Абсолютные высоты наивысших точек частей света




Солнечная система.

Цель: изучить закономерности строения Солнечной системы, выявить черты похожести и отличия Земли с другими планетами Солнечной системы.

Оборудование и пособия: таблица «Строение Солнечной системы», схема «Галактика», чертежное принадлежности.

 

Вселенная - это бесконечное космическое пространство, усеянное галактиками. Она пронизана полями гравитационных, магнитных и электрических сил, которые соединяют воедино все космические тела. Одной из таких галактик есть наша Галактика (греч. – Млечный путь).

Солнечная система – планетная система, включающая в себя центральную звезду – Солнце – и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца. Она сформировалась путём гравитационного сжатия газопылевого облака примерно 4,5 млрд лет назад.

Большая часть массы объектов Солнечной системы приходится на Солнце; остальная часть содержится в восьми относительно уединённых планетах, имеющих почти круговые орбиты и располагающихся в пределах почти плоского диска – плоскости эклиптики.

Внутренние планеты – Меркурий, Венера, Земля и Марс. Внешние – Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Каждая из внешних планет окружена кольцами пыли и других частиц.

Шесть планет из восьми и три карликовые планеты Плутон (5 спутников), Хаумеа (2), Эрида (1) имеют естественные спутники. На карликовых планетах Церера и Макемаке спутников не отмечено.

Вся наша солнечная система представляет собой только часть вселенной.

Задание для самостоятельной работы:

1. Составить таблицу планет Солнечной системы по схеме (табл. 1)

Характеристика планет Солнечной системы

Таблица 1

Планета Радиус планеты (в радиусах Земли) Объем (в единицах объема Земли) Масса (в единицах массы Земли) Период осевого вращения (звезд. сутки) Наклонение экватора к плоскости орбиты Расстояние от Солнца (млн. км) Период вращения (в земных годах) Количество спутников
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

2. Подготовить сообщение об одном из мифов (легенде) Солнечной системы.

3. Реферат «Мифы и легенды о планетах Солнечной системы».

 

Задание для аудиторной работы:

1. Начертить схему расположения планет Солнечной системы.

2. Определить:

а) на каких планетах день и ночь на всех широтах всегда одинаковы по продолжительности;

б) есть ли планеты, на которых не происходит изменение дня и ночи;

в) на каких планетах не происходит изменение времен года.

 

Творческое задание:

Нарисовать схему расположения планет Солнечной системы, разместив их в полуокружности, радиус которой равен радиусу Солнца. Рекомендованный масштаб: в 1 см 100 000 км. В этом же масштабе отложить расстояние от Земли до Луны (384 000 км).

 

Задание и вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается революционная суть открытой М. Коперником гелиоцентрической системы мира?

2. Охарактеризовать галактики по внешнему виду, строению, радиоактивности.

3. Сформулировать и объяснить 1-й закон И. Кеплера.

4. Сформулировать и объяснить 2-й закон И. Кеплера.

5. Сформулировать и объяснить 3-й закон И. Кеплера.

6. Объяснить, в чем заключается географическое значение 2-го закона И. Кеплера.

7. Какими методами пользуются при исследованиях планет Солнечной системы?

8. Почему Плутон исключен из числа планет Солнечной системы?

Термины и понятия, которые нужно усвоить:

Вселенная, галактика, планета, звезда, комета, астероид, метеор, метеорит, орбита, фокус эллиптической орбиты.

Форма и размеры Земли

Цель: усвоить эмпирические и теоретические доказательства шарообразности Земли, объяснить зависимость дальности видимого горизонта от высоты места наблюдения.

Оборудование и пособия: школьный физический глобус, Географический атлас для учителей средней школы, линейки, миллиметровая бумага.

 

Всем ясно, что Земля представляет собой шар, слегка сплюснутый у полюсов. Однако правильное, современное представление о форме и размерах Земли было достигнуто далеко не сразу и достигалось порою в тяжелой борьбе науки с религией.

 

Греческий поэт Гомер (IX–VIII в. до н. э.) изображал Землю в виде круга, схваченного со всех сторон рекой Океаном. Философ Фалес (VI в. до н. э.) полагал, что Земля – шар, а его ученик Анаксимандр изображал Землю в виде цилиндра. Другие философы и ученые Древней Греции представляли Землю то в виде куба, то в виде лодки и т. д.; ученики Ксенофонта и Анаксимена считали, что Земля – очень высокая гора.

Еще совсем недавно, в 1862 г., немецкий ученый П. Иоселиани, определяя «глубину толстоты земного шара», получил 4536,8 км, что в 1,5 раза меньше действительной величины. Трудно поверить, но еще в 1876 г. в Петербурге была издана брошюра под названием: «Земля неподвижна, популярная лекция, доказывающая, что земной шар не вращается ни около оси, ни около Солнца.

В 1841 г. немецкий астроном Ф. Бессель, используя градусные измерения, вычислил радиус Земли и ее сжатие у полюсов, т. е. получил цифры, характеризующие основные элементы земного эллипсоида. Результат был настолько точным, что эти цифры использовались при различных геодезических исследованиях, в картографии и т. п. в течение 100 лет.

В 1936 г. советский ученый Ф. Н. Красовский опубликовал более точные данные, характеризующие размеры земного эллипсоида. Эллипсоид Ф. Н. Красовского имеет следующие размеры: большая полуось, т. е. расстояние от центра Земли до экватора, равна 6 378 254 метрам; малая полуось, т. е расстояние от центра Земли до одного из полюсов равна 6 356 863 метрам. Длина меридиана – 40 008 550 м; длина экватора – 40 075 700 м; площадь поверхности Земли – 510 200 000 км2.

 

Задание для самостоятельной работы:

1. На основании данных табл. 2 построить график зависимости дальности видимого горизонта от высоты наблюдения над поверхностью шаровидной Земли:

Таблица 2

Зависимость дальности видимости видимого горизонта от высоты наблюдения

Высота места наблюдения, м Дальность видимого горизонта, км Высота места наблюдения, м Дальность видимого горизонта, км
  3,8   121,0
  12,1    
  27,1 5 000  
  38,3 10 000  
  85,6    

 

Для построения кривой берется система прямоугольных координат. На оси абсцисс откладывается высота места наблюдения, на оси ординат – дальность видимого горизонта.

При построении кривой первые три графы цифр таблицы не принимаются во внимание (даны для анализа графика). Таким образом, на кривой будет показано изменение дальности видимого горизонта с высоты 100 м.

Наиболее удобными масштабами при построении являются: вертикальный 1:100 000, горизонтальный 1:2 000 000.

Примечание. Выполняя чертежные работы по построению графиков, необходимо помнить следующее:

o Все чертежные работы выполняются на миллиметровой бумаге простым (цветным) карандашом или тонким фломастером.

o Каждый график должен иметь четкое название, сопровождаться легендой и масштабом. Название графика указывается в верхней части чертежа, легенду и масштаб обычно располагают внизу.

o Все надписи выполнять в размеченной области топографическим шрифтом.

 

2. Произвести анализ кривой. Указать:

а) какова закономерность в изменении дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения;

б) к какому выводу приводит анализ графика и таблицы 1 в отношении формы Земли;

в) можно ли на основании таблицы и графика утверждать, что Земля имеет форму шара?

 

Задание для аудиторной работы:

1. По данным географических атласов и справочных изданий определить абсолютные высоты наивысших точек материков мира, записать данные в таблицу 3.

Таблица 3

Абсолютные высоты наивысших точек частей света

Части света Наивысшая точка
Название Абсолютная высота Видимость горизонта
Европа      
Азия      
Африка      
Сев. Америка      
Юж. Америка      
Австралия      
Антарктида      

2. С помощью данных таблицы 3 и графика зависимости дальности видимости видимого горизонта от высоты наблюдения определить дальность видимого горизонта с наивысших точек мира. Результаты занести в таблицу 3.

3. Определить, с какого расстояния можно увидеть корабль, который приближается к м. Сарыч находясь на этом мысе.

4. Два путешественника направились с одинаковой скоростью по одному и тому же меридиану от 45 параллели – один к Северному полюсу, другой к экватору. Одновременно ли они достигнут цели? Если нет, то почему, и кто из них придет раньше.

5. В каких частях поверхности Земли человек может находиться ближе всего к центру Земли?

Проблемные и творческие задания:

1. Реферат «Изменение представлений человечества о форме Земли».

2. Величина сжатия, вызванного вращением Земли вокруг своей оси, равна 1: 298,3. Докажите правильно-ли выполнены расчеты.

3. Рассчитайте радиус Земли по ее площади.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Кто и когда эмпирическим путем довел шарообразность нашей планеты?

2. Чем отличается сфероид от геоида?

3. В чем заключается географическое значение размеров Земли?

4. В чем заключается географическое значение формы Земли?

5. Если перевезти какой-либо предмет с экватора на полюс, изменится ли его вес? Докажите правильность своего суждения.

6. Имеет ли значение для установления мирового рекорда по поднятию штанги (при прочих равных условиях) тот факт, что, к примеру, планируемые в Санкт-Петербурге соревнования перенесли в Кито (Эквадор)?

7. Можно ли использовать график зависимости видимого горизонта от высоты места наблюдения для доказательства шарообразности Земли?

8. Какое доказательство шарообразности Земли наиболее убедительно?

9. Какова роль формы и размеров Земли в жизни планеты?

10. Изменится ли дальность видимого горизонта для наблюдателей, находящихся на Земле, Луне, Сатурне?

 

Термины и понятия, которые необходимо усвоить:

эллипсоид, геоид, сфероид, гравитационные силы, сила тяжести.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: