План-конспект пары по литературе тюркских народов
Допускается к занятию:
Курс: 4
Группа: 513
Преподаватель: Киндикова Альбина Викторовна
Магистрант: Гришина Валентина Владимировна
Дата: 23.11. 2016
Время: 90 минут
Тема: Якутская литература
Тип урока: Урок изучения нового материала
Вид урока: урок-лекция, урок с использованием учебного кинофильма
Цели:
1) Познакомить бакалавров с историей литературы Якутии (Саха), с основными ее представителями.
2) Развивать интерес к художественной литературе тюркских, братских народов – Якутии.
3) Воспитывать интерес к литературе близкородственных народов.
Задачи:
Познакомить студентов с историей якутской литературы, её основными этапами развития, писателями-основоположникам, с известными якутскими критиками и литературоведами и их работами.
Компетенции:
В результате освоения дисциплины бакалавр должен:
Знать: основных представителей якутской литературы, основные этапы развития якутской литературы; систему жанров, их функции, проблематику,
Уметь: применять полученные знания при изучении других филологических дисциплин; пользоваться научной и справочной литературой, просто и в то же время образно излагать свои мысли.
Владеть: навыками анализа литературного процесса; способностью применять знания в практической и профессиональной сфере; глубоко разбираться в проблемах зарождения хакасской литературы, основных истоках их развития и особенностях становления, знать важных представителей в области языка и литературы Якутии.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, фильм «Тюрки России: Якутия»
Основные методы и приёмы: лекция, опрос, конспектирование, просмотр кинофильма.
|
Литература:
1. https://www.sbras.ru/HBC/article.phtml?nid=597&id=14 (О.Н. Бётлингк)
2. https://www.kuyaar.ru/index.php?id=107 (Андросова-Ионова М.Н.)
3. https://www.yakutskhistory.net/в-л-серошевский
4. https://alampa.s-vfu.ru/
5. https://www.yakutskhistory.net/летопись-якутска-п-п-явловский/продолжение-публикации/
6. https://nlib.sakha.ru/news.php?news=6443
7. https://vcisch2.narod.ru/index.html
8. https://downloads.somb.ru:8087/fulltexts/method_guides/2013/yakuty/literatura.htm
9. https://olonkhotheatre.ru/articles/280-platon-alekseevich-ojunskij.html
10.
Дополнительные источники о якутской культуре:
1. https://www.bayanay.info/index.php?newsid=8700
2. https://республика-саха-якутия.рф/stati/kultura/o-drevnosti-jazyka-naroda-saha-ili-poche.html
3.
4.
Деятельность преподавателя | Деятельность студента | Время |
ХОД УРОКА 1.Организационный момент Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валентина Владимировна. На протяжении трех недель я буду у вас вести литературу. 2. Подготовка студентов к активному сознательному освоению знаний Темой нашего занятия будет – «Якутская литература». Опрос: -Что вы знаете о Якутии? -Знаете ли вы якутских писателей? 3. Лекция Преподаватель читает лекцию, показывает презентацию, комментирует, поясняет. Перерыв 4. Просмотр фильма 5. Рефлексия - Что вы узнали о Якутии, якутских писателях? -Когда зародилась якутская литература? -Что волновало якутских писателей в своих произведениях? 6. Домашнее задание | Внимательно слушают Записывают тему. Отвечают на вопросы Конспектируют, смотрят презентацию. Перемена. Смотрят фильм. Записывают важные факты. Отвечают на вопросы Записывают домашнее задание | 2мин 1мин 1мин 3мин 40мин 10мин 30мин 4мин 1мин |
Лекция
|
ЯКУТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Зарождение литературы Якутии связано с оживлением общественной жизни в конце XIX, в начале XX века. Особенностью исторического пути развития якутской художественной литературы является то, что с самого начала своего возникновения она встала на путь правдивого отражения жизни народа. Первое художественное произведение - стихотворение "Байанайалгыhа" ("Благословение Баяная") написано Алексеем Кулаковским в 1900 году.
Основоположники якутской литературы - поэт, прозаик, фольклорист, этнограф Алексей Елисеевич Кулаковский - Ексекюлях, драматург, поэт, прозаик Анемподист Иванович Софронов - Алампа, прозаик, комедиограф Николай Денисович Неустроев, драматург, общественный деятель Василий Васильевич Никифоров. То, что создано ими, вошло навечно в интеллектуальную сокровищницу родного народа.
Литература 20-30-х гг. Начинается, постепенно углубляясь, новая эпоха в литературе, произведения которой писались не только с конъюнктурных позиций, но и кровью сердца, с искренней верой в будущее.
Во главе новой литературы встал Платон Алексеевич Ойунский - пламенный певец новой эпохи, выдающийся поэт, прозаик, драматург, фольклорист, ученый-лингвист, государственный политический деятель.
Период военного времени. В этот период широко развертывается творчество поэтов старшего поколения: К. Урастырова, С. Элляя, С. Васильева, А. Абагинского, И. Чагылгана, М. Хара. Тесная связь с народом, активность, патриотизм, гуманизм - характерная черта якутской поэзии 30-х годов, а в годы войны приобрели особый характер.
|
Литература 50-60-х гг. Этот период в истории якутской литературы знаменателен тем, что она выходит за пределы республики. Переводы произведений якутских писателей на русский язык принимают плановый и широкий характер.
Период 70-80-х гг. Впечатляющих успехов достигла проза. Здесь в первом ряду стоит роман "Пока бьется сердце" выдающегося мастера прозы, крупного организатора литературы, общественного деятеля Софрона Данилова. Это произведение - заметное явление якутской литературы на тему современности. Широким охватом жизненных явлений отличаются повести В. Яковлева, Н. Лугинова, В. Далана, П. Аввакумова, Е. Неймохова и др.
В последнее десятилетие отмечается возрождение "забытых имен", заполнение "белых пятен" в истории литературы. Написаны литературоведческие книги, труды, статьи о репрессированных писателях - П. А. Ойунском, В. В. Никифорове, И. Слепцове - Арбите и других - Н. Копыриным, И. Спиридоновым, П. Сивцевой, С. Ойунской, В. Протодьяконовым и др.
2000 год - 100 лет якутской литературе и 1250-летие Олонхо - вершины духовной культуры якутского народа.
Возникновение и начало распространения письменности на якутском языке относится к концу XVII в. и связано с деятельностью русских миссионеров. Всего до 1917 на якутском языке было издано более 40 книг.
Слайд 5 Решающую роль в возникновении якутской художественной литературы сыграла книга О.Н. Бётлингка «О языке якутов» (1851), в которой были опубликованы «Ахтыылар» («Воспоминания») А.Я. Уваровского (1800—61). Это автобиографическое сочинение стало первым памятником художественной прозы народа саха: повествование о жизни автора включает лирические отступления, рассказы о поездках по Якутии, пейзажные и портретные зарисовки. Язык «Воспоминаний» богат образными выражениями, почерпнутыми из якутской речи, их автор записал образцы фольклора, в частности, текст олонхо (героического эпоса).
Издание Оттона Николаевича Бётлингка послужило толчком к собиранию фольклорных текстов на якутском языке: начиная со второй половины XIX в. появляется большое количество записей народных песен и олонхо, хранящихся в архивах Санкт-Петербурга. Слайд 6 Так, Мария Николаевна Андросова-Ионова (1864—1941), признанная первой якутской поэтессой, не только записала образцы олонхо, но и в стиле народного эпоса создала свое оригинальное произведение, основанное на реальных событиях, — «Күл-күлБөҕөоҕонньорСилирикээнэмээхсиникки» (Старик Кюл-кюлБёгё да старуха Силирикэн) (1893—1894 гг.). Это олонхо напечатано в книге Э. К. Пекарского.
Слайд 7 Помимо фольклора на становление якутской художественной словесности оказала влияние русская литература, в частности, произведения писателей-декабристов, Ивана Александровича Гончарова, Владимира Галактионовича Короленко, Вацлава ЛеопольдовичаСерошевского и других о жизни народа саха в XIX в.
Слайд 8 К началу ХХ в. относится начало творчества основоположников якутской литературы — А.Е. Кулаковского, В.В. Никифорова, А.И. Софронова-Алампа, Н.Д. Неустроева (1895—1929). Выдающийся поэт и прозаик, фольклорист и этнограф А.Е. Кулаковский в это время создает свои главные художественные произведения, показав образцы творческого использования фольклора. Им написано стихотворение «Благословение Баяная» (1900), признанное первым художественным произведением якутской литературы, поэма «Сновидения шамана» (1910), в форме шаманского пророчества выразившая социальную проблематику, другие сочинения, связанные с национальными фольклорными традициями и содержащие раздумья поэта над острыми проблемами современности и над судьбами своего народа («Портреты якутских женщин», 1904; «Дары реки», 1909; и др.). Произведения А.Е. Кулаковского распространялись в списках и уже в те годы снискали автору известность мастера слова (опубликованы в 1924—25).
Слайд 14 Драма В.В. Никифорова «Манчаарыекун» («Разбойник Манчары», 1906), опубликованная в 1912 и сразу переведенная на русском языке, многие годы затем ставилась на сценах Якутска и в улусах и оказала значительное влияние не только на драматургию, но и на все жанры якутской литературы. В этой пьесе впервые воплощен легендарный образ благородного разбойника, защитника бедноты Манчары, занявший впоследствии особое место в образной системе якутской литературы. Слайд 15 В начале ХХ в. популярностью пользовались и драмы Анемподиста Ивановича Софронова: «ДьадщыДьаакып» («Бедный Яков», 1914), «Таптал» («Любовь», 1915—16), «Олохдьэбэрэтэ» («Тина жизни», 1919) и др. Следуя традициям А.Н. Островского, А.И. Софронов разработал основные принципы якутской драматургии.
Слайд 16 Николай Денисович Неустроев первым в якутской драматургии обратился к жанровой форме комедии. К 1915 относится первый написанный им рассказ «Дикая жизнь» в 1915 году на русском языке, напечатан в журнале «Сибирские огни». Этот и другие рассказы Неустроева пронизаны лиризмом и мягким юмором.
Николай Неустроев первым в якутской драматургии обратился к жанровой форме комедии. Его пьесы сыграли большую роль в зарождении якутского театрального искусства. День премьеры его произведения «Куһаҕантыын» («Злой дух »; режиссёр Д. Д. Большев), 17 октября 1925 года, считается днём рождения Саха Академического драматического театра.
В конце 20-х годов произведения Николая Неустроева печатались в журналах «Чолбон», «Кыһылыллык», газете «Кыым». В 1926 году была выпущена в свет первая книга «Саха комедиялара» («Якутские комедии»), в которую вошли комедии «КукаакыКулуба», «Тиэтэйбит» и «Тар». Также при жизни писателя в 1927 году была напечатана отдельной книгой комедия «Куһаҕантыын».
В 1929 году был напечатан сборник рассказов, книга была дополнена и переиздана в 1934 году. В 1947 году выпущен сборник избранных произведений, в который вошли основные работы писателя: 4 комедии и 7 рассказов.
Полное собрание сочинений «Төрөөбүтсирбэр, тапталлаахдьоммор» («Родному краю, любимому народу») напечатано в 1995 году, к 100-летию со дня рождения писателя.
Творческое наследие Николая Неустроева исследовали доктор исторических наук Г. П. Башарин, литературовед Г. К. Боескоров, прозаик и литературный критик Н. М. Заболоцкий.
С 1917 начинается новый этап развития истории якутской литературы. Основоположником якутской советской литературы стал выдающийся поэт, прозаик, драматург, фольклорист и лингвист П. Ойунский (П.А. Слепцов). Он создает ряд стихов революционного и лирического содержания, некоторые из них стали популярными песнями («Власть Советам»), создает драматическую поэму «Красный шаман» (1917, 2-я редакция 1925), разрабатывает силлабо-тоническую систему стихосложения применительно к якутскому поэтическому языку. В поэзии и прозе П. Ойунского соединились фольклоризм, романтическая стилистика и острая социальная проблематика. Использование фольклорных форм в произведениях становится общей особенностью многих произведений, созданных в 1920—30-е гг. Основной тематикой поэзии, драматургии, прозы этих лет стало критическое осмысление дореволюционного прошлого, критика шаманизма и религиозных взглядов, пропаганда образования, интернациональной солидарности с другими народами, освещение событий Гражданской войны, прославление идей социализма. Произведения С.Р. Кулачикова-Элляя, А.А. Иванова-Кюндэ, А. Кудрина-Абагинского, С.С. Яковлева (Э. Эристин), К. Сокольникова, С.А. Саввина (К. Джирибинэ), Н.Е. Мординова, Н.Д. Неустроева составили ядро якутской литературы. Создание Союза советских писателей в 1934 повлияло на упрочение в творчестве писателей Якутии этих лет принципов «социального реализма». В поэмах М. Новикова-Урастырова «Коммунист Семен» (1932), С. Васильева-Борогонского «Артель Романа» (1930), драмах А. Аччыгыйа «Человек» (1938), «От колонии к коммуне» (1932), произведениях П. Ойунского, П. Туласынова, И. Винокурова-Чагылгана, Д.К. Сивцева (С. Омоллон), С. Ефремова и другие создавались образы строителей социализма. В это время в связи с усилением идеологизации литературы, характерным для СССР в целом, подверглась резкому гонению лирика.
Слайд 20 В годы Великой Отечественной войны в поэзии возрождаются традиции устного народного творчества, на лирику оказывают влияние фольклорные жанры благословения, проклятия. Поэты воспевают подвиги якутских героев войны снайпера Д.А. Гуляева, Героя Советского Союза Ф. Попова, эвена снайпера Кульбертинова и др. Стихотворения С.Р. Кулачикова-Элляя, К. Урастырова, М. Кузьмина-Хара, М. Тимофеева-Терешкина, Т. Сметанина, С. Васильева и др. пользовались огромной популярностью. Значительными достижениями прозы стали романы Э. Эристина (С.С. Яковлев) «Молодежь Марыкчана» (1942), А. Аччыгыйа «Весенняя пора» (1944, 1-й вариант). Теме войны посвящены очерки А. Аччыгыйа, С. Омоллона, рассказы С. Данилова, Н.Г. Золотарева (Н. Якутского) и др. Заметно оживилась публицистика, зарождается детективный жанр (Дм. Таас «Золотой гроб»,1941-42).
Слайд 21 Заметным явлением в драматургии военного времени стали пьесы «Долг», «Враги» С. Ефремова, «Сайсары» (1943) С. Омоллоона, посвященные труду работников тыла. В. Протодьяконов-Кулантай в пьесе «Партизан Морозов» (1943) написал об участии саха Дапсырова в событиях войны вместе с советскими солдатами других национальностей. Не все темы могли получить освещение в произведениях 1940-х гг.: описания фашистских концлагерей, факты массовой голодовки в тылу стали известны в подробностях и проникли на страницы печати лишь спустя десятилетия.
Слайд 22 После войны якутская поэзия обогатилась новыми поэтическими сборниками С. Данилова, К. Урастырова, С.Р. Кулачикова-Элляя, С. Васильева, И. Эртюкова и др. В поэзии преобладала тема прошедшей войны, судьба бывших солдат. Появились повести Н. Якутского «Золотой ручей», С. Данилова «Твои друзья», Т. Сметанина «Егор Чэрин», Н. Мординова «Друзья», Н. Габышева «В далеком Амычане» и др. Тема восстановления народного хозяйства, возвращения к мирной жизни затронута в произведениях А. Абагинского, Л. Попова, Б. Хабырыыса, П. Тобурокова, И. Гоголева, М. Ефимова и др. Заметен интерес к сатирической поэзии, детской литературе. Появились первые переводы произведений якутских писателей за рубежом. Большую известность получила драма Т. Сметанина «Лоокуут и Нюргусун» (1951), не сходящая со сцены до наших дней.
Для этого этапа характерно отрицание литературного наследия классиков якутской литературы, особенно репрессированных П. Ойунского, И. Арбиты и др. В период хрущевской «оттепели» начинают издаваться собрания сочинений А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева, а после реабилитации П. Ойунского в 1955 выпущено 7 томов его произведений.
Слайд 23 1960-е гг. стали этапом открытия якутской литературы для общесоюзного читателя. Под руководством С. Данилова проводится активная переводческая деятельность с якутского на языки народов СССР, и произведений писателей других народов страны на якутский язык. Появляются романы в стихах С. Васильева «Младший сын» (1961), И. Гоголева «Солнечная гора» (1962), Р. Багатайского «Сыновья и невестки» (1964); повести в стихах К. Урастырова, М. Тимофеева посвящены теме недалекого исторического прошлого: 1930-м, 1940—50-м гг. Теме развенчания культа личности И.В. Сталина посвящены произведения Р. Багатайского, Б. Хабырыыса. В романах И. Гоголева, Р. Багатайского заметно влияние романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Поэзия обогащается новыми формами коротких стихотворений, сонетами (И. Гоголев, Н. Герасимов-Айталын, М. Ефимов, В. Сивцев). Отточенностью формы отличаются произведения С. Руфова, сделавшего переводы сонетов В. Шекспира, «Витязя в тигровой шкуре» Ш. Руставели. Особым лиризмом отличаются стихи В. Потаповой, Н. Харлампьевой, Н. Михалевой-Сайа, О. Корякиной- Умсууры, В. Петровой-Венеры.
Главные достижения в прозе 1960-х гг. связаны с именами Н. Якутского, С. Данилова, И. Гоголева, А. Сыромятниковой, В. Гаврильевой. В их произведениях обобщены образы представителей нового поколения, глубоко осмысляется историческое прошлое. Особенно заметно обогащение жанра рассказа, создаются миниатюрные юмористические произведения (Н. Габышев). Якутская литература художественно отразила перемены во всех сферах общественной жизни: в сельском хозяйстве («На водоразделе рек» В. Яковлева, «Белый поток» якутского прозаика Н. Заболоцкого и др.), педагогике («Пока бьется сердце» С. Данилова). В 1970—80-е гг. появляются романы П. Аввакумова, В. Протодьяконова- Кулантая, В. Соловьева (Б. Боотур), Л. Попова; среди них — несколько дилогий, трилогий. Возникает жанр фантастики (Г. Угаров «Звезда Долбора», «Омертвевшие антенны»); Е. Неймохов, Н. Борисов-Уус развивают детективный жанр.
Для драматургии 1960—70-х гг. характерен интерес к социальным процессам современности (реорганизация села, становление промышленности). Социальной тематике посвящены пьесы Л. Габышева, Л. Попова, С. Ефремова, И. Гоголева, А. Аччыгыйа и другие. Особенно популярны пьесы И. Гоголева. «Театр Гоголева» обогатил драматургию жанром пьесы-сказки, трагикомедией, драмой, притчей, сатирических комедией. До сих пор пользуется успехом его комедия «НаараСуох» (1964). На исторические темы созданы пьесы и драмы С. Данилова, Н. Лугинова, И. Дмитриева-СиэнЧолбодук, С. Ермолаева (С. Екер), В. Васильева- Харысхал. Среди них остротой постановки вопросов отличаются пьесы С. Ермолаева.
Репертуар якутских театров часто включает инсценировки литературных произведений, среди них наиболее известной стала пьеса А.С. Борисова «Желанный мой голубой берег», написанная на основе повести Ч. Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря». Современная якутская драматургия активно ищет новые сценические формы, обращается к мифологическим источникам, стремится отразить интерес к общечеловеческим проблемам и ценностям. В 1980—90-е гг. создаются киносценарии (С. Ермолаев, Е. Неймохов, А. Дойду), начали появляться якутские фильмы («Черная маска», «Журавли над Ильменем» по сценариям Е. Неймохова).
Заметными явлениями прозы последних десятилетий стали романы В. Яковлева-Далана «Тыгын Дархан» (1993), трилогия Н. Лугинова «По велению Чингисхана» (1997—2005). В области документальные повести и романа создали новые произведения И. Федосеев, Г. Борисов, В. Яковлев-Далан. Роман И. Гоголева «Не отвергайте Богиню Милосердия» (1993) обозначил наступление нового этапа в якутской литературе, связанного с раскрытием суровой правды как прошлых лет, так и современной действительности. Его роман «Третий глаз» (1999), отличающийся мифологизированным восприятием прошлого, в 2005 издан на немецком языке. По мнению исследователей, он совершил творческий прорыв в романном мышлении.
Литература:
Очерк истории якутской литературы. М., 1970
2. Сафронов Ф.Г., Иванов В.Ф. Письменностьякутов.Якутск, 1992;
3. Тобуроков Н.Н., Сыромятников Г.С., Габышев Н.А., Михайлова М.Г. История якутской литературы (середина XIX — начало ХХ века). Якутск, 1993. Т. 1;
4. Литература Якутии ХХ века (историколитературные очерки). Якутск, 2005.