Среда разработки Code::Blocks




Code::Blocks – свободная кроссплатформенная среда разработки. Code::Blocks написана на С++ и использует библиотеку wxWidgets. Имея открытую архитектуру, может масштабироваться за счёт подключаемых модулей. Поддерживает языки программирования С, С++, D Fortran.

Стартовый экран Code::Blocks показан на рисунке 1.

Рисунок 1. Стартовый экран Code::Blocks.


Чтобы создать новый проект выберем Create a new project.

Окно выбора шаблона для проекта (рисунок 2)

Рисунок 32. Окно выбора шаблона.

 

Выберем консольный проект (Console project). Язык C++. В следующем окне даем проекту имя.


После этого видим окно выбора компилятора (Рисунок 4)

Рисунок 3. Окно выбора компилятора

Нажимаем Finish для завершения создания проекта. Автоматически открывается файл main.cpp. На рисунке 5 показано окно Code::Blocks с простейшей программой, которая выводит на экран надпись “Hello world!”

Рисунок 4. Программа “Hello wotld!”

Как мы видим Code::Blocks имеет подсветку синтаксиса. Другой важной особенностью является автодополнение.

В верхней части окна Code::Blocks располагается панель, показанная на рисунке 6. На ней располагаются кнопки сборки проекта, запуска, выбора типа сборки. Далее следует панель отладчика.

Рисунок 5. Панель сборки проекта

В правой части располагается иерархия файлов проекта (Рисунок 7).

Рисунок 6. Иерархия файлов

В Code::Blocks имеется возможность импорта проектов из других сред разработки (рисунок 8).

Рисунок 7. Импорт проектов.

Удобной функцией среды разработки является возможность разбиения на несколько экранов (Рисунок 9).

Рисунок 8. Разбиение экрана.

Microsoft Excel 2016

Microsoft Excel – программа для работы с электронными таблицами, созданная корпорацией Microsoft для Microsoft Windows и Mac OS. Она предоставляет возможности экономико-статистических расчетов, графические инструменты и язык макропрограммирования VBA (Visual Basic for Application).

Рассмотрим основные возможности Excel. На рисунке 10 представлен начальный экран при создании нового файла.

Рисунок 9. Стартовый экран Excel.

Важной особенностью Excel является возможность использования различных функций, которые облегчают работу с данными (Рисунок 11).

Рисунок 10. Функции

Для удобного графического представления данных Excel располагает возможностью вставки гистограмм и диаграмм (рисунок 12).

Рисунок 11. Гистограмма и диаграмма.


3. Практическая часть

 

 

Задание 1

Условие: Даны a, b, c, n. Вычислить x, y, если:

 

Чтобы ввести a, b, c, n используем оператор cin. Для этого следует подключить библиотеку iostream:

#include <iostream>

Для использования пространства имен std напишем следующую строчку:

using namespace std;

Создаем функцию main и введем переменные типа double:

int main()

{

double a, b, c, n, x, y;

Вводим a, b, c, n с клавиатуры:

cout << " a = ";

cin >> a;

cout << " b = ";

cin >> b;

cout << " c = ";

cin >> c;

cout << " n = ";

cin >> n;

Для удобства был использован оператор вывода cout.

Теперь запишем формулы, для нахождения x и y, данные в условии. Для корректной работы в данном случае нужно подключить библиотеку cmath, которая необходима для выполнения математических функций.

#include <cmath>

x = (pow(sin(a),2) + pow(sin(b/2),2));

y = (3*pow(a,2) - 2*pow(b,2) + c - sin(n));

Для записи этих формул были использованы такие операторы, как pow(,) – возведение в степень и sin() – операция вычисления синуса. Теперь выведем на консоль x и y.

cout << "x = " << x << "\n";

cout << "y = " << y;

Используем функцию _getch, благодаря которой программа будет дожидаться ввода и консоль не закроется, что даст нам увидеть результат выполнения программы:

_getch();

Для использования этой функции, подключим библиотеку conio.h в начало программы:

#include <conio.h>

Завершим написание программы:

return 0;

Результат выполнения программы на рисунке 13.

Рисунок 12. Результат выполнения программы.

 

Рисунок 13. Блок-схема алгоритма решения задания 1.

Задание 3

 

Условие: Дано действительно число . Вычислить , если

Для ввода переменных необходимо подключить библиотеку iostream:

#include <iostream>

Для использования пространства имен std напишем следующую строчку:

using namespace std;

Создаем функцию main и введем переменные типа double:

int main()

{

double x,a;

Вводим x с клавиатуры:

cout << " x = ";

cin >> x;

Далее с помощью оператора if проверяем условие (x>1) и создаем подпрограмму, которая будет выполняться в случае его удовлетворения. Так как в данном случае необходимы вычисления, подключаем библиотеку cmath. C помощью оператора cout выводим результат и завершаем подпрограмму:

if(x>1){

a = (x*pow(x+3,2));

cout << " f(a) = " << a;

}

Рассматриваем альтернативный вариант. Используем оператор else и проделываем все тоже самое.

else{

a = (1 - pow(x,3));

cout << "f(a) = " << a;

}


 

Используем функцию _getch, благодаря которой программа будет дожидаться ввода и консоль не закроется:

_getch();

Для использования этой функции, подключим библиотеку conio.h в начало программы:

#include <conio.h>

Завершим написание программы:

return 0;

Результаты выполнения программы на рисунках 15 и 16.

Рисунок 14. Результат выполнения программы в случае удовлетворения первого условия.

Рисунок 15. Результат выполнения программы в случае неудовлетворения условию 1.

 

 

Рисунок 16. Блок-схема алгоритма решения задания 3.

Задание 4.

 

Условие: Даны действительные числа x, ,…, . В последовательности ,…, найти два члена, среднее арифметическое ближе всего к x:

Подключаем необходимые библиотеки:

#include <conio.h>

#include <iostream>

#include <ctime>

#include <cstdlib>

#include <cmath>

Библиотеки <ctime> и <cstdlib> необходимы для создания генератора рандомных чисел.

Для использования пространства имен std напишем следующую строчку:

using namespace std;

Создаем функцию int main(). Используем setlocale, чтобы ввести комментарий на русском языке. С помощью double вводим вещественную переменную x и массив y, состоящий из 25 вещественных чисел, а так же две переменные вещественного типа (int) a и b, являющиеся счетчиками. Вводим x:

int main()

{

setlocale(LC_ALL,"Russian");

double x; double y[25];

int a, b;

cout<<"Введите x"<<endl;

cin>>x;

Для удобства задаем числа x, ,…, рандомно. Пусть все они будут в интервале от -100 до 100:

srand(time(0));

for(int i=0;i<25;i++)

{

y [i]= -100 + rand()%200;

cout<<y[i]<<' ';

}

В комментарии запишем код на случай, если всё таки имеется необходимость ввести их вручную.

/* for (int i=0; i<25; i++)

{

cout << "Введите y<<endl; cout<< i+1 << '.' <<endl;

cin >> y[i];

} */

Определять два искомых члена массива ,…, будем по результату разности между среднем арифметическим двух чисел и переменной x. Так как x может оказаться больше, берем все выражение под знак модуля (abs()). Присваиваем ему значение min:

cout<<endl;

double min=abs((y[a]+y[b])/2-abs(x));

Чтобы проверить сумму каждых двух членов массива друг с другом создаем два цикла с помощью оператора for так, чтобы второй являлся подпрограммой первого. Сравниваем каждый результат с уже имеющимся минимумом. В случае, если только что найденный оказывается меньше, присваиваем ему значение min:

for (int i=0; i<24; i++)

{

for (int j=i+1; j<25; j++)

{

double aY = abs(((y[i]+y[j])/2 - x));

if (aY < min)

{

a = i;

b = j;

min = aY;

}

}

}

 

cout << y[a] <<' '<<y[b]<< endl;

_getch();

return 0;

}


Рисунок 17. Результат работы программы.


 

 

 

Рисунок 18. Блок-схема алгоритма решения задания 4.

 


 

Задание 7.

 

Условие: =2; =-0.5. S вычислять по формуле: . Считать до тех пор, пока выражение под знаком логарифма больше 1. Определить – количество вычисленных S. Вывести на экран

Подключаем необходимые библиотеки, прописываем using namespace std, создаем функцию main() и вводим данные типа double.

#include <iostream>

#include <cmath>

#include <conio.h>

 

using namespace std;

 

int main()

{

double a, da, S, k;

a=2;

da=-0.5;

k=0;

Создадим цикл do.while, который будет выполняться, пока выражение будет больше 1. При каждой новой итерации переменная a будет меняться на значение da, а к переменной к добавляться единица.

do

{

S=2.79*log(pow(a,3)- a - 1);

a=a+da;

k++;

 

}

while(abs(pow(a,3)-a-1)>1);

Выведем результат на консоль.

cout<<"a="<<a<<' '<<"S="<<S<<' '<<"k="<<k;

_getch();

return 0;

 


Рисунок 19. Результат выполнения программы.

 

Рисунок 20. Блок-схема алгоритма решения задачи 7.

Задание 8.

 

Решить в Excel

Предмет Количество лекций по предмету
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
1.Информатика            
2…            

Таблица 1.

Найти:

1. Общее количество лекций по предмету за полугодие.

2. Общее количество лекций по предмету за каждый месяц.

3. % лекций, прочитанных в каждом месяце по предмету.

4. Построить кольцевую диаграмму чтения лекций по месяцам.

1) Cоздаём новый столбец «Общее количество лекций по предмету за полугодие». Для нахождения количества лекций нам понадобится функция СУММ().

3) Для нахождения % лекций, прочитанных за каждый месяц, создаём еще одну строку. Формула для нахождения процента лекций, прочитанных в январе будет выглядеть следующим образом: =100*B4/$H4 Растягиваем ее до 7 столбца.

4) Чтобы создать кольцевую диаграмму, выделяем необходимые ячейки. Затем заходим в раздел «Вставка» и выбираем диаграмму.

Рисунок 21. Круговая диаграмма.


 

Задание 9.

Построить графики функций в Excel

Решение:

а) Создадим в таблице столбец со значениями x от. Во втором столбце будут значения y, вычисленные по формуле из условия.

=(3*A2^3+2*A2^2)/20 — формула для первого значения y.

Применим формулу для всех y и построим график.

Рисунок 22. Задание 9(а).

 


 

б) Задаем значения для x в первом столбце. Для y во втором. Запишем формулу:

=ЕСЛИ(A2<=0;(SIN(A2)/COS(A2));((A2+1)^(1/2)))

Для того, чтобы задать ветвление мы использовали функцию ЕСЛИ().

Рисунок 23. Задание 9(б).

Заключение

 

Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как информатика. Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники. Фактически за последние годы произошла революция в области передачи, накопления и обработки информации. Эта революция, затрагивает и коренным образом преобразует все области человеческой жизни. Значительное увеличение возможностей компьютерной техники, развитие информационных сетей, создание новых информационных технологий приводят к радикальным изменениям во всех сферах общества: в производстве, науке, образовании, медицине и т.д

В ходе написания курсовой работы нами были изучены основы программирования на языке C++, а именно мы научились подключать библиотеки, использовать циклы и операторы ветвления.

Кроме этого, нами был использован процессор Microsoft Excel 2016. В нем мы научились создавать таблицы, графики и гистограммы.

Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей. Можно сказать, что она представляет собой метадисциплину, имеющую общенаучный язык.

Особого внимания заслуживают междисциплинарные связи математики и информатики. Эти дисциплины не являются конкурирующими. При этом информатика не является частью математики, хотя ряд понятий может быть одновременно отнесён к компетенции обеих дисциплин. Более продуктивно рассматривать математику и информатику как дисциплины, в определённой мере дополняющие друг друга.

Список использованной литературы

1. Беларусь чат [Электронный ресурс]/URL: https://by-chat.ru/uchjoba/spravochniki/informatika/572-2012-11-03-23-58-47

2. Структура информатики [Электронный ресурс] /URL: https://schoolinfo0.ioso.ru/struktura.htm

3. ИнфоКонсалтинг образовательный сервис [Электронный ресурс] /URL: https://basicschool.ru/Subjects/Info/Intro/06.php

4. История вычислительной техники – Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] /URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8

5. History of computer science – Wikipedia. The Free Encyclopedia [Электронный ресурс] /URL: https://en.wikipedia.org/wiki/History_of_computer_science

6. C++ - Энциклопедия языков программирования [Электронный ресурс] /URL: https://progopedia.ru/language/c-plus-plus/

7. C++ - Википедия [Электронный ресурс] /URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/C%2B%2B

8. История языка C/C++. Пример использования [Электронный ресурс] /URL: https://www.codenet.ru/progr/cpp/ccpphistory.php

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: