Обсуждение заданий, выполненных в процессе подготовки к занятию.




Занятие № 1

(семинарское)

Тема. Психология сенсорно-перцептивных процессов.

 

Цель занятия: Закрепить теоретические представления о психологии сенсорно-перцептивных процессов.

 

Основные понятия: Ощущение, свойства ощущений, анализатор, рецептор, адаптация, сенсибилизация, синестезия; экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные, органические, статические, кинестетические ощущения, интермодальные, ощущение времени, разностный порог ощущения, нижний порог ощущения, верхний порог ощущения, константа Вебера, закон Вебера - Фехнера, психометрическая кривая, модальность ощущений, дистантные, контактные ощущения.

Восприятие, перцептивная система, аналитико - синтетическая деятельность, апперцепция, готовность к категоризации, визуальная, аудиальная, кинестетическая репрезентативная система, свойства восприятия, целостность, константность, осмысленность, предметность, избирательность, структурность, историчность восприятия, симультанность – процессуальность восприятия, законы селективности восприятия, законы целостности восприятия, конвергенция, дивергенция, аккомодация, иллюзии восприятия, ментальная карта среды.

 

Подготовка к занятию:

Выписать определения основных понятий, использовать:

· Мещеряков Б, Зинченко В.П. Большой психологический словарь (размещен в сетевой папке).

· Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2001.

· А.Г. Маклаков. Общая психология (учебник размещен в сети)

· любую другую научную и учебную литературу

 

 

Ход занятия:

Обсуждение вопросов семинара

1. Психология ощущения. Анализаторы и их работа. Пороги ощущения. Виды ощущений.

2. Психология восприятия. Основные отличия ощущения и восприятия. Свойства восприятия. Иллюзии восприятия.

Обсуждение содержания законспектированных текстов.

 

 

Литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию. - М., 1998.

2. Гриншпун Введение в психологию. - М., 1996.

3. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975.

4. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. - М., 1999.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2001.

 

Литература для ознакомления:

Весна Е.Б. Практические аспекты психологии познавательных процессов: Учебное пособие. КГПИ, 1995.-174 с.

 

Литература для конспектирования:

1) одну из указанных ниже статей на выбор (хрестоматия по психологии: Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской.- М.: ЧеРо, 1999.- 610с.). Распределиться в группе!

 

Автор и название статьи Стр.
Е.Н.Соколов. Рефлекторные механизмы действия раздражителя на анализаторы. 229-236
Дж.Хохберг. Единицы мозговой активности, клеточные ансамбли и рецептивные поля 236-242  
С.В.Кравков. Пороги ощущения и их измерение 242-250
Дж.Эймур, Дж.Джонстон, М.Рабин. Стереохимическая теория обоняния. 307-322

 

2) Рубинштейн. Основы общей психологии. Глава 7. Ощущение, рецепторы, элементы психофизики, психофизиологические закономерности, классификация ощущений: с. 177-188.

3) На выбор одну из частей книги С.Л. Рубинштейна Основы общей психологии РАСПРЕДЕЛИТЬСЯ В ГРУППЕ

Часть книги Стр.
Органические ощущения. Статические и кинестетические ощущения 188-194
Кожная чувствительность, обонятельные и вкусовые ощущения. 194-202
Слуховые ощущения 202-215
Зрительные ощущения 215-225

· хрестоматия: Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской.- М.: ЧеРо, 1999.- 610с.).

Автор и название статьи Стр.
А.Н.Леонтьев. О механизме чувственного отражения. 217-229
Л.Грегори Иллюзии 77-113
Ю.Б.Гиппенрейтер. О месте движений глаз в деятельности человека и в ее исследовании 417-422

 

· Эйдлин В.И. О восприятии времени учениками начальной школы (в связи с формированием понимания литературного текста) // Вопросы психологии.- 2014.- № 5. С. 45.

· Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Опыт построения диагностики пространственного образа себя в раннем возрасте // Вопросы психологии.- 2014.- № 3. С. 58.

Занятие № 2

(семинарское-практическое)

Тема. Психология внимания.

 

Цель занятия: закрепить знания по психологии внимания, формировать навыки анализа проявления внимания как познавательного процесса.

 

Основные понятия: внимание,непроизвольное внимание, произвольное внимание, постпроизвольное внимание, объем внимания, концентрация внимания, переключаемость внимания.

 

Подготовка к занятию:

Выписать определения основных понятий, использовать:

· Мещеряков Б, Зинченко В.П. Большой психологический словарь (размещен в сетевой папке).

· Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2001.

· А.Г. Маклаков. Общая психология (учебник размещен в сети)

· любую другую научную и учебную литературу

 

 

Ход занятия:

Обсуждение вопросов семинара

1. Психология внимания. Внимание в структуре познавательной сферы.

2. Виды и свойства внимания.

3. Факторы, определяющие эффективность внимания.

4. Развитие внимания в онтогенезе.

 

 

Практикум:

Объясните следующие проявления внимания:

· Рассеянность ученого.

· Маленькие дети не отрывая глаз смотрят рекламу.

· Красиво оформленное блюдо кажется вкуснее и изысканнее.

· Текст сложнее воспринимать под музыку со словами, чем музыку без слов.

 

Литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию. - М., 1998.

2. Гриншпун Введение в психологию. - М., 1996.

3. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975.

4. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. - М., 1999.

5. Общая психология. В 7 т., под ред. Б.С.Братуся. Т.4. Внимание. М., 2006.-480с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2001.

 

 

Литература для конспектирования:

Хрестоматия: Психология внимания / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова.- М.: ЧеРо, 2001.- 858 с.

· Кравков С.В. Виды внимания. С. 22-38

· Рубинштейн С.Л. Внимание. С. 39-52.

Занятие № 3

(семинарское-практическое)

Тема. Психология памяти.

 

Цель занятия: закрепить знания по психологии памяти, формировать навыки анализа проявлений памяти как познавательного процесса.

 

Основные понятия: память, виды памяти (репродуктивная и продуктивная, виды памяти по ведущему анализутору, мгновенная, иконическая, кратковременная и долговременная, оперативная, произвольное и непроизвольное запоминание, механическое и осмысленное запоминание, эйдетическая память), объем запоминания, процессы памяти (запоминание, сохранение информации, воспроизведение информации, узнавание, забывание), механизмы забывания, импринтинг, законы памяти (закон Йоста, эффект Зейгарник, закон общего времени Эббигауза и др.), амнезия, реминисценция, мнемотехника.

 

Подготовка к занятию:

Выписать определения основных понятий, использовать:

· Мещеряков Б, Зинченко В.П. Большой психологический словарь (размещен в сетевой папке).

· Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2001.

· А.Г. Маклаков. Общая психология (учебник размещен в сети)

· Общая психология. В 7 т., под ред. Б.С.Братуся. Т.3. Память. М., 2006.-320с.

· любую другую научную и учебную литературу

Подготовить сообщение об одной из теорий памяти.

Подготовиться к работе на занятии в рамках практикума.

Ход занятия:

Обсуждение вопросов семинара

1. Психология памяти. Память в структуре познавательной сферы.

2. Виды памяти.

3. Факторы, определяющие эффективность запоминания.

4. Развитие памяти в онтогенезе.

Практикум:

1. Объясните следующие проявления памяти:

· Вы не отчетливо помните то, что видите многократно (детали циферблата часов, детали входной двери и др.).

· Вы не можете что-либо вспомнить, хотя уверены, что знаете это (вертится на языке).

· Эмоционально окрашенные и личностно значимые события лучше запоминаются.

2. Приведите примеры мнемотехник (из образовательной практики, из области рекламы и др.).

Литература

7. Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию. - М., 1998.

8. Гриншпун Введение в психологию. - М., 1996.

9. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975.

10. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. - М., 1999.

11. Общая психология. В 7 т., под ред. Б.С.Братуся. Т.3. Память. М., 2006.-320с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2001.

 

Литература для конспектирования:

· Хрестоматия: Психология памяти/ Под ред Ю.Б.Гиппентрейтер и В.Я.Романова. М.: ЧеРо, 200.-816 с.

1. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Память примитивного человека. С. 390 Культурное развитие специальных функций: память. С. 406.

2. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. С. 420

· Статья. Мясоед П.А. Онто- и культурогенез форм запоминания: репликация экспериментов А.Н.Леонтьева // Вопросы психологии.- 2013.- № 3. С. 106.

Занятие № 4

(семинарское-практическое)

Тема. Психология воображения.

 

Цель занятия: закрепить знания по психологии воображения, формировать навыки анализа проявлений воображения как познавательного процесса.

 

Основные понятия: воображение, виды воображения, воображение как моделирующая деятельность, механизм отстранения, идеомоторный акт, внешний план действий, внутренний план действий, сновидение, галлюцинация, греза, фантазия, мечта, иллюзия.

 

Подготовка к занятию:

1. Выписать определения основных понятий, использовать:

· Мещеряков Б, Зинченко В.П. Большой психологический словарь (размещен в сетевой папке).

· Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2001.

· А.Г. Маклаков. Общая психология (учебник размещен в сети)

· любую другую научную и учебную литературу

2. Представить и нарисовать одно из понятий: «психология», «душа», «любовь» или любая другая абстракция на Ваш выбор. Рисовать можно в любой технике, это может быть не только рисунок, но и модель, скульптура из любого материала и др. Принести рисунок на занятие, не обсуждая друг с другом, что именно Вы изобразили. Рисунки сдайте Е.М.Вечкановой.

3. Выполните задание на выбор - распределитесь в группе:

3.1.Подобрать пример (письменно) к каждому из типов воображения (рисунок ниже).

 

3.2. Письменно рассмотреть пример решения любой задачи во внешнем и внутреннем плане действий.

Ход занятия:

Обсуждение вопросов семинара

1. Психология воображения. Воображение в структуре познавательной сферы.

2. Воображение как моделирование.

3. Воображение как отображение (изображение).

4. Виды воображения, примеры функционирования каждого из видов воображения.

5. Функции воображения, их иллюстрация примерами из реальной жизнедеятельности.

6. Воображение и внутренний план действий. Примеры осуществления деятельности во внутреннем плане.

7. Развитие воображения в онтогенезе.

Практикум (выполнение упражнений на выбор):

1. Работа с продуктами изобразительной деятельности:

· демонстрация группе, высказывание ассоциаций;

· обсуждение творческого замысла – что именно изображено?

· Обратная связь автора: какие его чувства, мысли уловили одногруппники, что он хотел передать?

· Какие виды воображения задействовались во время рисования, обсуждения?

2. Выполните действия во внешнем (практическом) и во внутреннем (мыслительном) плане, оцените эффективность выполнения каждым из способов, сделайте вывод о работе воображения.

· Скажите, сколько листов формата А 4 можно разместить на одной парте?

· Оцените длину и ширину книги, тетради, стула или любого другого доступного объекта.

· Сидя за партами, определите, кто в группе выше всех? У кого самые светлые волосы?

3. Воображение и планирование. Изобразите отрезок, символизирующий ваше будущее, укажите на нем предполагаемые события вашей будущей жизни. Обсуждение результатов в группе.

4. Воображение и внутрисознательный диалог. Смоделируйте в воображении и запишите свой предполагаемый диалог в следующих ситуациях:

· С мамой, когда Вы вернулись очень поздно.

· С начальником, когда вы не выполнили поручение.

Обсуждение вариантов диалога; какова роль воображения для построения продуктивных отношений?

5. Воображение и эмоции. Представьте что-то очень хорошее; опишите свое состояние. Как воображение может влиять на эмоции и наоборот?

 

Литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию. - М., 1998.

2. Гриншпун Введение в психологию. - М., 1996.

3. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975.

4. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. - М., 1999.

5. Общая психология. В 7 т., под ред. Б.С.Братуся. Т.3. Память. М., 2006.-320с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2001.

 

 

Занятие № 5.

(семинарское-практическое)

Тема. Психология мышления. Речь.

Цель занятия: закрепить знания по психологии мышления и речи, формировать навыки анализа проявлений мышления как познавательного процесса, навыки анализа речевых проявлений.

Основные понятия: мышление,виды мышления, мыслительные процессы (суждение, умозаключение, определение, индукция, дедукция), логические операции в структуре мышления (сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация), этапы мыслительного процесса (осознание проблемы, акт принятия задачи, решение задачи, окончательное принятие решения, его формулирование), речь, псевдопонятие, интеллект, структура интеллекта.

Подготовка к занятию:

1. Выписать определения основных понятий, использовать:

· Мещеряков Б, Зинченко В.П. Большой психологический словарь (размещен в сетевой папке).

· Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2001.

· А.Г. Маклаков. Общая психология (учебник размещен в сети)

· любую другую научную и учебную литературу

2.Законспектировать:

· Ушакова Т.Н., Белова С.С. Истоки осмысленности ранней детской речи // Вопросы психологии.- 2012.- № 2. С. 45.

3. Подобрать примеры (письменно) к каждой форме мышления и мыслительной операции, указанным на рисунке ниже.

3. Подобрать примеры (письменно) к каждому виду мышления, указанному на рисунке ниже.

 

Ход занятия:

Обсуждение вопросов семинара

1. Мышление: определение и место в структуре познавательной сферы.

2. Виды мышления, примеры проявлений каждого вида мышления.

3. Процессы и операции мышления, примеры функционирования каждого из них.

4. Этапы мыслительного процесса. Анализ примеров принятия решения (например, этапы принятия решения мыслительной задачи: студентке нужно учиться и работать, что ей выбрать? – перевестись на заочное; сдавать экзамены экстерном? Совмещать? Отчислиться? Ограничить затраты?).

5. Эмоции в структуре мыслительной деятельности: эмоциональная активация мыслительной деятельности, регулирующие функции эмоций. Проблема соотношения аффекта и интеллекта.

6. Речь и речевая деятельность. Соотношение речи и языка.

7. Мышление и речь. Внутренняя речь как инструмент логического мышления.

8. Речь и общение.

9. Развитие мышления в онтогенезе. Этапы развития мышления по Ж.Пиаже.

10. Интеллект. Структура интеллекта.

Обсуждение заданий, выполненных в процессе подготовки к занятию.

Практикум.

Соотнесите описание решения мыслительной задачи и возраст.

Для решения задачи достаточно мысленного манипулирования объектом, например, построение перпендикуляра над плоскостью в уме. младенец
мыслительная задача решается путем проб и ошибок только при непосредственном действии с предметом (собирание матрешки, пирамидки, поиск только предмета, видимого непосредственно и др.) раннее детство (1-3 года)
в ходе решения задачи ребенок манипулирует во внутреннем плане действия образами, непосредственное присутствие предмета ему не нужно, например, представить в уме два красных яблока и два зеленых и сказать, сколько будет всего яблок Дошкольный возраст (3-7 лет)
задачи, доступные уровню практического интеллекта, решаются только непосредственно с предметом (положить мячик в коробку) Младший школьный возраст (7-10 лет)
мыслительная задача решается путем представления реального предмета и простых операций с ним во внутреннем плане действий (например, перед ребенком лежит яблоко, нужно представить, что у него внутри). подростковый возраст (10-15 лет)

Литература

1. Бауэр Т. Психическое развитие младенца М.,1979, гл. 7, стр.217-291

2. Брунер Дж. Психология познания М.,1977, гл.2,4, стр. 131-241, 304-396

3. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение.-М: Ин-т практич. психологии, Воронеж:НПО Модэк, 1996

4. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах Т. 2 Мышление и его развитие в детском возрасте. С. 395- 415

5. Гальперин П.Я. Введение в психологию М.,1976, гл. III, IV, V стр. 58-147

6. Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию. - М., 1998.

7. Гриншпун Введение в психологию. - М., 1996.

8. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление М., 1977 С. 124-152, 174-246

9. Леонтьев А.Н. Деятельности, сознание, личность М.,1975, Гл.III, стр.73-123

10. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975.

11. Найссер У. Познание и реальность. М.,1981. С 123-165, 166-204

12. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. - М., 1999.

13. Психология мышления (под ред. А.М. Матюшкина) М.,1965 с. 415-430

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2001.

15. Тихомиров О.К. Психология мышления.

Занятие № 6.

(контрольное)

Тема. Проверка знаний по разделу общей психологии «Познавательные процессы».

 

Цель занятия: обобщить и проверить знания по психологии познавательных процессов.

 

Основные понятия: смотрите все планы практических занятий.

Подготовка к занятию: повторить изученные в течение семестра темы, принести с собой материалы и конспекты, подготовленные ко всем занятиям раздела.

Ход занятия:

проведение групповой игры «Состязание познавательных процессов»

Организация:

группа делится на диады;

каждая диада выбирает познавательный процесс:

· ощущение и восприятие;

· внимание;

· память;

· мышление;

· воображение.

1 раунд: визитка. Задание: лаконично и ярко представить познавательный процесс, можно использовать элементы одежды, рисунки, эмблемы и др. (1 мин)

2 раунд: презентация. Задание: в любой форме прорекламировать познавательный процесс. (2 мин)

3 раунд: восьмое чудо света. Назвать уникальные особенности познавательного процесса, привести интересные примеры его проявлений. (2 мин)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: