При слове "рынок" каждый из нас, в первую очередь, представляет колхозный рынок или базар, то есть место, где происходит торговля. Но это обыденное, бытовое восприятие термина "рынок". С точки зрения экономической науки, рынок предстает как система многообразных экономических отношений между товаропроизводителями и всёми членами общества, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ, основанная на определенных принципах. На рынке проявляются законы и противоречия товарного производства, общественные свойства товара и двух его сторон — потребительной стоимости и стоимости, функции денег и цены.
Сложность и многозначность категории - "рынок" породила множество подходов к его определению. Рынок рассматривается как:
каждый день множество потребителей и производителей встречаются и договариваются о ценах на все товары и услуги;
совокупность процессов торговли, актов купли-продажи вне зависимости от места их совершения;
система экономических отношений между людьми, предприятиями, государствами, опирающаяся на принцип, согласно которому все продается и покупается;
механизм или приспособление, осуществляющее контакт между покупателями (представителями спроса) и продавцами (поставщиками товаров и услуг);
способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном безличностном движении цен.
Последнее определение можно рассматривать как самое универсальное, характеризующее рынок как синоним рыночной экономики.
Рынок порожден товарным производством и является его важнейшим элементом. Условиями возникновения рынка являются те же особенности общественного производства, которые породили товарное хозяйство: общественное разделение труда и экономическая обособленность производителей.
|
Общественное разделение труда приводит к тому, что в обществе никто не может существовать за счет самообеспечения экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности, т. е. специализируются на производстве тех или иных благ. Специализация, в свою очередь, определяется так называемым "принципом сравнительного преимущества", Т. е. способностью производить продукцию с меньшими затратами иди с меньшей альтернативной стоимостью. Производители продукции одного вида обладают разными способностями, навыками, доступом к ресурсам, что обусловливает различия в величине осуществляемых ими затрат (издержек) на изготовление данной продукции. Например, два производителя изготавливают два вида продукции: А и Б. Первый производит две единицы товара А или четыре единицы товара Б, второй — четыре единицы товара А или шестнадцать единиц товара Б. Альтернативная стоимость единицы товара А у первого производителя равна двум единицам товара Б, у второго — четырем. Относительно меньшая альтернативная стоимость производства товара А у первого производителя, следовательно, ему надо специализироваться на производстве товара А, а второму - товара Б, т. к. этот товар имеет для него меньшую альтернативную стоимость. Принцип сравнительного преимущества объясняет процессы специализации как в рамках отдельного предприятия, так и в рамках государства.
|
Из представленных выше определений рынка следует, что его основными субъектами являются покупатель (потребитель) и продавец (производитель). Данные функции в современной экономике выполняют отдельные лица и группы лиц, фирмы и предприятия, государство как выразитель интересов общества, которые и образуют три группы субъектов рынка:
домохозяйство - экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая самостоятельно принимает решения, является собственником какого-либо фактора производства, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей;
фирма — экономическая единица, которая самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления и продажи товаров, стремится к максимизации прибыли;
государство — все, правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую возможность контроля над производителями и потребителями для достижения общественных целей. Каждый из рыночных субъектов выполняет свои специфические функции, но все они тесно взаимосвязаны и образуют взаимоувязанный кругооборот.
Взаимодействия рыночных субъектов осуществляются по поводу обмена объектами рынка. Объектами рынка называют любые необходимые человеку предмет, вещество или субстанция, являющиеся результатом человеческой деятельности и принимающие форму товара. В период становления рынка основными его объектами выступали скот, инвентарь, земля, имущество, предметы потребления. По мере развития рыночных отношений круг товаров расширяется и усложняется. Объектами рынка становятся рабочая сила, деньги и ценные бумаги, ноу-хау и информация, даже государственные льготы и субсидии.
|
Важнейшими категориями рыночной экономики, обеспечивающими постоянную связь между производителями и потребителями, являются цены, спрос, предложение, конкуренция. Цепы складываются под воздействием спроса, предъявляемого потребителями на те или иные товары, и предложения товаров со стороны производителей. Конкуренция является формой взаимодействия рыночных субъектов, формирующей величину иен, объемы спроса и предложения. Кроме того, рынку необходима инфраструктура - совокупность институтов, обеспечивающих функционирование рыночной экономики.
Основное свойство экономики рыночного типа состоит в распространении рыночных отношений на все хозяйственные сферы. Вся экономика становится совокупностью многообразных рынков, различающихся степенью, мерой, глубиной проникновения рыночных отношений. Общепринятая классификация структуры рынков не выработана, но выделяют несколько критериев, по которым рынки подразделяются на группы.
Экономическое назначение объектов. По данному критерию рынки подразделяются на рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, рынок труда, рынок недвижимости, рынок инноваций, валютный рынок, рынок ценных бумаг (или фондовый рынок) и др.
Географическое положение. По этому критерию различают местный, региональный, национальный и мировой рынки. Под мировым рынком понимаются любые товарообменные операции между странами. Рынок считается мировым, если в названных операциях участвуют многие страны, торговые сделки крупномасштабны, товарообменные операции регулярны, и расчеты ведутся в свободно конвертируемой валюте.
Совокупность товарообменных операций в пределах одной страны образует национальный (или внутренний) рынок. В составе мирового и национального рынков могут выделяться региональные — это достаточно масштабные, регулярно действующие рынки с ярко выраженными территориальными признаками. Зона действия регионального рынка не обязательно совпадает с территориально-административными границами, а может охватывать несколько близлежащих стран.
По отраслям различают как рынок какого-то отдельного товара, так и групп товаров, связанных между собой признаками производственного характера или служащих удовлетворению одной и той же потребности (например, рынок автомобильный, компьютерный, моющих средств, информации и проч.).
По объему продаж рынки подразделяются на оптовые и розничные. Российская действительность породила еще одну группу в этой классификации — мелкооптовый рынок.
По отношению к закону различают следующие группы рынков:
легальный — деятельность производителей и потребителей, осуществляемая в рамках закона;
теневой — деятельность производителей и потребителей, не запрещенная законом, но сокрытая от налогообложения (например, ремонтные и строительные работы, репетиторство, сдача в наем жилья и т. п.);
черный — деятельность, запрещенная законом (например, производство и сбыт наркотических средств или оружия, продажа органов человеческого тела и т. п.).
Степень ограничения конкуренции. По данному критерию осуществляется классификация не только групп рынков, но и типов рыночных структур, которая применяется в экономической теории для анализа поведения производителей и потребителей. Выделяются три типа рыночных структур: рынок свободной конкуренции, монополистический рынок и олигополистический.