Когда мы говорим о патриотизме, то нам, прежде всего, необходимо развивать духовную составляющую нашей культуры.




 

 

Для того чтобы гордиться гражданством России сейчас, требуется определенная сила воли. К сожалению, большинству людей необходимы прямые стимулы, они живут на другом уровне восприятия. Для того чтобы любить свою Родину – вне зависимости, голодно тебе живется или сытно – нужно иметь определенный уровень духовности. Увы, дано это далеко не всем, да и не все к этому стремятся. На самом деле, когда мы говорим о патриотизме, то нам, прежде всего, необходимо развивать духовную составляющую нашей культуры. Мы же все это отложили в самый долгий ящик. А ведь именно развитие духовной составляющей может поставить все на свои места в головах многих сограждан. Нет, людьми не будут манипулировать: они сами поймут, что в мире есть еще и другие ценности, кроме шмоток, машин и коттеджей. При этом одно не исключает другого.

 

Важнейшее достижение русской и российской культуры – именно ее духовность. Ничего подобного тому, что существует в рамках культуры Русского православия, в культуре, которая произрастает на этой почве, в мире нет. В Православии есть корни и для бескорыстной любви к Родине, и для терпения и самопожертвования – которые, в итоге, принесут и материальные плоды.

22 января 2014 года в Игринской центральной районной библиотеке имени Кедра Митрея состоялась общественно-православная научно-практическая конференция «Патриотизм и национальная традиция» - заключительное мероприятие II Рождественских чтений в Игринском районе. А. Г. Чирков, руководитель секции, начальник управления культуры администрации МО «Игринский район», констатировал: «Наши выступления свидетельствуют о том, что опыт православного просвещения и воспитания в духе истинных патриотических ценностей в районе богат, он будет расширяться вместе с взаимодействием всех структур».

В числе предложений резолюции этих чтений были следующие:

- продолжить сотрудничество Русской Православной церкви и учреждений образования, культуры, молодежной сферы по вопросам гражданско-патриотического воспитания, в том числе в рамках подготовки празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне;

- включить в муниципальную программу патриотического воспитания граждан раздел «Взаимодействие с Русской Православной церковью».

Участники чтений считают, что реализация предложенных рекомендаций будет способствовать решению важных государственно-политических задач: сохранения института семьи, нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования деятельной личности гражданина-патриота, охраны здоровья молодежи, установления высоко этичных межличностных отношений, продолжения культурных традиций, сплочения нации и укрепления государства.

 

Приоритеты Родины

Однако немалая загвоздка в том, что подразумевают под словом «родина» жители (а зачастую управленцы от образования и культуры) удмуртских поселений? Жители иных весей, но все же на территории национальных республики? Что для них ближе после родного воршу - Россия или «финно-угорский мир»? Иначе: как расставить приоритеты в «часах» патриотического воспитания - уделить внимание «родному очагу удмурта» или «матушке России»?

Ответы на эти вопросы кроются в практическом применении у нас на местах, включая в частности, Игринский район, так называемой модели трехуровневого культурно-образовательного пространства.

Эта модель, описанная в 90-е годы кандидатом педагогических наук протоиереем Евгения Шестуном зарекомендовала себя и нашла свое практическое применение в рамках деятельности единственного в Удмуртии информационно-просветительского центра «Православная культура». «Опираясь на многовековой опыт жизнеустроения многонационального народа России, мы выделяем три обязательных элемента культурно-образовательного пространства, связанных между собой иерархическими отношениями:1. Национальное образование и воспитание. Освоение национальной культуры, родного языка, национального уклада жизни, родной веры («национальное бытие»);2. Народное, или государственное, и цивилизационное образование и воспитание. Освоение общей для всех государствообразующей культуры, единого языка, социальных отношений, правовых и этических норм общей для всех цивилизации. Знание уклада жизни государствообразующего народа, его ценностей и веры («народное единение»); 3. Мировое, или глобалистическое, образование и воспитание. Освоение языка, этикета и основ знаний, необходимых для вхождения в мировое сообщество («давосская культура»). Для нас важен механизм органического единения этих трех элементов в образовательном пространстве современной России - механизм, позволяющий во всей полноте воплотить в жизни народа такие конституционные нормы, как утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; сохранение исторически сложившегося государственного единства, равноправия и самоопределения народов; почитание памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, стремление обеспечить благополучие и процветание России, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями; осознание себя частью мирового сообщества».

Исходя из аналитического обзора процессов, происходящих на уровне управлений образования и культуры Игринского района, проводимых сотрудниками игринского информационно-методического центра (МБУК ИРИМЦ)и игринского краевдческого музея (МБУК ИР «Краеведческий музе»), приведем следующие выводы в контексте данной модели.

Анализ ситуации в культурно-образовательном пространстве Игринского района говорит о системных изъянах. Методические работники образовательной и культурной сфер Игринского района согласны в своих выводах о том, что им не хватает единых «отправных» точек для создания критериев эффективности и систематизации патриотической работы. Так каждая сторона духовно-нравственной культуры (как основообразующей в патриотизме) в их деятельности либо практически замыкается, акцентирует внимание только на себе (правое воспитание, основы религиозных культур, культурно-массовая деятельность), либо претендует на неподобающее ей главенствующее место (приоритет этнического воспитания в детских садах и правового в школах в ущерб цивилизационному). В целом это подтверждает общие тенденции современности: в современной системе образования мы также наблюдаем уход от полноты решения поставленных проблем, и это касается не только России, но и большинства развитых стран. Обычно преобладают два подхода: уход в сторону национального образования или принятие за основу цели и содержания образования глобалистических тенденций. И тот и другой подходы порождают социальное напряжение в обществе, противопоставляя или уравнивая национальную культуру, культуру цивилизации, в лоне которой создавалось и крепло государство, и формирующуюся культуру мирового сообщества.

Таким образом, что формирующаяся личность школьников не вовлечена в целостное восприятие себя как носителя одновременно этнической, цивилизационной и мировой культур. А значит и патриотические чувства в них развиваются в неполноценном виде. При этом важно отметить, что народное, или государственное, и цивилизационное воспитание и образование осуществляется в государственной системе образования, или, как мы привыкли говорить, в светской системе образования. Она обеспечивает наряду с изучением основ наук и изучение нравственных норм и ценностей, культуры, общих для всего многонационального народа и сложившихся в процессе его многовекового бытия, а также знакомит с укладом жизни и религиозными воззрениями государствообразующего этноса.

Таким образом, мы пришли к выводу, что процессы патриотического воспитания, как и формирование духовно-нравственной культуры в целом, должны строиться из понимания цивилизационного приоритета в воспитании. Методические рекомендации должны строиться не на абстрактных представлениях о духовно-нравственном (что происходит в культурно-образовательных реалиях Игринсого района, как, впрочем в большинстве своём и в России), и не на «общечеловеческих ценностях». Этот процесс должен строиться на цивилизационном и личностно-ориентированном подходах, исходя из стратегии универсализации, на принципе вселенских ценностей, в парадигме духовной миссии России. (Духовную миссию России, лучший преподаватель МГУ 2010 г., декан Факультета глобальных процессов МГУ определяет следующим образом «Миссия России – духовное противостояние Западу, устроение жизни общества таким образом, чтобы обезопасить его от Богоборческого влияния суетного мира и западных лжеучений. Миссия России – предложить миру альтернативную идею бытия, освобождающую от служения «золотому тельцу» (цитата из её лекции «Миссия России в глобализирующемся мире» на курсах повышения квалификации преподавателей «Основ православной культуры» 13.01.2008 г.)

 

 

***

 

 

В октябре 2012 года Президент Российской Федерации подписал Указ «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания». А в декабре того же года в ежегодном Послании к Федеральному Собранию президент сказал, что гражданская ответственность и патриотизм являются консолидирующей базой российской политики, а патриот – это тот, кто не только с уважением и любовью относится к своей истории, но и служит обществу и стране.

Следующее внятное слово, следующий отчетливый шаг - за каждым из нас, от местных чиновников, учителей, работников культуры до так называемых «обывателей». За зримой консолидацией общества на патриотических началах, исходящих от силы любви к Родине.

 

Павел Миронов

30.04.2015 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: