Формулирование темы проекта




Год с. Вад

Актуальность темы.

В настоящее время требования экологической бережливости образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому бережливому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры, бережливому отношению к ресурсам природы.
Мы не можем не затрагивать вопросы экологического воспитания и привития бережному отношению к природе. Здоровье человека на 20 - 30% зависит от экологических условий. От эффективности эколого-бережливому просвещению зависит, в конечном счете, качество и продолжительность жизни людей. Понятие «бережливые технологии» состоит из взаимосвязанных элементов: экологических знаний, чувств, экологически оправданного поведения, эколого-бережного мышления и сознания. Основа проявления экологических технологий – деятельность человека, стремящегося осознать свое бережное влияние на природу, разумность использования ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды.
Пред школьный период является одним из первых звеньев становления человека-гражданина, хозяина своей земли. Дошкольник, общаясь с природой и изучая её, постепенно постигает мир, в котором живёт. Он открывает удивительное многообразие растений и животных. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Планета Земля — наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Именно поэтому выбрали экологический проект «Бережливый - это я». В качестве объекта исследований детьми выбрана территория детского сада.

 

Проблема: низкий уровень осведомленности детей и их родителей об экологических проблемах, происходящих в мире и сформированности у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих бережное отношение к окружающей среде.

 

Тип проекта: познавательно — исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный (октябрь-ноябрь)

Участники: дети группы «Пчелки», родители, воспитатели.

 

Цель проекта: сформировать у детей ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом и чувства сопричастности ко всему живому.

Задачи проекта: 1. Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.

2. Создавать экологически благоприятную среду на территории детского сада.

3. Развивать познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы.

4. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, детьми и родителями, педагогами в постоянном саморазвитии эколого-бережливых технологий.

Формы: индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальная работа тесно связана с приобщением детей к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. Индивидуальная форма также предполагает деятельность учащихся по подготовке рассказов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Групповая работа наиболее успешно протекает с группой детей, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Это наблюдения, исследования и эксперименты.

В формировании бережного отношения к природе, огромную роль играют массовые мероприятия: праздники, ролевые игры на экологические темы, работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории детского сада, массовые природоохранные компании с привлечением родителей.

Средства: методические пособия, игры, комплекты заданий, презентации, учебные фильмы и т.д.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение круга проблем (анкетирование), предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап – формирующий: практическая деятельность по формированию высокого уровня осведомлённости детей о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, ответственного и бережного отношения к природе в целом.

3 этап – обобщающий: подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением родителей.

Ожидаемые результаты. Реализация проекта работы по эколого-бережному воспитанию и образованию детей старшей группы, позволит в дальнейшем:

· создать условия для эффективного формирования у детей и их родителей познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей и основе экологических условий жизни, культуры бережного общения с природой, культуры труда, формирующейся в процессе деятельности;

· достичь положительного результата при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности;

· активизировать систему работы с родителями и общественностью по формированию у детей ответственного отношения к природе в целом.

I этап.

Формулирование темы проекта

Беседа.

Вот какая однажды случилась история. На растения и деревья, вблизи которого находился детский сад, напали полчища гусениц. Дети и взрослые и никогда прежде ничего подобного не видели. Все погибало на глазах. Никто не знал, почему это случилось. Все были очень огорчены. Но если бы им сказали, что это они виноваты в гибели окружающей природы, они, наверное, удивились бы, а может быть, и возмутились.

А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. И вокруг сада, и на полянах. Рвали и распустившиеся цветы, и те, на которых еще только были бутоны. Словом, все подряд. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи – тахины (запись слова на доске). Когда приходило время, тахины откладывали яйца. Из яиц появлялись личинки, и именно эти личинки уничтожали гусениц, вредящих лесу.

Но вот исчезли цветы, не стало тахинов и, естественно, не вылупились личинки. Не вылупились личинки – и некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он стал погибать. И все потому, что ученики, сами того не зная, нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы.

Вот тут-то и должна помочь наука экология. А что такое экология? Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к природе, окружающему миру, Земле.

От слова «экология» произошло слово «эколог» (запись на доске слов «экология», «эколог»).

Экологи – это люди, которые занимаются экологией, защищают природу. Экологи говорят: «Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом надо всегда беречь и защищать».

Просмотр презентации «Живая и не живая природа» - дать детям понятие о живой и неживой природе.

Проблемный вопрос: К ак вы думаете, человек сможет прожить без природы?
Почему?

- Природа заботится о нас. Она дает нам все: пищу, одежду, воздух и воду. И мы с вами должны бережно относиться к природе.

- Давайте попробуем ответить на вопрос: «Что может сделать каждый из нас, чтобы наша планета, наша природа сохранились на долгие годы?»
Правила поведения в природе
- Ребята, а вы любите ходить в гости?
Итак, мы отправляемся в гости к природе. А зачем?
Может быть, чтобы услышать пение птиц?
Чтобы увидеть, как раскрывается тугой бутон колокольчика?
Чтобы полюбоваться красотой деревьев?
Чтобы насладиться свежим душистым воздухом?
Набрать в лукошко лесных ягод, грибов, орехов.
Да, мало ли зачем мы пришли в гости к природе! Но не забывайте,
вы - в гостях! Вы - в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Выполняй их!
- Человек очень несправедлив порой к матушке- природе, часто обижает её. И тогда можно видеть, как природа просит о помощи.
(показ слайдов: дымящие трубы заводов, свалка на лесной поляне, загрязнение реки, погибшая рыба)
- А знаете ли вы, что:
- бумага до полного разложения в земле будет лежать 2 года,
- консервная банка – 90 лет

- полиэтиленовый пакет – 200 лет,
- стеклянная банка – 2000 лет.
Вдумайтесь в эти цифры!
- А вы знаете основные правила поведения в лесу?
Первое: Не сори!
Второе: Не шуми!
Третье: Не губи!
- Мы поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе говорим "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)

II этап.

1. Экскурсия по всей территории детского сада с выявлением проблем по отношению человека к природе.

2. Уборка территории детского сада с привлечением родителей.

3. Подготовка к зимним условия существования птиц.

4. Акция «Эколята – защитники земли»: урок «Эколята – защитники земли», рисование рисунков, участие в конкурсе Эколятазащитникиземли, создание предметно- развивающей среды.

5. Эксперименты и опыты с воздухом, водой, наблюдения за ростом растений в группе.

6. Дети делятся на группы. Каждая группа получает задание:

1 группа - нарисовать запрещающие знаки, привлекая родителей;

2 группа - изготовить скворечники или кормушки, как самостоятельно, так и с родителями;

3 группа - разучить стихотворения и читать рассказы о природе с родителями


Результат работы 1 группы:

Чтобы сохранить природу, мы должны соблюдать простые правила, о которых расскажут ребята.
(Выходят дети, держа в руках запрещающие знаки.)
1. Растениями и цветами можно сколько угодно долго любоваться, но ни в коем случае нельзя срывать и тем более брать в рот незнакомые растения. Некоторые растения, если их взять в руки, вызывают сильное раздражение кожи, которое может длиться несколько недель. Есть и ядовитые

растения, яд которых не менее опасен, чем змей.


2. С грибами, найденными тобой в лесу, тоже нужно быть очень осторожными. Собирай только известные тебе грибы и обязательно покажи собранные грибы взрослому, который в них разбирается. Не забывай, что многие ядовитые грибы для животных являются лекарством, поэтому не сбивай и не топчи их.


3. Если ты развёл костёр, то уходя, не забудь потушить огонь, чтобы не разгорелся лесной пожар. Костёр обязательно нужно залить водой или засыпать песком.

 

1. Не оставляй после себя мусор! На полянке, которая была завалена бумажными обёртками. Целлофановыми пакетами, пластиковыми коробками и бутылками, уже никому не захочется остановиться. Мусор, который нельзя сжечь, необходимо забрать с собой, чтобы выбросить в предназначенном для этого месте.

 

 


5. Правильно собирай лекарственные растения, оставляя корни в земле.

 

1. Не разрушай муравейники, муравьи - санитары леса. Помните: вы пришли в гости к природе. Не делайте ничего такого, что считали бы неприличным делать в гостях.


1. Не лови бабочек – они украшение!

 

1. Не губите деревья! Деревья для планеты – как лёгкие для человека. Чтобы дерево выросло, пройдёт не один год, а погубить его можно за минуты.

 

 


-Да, ребята, природе в наши дни требуется помощь человека. А начинать можно с малого. Каждый из вас в силах помочь природе, если будет выполнять простые правила, рассказанные ранее.

 

Результат работы 2 группы:

Присутствие птиц в нашем дворе гарантирует не только природное музыкальное сопровождение в виде чириканья, но и надежную защиту садовых растений от вредителей. Поэтому нужно подкармливать этих пернатых друзей круглый год и мастерить для них жилье в виде скворечников, тогда вашему саду ничего не будет грозить.

Кормушки и скворечники очень красиво дополнят нашу территорию, делая его уютнее. Легче всего купить кормушку либо скворечник в специализированном магазине, но мы решили сделать всё своими руками?

 

 

Папа, одного их учеников, вместе с детьми повесил кормушки и скворечники на площадке.

Результат работы 3 группы:

- Ребята выучили стихи о природе и подготовили выставку книг о природе, которые принесли из дома и библиотек.

1 Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной красивей нету,
Во всей Вселенной она одна,
Что будет делать без нас она!
Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же живая!

2 Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда.

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь. С. Смирнов

 

3 Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда! (Л. Фадеева)

4 Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету! (Я. Аким)

5 Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая! (Е. Смирнова)


6 Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!

В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
(М. Крюков)

В детском саду ребята читают рассказы про животных и птиц, про деревья и растения.

Акция: Уборка на площадке малышей


 

III этап.

В рамках заключительного этапа мы провели итоговое занятие на тему: «Бережливый - это я». Цель занятия – это расширение представлений о ресурсах природы, о неразрывной связи человека и природы. Ребята загадывали загадки, рассказывали о деревьях в сопровождении презентации, а также отметили важность экологически грамотного и бережного поведения в природе, составили коллажи бережливости.

 

Вывод: Проблема эколого-бережного образования и воспитания существует и будет существовать на протяжении развития общества. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает основу систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Хочется верить, что моя работа добра и любви к родной природе не будут забыты детьми. Результаты моей работы скажутся не сразу. Однако, я уверена, что мои воспитанники внесут свою лепту в улучшение условий среды обитания и бережного отношения к природе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: