Кто нападает, не достигает успеха.




Кто себя возвышает, не может стать

Старшим среди других

ЛАО-ЦЗЫ

Скромность, главная добродетель в китайской философии, является отражением универсального закона, который стремится наполнить пустоту и уменьшить то, что в избытке. Скромен тот, кто сознает свою малость по сравнению с миром. «Я ощущаю себя лишь камешком во Вселенной… Как же я осмелюсь возгордиться?» – сказал Чжуан-цзы. Быть скромным – значит занимать именно свое место и уметь держать себя в рамках, широких или узких в зависимости от обстоятельств. Скромность подразумевает уверенность в себе: какой смысл преувеличивать, когда имеешь четкое представление о своих достоинствах? Скромность предполагает и умение признавать свои недостатки, работать над ними. Со всей скромностью…

К чему стремиться
Я всегда готов признать свои недостатки. Это вызывает симпатию, и люди лучше ко мне относятся.
Если того требуют обстоятельства, я держусь незаметно. И не чувствую себя ни ущемленным, ни униженным.
Я умею, если нужно, сделать так, чтобы меня услышали. Но всегда слежу за тем, чтобы не обидеть своими словами.

Чего избегать
Я не выпячиваю свои таланты, чтобы не вызывать к себе неприязнь.
Я не хвастаюсь своими успехами, потому что знаю, что они относительны и преходящи.
Я не путаю скромность с угодничеством: знать свое место не значит раболепствовать.


 

14 Изъян нефрита сглаживает полировка. Сказанное не к месту слово назад не вернуть

КОНФУЦИЙ

Лао-цзы сказал: «Тот, кто знает, не говорит, а тот, кто говорит, не знает». Конфуций придерживался схожих взглядов и тоже как чумы боялся ловушек нашей речи. Красивым словам он предпочитал гармонию жеста; болтовне своих современников – небесные звуки музыки. Учитель взвешивал каждое свое слово и не терпел тех, кто злоупотреблял разговорами. Нам стоит подобно ему с более пристальным вниманием относиться к тому, что мы говорим, потому что язык – инструмент, которым овладеть непросто. Мы чаще сожалеем о том, что сказали, нежели о том, о чем промолчали; даже одна опрометчивая фраза способна разрушить дружбу или карьеру.

К чему стремиться
Я говорю только тогда, когда мне есть что сказать, и лишь о том, что знаю.
Моя манера говорить показывает, что я из себя представляю, поэтому я выбираю слова и слежу за правильным построением фраз, а также за дикцией и тоном голоса.
Небрежность в речи заразительна. Если люди вокруг меня выражаются кое-как, я удваиваю бдительность.

Чего избегать
Я избегаю речевых штампов: они делают мою речь банальной и лишают убедительности мои слова.
Я не хожу вокруг да около и прямо излагаю свои просьбы: мои собеседники будут мне за это признательны.
Я не распространяю сплетни, потому что дорожу уважением и доверием окружающих.

 

 
 

15 Сыновняя почтительность и уважение к старшим составляют основу человечности

КОНФУЦИЙ

Конфуций учил сыновней почтительности, и эта система отношений, в которой к старшим испытывают глубочайшее уважение, сохраняется в Китае по сей день. Семья – это модель, по которой человек на протяжении всей жизни выстраивает свои отношения с другими. С пожилыми людьми он ведет себя как со своими отцом и матерью; если разница в возрасте не слишком вели- ка, он ориентируется на отношения со старшим братом или сестрой. Такая система позволяет чувствовать себя всегда на своем месте и уберегает от оплошностей при общении с незнакомыми людьми. Хорошо бы и нам позаимствовать подобные взгляды, для начала проявляя больше уважения, внимания и симпатии к людям преклонного возраста.

К чему стремиться
Я знаю, что старые люди страдают оттого, что их «не видят». Я смотрю на них и слушаю их с интересом, потому что всегда могу чему-то у них научиться.
Любовь и уважение к старикам – это то, что подсказывает здравый смысл. Я отношусь к ним так, как хо- тел бы, чтобы относились ко мне в их возрасте.
Я признаю за бабушками и дедушками важную роль в семье и поощряю общение моих детей с пожилыми людьми.

Чего избегать
Помочь тому, кто старше меня, не значит сделать доброе дело. Это просто значит вести себя по-человечески.
Презирающий стариков проявляет свое невежество и обрекает себя на горькую старость.
Я не путаю уважение с сочувствен- ной жалостью: пожилым моя жалость ни к чему.

 
 

16 Не ищите друзей, которые бы уступали вам в моральном отношении

КОНФУЦИЙ

Как и любовь, дружба не развивается сама по себе и требует самого пристального внимания. Конфуций почти не высказывался на тему любви, зато очень интересовался дружбой, его советы в этой связи и сегодня на удивление актуальны. Первая рекомендация касается критериев выбора друзей: если ценности другого слишком отличаются от моих, настоящего общения никогда не получится. Следом идет честность: нужно всегда говорить то, что дума- ешь, даже если это неприятно. Еще один принципиальный момент – преданность: мы должны хранить верность друзьям в любых обстоятельствах и никогда не нарушать своих обязательств. И наконец, нужно уметь признавать таланты друзей и поощрять их к тому, чтобы развивать эти таланты.

К чему стремиться
Я искренен со своими друзьями и не боюсь предостеречь их, если мне кажется, что они ошибаются. Но я делаю это тактично.
С друзьями я такой, какой есть: маскам в дружбе не место.
Завязывая дружеские отношения, я сдерживаю свой энтузиазм: дружба возникает постепенно.

Чего избегать
Я не выбираю друзей ради выгоды, которую мог бы извлечь из дружбы: она не имеет ничего общего с корыстью.
Я настороженно отношусь к слишком простым решениям: соседство – недостаточный повод для дружбы, важно истинное родство душ.
Я не потакаю слабостям моих друзей. Я не предлагаю выпить тому, кто слишком много пьет, или сигарету – тому, кто хочет бросить курить.

 

 

 
 

17 Нет большего несчастья, чем ненасытность, и нет большего бедствия, нежели дух стяжания. У того, кто умеет себя ограничивать, всего будет вдоволь

ЛАО-ЦЗЫ

Бамбук ассоциируют с ограничением, которое символизируют границы на его стебле. Как и буддисты, великие даосские мудрецы не устают предостерегать нас от чрезмерной привязанности к материальным благам. Деньги и имущество – неплохие вещи, но благородный муж отводит им то место, которого они заслуживают: они стоят не на первом месте, поскольку внутренняя жизнь и духовное развитие важнее. «Из 100 замыслов богача 99 – это способы стать еще богаче» – гласит китайская пословица. Проблема заключается не в самих деньгах, а в зависимости, которую они порождают: чем больше у человека денег, тем больше ему хочется. Очень важно сдерживать свою алчность, потому что она отдаляет нас от самих себя и заставляет забыть о дао.

К чему стремиться
Деньги для меня – это средство, ни больше и ни меньше.
Я знаю, что цель человеческого существования – стать богаче. Но это обогащение не имеет ничего общего с материальными ценностями.
Я отношусь к вещам как к вещам и не позволяю вещам относиться ко мне как к вещи: я не раб своего автомобиля, своего мобильного телефона или чего бы то ни было еще.

Чего избегать
Я не приравниваю себя к своему счету в банке: я стою гораздо больше!
Я перестаю сравнивать себя с теми, кто имеет больше меня, я стараюсь сравнивать себя с теми, кто имеет меньше.
Я не попаду в ловушку сверхпотребления. Прежде чем достать кошелек, я спрашиваю себя, в чем я действительно нуждаюсь.

 
 

18 Кто глядит в мутный поток, не видит, где чистый источник

ЧЖУАН-ЦЗЫ

Чтобы достичь совершенства, нужно уметь отказываться от всего, что загромождает жизнь и отдаляет от дао. За пятьсот лет до нашей эры великие китайские мудрецы уже призывали своих современников жить проще, не разбрасываться и не поддаваться окружающей суете. Что бы они сказали, увидев, до чего мы дошли сегодня? Подобно садовнику, который подстригает живую изгородь, каждый из нас должен постепенно отказаться от пустых занятий, что- бы сосредоточиться на главном. Растрачивая впустую свое свободное время, мы растрачиваем себя, так что нужно перестать тратить время на вещи, которые ничего нам не дают и не имеют ничего общего с нашими подлинными интересами.

К чему стремиться
Я забываю об исступленной активности и упражняюсь в недеянии: я восстанавливаю свой естественный ритм и открываю для себя преимущества медлительности.
В свободное время я предпочитаю занятия, которые меня обогащают, а не развлекают: я учусь отказываться от приглашений, которые мне неинтересны.
Я пробую прожить один день без телевизора и мобильного телефона. И делаю выводы.

Чего избегать
Я не читаю книгу только потому, что о ней говорят или она понравилась соседу. Мой выбор книг для чтения должен иметь внутреннюю логику.
Я не назначаю встреч в шумных местах: как я могу слушать друзей, если не слышу собственных мыслей?
Я никого не принуждаю разделять со мной досуг. Каждый должен использовать свое свободное время так, как ему нравится.

 

 
 

19 Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, изучайте то, что составляет его счастье. Что в нем останется тогда для вас загадкой?

КОНФУЦИЙ

Конфуций неоднократно указывал на то, что жест важнее слова. Чтобы составить мнение о собеседнике, он не только слушал его, но еще и внимательно смотрел. Учитель советует нам наблюдать за другими не чтобы критиковать, а чтобы лучше узнать их и тем самым лучше узнать самих себя. Нет ничего труднее, чем видеть себя такими, какие мы есть, поэтому недостатки других нужно воспринимать как предостережение: раз мы их замечаем, то, скорее всего, они имеют непосредственное отношение к нам самим. Поэтому стоит приучать себя внимательнее наблюдать за всем, что происходит вокруг. И, соответственно, меньше говорить: ведь стоит нам открыть рот, и способность к восприятию ослабевает.

К чему стремиться
Всякий раз когда я замечаю в ком- то недостаток, я задумываюсь, нет ли такого же у меня.
Я внимательно рассматриваю дома других людей: они многое говорят о своих обитателях.
Присматриваясь к человеку, я обращаю внимание на его одежду, марку машины, любимый вид спор- та и на то, как он предпочитает проводить свое свободное время. Все можно считать сообщениями на особом языке, который многое говорит о человеке.

Чего избегать
Я избегаю поверхностного взгляда, который скользит не задерживаясь и смотрит не видя.
Наблюдать не значит судить. Мой взгляд должен быть внимательным, но лишенным предвзятости или недоброжелательства.
Я не зацикливаюсь на собственной персоне. Излишнее внимание к ней – верный способ не видеть ничего вокруг.

 
 

20 Живущему прежде всего должно ухаживать за своим телом. Тому, кто не желает заботиться о своем теле, лучше покинуть этот мир.

ЧЖУАН-ЦЗЫ

Китайская мудрость гласит о том, что забота о теле – это прежде всего моральный долг. Наше тело нам не принадлежит, это «оболочка, данная нам Небом и Землей», говорил Чжуан-цзы. Это проявление энергии ци в самой сгущенной ее форме: наше здоровье зависит от гармоничной циркуляции ци по каналам, которые называют меридианами. Поддерживать наше тело в том состоянии, в котором нам его «выдали», недостаточно: мы должны стараться реализовать весь его потенциал. Тело и дух тесно связаны: воздействуя на первое, мы совершенствуем второе. Нужно осознать это глубинное единство тела и духа и почувствовать, какое огромное значение регулярные физические упражнения имеют для нашего душевного равновесия.

К чему стремиться
Чтобы понять, в каком состоянии духа я нахожусь, я слушаю свое тело: это лучший барометр моего внутреннего состояния.
Я занимаюсь спортом «ради» моего тела, а не «вопреки» ему: я не гонюсь за спортивными достижениями и действую в собственном ритме.
Заботясь о гармоничности своих движений, я способствую своей внутренней гармонии.

Чего избегать
Я не надрываюсь, упражняясь сверх сил и идя против природы. Мудрый человек никогда не устает: уважая свое тело, он живет в согласии со своим дао.
Я не пропускаю обед и не ем, сидя перед компьютером. Я принимаю пищу в спокойной обстановке и тщательно ее пережевываю.
Тот, кто переедает, плохо прислушивается к своему телу: оно пре- красно умеет сообщать нам, что насытилось.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: