История возникновения казачества в Сибири




Казачество и Соловьев И. Н.: малоизвестные страницы

Гражданской войны в Хакасии

 

Автор:, -------------------

Муниципальное бюджетное

образовательное

учреждение «Гимназия»

9 класс

Руководитель: Пашкова Татьяна

Александровна, учитель

истории и обществознания,

высшая квалификационная

категория.

 

г. Черногорск, 2017 год

 

Содержание

1. Введение……………………………………………………………...3

2. История возникновения казачества в Сибири…………………...4-6

3. Сватовство и свадьба………………………………………………..6

4. Сватовство……………………………………………………………6

5. Свадьба..……………………………………………………………6-7

6. Своды…...…………………………………………………………7-16

7. Не совершаются свадьбы…………………………………………..16

8. Результаты исследований ……………………………...………17-18

9. Заключение………………………………………………………….19

10. Список используемой литературы………………………………...20

11. Приложения…………………………………………………….21-27

 

Введение

Тема. Казачество: прошлое и настоящее

Проблема: сохранение и распространение традиций и обычаев казаков в современном обществе,

Актуальность: современное общество, пережив нравственный кризис, переходит к переосмыслению духовных ценностей, возрождению и распространению традиций и обычаев

Цель: исследовать процесс возрождения казачества в городе Черногорске, его традиции и обычаи

Задачи:

1. рассмотреть историю возникновения казачества в Сибири

2. познакомиться с традициями и обычаями современного культурного наследия казачества

3. дать оценку современного состояния культурного наследия казаков

Объект: казачество Черногорска: история возникновения, свадебный обряд

Эмпирические методы:

· изучение литературных источников

· беседа – интервью

Теоретические методы:

· анализ используемого материала

· Обобщение материала

 

Практическая значимость работы: данная работа может быть использована при изучении темы «Положение основных слоев общества» в курсе изучения дисциплины история

 

 

История возникновения казачества в Сибири

Освоение Сибири и Дальнего Востока – важнейший процесс в развитии российской государственности. В этом историческом процессе можно выделить два важнейших явления, которые определили особенность культуры сибирского региона: это становление сибирского казачества и движение старообрядчества в духовно-религиозном мире Сибири.

Казаки атамана Ермака (1580-е годы), сделав первые шаги в освоении бескрайних просторов Сибири, остались верны ей на протяжении всей эпопеи освоения. Несмотря на тяжелейшие условия своего похода, казаки решали, что лучше погибнуть от холода и голода, чем отступить. Лучше проявить храбрость и завоевать для Отечества могущественную Сибирь, заслужив тем самым вечную славу для себя. Для них Сибирь должна была стать частью России, где они будут ее представлять с полным правом и навсегда. Так в среде казаков атамана Ермака появилось чувство государственной ответственности за освоение территории и за жизнь народов, ее населяющих. Огромные просторы завоеванной Сибири, суровый климат накладывал особую миссию на казаков, которая выражалась в преемственности прошлого духовного опыта южного казачьего народа на только что зарождающийся сибирский народ. Они помнили завет отцов "Храни преданное тебе", поэтому добровольно брали на себя ответственность за сохранение наследия славного прошлого из жизни южных казаков до настоящего времени.

После гибели атамана Ермака в 1584 году его дружина стала адаптироваться в сибирских просторах (приложение №2, 3). Стали возникать семейные отношения с девушками местных аборигенов, при этом невесту обязательно крестили. Казаки передавали свои знания и умения местному населению, и сами учились выживать у них в суровых сибирских условиях, причем главными учителями для казаков становились их жены-сибирячки. Они учили мужей особенностям сибирского скотоводства, огородничества, земледелия. В это же время русская столица направила еще 300 стрельцов и казаков для поддержания царской власти в Сибири.

С политической воли Бориса Годунова после 1600 года началось плановое переселение русичей к востоку от Урала. Сибирь стала обживаться, причем царское правительство проявляло очень высокую веротерпимость, на смене религий местным населением не настаивало, передавая это дело Церкви. Крещение местных жителей было обязательно только при заключении браков с русскими. В период Смуты вторжение русских на сибирские территории было спонтанным, хотя и более интенсивным. Возникали не только города, но и слободы, обособленные поселения, остроги, казенные станицы казаков. При городах стали возникать и национальные слободы. Зауральская вольница славянского населения, состоявшая большей частью из казаков, вызванная политическим кризисом Смутного времени, церковным расколом и послаблением административной власти, безусловно, повлияла на формирование своеобразного характера русских сибиряков.

Сибирское казачество было неоднородным по своему этническому и социальному составу: в него верстались казаки и крестьяне из европейской части России, повстанцы с Дона, польские конфедераты, пленные наполеоновской армии, обращенные в христианскую веру местные народы и прочие. Но ядро его составляли восточнославянские народы, среди которых доминировали русские. Кроме "государевой службы" (главной обязанности), сибирские казаки занимались земледелием, животноводством, рыболовством, охотой, пчеловодством. Специфические функции и образ жизни по унаследованному от южных казаков Казачьему Уставу, определенная близость к главе государства способствовали некоторой обособленности и привилегированности казаков. Казачество, по сравнению с крестьянством, было более зажиточным и образованным, тяготело к городской культуре и православной вере. Важными для казаков являлись представления о личной свободе и независимости, понятия чести и преданности воинскому долгу, патриотизм, служение Богу и Отечеству. Характерными чертами для сибирских казаков были вольность, достоинство, умение гулять (разгульность), хозяйственность, мужественность, откровенность и прямота, чувство юмора и стремление сохранять христианский уклад жизни. Казаки строили остроги и города, укрепляли власть России в регионе, показывая мужество и ответственность воинского духа (приложение№1).

После создания советского государства, казачество как социальная структура была ликвидирована.

Но в конце 80-х годов двадцатого века в Черногорске создается инициативная группа под руководством Хабарова, которая занялась проблемой возрождения казачества в городе и в 1992 году создается первая общественная организация казаков в городе, которая вошла в созданный в 1991 году «Союз казаков России» (приложение №4). На тот момент это была самая многочисленная и сильная казачья организация, просуществовавшая до 1998 года.

После введения обязательного юридического оформления и записи в государственный реестр в 1998 году в казачестве произошел раскол. И в 1993 – 1994 г. создается Черногорское городское казачье общество, во главе с атаманом В. Н. Красноперовым. Внутренние разногласия привели к тому, что часть казаков вышла из состава и создала казачье общество станица Черногорск во главе с атаманом В. В. Ильичевым (2008 г). и сейчас по документам в городе действует только это казачье общество, численностью 32 человек.

До 2010 года казаки активно участвовали во всех городских мероприятиях: День города, День молодежи, 9 Мая (приложение №5), выставка ретроавтомобилей…. Основной задачей казаков была помощь МВД в обеспечение правопорядка при проведении массовых мероприятиях.

Современное казачество стремиться восстановить свои корни и прилагает для этого все усилия. Около Саяногорска, на противоположном берегу реки Енисей, археологами был раскопан казачий поселок Саянск, построенный по указу Петра Великого (приложение №6). В настоящее время на острожном поле проводятся детские военные игры. На протяжении 8 лет в последнее воскресенье июля проводится фестиваль казачьих традиций «Саянская Сечь», спонсором которого является Николай Михайлович Солдатов, казак, абаканский предприниматель.

В настоящее время в полной мере восстановить все казачьи традиции и обычаи не возможно: что - забыто, что-то безвозвратно утеряно. Поэтому то, что сохранилось, представляет собой большую ценность.

При изучении данной проблемы нас заинтересовал свадебный обряд, о порядке проведения которого мы с вами бы и хотели поделиться.

Сватовство и свадьба.

Сватовство

В каждом казачьем войске (войсковой общине) были несколько различные, но в общих чертах схожие обряды сватовства. У кубанцев и терцев был такой обычай, и у донцов был во многом схожий с этим обычай. На глазах у понравившейся дивчины, казак-хлопец бросал шапку в окно или во двор, и если девушка тут же не выбрасывала папаху на улицу, вечером он мог придти с отцом или крестным свататься. Гости говорили: - Люди добрые, не прогневайтесь, парень-то мой шапку потерял, Вы часом, не находили? - Находили, находили… - отвечает отец невесты, - вон на шубницу повесили, нехай возьмёт и больше не теряет. Это означало, что сватовство не состоялось – родители невесты против, на это сват мог возразить, мол, вещь не наша, мы свою искать станем. И это означало, что между девушкой и парнем есть сговор, и жених будет пытаться её украсть. Несколько испугавшись такого поворота событий, отец девушки кричал: - Эй, Марьяна! Ну-ка, подай папаху, чья это она у нас! Если девушка приносила шапку и клала её донышком вниз (далее она становилась «Закладом», в который клали деньги на свадьбу), это означало, что она за парня идти согласна, и родители рискуют опозориться, потерять дочку и оскорбить будущего зятя. Если папаха ложилась на стол донышком с крестом вверх, это значило, что вопрос о женитьбе с девушкой не согласован. Это собственные фантазии неудачливого жениха. - Ну-ка, прикинь! – приказывал строго отец или крёстный жениху. - Ну вот! – Радостно говорил отец невесты. – Твоя папаха-то! Носи, на здоровье и более не теряй! Таки нонеча пошли казаки рассеяны, у нас этих папах чуть ли не полдвора натеряли!

 

Свадьба

Свадьба - это обрядовое оформление брака, которому казаки придавали большое значение. В разное время они у казаков проводились по-разному. В более ранний период они проходили упрощенным порядком. Более трех веков назад свадебное действо, как правило, шло на майдане в Кругу. Казак полой верхней одежды прикрывал женщину, а затем во всеуслышание по одному произносили: - "Ты, Федосья будь мне жана”, "Ты Иван Семенович, будь мне муж”. После чего они становились молодоженами и принимали поздравления от атамана и казаков.

Казачья свадьба в начале ХIХ века состояла из нескольких отдельных частей: смотрины или сватовство, пропой, посиделки, вечеринка, свадьба (выкуп косы, венчание, у невест, у жениха).

Свадьбы проводились, как правило, после уборки урожая (после Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября н.ст. или Пасхальных праздников — на Красную Горку (приложение №7).

Обычно молодой казак затевал разговор со своими родителями о том, что он хочет жениться и просит их согласия. Родители интересуются, кто его невеста, и если она им люба, начинаются приготовления к сватовству. Собираются все члены семьи и обсуждают вопросы, которые нужно решить перед сватовством. Прежде всего, наводился порядок в хозяйстве, доме, дворе, чтобы не было стыдно перед сватами.

После того, как мать и отец узнали к кому идти свататься, они одевались по — праздничному, обряжали сына, приглашали с собой знакомого казака или родственника, обладающего речистым разговором, который смог бы расположить к себе будущих сватов и шли к ним.

При входе на смотрины в дом невесты, сваты говорят: «Мы долго охотились за красивой куницей, и она забежала к вам во двор. вот мы и хотели бы посмотреть не забежала ли она в ваш дом!» Или: - «У вас мы слышали — есть товар, а у нас купец; у вас невеста, а у нас жених: вот мы и пришли посвататься». Следует ответ:” Милости просим”. Если отцу невесты жених приятен, он говорит: «Проходите гости, милости просим”. Если жених им не нравится, то сразу следует отказ.

Гостей просят раздеться, на стол ставится закуска, спиртное. За едой происходит беседа, в которой договариваются о смотринах, но уже в курене жениха. Примерно через неделю невестины мать и отец едут к родителям жениха, где осматривают хозяйство, комнаты, знакомятся с семейством будущего зятя. Если гости довольны, им предлагается называться сватами, на что те отвечают, что пока еще раненько. Свекор приглашает их словами: «Ну что ж, сваты не сваты, добрые люди, пожалуйте за стол. Гости садятся за стол. Выпивают по рюмке, другой. "Ну а теперь можно и сваточками зваться”, - говорит невестин отец.

Здесь же уговариваются когда быть сводам.

Своды

Ко дню сводов невеста готовит угощения для гостей — жениха с друзьями, будущих деверя и золовки (брата и сестры жениха), а так же своих подруг.

Во время сводов девчата — подруги невесты выходят в отдельную комнату, а в горнице (большой комнате) остаются и рассаживаются на стульях: ее дед, бабка, дяди, тетки, братья, сестры и званные близкие. На почетном месте под святыми образами садятся крестный отец и мать. На столе два калача, солонка с солью.

Приехавшего жениха (с друзьями) одного приглашают в дом, невесту прячут в другой комнате среди своих подруг. Приглашают жениха: «А что угадаешь, кого и где искать?”. Жених идет комнату, где слышен девичий смех и там находит свою избранницу, берет ее за руку и вместе с нею становится в горнице среди комнаты. Входят друзья и друг жениха (дружка, дружок) подносит рюмку водки или вина жениху и говорит: «Кому подносишь?”. Жених называет имя отчество невесты. Подавая рюмку невесте, дружка опять спрашивает: "От кого принимаешь?”. Невеста называет имя-отчество своего жениха. Затем девушки поют:

Соловушка прилетал, прилетал

Ой-лели, прилетал;

Чечеточку выкликал, вывкликал

Ой-лели выкликал;

Чечеточка, вылетай, вылетай,

Ой-лели, вылетай.

Чисто ряба, выпорхни.

Иванушка, приезжал, приезжал,

Семенович на коне,

Семенович на вороном, на вороном;

Федосьюшка, выступай, выступай,

Иванушке подари, подари....

(В разных станицах поются различные песни).

По окончании песен родители спрашивают детей согласия на брак. Следуют ответы: «Из воли родительской не выходим. Согласны» Теперь, сваточки родимые — предлагает женихов отец, - «давайте ударим по рукам, - детки наши согласны, брак принять». А чтобы сомнений никаких не было предлагает свату руку. Отцы бьют друг друга по рукам. И сразу звучит песня.

С этого времени девушка считается «пропитой невестою». После пропоя до дня венчания в доме невесты начинаются «Вечеринки» или «ночевки» на которых собираются жених, его друзья и ее подруги.

На вечеринках в течение ночи устраиваются различные игры.

Игры сопровождаются пением песен, которые прославляют пары девушек и парней. Та пара, в честь которой поется песня, обязаны в конце пения поцеловаться. Поцеловавшись, они передают поцелуй невесте, а та, в свою очередь, целует жениха. В разных станицах игры проходили по-разному.

На «ночевках» парни и девушки зорко следили за тем, чтобы никто не мог уснуть в течение вечеринок. Уснувших наказывают различными способами. Нередко, спящим, на спину верхней одежды пришивают старую тряпку, а утром их «заботливо» одевают да так, чтобы они не заметили этого подвоха. Провожают «нарушителей» все, присутствующие на вечеринке, желая им добра. Идя по станице с пришитым «товаром», молодой казак не представляет, что в станице уже все знают о том, где он был и за что наказан.

Вечером перед днем свадьбы в дом жениха завозится приданое невесты.

В день бракосочетания невеста рано утром до восхода солнца встает, обходит весь свой двор, мысленно прощаясь со всем, что ей было дорого. Затем идет в сад начинает причитать (голосить):

Вставайте мои любимые подруженьки!

Что не свет белая зорюшка занимается.

Из под гор крутых

Красное солнышко выкатывается

Все пташки, соловушки слетаются.

Все мои советнички советуются,

Все мои разлучники съезжаются.

Я думала мои разлучники

Среди дороженьки.

А они среди батюшкина двора

хотят меня с батюшкой, с матушкой разлучить…

Подруги невесты поют:

Что задумалася, что загадалася,

Молодая, ой Федосьюшка?

Не ходила у девках. Не гуляла,

Рушнички подавала…

После чего дружка спрашивает разрешения ввести в дом князя.

Вошедшего жениха сажают за стол рядом с невестою.

Начинаются угощения и выпивка. Молодые не едят ничего, до таинства венчания.

Девушки вновь поют:

По новым по сенечкам Федосьюшка ходила

Золотою цепочкою звонила,

Да все своего батюшку будила

- Устань, проснись, полно спать!

Не взошел светел месяц со звездою,

То приехал Иванушка со боярами.

Хорош, хорош Иванушка на коне

Хорош, хорош Семенович на вороном.

Родители невесты благословляют и напутствуют молодых, они усаживаются на тройку. Раздаются ружейные выстрелы и все экипажи отправляются в церковь.

После венчания жених и невеста едут в дом родителей невесты, где их поздравляют ее отец и мать, за ними крестные, а затем по степени родства остальные присутствующие.

Тем, кто поздравлял молодых подносили спиртное и специально испеченные или вскоре сваха приступает к повиванию — "обрезанию косы”, сваха расплетает одну косу и заплетает ее уже на две косы.

Когда сваха расплетает косу, невестин брат берет нож и тупым краем режет косу. Дружка говорит "Постой, постой не режь, мы эту косу выкупим”. Дает несколько копеек. "Нет этого мало”- говорит брат. Торг идет до тех пор, пока брат не будет доволен. Сваха заплетает косы, а девушки поют:

Да не трубили трубочку

Рано на заре

Да сидела и Федосеюшка

В высоком тереме;

да и плакала Ивановна

По русой косе…

После за плетения кос гости опять поздравляют молодых.

В ряде станиц Кавказской линии молодым давали подарки, при этом поздравляли их шутками да прибаутками.

"Чтобы Бог Вам хлеба родил и детей послал, чтобы люди с вами звались в добром к Вам отзывались, чтобы в доме Вашем были счастья и доля”. Нередко можно было услышать напутствия: "дарю Вам серебро, чтобы в доме было добро”, "дарю Вам ложки, чтобы рождались Сережки, а еще чашки, чтобы рождались Наташки” и т.д.

Молодые в это время стояли и внимательно слушали наставления. По окончании даров молодых выводили из комнаты во двор. Мать невесты передавала икону (обычно ту с которой сама выходила замуж) и свое родительское благословение.

На пороге дома жениха новобрачных встречали его отец и мать, а сзади дед, бабушка, крестные. Отец обычно держал икону, а мать хлеб-соль. Молодые трижды крестились иконе, целовали ее, а затем хлеб. Мать осыпала молодых хмелем, серебряными монетами, конфетами. орехами. желая молодым изобилия и счастья. (В некоторых линейных станицах Кавказа существует поверье, что монета доставшаяся кому либо, при осыпании, а затем подложенная весной под наседку способствует хорошему выводу цыплят).

Молодые входят в дом так, чтобы не наступить на порог, дабы не потерять суженого и становятся на овчинную шубу, которую предварительно расстилают шерстью вверх.

Хмель и овчинная шуба являлись символом довольства и зажиточности.

Хмель растёт и вьётся по деревьями легко и свободно по этому приговаривают: «пускай у молодых дома произрастает и разводится все так обильно, как хмель в лесу».

Овчинная шуба символизировала о том, чтобы в хозяйстве у молодых всего было густо, как шерсти в овчине.

После этого молодые и гости садились по местам. Начинались поздравления новобрачных, одаривания их подарками. Каждый говорил хорошие слова и дарил от души, что мог, в зависимости от своего материального положения.

Во время даров каждый из поздравляющих, просил подсладить спиртное поцелуем или, бросив крошку хлеба в рюмку заявлял, что там плавает паук и его надо вытащить”. Это было намеком на продолжительный поцелуй.

Гости могли сидеть и веселиться до утра, а молодых поздним вечером отправляли в их комнату на брачное ложе, куда их сопровождали дружка и свашка, которые шутливо давали им наставления.

У казаков Терека был широко распространен обычай прохождения молодых под скрещенными шашками, что защищало их впоследствии от воздействия нечистой силы. В комнате, где молодым предстояло провести брачную ночь, ставили икону, стакан с медом, чашку с зерном, куда помещали свечи, не зажигая их. Гости веселились всю ночь.

Второй день свадьбы начинался с умывания молодой жены. Умывали её свашки. Затем она шла к колодцу, обязательно бросала туда монетку. Почерпнув из колодца воды, она шла к дому, где ее ожидали свекор и свекровь, которым она поочередно сливала воду для вытирались полотенцем невестки.

Пока невестка занималась умыванием, со стороны молодых проверяли ее "честность”, отыскивая на простыни, где они спали, капельки крови, показывая присутствующим простынь, либо ночную рубашку молодой жены. (с середины ХХ века честность молодой жены стали узнавать со слов молодого мужа).

Если молодая жена оказывалась честной, то свашки к длинному шесту привязывали красный платок или кусок красной материи, а гостям в петлицы привязывали красные ленточки.

Красный цвет символизировал у казаков целомудрие невесты. У донских казаков вместо красного материала раздавали ягоды калины.

Случалось, что до свадьбы молодая жена утрачивала целомудрие, тогда над домом вывешивали белый флаг.

После умывания молодая жена приглашала всех родных гостей за стол. Внимание здесь привлекал молодой муж, который обязан был разломить сваренную курицу. По обычаю он должен вначале отломить (руками) ножку, затем крылышко, далее произвольно все остальное.

По тому, как он расправляется с курицей, судили о его способностях "расправиться” и с женой.

Тех гостей, которые опаздывали к завтраку, разували, обливали водой, катали на тачке. Чтобы избежать этого, опоздавшие откупались деньгами, спиртным, конфетками и т.д.

После завтрака родителей молодого мужа наряжали женихом и невестой сажали на тачку и возили.

Этот обычай сохранился не во всех станицах.

Затем все гости шли к родителям жены. Участники свадебного шествия нередко переодевались: женщины в мужскую, а мужчины в женскую одежду.

Среди них было немало "цыган”, которые приставали к прохожим с предложением "погадать",нередко заходили во дворы "воровать" кур.

В старину свадьбы длились не менее недели, на их проведение затрачивалось 250-ЗОО рублей (конец ХIХ века), что для казачьих семей было обременительно, но к ним готовились много лет, с самого рождения детей.

Сейчас широко распространен обмен кольцами при регистрации браков. Раньше в казачьих семьях кольца носили только казачки. Кольца обычно одевали серебряные, однако развитие моды не обошло стороной и казачьи семьи, и казачки также стали носить золотые кольца. Если молодая казачка носила кольцо на левой руке, то это была девушка на выданье, а если на правой, то просватана. Если кольцо с бирюзой на левой руке, то ее жених или муж находятся на службе, так как камень бирюза является символом грусти и тоски. Если у казачки золотое кольцо на правой руке, это означало, что она замужем, на левой - разведена. Если на левой руке два кольца, значит она вдова, у нее погиб или умер муж, второе кольцо, погибшего или умершего мужа.

Не совершаются свадьбы

По вторникам, четвергам и субботам, накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжении постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; в продолжении святок - от 7 января (25 декабря ст.ст.) до 20 января (7 января ст. ст.); в течение сырной недели (седмицы, масленицы), начиная с Недели мясопустной, и в Неделю сыропустную; в течение пасхальной (Светлой) седмицы; в дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи - 11 сентября (29 августа ст. ст.) и Воздвижения Креста Господня - 27 сентября (14 сентября ст. ст.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: