Ответственность продавца и предприятия - изготовителя за ненадлежащее качество проданных товаров




Ответственность продавца наступает в случаях:

1. Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи необходимую информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи (пункт 4 статьи 445 ГК), а если договор заключен, в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации (ст.495 ГК).

2. Если при продаже товаров с использованием автоматов покупателю не предоставляется оплаченный товар, продавец обязан по требованию покупателя незамедлительно предоставить покупателю товар или возвратить уплаченную им сумму (ст.498 ГК).

3. Продажи покупателю товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору в соответствии со ст.503 ГК потребовать:

• замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

• соразмерного уменьшения покупной цены;

• незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

• возмещения расходов на устранение недостатков товара.

Ответственность изготовителя наступает в случаях:

1. Причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара в течение срока службы или срока годности (ст.7 Закона “О защите прав потребителей”).

В соответствии со ст.1095 - 1097 ГК РФ, п.1 ст.12 и п. п.1 - 4 ст.14 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" такой вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

Если на товар должен быть установлен срок службы или срок годности, но он не установлен, либо потребителю не была представлена полная и достоверная информация о сроке службы или сроке годности, либо потребитель не был проинформирован о необходимых условиях по истечении срока службы или срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо товар (результаты работы) по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения.

Если изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, вред подлежит возмещению в случае его причинения в течение 10 лет со дня передачи товара (работы) потребителю, а если день передачи установить невозможно, - с даты изготовления товара (окончания выполнения работы). Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего.

2. Предоставления недостоверной или недостаточно полной, информации о товаре или об изготовителе. Согласно статье 12 Закона РФ “О защите прав потребителей” если предоставление ненадлежащей, то есть недостоверной или недостаточно полной, информации о товаре, а также об изготовителе (продавце) повлекло:

• приобретение товара, не обладающего необходимыми потребителю свойствами, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков.

• невозможность использования приобретенного товара по назначению, потребитель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков.

• возникновение недостатков товара после передачи его потребителю, он вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные последствиями продажи товара ненадлежащего качества.

• причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя, он вправе требовать от изготовителя (продавца) возмещения вреда, а также потребовать полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя[4].

Изготовитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров, независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет. Изготовитель (продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара.

При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.


Заключение

 

В системе защиты интересов потребителей определились два главных направления.

Первое: законодательство о правах потребителей, подкрепленное нормами, правилами, государственными стандартами, отражающими обязательные требования по качеству и безопасности товаров, работ и услуг в сочетании с государственным и общественным контролем за соблюдением прав потребителей.

Здесь влияние потребителя носит опосредованный характер и проявляется далеко не сразу.

Второе: активность самого потребителя, знающего свои права.

Право на информацию гарантирует потребителю достоверную и полную информации о любом приобретаемом товаре. Безусловно, с правом на потребительскую информацию связано право на выбор, поскольку информация - критерий правильного выбора.

Согласно Закону, информация для потребителя по своему содержанию и объему должна быть:

Необходимой - то есть, во-первых, предоставлена потребителю в полном объеме, который определен статьями 8-10 Закона; во-вторых, содержать тот перечень конкретных характеристик, при отсутствии хотя бы одной из которых потребитель может сделать неправильный выбор товара (работы, услуги).

Достоверной - то есть не содержащей искажений, ложных сведений, вводящих потребителей в заблуждение.

Своевременной - то есть доведенной до потребителя до или в момент заключения договора на приобретение товара (работы, услуги).

Необходимая, достоверная и своевременная информация называется надлежащей.

Потребитель решает сам, требовать ли предоставления полной информации, которая определена Законом, или только части ее.

Задача:

Молчаков купил в октябре 2002 г. В магазине "Радуга" цветной телевизор с гарантийным сроком в один год. В марте 2003 г. телевизор загорелся, в квартире вспыхнул пожар. В результате пожара сгорел не только телевизор, но и часть домашних вещей, а так же повреждены паркет, встроенные шкафы и двери. Находившийся в квартире во время пожара Молчаков получил сильные ожоги.

Кому и какие требования могут быть предъявлены Молчаковым? Какой орган должен рассматривать этот спор и каким должно быть решение?

В данном случае гарантийный срок телевизора не имеет большого значения. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара.

В соответствии со ст.1095 - 1097 ГК РФ, п.1 ст.12 и п. п.1 - 4 ст.14 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" такой вред подлежит возмещению продавцом или изготовителем в полном объеме независимо от их вины. Вред в соответствии со ст.1097 ГК РФ возмещается, если он возник в течение установленных сроков годности товара, а если срок годности не установлен, в течение десяти лет со дня производства товара, а также независимо от того, когда был причинен вред при условии, что товар приобретался для использования в личных, семейных или домашних целях, а не для осуществления предпринимательской деятельности.

Молчаков может предъявить требования на возмещение убытков, причиненных вследствие недостатков товара, продавцу или изготовителю телевизора по выбору потерпевшего (ст.14 Закона).

Такие споры рассматриваются в судебном порядке (ст.17 Закона). Суд должен принять решение о возмещении имущественных убытков, т.е. расходов, которые Молчаков, произвел или должен будет произвести для восстановления своего утерянного имущества (реальный ущерб), а также средства, потраченные на лечение. Эти убытки подлежат возмещению в полном объеме.

Кроме того, если судом будет доказана вина продавца (изготовителя), то Молчакову может быть осуществлена компенсация морального вреда независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

При определении причиненных потребителю убытков суд в соответствии с п.3 ст.393 ГК РФ вправе исходить из цен, существующих в том месте, где должно было быть удовлетворено требование потребителя[5].


Список литературы

 

1. Гражданский Кодекс РФ, ч.2.

2. Закон о защите прав потребителей от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11 2009).

3. Постановление Пленума Верхового Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей".

4. Горбухов В.А. Коммерческое право. Конспект лекций. - М., 2007.

5. Комментарии к гражданскому кодексу РФ, часть вторая - под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. - М., 2003.

6. Коммерческое право: учебное пособие / Под ред. Н.В. Постового. - М.: ИД "Юриспруденция", 2006.

 


[1] Преамбула к Закону РФ «О защите прав потребителей»

[2] Комментарии к гражданскому кодексу РФ, часть вторая - под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. – М., 2003.

[3] Горбухов В.А. Коммерческое право. Конспект лекций. – М., 2007.

[4] Коммерческое право: учебное пособие / Под ред. Н.В. Постового. - М.: ИД «Юриспруденция», 2006.

[5] Постановление Пленума Верхового Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: