* анахорет (с.4) - монах-пустынник, изнуряющий себя постом и молитвой.
** пустынь (с.4) - уединенная обитель, одинокое жилище, лачуга отшельника, одинокого богомольца, или нештатный монастырь.
*** парсуна (с. 12) - искаженное - персона; русская портретная живопись XVI-XVIIвв., в которой сохранились приемы иконописи.
**** белое духовенство (с. 7) - общее название низших (не монашествующих) священослужителей (священники, дьяконы) в отличии то черного духовенства (высшего).
***** клобук (с. 5) - головной убор монахов, высокий цилиндр без полейс покрывалом, черный - у простых монахов и архиереев, белый - у митрополитов и патриархов.
****** синклит (с. 9) - в Древней Греции собрание высших сановников, в переносном смысле - полный состав коллектива (чаще высокопоставленных лиц).
- 15 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анучин С. История одного забвения. (Дзержинец - 8 июня 1990г.)
2. Асеевский А. Время. Пора собирать камни. (Нижегородские новости - 14 июня 1994г. с.3)
3. Михайлов В. Флорищева пустынь. (Дзержинец - 28 января 1970г.)
4. Мягков В. Верую в доброту людей. (Дзержинец - 25 августа 1992г.) - рассказывает отец Еливфарий.
5. Шальнов С. “... и просим поминать”. (Дзержинец - 20 мая 1992г.)
6. Шальнов С. Царь Федор и Флорищева пустынь. (Дзержинец - 25 ноября 1992г.)
7. Шальнов С. Обитель на реке Лух. Дело о чудесном явлении. (Дзержинец - 22 января 1994г.)
8. Шальнов С. Обитель на реке Лух. Монастырская библиотека (Дзержинец - 9 февраля 1994г.)
|
9. Шальнов С. Знатнейшего рода российского. (Дзержинец - 11 марта 1992г.)
10. Шальнов С. Обитель на реке Лух. Цветущий сад. (Дзержинец - 30 марта 1994г.)
11. Шальнов С. Обитель на реке Лух. Цветущий сад. (Дзержинец - 27 апреля 1994г.)
12. Шальнов С. Обитель на реке Лух. Запрещённый иеромонах. (Дзержинец - 2 марта 1994г.)
13. Штендлер М. Флорищева пустынь. (Дзержинец - 15 марта 1981г. с.4)
14. Шумилкин С.М. Архитектурный ансамбль монастыря Флорищева пустынь. (Записки краеведов - Горький, Волго-Вятское книжное издательство 1985г., с.223-232)
15. Шумилкин С.М. Сохранить для потомков. Редчайший памятник русско-нижего- родской архитектуры XVIIв. (Горьковская правда - 11 февраля 1986г.)
16. История Отечества. Справочник школьника. (Филологическое общество “Слово”. Москва 1996г.)
17. Памятники истории и культуры Горьковской области. (справочник - Н.Новгород. Волго-Вятское книжное издательство 1980г. Из содержания: Флорищева пустынь Ансамбль XVII-XVIIIвв. - с.191-192)
18. Советский энциклопедический словарь. (книжное издательство “Советская энциклопедия. - 1982г.)
19. История Нижегородской области в словаре Брокгауза и Ефрона. (Нижний Новгород, 1993г., с.69)
[1] Михайлов В. Флорищева пустынь. (Дзержинец- 28 января 1970г.)
[2] Асеевский А. Время. Пора собирать камни. (Нижегородские новости-14 июля 1994г.)
[3] Михайлов В. Флорищева пустынь. (Дзержинец- 28 января 1970г.)
[4] Шальнов С. Царь Фёдор и Флорищева пустынь. (Дзержинец- 25 ноября 1992г.)
[5] Михайлов В. Флорищева пустынь. (Дзержинец- 28 января 1970г.)
|
[6] Анучин С. История одного забвения. (Дзержинец- 8 июня 1990г.)
[7] Михайлов В. Флорищева пустынь. (Дзержинец- 28 января 1970г.)
[8] Иларион (13 ноября 1631г. (по старому стилю)- 1707гг.)- церковный деятель, митрополит. Родился в семье священника. В миру носил имя Иоанн. Отец - священник Зачатейского монастыря Анания, был весьма образован и лично знаком с царем Алексеем Михайловичем. Мать Мелания умерла, когда мальчику было 5 лет. В 8 лет Иоанн оказывается в Спасопреображенском монастыре, куда удалился отец. В 16 лет Иоанн женится на дочери кириковского священника-Ксении, но через полтора года Ксения умерла. 11 декабря (по ст.стилю) 1653г. он постригается в монахи под именем Иларион. 13 марта 1653г. его посвящают в иеродьяконы и 3 сентября уходит во Флорищеву пустынь. А 22 мая 1654г. иеродьякона Илариона возводят в сан иеромонаха и утверждают в настоятели Флорищевой пустыни.
по статье Анучина “История одного забвения” (Дзержинец- 8 июня 1990г.)
[9] Шальнов С. Царь Фёдор и Флорищева пустынь. (Дзержинец- 25 ноября 1992г.)
[10] Шальнов С. Знатейшего рода российского. (Дзержинец - 11 марта 1992г.)
[11] Штендлер М. Флорищева пустынь. (Дзержинец - 15 марта 1981г. стр.4)
[12] Михайлов В. Флорищева пустынь. (Дзержинец - 28 января 1970г.)
[13] Штендлер М. Флорищева пустынь. (Дзержинец - 15 марта 1981г. стр.4)
[14] Шальнов С. Обитель на реке Лух. Цветущий сад. (Дзержинец - 30 марта 1994г.)
[15] Шальнов С. Царь Фёдор и Флорищева пустынь. (Дзержинец - 25 ноября 1992г.)
|
[16] Михайлов В. Флорищева пустынь. (Дзержинец - 28 января 1970г.)
[17] Шальнов С. Обитель на реке Лух. Цветущий сад. (Дзержинец - 30 марта 1994г.)
[18] Шальнов С. Обитель на реке Лух. Цветущий сад. (Дзержинец - 27 апреля 1994г.)
[19] Михайлов В. Флорищева пустынь. (Дзержинец - 28 января 1970г.)
[20] Шальнов С. Обитель на реке Лух. Цветущий сад. (Дзержинец - 30 марта 1994г.)
[21] Шальнов С. Обитель на реке Лух. Цветущий сад. (Дзержинец - 27 апреля 1994г.)
[22] Шальнов С. Обитель на реке Лух. Цветущий сад. (Дзержинец - 30 марта 1994г.)
[23] Шальнов С. Обитель на реке Лух. Цветущий сад. (Дзержинец - 27 апреля 1994г.)
[24] Шальнов С. Обитель на реке Лух. Дело о чудесном явлении. (Дзержинец- 22 января 1994г.)
[25] Шальнов С. Обитель на реке Лух. Цветущий сад. (Дзержинец - 27 апреля 1994г.)
[26] Шальнов С. Обитель на реке Лух. Запрещённый иеромонах. (Дзержинец - 2 марта 1994г.)
[27] Шальнов С. Обитель на реке Лух. Цветущий сад. (Дзержинец - 27 апреля 1994г.)
[28] Асеевский А. Время. Пора собирать камни. (Нижегородские новости - 14 июня 1994г. с.3)
[29] Шальнов С. Знатнейшего рода российского. (Дзержинец - 11 марта 1992г.)
[30] Асеевский А. Время. Пора собирать камни. (Нижегородские новости - 14 июня 1994г. с.3)
[31] Мягков Л. Верую в доброту людей. (Дзержинец - 25 августа 1992г.) - рассказывает отец Еливфарий
[32] Шумилкин С.М. Архитектурный ансамбль монастыря Флорищева пустынь (Записки краеведов - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1985-с.223-224)
[33] Памятники истории и культуры Горьковской области: справочник - Н.Новгород, Волго-Вятское книжное издательство. Из содержания (Флорищева пустынь. Ансамбль XVII-XVIIIвв.-с.191-192)
[34] Там же.
[35] Шальнов С. Обитель на реке Лух. Монастырская библиотека. (Дзержинец- 9.02.1994г.)
[36] Симон (Пимен) Ушаков (1626-1686гг.)- русский живописец, с 1664г. иконописец Оружейной палаты, руководитель иконописной мастерской. Писал иконы, парсуны******, миниатюры, фрески и руководил росписью Архангельского и Успенского соборов, Грановитой палаты в Московском Кремле, чертил географические карты и планы, создавал рисунки для гравёров. В русской живописи третьей четверти XVII века. С.Ушаков выступил как художник-реформатор. (История Отечества. Справочник школьника. (Филологическое общество “Слово”. Москва. 1996г. стр. 467)
[37] Шальнов С. “... И просим поминать”. (Дзержинец-20 мая 1992г.)
[38] Шумилкин С.М. Архитектурный ансамбль монастыря Флорищева пустынь (Записки краеведов - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1985-с.223-224)
[39] Памятники истории и культуры Горьковской области: справочник - Н.Новгород, Волго-Вятское книжное издательство. Из содержания (Флорищева пустынь. Ансамбль XVII-XVIIIвв.-с.191-192)
[40] Там же.
[41] Шальнов С. Обитель на реке Лух. Монастырская библиотека. (Дзержинец- 9.02.1994г.)
[42] Симон (Пимен) Ушаков (1626-1686гг.)- русский живописец, с 1664г. иконописец Оружейной палаты, руководитель иконописной мастерской. Писал иконы, парсуны***, миниатюры, фрески и руководил росписью Архангельского и Успенского соборов, Грановитой палаты в Московском Кремле, чертил географические карты и планы, создавал рисунки для гравёров. В русской живописи третьей четверти XVII века. С.Ушаков выступил как художник-реформатор. (История Отечества. Справочник школьника. (Филологическое общество “Слово”. Москва. 1996г. стр. 467)
[43] Шальнов С. “... И просим поминать”. (Дзержинец-20 мая 1992г.)