвалам?

*************************************************************

 

Мечта

 

К премудрому царю Соломону пришел знатный горожанин и сказал:

– Царь, я не знаю, что мне делать. Каждый мой день похож один на другой, я не отличаю рассвета от заката. У меня все есть, но почему я так несчастен?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: