Циклические концепции культуры.




Психоанализ культуры.

Лекция 1. Общее понятие о культуре. Концепции культуры. Психоаналитическая трактовка культурных феноменов.

Культурология – одна из самых молодых, но, тем не менее, активно развивающихся наук. Исследованием культуры до середины XIX века занимались преимущественно философия и история, а позже – этнография, антропология, филология. Предметом специального изучения культура становится только в Новое время. Именно тогда ее начали понимать как совокупность процессов, радикально отличающихся от природных. Культуру как нечто «искусственное», созданное творческим усилием человека, противопоставили «натуральности», естественности, стихийности природы.Одной из первых работ, посвященных непосредственно культуре, была книга английского историка Эдуарда Тайлора «Первобытная культура» (1871). Однако культурология в полном смысле слова появилась лишь в XX веке. Происхождение термина «культурология» обычно связывают с именем американского ученого Лесли Уайта. За последние два-три десятилетия это название прочно закрепилось в России.

В культурологии выделяют несколько основных подразделов:

1) философия культуры – это культурологическая дисциплина, занимающаяся разработкой проблем возникновения и развития культуры, определением места культуры в мироздании. Следует заметить, что многими учеными в качестве самостоятельного раздела культурологии выделяется теория культуры. В таких случаях в ее компетенцию входят вопросы о сущности и структуре культуры;

2) социология культуры исследует реальное функционирование культуры в целом или же составляющих ее субкультур, к примеру, массовой и элитарной; прослеживает динамику происходящих в культуре изменений и реакцию на них различных слоев общества;

3) история культуры исследует процессы развития мировой культуры.

Иногда в качестве составляющих культурологии называется психология культуры, изучающая своеобразие поведения человека в рамках культурного поля и стремящаяся выделить культурно-исторические типы личности, характерные для данного общества. В западной науке активно развивается этнологическая культурология, называемая иногда культурной антропологией. Ее предметом является исследование традиций, обрядов, верований и всего уклада жизни традиционных обществ. Филологическая культурология изучает культуру через анализ письменных текстов.

Объектом культурологии как науки является непосредственно сама культура, а предметом – особенности ее возникновения, зарождения, становления, последующего развития, а также изучение кризисов культуры и их последствий, комплексное рассмотрение деятельности человека, его воздействия на природу как с точки зрения создания материальных ценностей, так и с точки зрения преобразования души человека, создания им того, что нельзя потрогать руками, и что можно увидеть только с помощью разума.Итак, культурология – это учение о культуре, а ее развернутое определение может быть дано, исходя из конкретного понимания культуры. Общепризнанным считается, что культура – это совокупность искусственных объектов (идеальных и материальных), созданных человечеством в процессе освоения природы и обладающих структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). Культура изучается комплексом гуманитарных наук; в первую очередь, культурологией, философией культуры, этнографией, культурной антропологией, и – психоанализом культуры.

Американского ученого Л. Уайта называют «крестным отцом» культурологии, потому что ему принадлежит большая заслуга в том, что она получила признание в качестве самостоятельной науки и свое нынешнее название. Именно он ввел само понятие «культурология». В его трудах высказаны идеи, лежащие в основе современной информационно-семиотической теории культуры.Теоретическая концепция Л. Уайта берет за основу не проявление культурных феноменов в отдельных группах или сообществах, а делает упор на развитии культуры человечества в целом. Он утверждает, что понятие культуры категориально, и, будучи интегративной системой, она не совпадает с обществом и социальной системой, а имеет свои особенности, несущие специфику человеческого бытия.В предложенном Уайтом «культурологическом» подходе культура рассматривается как «внешняя» по отношению к источнику идей. Он соглашается в частности, что идея лежит в основе изобретения огнестрельного оружия, но говорит, что это ничего не объясняет, потому что сами идеи не объясняются. Относительно положения, что «культура состоит из абстракций», он говорит, что те, кто придерживаются этой точки зрения, упускают из виду, что абстракции – это концепции. Концепция же разрабатывается ученым наблюдателем, в мозгу которого она существует. Это не имеет отношения к реальности культуры. Уайт утверждает, что не существует такой вещи как «материальная культура» — это просто «затвердевшее человеческое поведение».К культуре он относит класс предметов и явлений, имеющих символическое значение. Это может быть произнесенное слово, каменный топор, фетиш, отношения с тещей, произнесение молитвы, святая вода, участие в голосовании, соблюдение субботы и т.д. Эти предметы и явления могут быть рассмотрены в различных контекстах: в физическом, химическом, анатомическом, физиологическом, психологическом, культурологическом и даже астрономическом. Но любой из них может быть рассмотрен с точки зрения отношения к анатомическим, физиологическим, психическим процессам, происходящим в человеческом организме, т.е. в соматическом контексте, а также с точки зрения их отношения к другим предметам и явлениям, т.е. в экстрасоматическом контексте. В первом случае их можно назвать «человеческое поведение», а науку, их изучающую, – «психология»; во втором – их можно назвать «культура», а соответствующую науку – «культурология». Для обозначения этого класса предметов и явлений Лесли Уайт вводит неологизм – «символат». Любой символат может быть рассмотрен в разных контекстах.Уайт указывает, что человеку свойственна уникальная способность к символизации – способность придавать вещам, явлениям, процессам значение, смысл. Благодаря этому они могут выступать не только как объекты, но и как символы, носители вложенного в них смысла. Предметы, рассматриваемые в этом аспекте, предстают в качестве знаков и текстов, несущих социальную информацию. Их-то Уайт называет «символическими предметами», или «символатами».

Он различает три основных вида символатов:- материальные объекты;- внешние действия;- идеи и отношения.

Уайт «культурой» называл определенный класс феноменов, а именно предметы и явления, связанные с проявлением особой ментальной способности, свойственной исключительно человеческому виду, способности к символизации. Культура состоит из материальных предметов – орудий труда, утвари, орнаментов, амулетов и т.д., действий, верований и отношений, которые функционируют в символическом контексте. Она представляет собой сложный экстрасоматический механизм, который определенный вид животных, т.е. человек, использует в борьбе за выживание и за существование. Возможность передавать культуру небиологическими средствами является одним из ее наиболее существенных свойств. Все аспекты культуры – материальный, социальный, идеологический – легко передать другому индивиду, поколению, возрастной группе, другому народу при помощи социальных механизмов. Культуру можно назвать формой социальной наследственности. Поэтому культура, представляя собой определенный порядок феноменов, может быть описана исходя из своих собственных принципов и законов. Элементы культуры действуют и взаимодействуют особым образом. Можно выделять принципы поведения некоторых групп культурных элементов или культурных систем в целом и формулировать законы культурных феноменов и систем. Значит, культура – это организованная, интегрированная система. Но внутри этой системы можно вычленить подсистемы, или аспекты:

1. - технологическая культура – орудия труда, техника и материалы;

2. - социальная культура – разнообразные формы и способы организации отношений между людьми, их поведения в обществе;

3. - идеологическая культура – область духовной жизни людей, включающая идеи, знания, верования. К ней относятся мифология, религия, искусство, философия, наука, народная мудрость.

При помощи слов человек создает себе новый мир – мир идей и философии. И в этом мире человек живет столь же истинно, как и в физическом мире ощущений. В самом деле, человек ощущает, что настоящая ценность его существования сводится к пребыванию в этом мире символов и идей или, как он еще иногда формулирует, в духовном мире. И этот мир идей, в отличие от внешнего мира чувственных ощущений, обладает свойствами постоянства и непрерывности. Он включает в себя не только настоящий момент, но также прошлое и будущее.Динамику культуры Уайт объясняет тем, что человеческое общество, как и любая система, может сохраняться только при условии противодействия росту энтропии (хаоса). Культура – это и есть выработанный у человека в ходе его эволюции специфический способ борьбы с энтропией. Рост энтропии – это универсальное свойство любых необратимых процессов, происходящих в природе. Извлечение энергии и употребление ее на пользу человека – первоочередная задача, решению которой служит культура.Уайт определяет уровень развития культуры количеством произведенной на душу населения энергии и эффективностью технологических средств, при помощи которых она используется. Первым источником энергии, который использовался в самых ранних культурах, был организм человека. Освоение огня, использование в качестве источников энергии ветра и воды, а также домашнего скота увеличивали энергетические ресурсы общества. В целом темпы развития культуры в ходе истории убыстряются, поскольку все более растущими темпами идет рост потребления энергии. Однако энергетический показатель – это лишь необходимый, но недостаточный критерий ее развития.Уайт вплотную подходит к современным информационным и синергетическим представлениям о социокультурной динамике, но в их свете было бы точнее рассматривать культуру не как «механизм для использования энергии», а как механизм для обработки информации. Рост информации – это своего рода «оборотная сторона» роста энергетической мощи общества, поскольку работа с информацией, протекающая в пространстве культуры, – это фактор, который, с одной стороны, зависит от энергетических ресурсов общества, а с другой – сам оказывает воздействие на добычу и использование этих ресурсов.

Циклические концепции культуры.

Одним из первых теорию циклического развития культуры разработал русский философ, представитель позднего славянофильства Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885). Он изложил свою концепцию в книге «Россия и Европа», опубликованной в 1871 году. Изучение истории культуры человечества Данилевский начинает с критического анализа принятой в исторической науке периодизации истории, согласно которой она делится на три периода: древний, средний и новый. По его мнению, ошибка здесь заключается в том, что судьба Европы традиционно отождествляется с судьбами всего человечества. Главный тезис его учения состоит в том, что никакой всемирной цивилизации не существует, а есть лишь различные культурно-исторические типы. Данилевский полагал, что не каждый народ способен создать самобытную культуру, а только исторические нации, имеющие собственную идею и задачу.Книга Н.Я. Данилевского «'Россия и Европа» оказала большое влияние на западную философию культуры и философию истории XX века. Наиболее известным последователем Данилевского на Западе был немецкий философ Освальд Шпенглер (1880–1936). Основной труд Шпенглера «Закат Европы» был написан им в 1918–1922 гг. под непосредственным впечатлением от Первой мировой войны.

Вслед за Данилевским Шпенглер приходит к выводу, что никакой общечеловеческой истории не существует. История многолинейна, т.е. существует множество историй отдельных, замкнутых, уникальных культур, которые никак не взаимодействуют, не сообщаются между собой. Культуру он понимает предельно широко, по существу отождествляет ее с обществом. Каждая культура, по Шпенглеру, представляет собой единство экономической, политической, религиозной и художественной жизни народов, т.е. некий сложный организм, который так же зарождается, растет, взрослеет и умирает.Далее Шпенглер высказывает идеи, также близкие взглядам Данилевского. Он считает, что развитие культуры происходит по образцу живого организма. В своем развитии культура проходит стадии детства, юности, зрелости, старости и смерти. На первых этапах происходит собирание сил для будущей деятельности, формирование уникальных особенностей культуры. На стадии зрелости осуществляются заложенные в культуре возможности, идеи. Затем наступает старость, т.е. угасание, и смерть. Это означает, что творческие возможности культуры исчерпаны, она изживает себя. Такова судьба каждой культуры. Ее развитие подчинено жесткому биологическому ритму.В культурологической мысли XX века значительно место занимает фигура Эдмунда Гуссерля (1859–1938), хотя он не был культурологом. Гуссерль рассматривает культурологическую проблематику с точки зрения раскрывающегося в историческом развитии европейской культуры ее «телоса», внутренне присущей истории разумной цели. Общий духовный образ, «телос» складывающейся европейской сверхнации, содержит особый «телос» каждой европейской нации, каждого отдельного человека и представляет собой «бесконечную идею», к которой устремлено все духовное развитие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: