Учебно-методический комплекс
по дисциплине «Курс по выбору»
по специальности 050400.62 «Социально-экономическое образование (профиль подготовки – история)»
Учебный курс «Античная культура»
Учебная программа дисциплины утверждена
на заседании учебно-методической комиссии института
(протокол № ____ от «______» _______________ 2012 г.)
Председатель УМК _____________________ Мягков Г.П.
Учебно-методический комплекс одобрен
на заседании кафедры всеобщей истории и методики преподавания
(протокол № ____ от «______» _______________ 2012 г.)
Зав. кафедрой _____________________ Нигматуллин Р.Ш.
Казань
Краткая аннотация
1. Учебно-методический комплекс составлен применительно к образовательной программе: 050400.62 «Социально-экономическое образование (профиль подготовки – история)».
2. УМК разработан исходя из минимальных требований ГОС ВПО 2005 года к содержанию дисциплины «История древнего мира»: «Древняя Греция. Особенности природных условий и население древней Эллады. Ахейская культура и гомеровская Греция. Становление греческих городов-государств. Греческая колонизация и специфика греческого полиса. Специфика рабства в Афинах и Спарте. Расцвет Афинской демократии, ее институты и особенности. Возвышение Македонии. Особенности эллинизма и сущность эллинистического периода в истории античной цивилизации. Формирование понятия античной культуры. Мифология, религия и культура древней Эллады».
Цель и задачи курса
Целью дисциплины «Античная культура» является изучение культуры Древней Греции классического периода (V-IV вв. до н.э.) во всем ее многообразии.
Содержание дисциплины позволяет решить следующие задачи:
|
– проанализировать предпосылки расцвета древнегреческой культуры в классический период;
– охарактеризовать состояние источниковой базы истории древнегреческой культуры;
– рассмотреть развитие религии, науки, литературы и искусства в V-IV вв. до н.э.
– показать значение древнегреческой культуры классического периода для последующего развития культуры и искусства Древней Греции, Древнего Рима и европейского искусства.
Требования к уровню освоения содержания курса
В результате освоения материала программы студент должен:
– владеть системой знаний об основных этапах развития древнегреческой культуры;
– знать основные типы и виды источников по истории древнегреческой культуры;
– знать памятники древнегреческой архитектуры, скульптуры и живописи;
– иметь общее сведения о развитии древнегреческой религии и науки;
– владеть методами решения исследовательских задач с различных теоретико-методологических позиций.
Объем курса и виды учебной работы
Очное отделение
Вид учебной работы | Всего часов | 4 семестр |
Общая трудоемкость | ||
Аудиторные занятия | ||
Лекции | ||
Семинары | ||
Самостоятельная работа | ||
Вид итогового контроля | зачет |
Содержание курса
Разделы курса и виды учебной работы
Очное отделение
Семестр
Виды занятий | лекции | семинары | самостоятельная работа | |
Всего часов | ||||
Первая лекционная тема – Введение. Особенности формирования древнегреческой культуры классического периода. (4 часа)
|
Вторая лекционная тема – Религия Древней Греции и ее влияние на развитие древнегреческой культуры. (2 часа)
Третья лекционная тема – Наука вДревней Греции классического периода. (2 часа)
Четвертая лекционная тема – Литература в Древней Греции классического периода. (4 часа)
Пятая лекционная тема – Архитектура в Древней Греции классического периода. (2 часа)
Шестая лекционная тема – Скульптура и живопись в Древней Греции классического периода. (2 часа)
Седьмая лекционная тема – Театр в Древней Греции классического периода. (2 часа)
Восьмая лекционная тема – Общегреческие игры в Древней Греции классического периода. (2 часа)
Первая тема семинара – Древнегреческая мифология и религия. (2 часа)
Вторая тема семинара тема семинара – Развитие научных знаний в классической Греции. (2 часа)
Третья тема семинара – Древнегреческая литература V-IV вв. до н.э. (2 часа)
Четвертая тема семинара – Архитектура классической Греции. (2 часа)
Пятая тема семинара – Развитие скульптуры и живописи в Греции V-IV вв. до н.э. (2 часа)
Шестая тема семинара – Древнегреческий театр V-IV вв. до н.э. (2 часа)
Седьмая тема семинара – Культура повседневности V-IV вв. до н.э. (2 часа)
Рабочая программа курса
Введение. Определение понятий «культура», «искусство». Причины культурного подъема Греции в V-IV вв. до н.э. Динамичный способ производства. Особенности природы. Особенности жреческой организации в Древней Греции. Влияние общества на развитие культуры и искусства. Представления о месте человека в мире.
|
Древнегреческая религия V-IV вв. до н.э. Представление греков о богах и героях. Греческая мифология. Жертвы и шествия – формы почитания божеств. Празднества в честь бога – покровителя полиса. Жречество. Дельфы. Мистерии. Учение орфиков. Праздники Афин. Влияние религии и мифологии на искусство.
Наука V-IV вв. до н.э. Философия. Анаксагор. Демокрит. Протагор. Софисты. Сократ. Философы-киники. Диоген Синопский. Платон. Аристотель. Математика. Гиппократ из Хиоса. Евдокс. Астрономия. Медицина. Гиппократ из Коса. Школа Гиппократа.
Литература V-IV вв. до н.э. Трагедия. Происхождение трагедии. Особенности композиции. Темы и сюжеты трагедий. Эсхил. Софокл. Еврипид. Комедия. Происхождение комедии. Аристофан. Ораторское искусство. Теория и практика. Исократ. Демосфен. Гиперид. Ликург. Эсхин. Лисий. Исторические сочинения. Геродот. «История». Фукидид. «История». Ксенофонт Афинский. «Киропедия». «Анабасис». Эфор. Феопомп. Филист. Ктесий. Поэзия. Хоровая лирика. Симонид Кеосский. Пиндар. Вакхилид.
Архитектура. Общая характеристика архитектуры ранней и поздней классики. Принципы регулярного города. Гипподам из Милета. Дорический, ионический коринфский ордеры. Храмы и сокровищницы. Сокровищница афинян в Дельфах. Храм Афины Афайи на о. Эгина. Так называемый храм Е в Селунте. Храм Зевса в Олимпии. Храм Артемиды в Эфесе. Строительство в Афинах. Парфенон. Пропилеи. Храм Ники Аптерос. Эрехтейон. Гражданская архитектура. Театр. Булевтерий. Пританий. Стоя. Гимнасий. Палестра. Стадион. Мавзолей.
Скульптура и живопись. Скульптура. Суровый стиль. Статуи тираноборцев Гармодия и Аристогитона скульпторов Крития и Несиота. Скульптура фронтонов храма Зевса в Олимпии. Фризы Парфенона. Фидий. Афина. Зевс. Мирон. Дискобол. Поликлет. Дорифор. Ника Аптерос. Кефисодот. Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом, Афродита Книдская. Аполлон, убивающий ящерицу. Скопас. Леохар. Лисипп.
Живопись. Полигнот с острова Фасос. Аполлодор. Зевксис из Гераклеи, Паррасий Эфесский и Тимант с острова Кифн. Вазовая роспись. Краснофигурный стиль. Школы живописи IV в. до н.э.: сикионнская и аттическая.
Театр. Истоки. Устройство греческого театра. Особенности драмы и комедии. Особенности постановки. Игра актеров. Театр в жизни общества.
Общегреческие игры. Олимпийские. Пифийские. Немейские. Истмийские.Их влияние на развитие культуры.
Повседневность. Устройство домов. Мебель. Пища. Одежда. Повседневные занятия мужчин и женщин в Греции V-IV вв. до н.э.
Учебно-методическое обеспечение курса