Учебно-методическое обеспечение курса




Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Курс по выбору»

по специальности 050400.62 «Социально-экономическое образование (профиль подготовки – история)»

 

 

Учебный курс «Античная культура»

Учебная программа дисциплины утверждена

на заседании учебно-методической комиссии института

(протокол № ____ от «______» _______________ 2012 г.)

Председатель УМК _____________________ Мягков Г.П.

 

Учебно-методический комплекс одобрен

на заседании кафедры всеобщей истории и методики преподавания

(протокол № ____ от «______» _______________ 2012 г.)

Зав. кафедрой _____________________ Нигматуллин Р.Ш.

Казань


Краткая аннотация

1. Учебно-методический комплекс составлен применительно к образовательной программе: 050400.62 «Социально-экономическое образование (профиль подготовки – история)».

2. УМК разработан исходя из минимальных требований ГОС ВПО 2005 года к содержанию дисциплины «История древнего мира»: «Древняя Греция. Особенности природных условий и население древней Эллады. Ахейская культура и гомеровская Греция. Становление греческих городов-государств. Греческая колонизация и специфика греческого полиса. Специфика рабства в Афинах и Спарте. Расцвет Афинской демократии, ее институты и особенности. Возвышение Македонии. Особенности эллинизма и сущность эллинистического периода в истории античной цивилизации. Формирование понятия античной культуры. Мифология, религия и культура древней Эллады».

 

Цель и задачи курса

Целью дисциплины «Античная культура» является изучение культуры Древней Греции классического периода (V-IV вв. до н.э.) во всем ее многообразии.

Содержание дисциплины позволяет решить следующие задачи:

– проанализировать предпосылки расцвета древнегреческой культуры в классический период;

– охарактеризовать состояние источниковой базы истории древнегреческой культуры;

– рассмотреть развитие религии, науки, литературы и искусства в V-IV вв. до н.э.

– показать значение древнегреческой культуры классического периода для последующего развития культуры и искусства Древней Греции, Древнего Рима и европейского искусства.

 

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате освоения материала программы студент должен:

– владеть системой знаний об основных этапах развития древнегреческой культуры;

– знать основные типы и виды источников по истории древнегреческой культуры;

– знать памятники древнегреческой архитектуры, скульптуры и живописи;

– иметь общее сведения о развитии древнегреческой религии и науки;

– владеть методами решения исследовательских задач с различных теоретико-методологических позиций.

 

Объем курса и виды учебной работы

Очное отделение

Вид учебной работы Всего часов 4 семестр
Общая трудоемкость    
Аудиторные занятия    
Лекции    
Семинары    
Самостоятельная работа    
Вид итогового контроля   зачет

 

Содержание курса

Разделы курса и виды учебной работы

Очное отделение

Семестр

Виды занятий лекции семинары самостоятельная работа
Всего часов        
         

Первая лекционная тема – Введение. Особенности формирования древнегреческой культуры классического периода. (4 часа)

Вторая лекционная тема – Религия Древней Греции и ее влияние на развитие древнегреческой культуры. (2 часа)

Третья лекционная тема – Наука вДревней Греции классического периода. (2 часа)

Четвертая лекционная тема – Литература в Древней Греции классического периода. (4 часа)

Пятая лекционная тема – Архитектура в Древней Греции классического периода. (2 часа)

Шестая лекционная тема – Скульптура и живопись в Древней Греции классического периода. (2 часа)

Седьмая лекционная тема – Театр в Древней Греции классического периода. (2 часа)

Восьмая лекционная тема – Общегреческие игры в Древней Греции классического периода. (2 часа)

Первая тема семинара – Древнегреческая мифология и религия. (2 часа)

Вторая тема семинара тема семинара – Развитие научных знаний в классической Греции. (2 часа)

Третья тема семинара – Древнегреческая литература V-IV вв. до н.э. (2 часа)

Четвертая тема семинара – Архитектура классической Греции. (2 часа)

Пятая тема семинара – Развитие скульптуры и живописи в Греции V-IV вв. до н.э. (2 часа)

Шестая тема семинара – Древнегреческий театр V-IV вв. до н.э. (2 часа)

Седьмая тема семинара – Культура повседневности V-IV вв. до н.э. (2 часа)

 

Рабочая программа курса

Введение. Определение понятий «культура», «искусство». Причины культурного подъема Греции в V-IV вв. до н.э. Динамичный способ производства. Особенности природы. Особенности жреческой организации в Древней Греции. Влияние общества на развитие культуры и искусства. Представления о месте человека в мире.

Древнегреческая религия V-IV вв. до н.э. Представление греков о богах и героях. Греческая мифология. Жертвы и шествия – формы почитания божеств. Празднества в честь бога – покровителя полиса. Жречество. Дельфы. Мистерии. Учение орфиков. Праздники Афин. Влияние религии и мифологии на искусство.

Наука V-IV вв. до н.э. Философия. Анаксагор. Демокрит. Протагор. Софисты. Сократ. Философы-киники. Диоген Синопский. Платон. Аристотель. Математика. Гиппократ из Хиоса. Евдокс. Астрономия. Медицина. Гиппократ из Коса. Школа Гиппократа.

Литература V-IV вв. до н.э. Трагедия. Происхождение трагедии. Особенности композиции. Темы и сюжеты трагедий. Эсхил. Софокл. Еврипид. Комедия. Происхождение комедии. Аристофан. Ораторское искусство. Теория и практика. Исократ. Демосфен. Гиперид. Ликург. Эсхин. Лисий. Исторические сочинения. Геродот. «История». Фукидид. «История». Ксенофонт Афинский. «Киропедия». «Анабасис». Эфор. Феопомп. Филист. Ктесий. Поэзия. Хоровая лирика. Симонид Кеосский. Пиндар. Вакхилид.

Архитектура. Общая характеристика архитектуры ранней и поздней классики. Принципы регулярного города. Гипподам из Милета. Дорический, ионический коринфский ордеры. Храмы и сокровищницы. Сокровищница афинян в Дельфах. Храм Афины Афайи на о. Эгина. Так называемый храм Е в Селунте. Храм Зевса в Олимпии. Храм Артемиды в Эфесе. Строительство в Афинах. Парфенон. Пропилеи. Храм Ники Аптерос. Эрехтейон. Гражданская архитектура. Театр. Булевтерий. Пританий. Стоя. Гимнасий. Палестра. Стадион. Мавзолей.

Скульптура и живопись. Скульптура. Суровый стиль. Статуи тираноборцев Гармодия и Аристогитона скульпторов Крития и Несиота. Скульптура фронтонов храма Зевса в Олимпии. Фризы Парфенона. Фидий. Афина. Зевс. Мирон. Дискобол. Поликлет. Дорифор. Ника Аптерос. Кефисодот. Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом, Афродита Книдская. Аполлон, убивающий ящерицу. Скопас. Леохар. Лисипп.

Живопись. Полигнот с острова Фасос. Аполлодор. Зевксис из Гераклеи, Паррасий Эфесский и Тимант с острова Кифн. Вазовая роспись. Краснофигурный стиль. Школы живописи IV в. до н.э.: сикионнская и аттическая.

Театр. Истоки. Устройство греческого театра. Особенности драмы и комедии. Особенности постановки. Игра актеров. Театр в жизни общества.

Общегреческие игры. Олимпийские. Пифийские. Немейские. Истмийские.Их влияние на развитие культуры.

Повседневность. Устройство домов. Мебель. Пища. Одежда. Повседневные занятия мужчин и женщин в Греции V-IV вв. до н.э.

Учебно-методическое обеспечение курса



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: