Психологические особенности игроков в командных и индивидуальных видах спорта. Основные проблемы и способы их решения.




Доклад.

Секция: «Психология»

Тема:

Выполнила: студентка 2- ого курса

Филологического факультета

Марченко Ирина Владимировна

Научный руководитель:

Белянская Ирина Михайловна

 

Самара, 2015 г.

 

План.

1. Введение.

 

2. Спортивная психология как наука.

2.1. История происхождения.

2.2. Задачи спортивной психологии.

 

3. «Коллективисты и индивидуалисты»: психологическое сравнение.

3.1. Команда изнутри.

3.2. Проблемы в коллективе.

3.3. Разрешение конфликтов.

 

4. Внутренний мир индивидуальных видов спорта.

 

5. Анализ психологии индивидуалистов.

 

5.1. Проблемы внутреннего мира «спортсмена – одиночки».

5.2. Решения проблем.

 

6. Заключение.

 

7. Список литературы.

 

1. Введение.

 

 

Спорт – это постоянный спутник нашей жизни. Родители приучают ребенка к физическим упражнениям уже в период от 1 года до 3 лет. Потому что те части тела, работа которых связана с прямохождением, испытывают непривычно большую нагрузку, поэтому их необходимо развивать. Затем появляется зарядка, а еще позже и уроки физической культуры в школе. Наряду с уже и так полагающимися занятиями, нас стараются записать в секцию. И тут начинается самое интересное – выбор подходящего спорта. Подходящего не только в физическом плане, но и в психологическом. Ведь одни людям нравится работать в команде, а другим по нраву все контролировать самим. Сегодня есть возможность узнать обо всех плюсах и минусах индивидуальных и командных видах спорта с психологической стороны, и выбрать, что подходит именно тебе. Этим и обусловлена актуальность данной темы.

 

Цель нашего доклада: изучить психологические особенности индивидуальных и командных видов спорта, а также осветить их проблемы и выявить их решения на конкретных примерах.

 

2. Спортивная психология как наука.

 

Психология спортa - это облaсть психологической нaуки, изучaющaя закономерности психических проявлений человекa в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Крaтко можно скaзaть, что психология спортa - это нaукa о человеке в сфере спортa. Необходимость появления этой науки обусловлена специфическими условиями спортивной деятельности, прежде всего стремлением к мaксимaльным достижениям, состязaтельностью (стремлением к победе), большими, a иногдa и предельными, физическими и психическими нaгрузкaми.

 

2.1 История происхождения.

Психология спорта считается молодой отраслью психологической науки. Упоминание о ней впервые появилось в статьях основателя Олимпийских игр Пьера де Кубертена в самом начале XX столетия. Годом же рождения этого направления в психологии можно считать 1913 год, когда по инициативе Международного олимпийского комитета был организован конгресс, посвященный именно вопросам психологии спорта. В 1965 году в Риме было организовано Международное общество психологии спорта, что стало свидетельством международного признания спортивной психологии как отдельного направления психологии.

 

По настоящему активно психология спорта, как отдельное направления психологии, стало развиваться с начала 1960-х годов XX века. При этом в самом начале упор был сделан на так называемую дифференциальную психологию, то есть изучение различий спортсменов по индивидуальным характеристикам. Кроме того, изучались возможности и способности спортсмена действовать в условиях стресса и способы увеличения эффективности тренировок. Чуть позже фронт изучаемых спортивной психологией вопросов заметно расширился. Стали разрабатываться программы, с учетом специфики не только индивидуальных способностей спортсменов, но и конкретного вида спорта. При этом использовались достижения общей, педагогической, социальной и возрастной психологии (индивидуальная работа со спортсменом, коллективные тренинги и т.д.). Шла разработка программ соответствующих тренировочных комплексов для повышения психической и физической тренированности спортсменов, их этической, эмоционально-волевой и коллективистской подготовленности. Особое внимание уделялось вопросам мотивации спортсменов, причем не только в период их участия на соревнованиях, но и по ходу тренировок. Довольно детально исследовались способы и пути формирования узкоспециализированных восприятий спортсменов - чувства дистанции, чувства времени, колебания скорости движущегося объекта, «чувство мяча», «чувство воды», предвосхищения развития событий (интуиция, антиципация). Также значительное внимание уделялось развитию способов воображения, улучшения наблюдательности, тактического и стратегического мышления, качественного взаимодействия в группах.

 

 

2.2 Задачи спортивной психологии.

 

Говоря о задачах, которые решает спортивная психология, нельзя не сказать о центральной фигуре данного направления в психологии – спортивном психологе. Именно он работает со спортсменом или командой, позволяя решить следующие основные задачи:

 

1. Повышение общей эффективности тренировочного процесса за счет выработки нужного уровня мотивации.

2. Создание необходимых психологических условий для достижения лучшей психологической выносливости, высоких показателей силы, ловкости, а также для развития специализированных видов восприятия.

3. Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям.

4. Формирование личности спортсмена для лучшего взаимодействия с тренером, а также другими спортсменами в команде.

5. Оперативная помощь спортсмену. Подразумевает работу со спортсменом в самые напряженные для него моменты.

 

3. «Коллективисты и индивидуалисты»: психологическое сравнение.

 

Итак, мы перечислили общие задачи и проблемы спортивной психологии. Теперь следует рассмотреть их частные случаи, разделив виды спорта на командные и индивидуальные.

 

Командный спорт – это вид спортивной деятельности, связанной с взаимодействием с командой. Игроков данной категории Ильин Е.П. называет «коллективистами». У них доминирующими являются общественные и моральные мотивы. Они хaрaктеризуются осознанностью общественной значимости спортивной деятельности; спортсмены с доминированием этого мотива ставят перед собой высокие перспективные цели, они увлечены занятиями спортом.

У индивидуалистов ведущую роль играют мотивы самоутверждения, сaмовырaжения личности. Они хaрaктеризуются чрезмерной ориентацией нa оценку своих спортивных результaтов. Спортсмены-коллективисты лучше выступают в командных, a спортсмены-индивидуaлисты, наоборот, - в личных соревнованиях.

При психологическом обеспечении спортивной деятельности важно учитывать и тот и другой мотив. Успешное воспитание спортсмена и достижение им высоких спортивных результатов (или по крайней мере большая его сaмоотдaчa) возможны только при правильном соотношении общественного и индивидуального мотивов. Пренебрежение одним из них, игнорирование того либо другого мотива одинaково приводит к негативным результaтaм.

Покaзaно, что спортсмены со спортивно-деловыми мотивами проявляют большую увлеченность занятиями спортом; спортсмены же, у которых доминируют личностно-престижные мотивы, чрезмерно ориентированы на оценку своих спортивных результатов, проявляя постоянную озабоченность личным самоутверждением. Это приводит к неaдеквaтной самооценке, к эмоциональной неустойчивости в экстремальных условиях соревнований.

3.1. Команда изнутри.

Спортивная команда – это, по понятиям современной социальной психологии, – малая группа. Г.М.Андреева в своем учебнике «Социальная психология» дает такое определение: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов»

 

 

Спортивной команде присущи все признаки, которыми в социальной психологии характеризуются малые группы: численность, автономность, общегрупповая цель, коллективизм, дифференцированность и структурность. Как социальная группа, команда характеризуется не только формальной, но и неформальной структурой, в основе которой лежат социально- психологические связи между ее членами.

Во главе формальной структуры команды стоят начальник команды и главный тренер. От них во многом зависит психологический климат в команде и соответственно ее результаты.

 

Место спортсмена в структуре команды определяется не только спортивной функцией (нападающий, защитник и т.д.), но и уровнем показываемого спортивного результата и его личными качествами, среди которых важнейшую роль играют социальная направленность личности, темперамент, структура поведения, внешний вид, общий уровень культуры. На основе проявления этих качеств в команде формируется неформальная структура, и выделяются такие основные социально-психологические типы: лидер, ведущие, ведомые, изолированные, отверженные. Каждый спортсмен в команде занимает определенное место или позицию, которой соответствует определенное поведение, выработанное в данной социальной группе, или роль.

 

3.2. Проблемы в коллективе.

 

Казалось бы, все в команде «разложено по полочкам»: каждый на своем определенном месте. Но как быть, если новый игрок приходит в новый коллектив, где он хочет выделиться, проявить себя? Тут наступает череда конфликтов и проблем. Рассмотрим пример.

 

В баскетбольную команду ЦСКА пришел новый игрок. Он впервые попал в клуб высшей лиги и не имел опыта игры в составе высококлассных баскетболистов.

Один из опытных игроков—человек эмоциональный — возмущался недогадливостью новичка, упрекал его за каждый неверный маневр. Это угнетающе действовало на новичка. Он долго привыкал к партнерам к команде.

 

Решение. Вмешательство тренера. Он провел беседы с каждым баскетболистом. Первому спортсмену посоветовал не обращать внимания на форму замечаний второго, объяснил, что его возмущение порождается несдержанностью. Опытному же игроку сказал, что оскорбления недопустимы и его поведение губит молодого игрока. Своеобразные и умелые беседы тренера подействовали.

 

Опытные спортсмены — это ядро коллектива, его «золотой фонд». Они — опора, советчики и помощники тренера. Безусловно, тренер должен активно использовать возможность положительного влияния ветеранов на воспитание и психологическую подготовку команды, на формирование общественного мнения в команде, на создание атмосферы дружбы, взаимопомощи и взаимоподдержки, хорошего, боевого настроения.

В работе с выдающимися спортсменами сложная психологическая ситуация возникает в связи с большой их популярностью и ореолом незаменимости, вниманием к ним радио, прессы и любителей спорта. Нелегко даже самому самокритичному и умному спортсмену устоять против «звездной болезни». Перед тренером стоит сложная задача — сохранить большого мастера для спорта и не дать ему деградировать как личности.

 

Этот пример показывает нам одну из самых серьезных проблем в команде. Но также огромное место в спортивном механизме занимают и другие конфликты.

 

Прежде чем рассматривать механизм возникновения конфликтов в спортивной команде, хотелось бы дать определение понятия «конфликт». Д.Майерс определяет конфликт как «воспринимаемую несовместимость действий и целей». А.Г.Ковалев считает конфликтом «явление межличностных и групповых отношений, проявляющихся в противоборстве».

 

Обобщенно можно сказать, что конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях, либо несовпадение интересов и желаний оппонентов.

 

Очень важно также знать причины возникновения конфликтов:

 

Объективные:

-естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности

-слабая разработка правовых и др. нормативных процедур разрешения споров

-недостаток необходимых для жизнедеятельности материальных благ

 

Организационно-управленческие:

-несоответствие структуры организации требованиям деятельности

-неоптимальность связи организации с внешней средой

-несоответствие работника занимаемой должности

-принятие ошибочных управленческих решений

 

Социально-психологические:

-искажение информации в процессе коммуникации

-несбалансированное ролевое взаимодействие людей

-различие способов оценки результатов деятельности и личности друг друга.

 

3.3. Разрешение конфликтов.

На примере игрока – новичка в баскетбольной команде ЦСКА, мы уже наблюдали одно из решений проблемы. Разобравшись в причинах возникновения конфликтов, мы можем перейти к более подробному описанию способов их разрешения.

 

Например, Д.Майерс выделяет следующие стратегии: «контакт, сотрудничество, общение, умиротворение. А вот Л.А.Козер в своей работе «Завершение конфликта» пишет: «Завершение всех видов конфликтов предполагает обоюдную активность соперников. Поэтому данный процесс нельзя трактовать как одностороннее навязывание воли более сильного партнера более слабому». Также общепринятым среди специалистов является мнение, что конфликты могут носить как деструктивный, так и конструктивный характер. Р.Л.Кричевский считает, что «благодаря наличию внутригрупповых противоречий (а ведь именно противоречие и составляет суть конфликта) в значительной мере совершается развитие группы, переход ее на новый, более высокий уровень функционирования».

 

Также стоит обратиться за помощью к словам известных спортсменов, чтобы узнать, что они думают по поводу команды.

 

««Я» - последняя буква в алфавите, особенно в командных видах спорта». Илья Ковальчук, российский хоккеист, левый нападающий клуба КХЛ и сборной России.

 

«В игре побеждает талант, но чемпионат выигрывают слаженность в командной игре и интеллект». Майкл Джордан, американский баскетболист, бывший игрок NBA, ныне тренер.

 

«Для капитана команды, я думаю важно, чтобы игроки действительно знали, кто ты, за что ты и во что веришь, а также быть последовательным во всем этом, вне зависимости от того, хорошо идут дела или плохо». Марк Мессье, бывший канадский хоккеист, нападающий.

 

«Несмотря на многочисленные конфликты, я должен сказать спасибо всем моим товарищам по клубу. Потому что без единой команды никакие индивидуальные награды невозможны». Криштиану Роналдо, португальский футболист клуба «Реал Мадрид»

 

«У Бразилии есть Неймар. У Аргентины есть Месси. У Португалии есть Роналду. У Германии есть команда! Такой сплоченности я никогда еще не видел! ». Стивен Джеррард, выдающийся футболист сборной Англии, а также клуба «Ливерпуль»

 

4. Внутренний мир индивидуальных видов спорта.

 

 

В командных видах за спортивный результат на одной стороне сражаются двое или более спортсменов, выступающих за страну (область, город) или спортивный клуб. Членов одной команды объединяет общая спортивная цель, победа любого из них возможна только в случае победы всей команды.

В индивидуальных видах спорта каждый спортсмен – соперник для всех остальных участников соревнования, его результат зависит только от его способностей, физической формы и психологического состояния.

Индивидуальные виды часто называют более объективными, ведь в них всегда побеждает наиболее сильный на данный момент участник соревнований, которому удалось показать лучший результат (пройти дистанцию быстрее, набрать больше баллов и т.д.).

В командных видах известны примеры, когда легендарные спортсмены, признанные одними из лучших представителей вида спорта, не добивались в своей карьере серьезных успехов, потому что выступали в относительно слабой команде.

С другой стороны, различается и цена ошибки: в индивидуальных видах спорта оплошность оказывает влияние лишь на выступление одного спортсмена, в командных видах ошибка любого из членов команды может поставить крест на возможном успехе всей команды.

 

5. Анализ психологии индивидуалистов.

 

Психологическая устойчивость одна из составляющих успеха в спорте, а в игре индивидуальной, итог матча зависит от психологии на 50 процентов. Например, выражение «Все проблемы в голове» есть у теннисистов, обычно так говорят про игрока, который, несмотря на техническую подготовку и физические данные, проигрывает именно из-за неумения собраться во время матча и противостоять сопернику психологически.

 

Как уже говорилось ранее, у индивидуалистов ведущую роль играют мотивы самоутверждения, сaмовырaжения личности. Они хaрaктеризуются чрезмерной ориентацией на оценку своих спортивных результатов.

 

Следует выделить несколько психологических особенностей индивидуальных видов спорта:

 

1. Ответственность. В индивидуальных видах спорта на 99% успех зависит от игрока. Даже при наличии профессиональной тренерской поддержки и лучшего спортивного обмундирования тренироваться всё равно необходимо спортсмену.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: