Механизм социальной защиты населения Республики Беларусь




Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Социальные трансферты это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.[7,с. 125]

Механизмы социальной защиты включают:

- обязательное социальное страхование

- добровольное дополнительное и личное социальное страхование;

- государственную социальную помощь через предоставление по­собий, выплат и льгот социально уязвимым слоям населения;

- государственные социальные гарантии бесплатной медицинской помощи, доступности образования, культурных и оздоровитель­ных услуг, жилья;

- услуги общественных организаций взаимопомощи (благотвори­тельные организации, церковь, общество инвалидов и т. п.).

Социальное страхование и социальная помощь: общее и особенное

Существуют два основных механизма социальной защиты населения — обязательное социальное страхование и социальная помощь. Социаль­ное страхование охватывает преимущественно занятое население (в этом его ограниченность), социальная помощь подразумевает услуги и вы­платы и другим категориям населения. Только вместе эти два механизма могут обеспечить нормальное вос­производство населения.

Кроме того, различия в социальном страховании и помощи связаны с учетом (страхование) и неучетом (помощь) социальных рисков, а также с различиями в источниках финансирования: для страхования это страховые взносы работодателей и работников, а для помощи — бюджетные ассигнования, получаемые в основном в результате нало­гообложения.

Рассмотрев две группы социальных выплат, осуществляемых на основе социального страхования и социальной помощи, можно уста­новить следующие различия между ними (рисунок 3.1).

 

Рисунок 3.1 - Различие в социальных выплатах, осуществляемых на основе

социального страхования и социальной помощи

 

 

№ п/п Социальное страхование Социальная помощь
  Осуществляется на основе государственных законодательных актов Республики Беларусь Осуществляется на основе как го-сударственных законодательных актов, так и нормативных правовых актов субъектов Республики Беларусь и органов местного самоуправления
  Право лица основывается на участии в страховых взносах без учета нуждаемости Право лица основывается на уровне доходов, а также статусе соответствующих лиц
  Ограниченность форм и видов социальной помощи Разнообразие видов социальной помощи
  Источниками финансирования служат социальные отчисления работодателей и работников, имеющие обязательный характер Осуществляется из бюджетов всех уровней и собственных средств общественных организаций, в том числе благотворительных
  Размер устанавливается законодательными актами и увязывается с предшеству­ющим уровнем оплаты труда Допускается определенная свобода в становлении размеров

 

 

Социальное страхование представляет собой систему правовых, экономических и организационных мер по профилактике, минимиза­ции и компенсации отдельных видов социального риска. Социальное страхование распространяется на работников независимо от характе­ра и длительности выполняемой работы, системы оплаты труда, а так­же от того, состоят они в штате предприятия или являются внештат­ными работниками.

Функции социального страхования таковы:

- защитная функция социального страхования заключается в под­держании определенного материального уровня застрахованно­го в случае снижения его обычного уровня доходов и при возник­новении непредвиденных расходов;

- компенсирующая функция обеспечивает возмещение ущерба в ре­зультате утраты заработка;

- воспроизводственная функция заключается в обеспечении застра­хованному покрытия расходов, необходимых для его нормальной жизнедеятельности и воспроизводства населения;

- перераспределительная функция состоит в разделении матери­альной ответственности за социальные риски между всеми застра­хованными; всеми работодателями; работодателями и застрахо­ванными; застрахованными, работодателями и государством;

- стабилизирующая функция заключается в согласовании интере­сов работников, работодателей и государства по уровню социаль­ной защиты; круга лиц, подлежащих социальному страхованию; распределении финансовой нагрузки между социальными субъ­ектами; участии в управлении социальным страхованием.

Социальное страхование основывается на предварительном выявле­нии и учете социальных рисков, при этом обеспечивается совместная материальная ответственность и солидарность за индивидуальный риск.

Например, риск безработицы связан с деятельностью трех субъек­тов: работника, работодателя и государства. Определенная доля риска и, следовательно, ответственности за него приходится на работника (он выбирает определенную профессию и имеет соответствующий уровень квалификации; работодатель рискует при организации про­изводства определенных товаров и услуг (может недостаточно обо­снованно выбрать сферу деятельности и стратегию развития фирмы) и, наконец, государство должно также нести свою долю ответственно­сти по риску, связанному с недостатками социально-экономической политики и законодательства.

Социальные риски (риск потери работником способности к труду из-за болезни и старости, несчастного случая и инвалидности и т. д.) обусловлены социальными условиями и не зависят от каждого отдель­ного человека. Каждый вид риска имеет свою природу и проявляется по-разному для различных групп населения, поэтому соответствую­щие им виды социального страхования имеют свою специфику и осо­бую форму организации. Например, основная доля риска несчастного случая на производстве и ответственности за него ложится на работо­дателей.

Следует подчеркнуть, что социальное страхование подразумевает не только выплаты денежных компенсаций, но и предоставление опре­деленных услуг по профилактике, лечению, реабилитации, причем именно профилактические меры зачастую определяют эффектив­ность всей системы социальной защиты населения.

Классификация видов и форм организации социального страхова­ния такова:

1) по видам социального риска:

- в связи с болезнью;

- из-за несчастного случая на производстве;

- вследствие инвалидности;

- по причине достижения нетрудоспособного возраста;

- ввиду беременности и материнства;

- по причине безработицы;

- по случаю смерти;

2) по степени добровольности:

- обязательное страхование от определенных видов социально­го риска (обязательность закрепляется в государственном за­конодательстве);

- добровольное страхование (например дополнительные пенсии из негосударственных пенсионных фондов);

3) по внутренней организации:

- государственное страхование;

- региональное и муниципальное страхование;

- профессионально-отраслевое страхование;

- международное страхование;

4) по сфере действия:

- местное и частное (распространяется на определенную часть населения страны);

- всеобщее (охватывает всю территорию страны и значительные массы населения);

- международное.

Социальная помощь распространяется на такие группы населения и на такие виды обеспечения, которые практически невозможно осу­ществить на принципах социального страхования. Она предназначена для наименее защищенных и наиболее нуждающихся категорий насе­ления и осуществляется за счет поступлений в бюджет.

Критерий выдачи пособий — оценка нуждаемости на основе учета уровня доходов и размеров собственности соответствующих лиц. Цель выдачи пособия — доведения уровня доходов лица до определенного обществом минимума. Разработка программ социальной помощи пред­полагает решение следующих задач:

- определение критериев нуждаемости во вспомоществовании;

- обоснование включения в программу определенных групп насе­ления и их ранжирование;

- правовое оформления получения социальной помощи;

- обоснование размеров выплат отдельным группам граждан исхо­дя из прожиточного минимума;

- прогноз численности населения, нуждающегося в получении со­циальной помощи, и соответствующей суммы в расходной части средств на социальную помощь, анализ возможности ее обеспе­чения и в случае дисбаланса — корректировки размеров выплат.

Важнейшей составной частью социальной защиты являются органы социальной защиты населения. Под органом социальной защиты на­селения понимается созданное в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структур­ными особенностями и соответствующей компетенцией (рисунок 3.2).

 

Рисунок 3.2 - Характеристика механизмов социальной защиты

 

 

Механизмы социальной защиты   Формы и виды социальной защиты населения Источники финансиро­вания Категории граждан Условия предостав­ления
1.Социальное страхование   1.1Государст-венное обяза-тельное социальное страхование   1.Социальные выплаты, в том числе: - пенсии (трудовые); - пособия по социальному страхованию -компенсационные выплаты Внебюджетные фонды в том числе: - Фонд социального страхования - Пенсионный фонд - Фонд обязательного медицинского страхования Застрахованные лица в соответствии с действующим законодательством Страхование по дифферен-цированным ставкам (страховой взнос)
1.2 Добровольное социальное страхование 2.Медицинские услуги и лечение пенсии (дополнительные), медицинские услуги и лечение Фонды добро-вольного соци- ального страхования, негосу-дарственные пенсионные фонды   Застрахованные на добровольных основаниях Страхование в соот-ветствии с договором
2. Социальная помощь   1.Социальные выплаты в том числе: - социальная пенсия; - пособие по малообеспе- ченности (нуждаемости) и другие пособия; -компенсационные выплаты; - льготы 2.Натуральная помощь 3.Социальные услуги на основе социального обслуживания Бюджеты всех уровней или средства общественных и благотвори-тельных объединений (организаций)   Средства организаций (работода-телей)     Лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и неспособные преодолеть ее самостоятельно     Малообес-печенность (нужда-емость), заявитель-ност
3. Социальная поддержка Аналогично социальной помощи Бюджеты всех уровней, средства работодателей Трудоспособные лица Трудная жизненная ситуация

 

 

В состав органов социальной защиты включаются:

• сеть учреждений и предприятий социальной защиты и обслужи­вания населения различных организационно-правовых форм (со­циальные службы), а также научно-исследовательские и образо­вательные учреждения, занимающиеся научными разработками в сфере социальной защиты населения, и подготовке социальных работников. Наряду с юридическими лицами социальные услуги оказывают и предприниматели без образования юридического лица;

• органы управления социальной защитой населения, обеспечиваю­щие полноценную деятельность организаций социальной защи­ты и социального обслуживания населения, в том числе:

государственные органы управления всех уровней;

муниципальные органы управления;

органы управления общественных объединений;

органы управления хозяйствующих субъектов;

• органы финансирования социальной защиты населения, в каче­стве которых выступают государственные внебюджетные и доб­ровольные фонды социального страхования.

Центральное место в системе органов управления социальной за­щитой населения занимают государственные органы управления, сре­ди которых прежде всего выделяются органы исполнительной власти, которые непосредственно осуществляют функции государственного управления в установленных законодательными и иными норматив­ными правовыми актами пределах; наделены соответствующими ком­пенсациями; имеют определенную структуру и управленческий пер­сонал.

К государственным органам общей компенсации относятся те, ко­торые наряду с проблемами социальной защиты населения ведают и другими вопросами, входящими в круг их компетенции.

Государственные органы специальной компетенции — это органы, которые в соответствии с Положением о них специально уполномоче­ны выполнять соответствующие функции в сфере социальной защи­ты населения.

По объему и характеру своей специальной компетенции они подраз­деляются на три вида: комплексные, отраслевые и функциональные.

Комплексные органы выполняют задачи, связанные с социальной защитой граждан; отраслевые сосредоточивают внимание на отдель­ных задачах социальной защиты населения (например, охраны здоровья населения), а функциональные осуществляют одну или несколько функ­ций в области социальной защиты (например, надзор и контроль). [12, с. 306-317]

Высокий уровень бедности влияет на тенденции обострения и других проблем жизнедеятельности семей, среди которых можно назвать малодетность, рост числа неполных семей, боль­шую долю социально уязвимой группы детей, снижение воспи­тательных возможностей семьи.

Для решения проблем бедности, чрезмерного социального расслоения в Беларуси реализуются ежегодные программы за­нятости населения, государственные программы поддержки и развития предпринимательства, Концепция совершенствования оплаты труда, Президентская программа «Дети Беларуси», Ком­плексная система мер по социальной защите населения Респуб­лики Беларусь на 2000 - 2005 годы. Основные направления госу­дарственной семейной политики, Государственная программа «Жилье», Программа по проблемам пожилых людей и др.

Действует система социальной защиты, социального страхо­вания, где наряду с традиционными инструментами (посо­биями, адресными субсидиями) используются и дополнитель­ные меры защиты (оказание натуральной помощи, обществен­ные работы, переподготовка кадров и др.).

Поскольку проблемы бедности в Беларуси, как и проблемы оплаты труда, имеют системный характер, то для повышения уровня жизни, эффективности политики доходов и занятости потребуются дальнейшие преобразования в социальной и эко­номической сферах.

Важную роль в них призваны сыграть меры по совершен­ствованию социальной политики в целом и ее основных направ­лений в частности.[5, с. 749]

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: