НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ
Под идеалом принято понимать совершенное состояние чего-либо. Так, говорят о социальном, политическом, культурном идеале, которые выражают тот или иной аспект человеческой мечты о подлинном существовании. Но что такое нравственный идеал? На этот счет в этике высказывалось множество мнений, но очевидно, что речь во всех версиях идет о совершенной личности, осуществляющей столь же исключительное поведение и живущей в мире таких же людей. Например, Платон и Аристотель видели идеал в созерцании человеком первопринципов мироздания, а Гегель усматривал его в государственном устройстве, которое гарантирует человеку полную свободу. Интересную трактовку приводит Мур. С его точки зрения, идеальным можно будет считать мир, состоящий всего из двух наслаждений: созерцания прекрасного и общения с другими людьми.
Если рассмотреть все многочисленные мечты моральной философии о нравственном идеале, то можно выделить одну ключевую для них мысль. Идеал – это такое стечение обстоятельств, когда человек за добродетельное поведение обязательно получит совершенное благо (счастье). Можно сказать, что эта проблема - тождества моральности и счастья - составляет специфически этическое размышление над проблемой идеала.
Проблема тождества моральности и счастья в истории этики
Для античной философии не было сомнения, что за добродетелью следует счастье. Например, для Аристотеля очевидно, что счастье - это и есть жизнь, сообразная с добродетелью. Но философия - еще не вся культура. В античном мире с особой силой прозвучала древнегреческая трагедия, один из главных сюжетов которой показывает, как праведность страдает и гибнет под ударами злого рока. Можно сказать, что тем самым искусство выразило несогласие с этикой. Такому трагическому мировоззрению дал ответ Аристотель: удары судьбы не позволят добродетельному человеку наслаждаться блаженством, но они все равно не смогут сделать его несчастным. Ведь добродетель поможет ему наилучшим образом поступить в любой ситуации, а это и есть счастье.
Пришедшая на смену античной христианская философия, напротив, усомнилась в ценности земного счастья, поскольку оно слишком призрачно, зыбко, непостоянно, а если и возможно, то оно даже близко не может сравниться с вечным блаженством в мире ином. Но главное, что стремление к собственному счастью эгоистично, а значит, безнравственно. Мы должны думать не только о своем спасении, но и своих ближних. Но в любом случае мы не в состоянии достичь вечного блаженства своими силами; для этого требуется помощь Божественной Благодати. Поэтому говорить о тождестве добродетели и счастья в земной жизни -слишком самонадеянно. Именно христианство донесло до нас весь трагизм несоответствия житейской порядочности и счастья, что выразилось в сюжете о страдающем праведнике, которыми наполнены жития святых.
Этика эпохи Возрождения восстановила право человека на земное счастье, при этом не осуждая его побуждений стремиться к вечному блаженству после смерти. Начиная с Ренессанса, в европейской интеллектуальной культуре не было сомнения, что человек может достичь желанного блага собственными усилиями. Но возможно ли рационально доказать, что именно моральное поведение ведет к нему? Это попытался сделать рационализм, для которого жизнь, познание и счастье - суть одно и то же. Однако следует признать, что указанное тождество есть скорее декларация, чем обоснованное суждение. Именно невозможность найти строгое доказательство породило общее сомнение Просвещения в единой трактовке счастья и добродетели. Интуитивно это тождество было понятно, но не всем. Например, Руссо доказывал, что с подлинным счастьем мы навечно расстались, избрав государственный образ жизни. Такова была плата за цивилизацию, которая позволила нам выжить, но отобрала возможность подлинного существования.
Возможно, наиболее ценное и оригинальное понимание проблемы выдвинул И. Кант. Он впервые рассмотрел ее не индивидуалистически, как в античной этике, и не в художественном или религиозном стиле, как трагедия и христианство, а именно как глубокое философское положение, составляющее суть нравственного поиска. С одной стороны, человек не должен совершать поступок, стремясь к счастью, это делает его мотив эгоистичным и поэтому неморальным. Но, с другой стороны, счастье - это вечная и естественная цель жизни, без которой мы не можем представить человека. Более того, Кант утверждает, что обеспечить себе счастье - это долг человека, ибо в противном случае его будут все время мучить соблазны достичь блаженства любыми средствами. Получается противоречие: как разумное и моральное существо человек не должен руководствоваться счастьем, но как чувственно-эмоциональное он не может без него жить. Эту ситуацию Кант назвал антиномией практического разума, подразумевая, что можно рационально доказать и то, и другое.
Но нас в данном случае интересует не спор рационального и эмоционального начал в человеке, а ответ на вопрос: можно ли доказать, что цель одного (мораль) и цель другого (счастье) совпадают? Кант утверждает: будучи разумным существом, мы не можем привести неопровержимого доказательства. Для моральности требуется чистый мотив долга; если мы точно знаем, что за ним автоматически последует счастье, то исчезнет сама моральность, превратившись в банальное преследование личного интереса. Единственное, что мы можем утверждать наверняка: следование долгу делает человека достойным счастья, а получим ли мы его или нет - зависит от жизненных обстоятельств. Получается, что мораль - необходимое условие для счастья, но недостаточное.
И все же этот вывод не последний в рассуждениях на чанную тему великого немецкого философа. Разум, осмысляя окружающий мир, не находит желанного решения. Но что будет, если он обратиться к самому себе? Он увидит тождество моральности и счастья как чистую идею, как собственную мечту, идеал. Ему не удается самостоятельно обосновать его осуществимость в жизни, но тогда на помощь разуму приходит другая наша способность - вера. Она позволяет предположить, что наша жизнь не заканчивается земным существованием и, возможно, в том, лучшем мире моральность и счастье приблизятся друг другу. Но для их тождества требуется также допустить существование абсолютно справедливого Судьи, который всем воздаст по заслугам. Таким образом, Кант постулирует бытие Бога и бессмертие души, чтобы дать человеку надежду на положительное разрешение основного вопроса его нравственной жизни.
Ответ Канта, один из самых глубоких и обоснованных в истории философии, все-таки не может нас полностью устроить. Автор «Критики практического разума» отдал его на откуп вере, а нам хотелось бы найти разумное, очевидное доказательство. Возможно ли это?
Путь к решению дилеммы
О быденный скептический взгляд на проблему решит ее однозначно: когда такое случалось, чтобы порядочный человек был счастливым? Разве не очевидно, что именно на добрых людей сваливаются основные тяготы жизни? Добрый человек - это тот, кто никогда не пройдет мимо попавшего в беду, а значит, беда обрушится и на него самого. Отталкиваясь от знакомых обстоятельств жизни, мы можем часто убедиться в обратном: моральность предполагает не счастье, а жертвы и страдания.
Но если это так, то следует опасный для этики вывод: если моральность не ведет к счастью, то зачем же она нужна? Получается, что нравственное сознание вынуждено доказывать это проблемное положение, чтобы спасти само себя. Поэтому для нас чрезвычайно важно обратить внимание на одну из мыслей И. Канта: мораль и добродетель нельзя ставить в причинно-следственную связь. Ясно, что для нравственности она выглядит мало приемлемой, а для скептиков - недоказуемой. Но это не значит, что добродетель и счастье никогда не обретут друг друга. Они находятся в еще более тесной связи, чем причинно-следственная: они являются неразрывным тождеством, двумя сторонами одной медали. Одно не может следовать из другого, поскольку их в принципе невозможно разделить.
Конечно, последний тезис звучит слишком неожиданно и требует пояснений. Все зависит от смысла, который мы вкладываем в понятие счастья. В данном случае мы просто имеем в виду, что моральность ведет личность к такому состоянию, которое можно назвать подлинной жизнью. В конечном итоге, это и будет идеал, достигнув которого, человек осознает, что может развить все свои высочайшие способности. Мораль - единственная реальность, делающая возможным преодоление пропасти между обыденным, вечно не устраивающим нас существованием, и мечтой об иной жизни, наполненной смыслом. Теперь приведем аргументы в пользу доказательства данной мысли.
Во-первых, мораль предполагает отсутствие в душе человека ненависти, зависти, злобы, ехидства, коварства, т.е. всего, что уничтожает саму возможность внутреннего блаженного состояния. Ненависть, как и другие указанные отрицательные эмоции, разрушают внутренний мир человека, поскольку не позволяют ему увидеть положительные стороны действительности. Не случайно в христианской аскетике зложелательство считается смертью при жизни. Во-вторых, нравственное отношение необходимо предполагает помощь другим людям, заботу о них, участие в их судьбе. Отсюда добродетельному человеку доступны все ценности, которые дает нам доверительное общение. Напротив, зло выстраивает вокруг себя стену подозрительности и непонимания, обрекая его носителя на одиночество. В-третьих, моральность требует от человека осуществить в своей жизни высшие ценности, такие как долг, любовь, справедливость, милосердие, служение, - все, что освобождает жизнь от одностороннего прагматического расчета и делает ее многомерной, открытой для широкого нравственного опыта.
Наконец, мы еще не ответили на затруднение, сформулированное в начале: могут ли быть тождественны добродетель и счастье, если первая необходимо несет за собой страдание? Действительно, человек, стремясь быть моральным существом, считает правильным взять на себя самые большие тяготы, от которых он вряд ли получит счастье. Получается, что удел страдающего праведника - естественное завершение нравственных усилий. Однако нельзя
торопиться с выводами и ставить знак равенства между несчастьем и страданием. Напротив, счастье невозможно без страданий. Это очевидно даже на житейском уровне, поскольку мы понимаем, что для собственного совершенствования требуются борьба, самопреодоление, волевое усилие. В этой связи Толстой много раз повторял: страдания делают жизнь такой, какой она и должна быть, - духовной. Добровольная тяга человека к страданиям в силу пустоты и бессмысленности жизни - один из главных сюжетов произведений Ф. М. Достоевского. Получается, что жизнь, лишенная страданий и наполненная только удовольствием, становится пустой, тусклой и, как итог, далекой от счастья. Кроме того, способность стойко перенести страдания и использовать их для собственного духовного роста напрямую зависит от нравственного состояния личности. Только добродетельный человек сможет преодолеть страдания, при этом не озлобившись и сохранив веру в людей.
Получается, что видимое с первого взгляда несовпадение моральности и счастья касается только рационально-прагматического взгляда, желающего представить второе следствием первого. Но другой взгляд, вытекающий из стремления человека к подлинной жизни, необходимо приводит к их единству.