Пояснительная записка
Программа разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
- инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2016 учебный год;
Программа «Все цвета, кроме черного», подготовлена в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы».
Цели и задачи:
Цель курса: формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного» направлен на реализацию следующих задач:
Задачи курса:
• формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
• расширить знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
• формировать умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;
• формировать представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;
• развивать коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
• формировать умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
• пробуждать у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении но и их знаний;
• просвещать родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
содержание курса базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики; отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации, предупреждение раннего приобщения к одурманивающим веществам; а также динамическому развитию и системности.
Обоснование выбранных технологий, средств, форм, организации внеурочной деятельности и режим занятий:
Содержание и методы обучения направлены на формирование навыков общения, а также способности оценивать свое поведение, самостоятельно принимать решения и формирование способности противостоять негативным влияниям внешней среды.
Учебный план и программа обучения охватывает основные сферы социализации ребёнка,наиболее актуальные, значимые для них ситуации развития.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, практические занятия «Учусь общаться».
Формы проведения занятий:
- Игра, игра-тренинг
- Ролевые игры и упражнения-активаторы — для психологической разминки учеников.
- Форма круга - подчеркивает демократичность - важнейшее условие создания безопасности и доверительной обстановки в группе.
- Анкетирование — позволяет лучше ориентироваться в ситуации.
Основные методы и технологии
· технология разноуровневого обучения;
· развивающее обучение;
· технология обучения в сотрудничестве;
· коммуникативная технология.
Режим занятий
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2-4 классах.
Формы предоставления результатов:
• полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
• дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;
• дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
• дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
Возрастная группа: программа ориентирована на учащихся 1-4 классов
Назначение программы курса: Данная программа предназначена для обучения младших школьников в образовательных учреждениях начального общего образования на основе линии УМК «Все цвета, кроме черного» М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А. Филипповой. Программа имеет социально - педагогическую направленность.
Планируемые результаты
Личностные и метапредметные результаты освоения курса.
В процессе освоения материалов кружка ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Занятия направлены на развитие у ребенка интереса к тому, что думают и чувствуют другие люди, как они выражают свои чувства, а также умения адекватно оценивать поступки других людей.
Происходит формирование навыков общения, а также способности оценивать свое поведение, самостоятельно принимать решения, отвечать за свои поступки, рассматриваются вопросы формирования характера, силы воли, дружбы, межличностных отношений.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах кружка содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе);
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Содержание курса внеурочной деятельности: