Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.
Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.[7,с. 125]
Механизмы социальной защиты включают:
- обязательное социальное страхование
- добровольное дополнительное и личное социальное страхование;
- государственную социальную помощь через предоставление пособий, выплат и льгот социально уязвимым слоям населения;
- государственные социальные гарантии бесплатной медицинской помощи, доступности образования, культурных и оздоровительных услуг, жилья;
- услуги общественных организаций взаимопомощи (благотворительные организации, церковь, общество инвалидов и т. п.).
Социальное страхование и социальная помощь: общее и особенное
Существуют два основных механизма социальной защиты населения — обязательное социальное страхование и социальная помощь. Социальное страхование охватывает преимущественно занятое население (в этом его ограниченность), социальная помощь подразумевает услуги и выплаты и другим категориям населения. Только вместе эти два механизма могут обеспечить нормальное воспроизводство населения.
Кроме того, различия в социальном страховании и помощи связаны с учетом (страхование) и неучетом (помощь) социальных рисков, а также с различиями в источниках финансирования: для страхования это страховые взносы работодателей и работников, а для помощи — бюджетные ассигнования, получаемые в основном в результате налогообложения.
Рассмотрев две группы социальных выплат, осуществляемых на основе социального страхования и социальной помощи, можно установить следующие различия между ними (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 - Различие в социальных выплатах, осуществляемых на основе
социального страхования и социальной помощи
№ п/п | Социальное страхование | Социальная помощь |
Осуществляется на основе государственных законодательных актов Республики Беларусь | Осуществляется на основе как го-сударственных законодательных актов, так и нормативных правовых актов субъектов Республики Беларусь и органов местного самоуправления | |
Право лица основывается на участии в страховых взносах без учета нуждаемости | Право лица основывается на уровне доходов, а также статусе соответствующих лиц | |
Ограниченность форм и видов социальной помощи | Разнообразие видов социальной помощи | |
Источниками финансирования служат социальные отчисления работодателей и работников, имеющие обязательный характер | Осуществляется из бюджетов всех уровней и собственных средств общественных организаций, в том числе благотворительных | |
Размер устанавливается законодательными актами и увязывается с предшествующим уровнем оплаты труда | Допускается определенная свобода в становлении размеров |
Социальное страхование представляет собой систему правовых, экономических и организационных мер по профилактике, минимизации и компенсации отдельных видов социального риска. Социальное страхование распространяется на работников независимо от характера и длительности выполняемой работы, системы оплаты труда, а также от того, состоят они в штате предприятия или являются внештатными работниками.
Функции социального страхования таковы:
- защитная функция социального страхования заключается в поддержании определенного материального уровня застрахованного в случае снижения его обычного уровня доходов и при возникновении непредвиденных расходов;
- компенсирующая функция обеспечивает возмещение ущерба в результате утраты заработка;
- воспроизводственная функция заключается в обеспечении застрахованному покрытия расходов, необходимых для его нормальной жизнедеятельности и воспроизводства населения;
- перераспределительная функция состоит в разделении материальной ответственности за социальные риски между всеми застрахованными; всеми работодателями; работодателями и застрахованными; застрахованными, работодателями и государством;
- стабилизирующая функция заключается в согласовании интересов работников, работодателей и государства по уровню социальной защиты; круга лиц, подлежащих социальному страхованию; распределении финансовой нагрузки между социальными субъектами; участии в управлении социальным страхованием.
Социальное страхование основывается на предварительном выявлении и учете социальных рисков, при этом обеспечивается совместная материальная ответственность и солидарность за индивидуальный риск.
Например, риск безработицы связан с деятельностью трех субъектов: работника, работодателя и государства. Определенная доля риска и, следовательно, ответственности за него приходится на работника (он выбирает определенную профессию и имеет соответствующий уровень квалификации; работодатель рискует при организации производства определенных товаров и услуг (может недостаточно обоснованно выбрать сферу деятельности и стратегию развития фирмы) и, наконец, государство должно также нести свою долю ответственности по риску, связанному с недостатками социально-экономической политики и законодательства.
Социальные риски (риск потери работником способности к труду из-за болезни и старости, несчастного случая и инвалидности и т. д.) обусловлены социальными условиями и не зависят от каждого отдельного человека. Каждый вид риска имеет свою природу и проявляется по-разному для различных групп населения, поэтому соответствующие им виды социального страхования имеют свою специфику и особую форму организации. Например, основная доля риска несчастного случая на производстве и ответственности за него ложится на работодателей.
Следует подчеркнуть, что социальное страхование подразумевает не только выплаты денежных компенсаций, но и предоставление определенных услуг по профилактике, лечению, реабилитации, причем именно профилактические меры зачастую определяют эффективность всей системы социальной защиты населения.
Классификация видов и форм организации социального страхования такова:
1) по видам социального риска:
- в связи с болезнью;
- из-за несчастного случая на производстве;
- вследствие инвалидности;
- по причине достижения нетрудоспособного возраста;
- ввиду беременности и материнства;
- по причине безработицы;
- по случаю смерти;
2) по степени добровольности:
- обязательное страхование от определенных видов социального риска (обязательность закрепляется в государственном законодательстве);
- добровольное страхование (например дополнительные пенсии из негосударственных пенсионных фондов);
3) по внутренней организации:
- государственное страхование;
- региональное и муниципальное страхование;
- профессионально-отраслевое страхование;
- международное страхование;
4) по сфере действия:
- местное и частное (распространяется на определенную часть населения страны);
- всеобщее (охватывает всю территорию страны и значительные массы населения);
- международное.
Социальная помощь распространяется на такие группы населения и на такие виды обеспечения, которые практически невозможно осуществить на принципах социального страхования. Она предназначена для наименее защищенных и наиболее нуждающихся категорий населения и осуществляется за счет поступлений в бюджет.
Критерий выдачи пособий — оценка нуждаемости на основе учета уровня доходов и размеров собственности соответствующих лиц. Цель выдачи пособия — доведения уровня доходов лица до определенного обществом минимума. Разработка программ социальной помощи предполагает решение следующих задач:
- определение критериев нуждаемости во вспомоществовании;
- обоснование включения в программу определенных групп населения и их ранжирование;
- правовое оформления получения социальной помощи;
- обоснование размеров выплат отдельным группам граждан исходя из прожиточного минимума;
- прогноз численности населения, нуждающегося в получении социальной помощи, и соответствующей суммы в расходной части средств на социальную помощь, анализ возможности ее обеспечения и в случае дисбаланса — корректировки размеров выплат.
Важнейшей составной частью социальной защиты являются органы социальной защиты населения. Под органом социальной защиты населения понимается созданное в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и соответствующей компетенцией (рисунок 3.2).
Рисунок 3.2 - Характеристика механизмов социальной защиты
Механизмы социальной защиты | Формы и виды социальной защиты населения | Источники финансирования | Категории граждан | Условия предоставления |
1.Социальное страхование 1.1Государст-венное обяза-тельное социальное страхование | 1.Социальные выплаты, в том числе: - пенсии (трудовые); - пособия по социальному страхованию -компенсационные выплаты | Внебюджетные фонды в том числе: - Фонд социального страхования - Пенсионный фонд - Фонд обязательного медицинского страхования | Застрахованные лица в соответствии с действующим законодательством | Страхование по дифферен-цированным ставкам (страховой взнос) |
1.2 Добровольное социальное страхование | 2.Медицинские услуги и лечение пенсии (дополнительные), медицинские услуги и лечение | Фонды добро-вольного соци- ального страхования, негосу-дарственные пенсионные фонды | Застрахованные на добровольных основаниях | Страхование в соот-ветствии с договором |
2. Социальная помощь | 1.Социальные выплаты в том числе: - социальная пенсия; - пособие по малообеспе- ченности (нуждаемости) и другие пособия; -компенсационные выплаты; - льготы 2.Натуральная помощь 3.Социальные услуги на основе социального обслуживания | Бюджеты всех уровней или средства общественных и благотвори-тельных объединений (организаций) Средства организаций (работода-телей) | Лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и неспособные преодолеть ее самостоятельно | Малообес-печенность (нужда-емость), заявитель-ност |
3. Социальная поддержка | Аналогично социальной помощи | Бюджеты всех уровней, средства работодателей | Трудоспособные лица | Трудная жизненная ситуация |
В состав органов социальной защиты включаются:
• сеть учреждений и предприятий социальной защиты и обслуживания населения различных организационно-правовых форм (социальные службы), а также научно-исследовательские и образовательные учреждения, занимающиеся научными разработками в сфере социальной защиты населения, и подготовке социальных работников. Наряду с юридическими лицами социальные услуги оказывают и предприниматели без образования юридического лица;
• органы управления социальной защитой населения, обеспечивающие полноценную деятельность организаций социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе:
государственные органы управления всех уровней;
муниципальные органы управления;
органы управления общественных объединений;
органы управления хозяйствующих субъектов;
• органы финансирования социальной защиты населения, в качестве которых выступают государственные внебюджетные и добровольные фонды социального страхования.
Центральное место в системе органов управления социальной защитой населения занимают государственные органы управления, среди которых прежде всего выделяются органы исполнительной власти, которые непосредственно осуществляют функции государственного управления в установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами пределах; наделены соответствующими компенсациями; имеют определенную структуру и управленческий персонал.
К государственным органам общей компенсации относятся те, которые наряду с проблемами социальной защиты населения ведают и другими вопросами, входящими в круг их компетенции.
Государственные органы специальной компетенции — это органы, которые в соответствии с Положением о них специально уполномочены выполнять соответствующие функции в сфере социальной защиты населения.
По объему и характеру своей специальной компетенции они подразделяются на три вида: комплексные, отраслевые и функциональные.
Комплексные органы выполняют задачи, связанные с социальной защитой граждан; отраслевые сосредоточивают внимание на отдельных задачах социальной защиты населения (например, охраны здоровья населения), а функциональные осуществляют одну или несколько функций в области социальной защиты (например, надзор и контроль). [12, с. 306-317]
Высокий уровень бедности влияет на тенденции обострения и других проблем жизнедеятельности семей, среди которых можно назвать малодетность, рост числа неполных семей, большую долю социально уязвимой группы детей, снижение воспитательных возможностей семьи.
Для решения проблем бедности, чрезмерного социального расслоения в Беларуси реализуются ежегодные программы занятости населения, государственные программы поддержки и развития предпринимательства, Концепция совершенствования оплаты труда, Президентская программа «Дети Беларуси», Комплексная система мер по социальной защите населения Республики Беларусь на 2000 - 2005 годы. Основные направления государственной семейной политики, Государственная программа «Жилье», Программа по проблемам пожилых людей и др.
Действует система социальной защиты, социального страхования, где наряду с традиционными инструментами (пособиями, адресными субсидиями) используются и дополнительные меры защиты (оказание натуральной помощи, общественные работы, переподготовка кадров и др.).
Поскольку проблемы бедности в Беларуси, как и проблемы оплаты труда, имеют системный характер, то для повышения уровня жизни, эффективности политики доходов и занятости потребуются дальнейшие преобразования в социальной и экономической сферах.
Важную роль в них призваны сыграть меры по совершенствованию социальной политики в целом и ее основных направлений в частности.[5, с. 749]