Вершиной немецкого идеализма первой половины XIX в. по праву считается творчества Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831). Георг Гегель называл свою философскую систему "абсолютным идеализмом"; он стремился охватить весь универсум, весь природный и духовный мир единым понятием. Таким исходным понятием гегелевской системы является"Абсолютная идея".
О бытии: абсолютизация Разума. "Абсолютная идея" – это объективно существующий абсолютный разум, мышление, разумное мышление ("ничья мысль ни о чем"). Это всеобщая духовная субстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей. "Разум есть бесконечное содержание, вся суть и истина, и он является для себя самого тем предметом, на обработку которого направлена его деятельность…"
"Абсолютная идея", по учению Гегеля, представляет собой субстанцию мира, Мировой дух, универсум во всей его полноте: "Все действительное – разумно, все разумное – действительно". Она существует вечно и содержит в скрытом, "свернутом" виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений. В процессе творческого саморазвития (самопознания) "Абсолютная идея" проходит различные стадии в виде последовательного движения от абстрактного – общих определений к определениям, обогащенным конкретным содержанием.
Первым этапом самораскрытия "Абсолютной идеи" является логика. Логика, по Гегелю, – это научно-теоретическое осознание "Абсолютной идеи". Через логику "Абсолютная идея" раскрывается в ее всеобщем содержании в виде системы категорий, начиная от самых бедных – бытия, небытия, наличного бытия, качества, количества и т. д., и кончая конкретными, многообразно определяемыми понятиями — химизма, биологизма, познания и т. д. Гегель характеризовал категории как самопроизвольно движущиеся чистые мысли, которые не нуждаются в чувственно-воспринимаемом материале. Как чистые мысли и ступени развития идеи они, сами по себе, содержательны и поэтому составляют сущность вещей.
|
Следующий этап саморазвития – природа – это необходимое в процессе развития "Абсолютной идеи", но все же вспомогательное средство. Создавая природу, или, точнее, превращаясь в природу, "Абсолютная идея" опредмечивает себя, и, тем самым, отчуждается от своей истинной сущности ("забывает саму себя", природа не мыслит) и предстает в виде конечных чувственных, телесных единичностей.
По Гегелю, Абсолютная идея создает природу с той целью, чтобы из природы возник человек и вместе с ним человеческий дух (третий этап). Первой стадией развития человеческого духа является, по Гегелю,(1)субъективный дух (превращение души в сознание по ступеням: сознание – самосознание – разум). Второй стадией развития человеческого духа является (2) объективный дух – сфера социальной жизни, сверхиндивидуальная целостность, возвышающаяся над отдельными людьми и проявляющаяся через их различные связи и отношения (в праве, морали, нравственности, т.е. в семье, гражданском обществе и государстве). Высшей формой самореализации Абсолютной идеи является Абсолютный дух, воплощающийся в искусстве, религии и философии. Под Абсолютным духом Гегель разумеет совокупную духовную деятельность человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории. Абсолютный дух — это та же Абсолютная идея, скрыто работающая в человеческих целях и делах, в деятельности всех человеческих поколений, это их внутренняя идеальная сущность, скрытая причина всех деяний и познаний.
|
Движение Абсолютной идеи, а, следовательно, и всего предметного мира, имеет свое начало и конец, замкнуто в определенный круг. У Гегеля получается, что высшей формой и концом развития Абсолютной идеи, где она осознает самое себя и весь пройденный ею путь и становится Абсолютным духом, является философская система самого Гегеля. Отныне восходящее движение Абсолютной идеи прекращается и дальнейший процесс движения может быть мыслим как замкнутый круг, простое повторение идеей пройденного пути.
О познании: идеалистическая диалектика Гегеля. Вклад Гегеля в развитие философии в первую очередь определяется разработкой диалектического метода. Гегель разрабатывает диалектику как учение о наиболее общих законах развития бытия, а также основанный на этом учении метод познания, в основе которого лежит становление и разрешение противоречий. Он формулирует три основных закона диалектики:
Закон единства и борьбы противоположностей. Отвечает на вопрос "почему идет развитие?". Источником развития любого объекта являются противоречия внутри него – борьба противоположностей (противоположных сторон, тенденций внутри объекта). "Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения… Противоречие есть корень всякого движения и жизненности".
|
Закон перехода количественных изменений в качественные. Отвечает на вопрос "Как идет развитие?", описывает механизм саморазвития объекта. Развитие – это качественные, необратимые, поступательные изменения объекта. В объекте накапливаются количественные изменения, которые при достижении определенных границ меры приводят к скачку – переходу объекта в иное качественное состояние.
Закон отрицания отрицания. Отвечает на вопрос "Куда направлены изменения в процессе развития?". Развивающийся объект в своем развитии проходит три стадии: 1) тезис - первое качество (например, зерно), 2) антитезис – отрицание тезиса, иное качество объекта (например, стебель); 3) синтез – отрицание отрицания, "снятие" противоположностей (например, колосок). Таким образом, происходит возвращение "якобы к старому", но на качественно новом уровне развития (развитие идет по спирали).
Согласно законам диалектики Гегель трактует взаимоотношение различных философских систем: они сменяют друг друга, наращивая все новые открытия, которые не пропадают во времени, а переходят из одной системы в другую, причем каждый раз – в новом качестве. Лишь в гегелевской философии происходит "снятие" вех философских систем и возвращение Абсолютной идеи в лоне философии к себе самой.
О человеке. Для Гегеля, человек – это, прежде всего, субъект познания, в сознании которого потенциально заложена возможность достижения абсолютного, всеобщего знания, поскольку он является проявлением или воплощением Абсолютной идеи, Мирового духа. Только на первых порах его сознание об этом не догадывается и потому смотрит на мир как на чуждую ему телесность, как внешние посторонние предметы. На следующем этапе сознание обращает свой интерес на себя, становясь объектом познания себя самого, "самосознанием"; здесь сознание само определяет свой предмет, становится активным, практически действующим, творящим. Именно это помогает ему постичь свою всеобщность, увидеть в себе абсолютную полноту реальности и перебраться на следующую, более высокую ступень, где сознанию открывается внутреннее родство и даже тождество с внешним миром, исчезает различие субъекта и объекта познания.
Об обществе: прогресс в сознании свободы. История человечества есть закономерное, упорядоченное проявление "Абсолютной идеи". Движение Мирового разума в истории имеет явно выраженную цель – свободу: "всемирная история есть прогресс в сознании свободы". В соответствии с этим критерием Гегель различает четыре основных периода всемирной истории: 1) восточный мир (Китай, Индия, Египет) – эти страны не знают свободы, они знают, что свободен лишь один человек (правитель), да и тот деспот; 2) греческий мир – греки уже поднимаются до осзнания свободы человека, но она ограничена, т.к. свободны только некоторые – те, кто не в рабстве; 3) римский мир – идея свободы воплощается в правовой системе; 4) германский мир – лишь германские народы в конце осознают в полной мере свободу как основное свойство человеческой природы, как право каждого (перелом – это Реформация в Германии и Великая французская революция). Это завершающий этап всемирной истории, где свобода объективируется в семье, гражданском обществе и государстве, где "основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю". В развитом своем виде государство представляет развитую конституционную монархию (Гегель отвергает демократические и либеральные идеи), основанную на разделении властей: законодательной, правительственной и власти государя (по сути, это строй современной гегелевской Германии). В итоге, развивая человеческую историю, Абсолютная идея оказывается этаким "прогрессистом" образца XIX в., в общем вполне удовлетворенным результатом проделанной работы.