Е.Ю. Кальманова
Г. Саров
Мастерская «Чудо детской веры в святочном рассказе Н. Агафонова «Молитва алтарника»
(конспект урока)
Тип урока: «Творческая мастерская»
Технология развития критического мышления
Деятельностная цель: совершенствование общеучебных умений учащихся, развитие познавательной сферы деятельности:
- развитие навыков работы с разными источниками информации;
- развитие способности свободно излагать свои мысли;
- воспитание христианских ценностей: любви к Богу и ближнему.
Содержательная цель:
раскрыть понятие "чуда детской веры" на примере святочного рассказа Н.Агафонова «Молитва алтарника»; раскрыть нравственную проблему рассказа.
Ход урока:
Стадия 1. Вызов
Мотивация
- Вспомним, какое произведение мы изучали на прошлом уроке? (Повесть Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский».)
- Какие качества преподобного Сергия выделяет писатель? (Смирение, трудолюбие, тяга к учению, глубокая вера в Бога, скромность и т.д.)
- Посмотрите на картину М.В. Нестерова. Какой эпизод из жития преподобного Сергия изобразил художник?
- Какое чудо запечатлел на картине Нестеров? (Чудо, молитва ребёнка и старца)
- Встречаются ли чудеса, явленные Богом, в наше время? Были ли вы сами свидетелями таких чудес? (Чудеса есть, но мы их не видим).
Целеполагание
-Известный православный писатель Николай Агафонов в предисловии к своему сборнику повестей и рассказов пишет: «Чудесное всегда рядом, но мы не замечаем Его. Оно пытается поговорить с нами, но мы не слышим, наверное, оттого, что оглохли от грохота безбожной цивилизации». [1]
- Сегодня мы побеседуем о прочитанном вами дома рассказе Н. Агафонова «Молитва алтарника». Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? Как будет звучать тема нашего урока?
- Запишем её, оставив немного места в тетради, чтобы в ходе урока скорректировать свои записи.
ЧУДО…В СВЯТОЧНОМ РАССКАЗЕ Н. АГАФОНОВА «МОЛИТВА АЛТАРНИКА»
- А теперь, опираясь на слова писателя о чуде, определите цель нашего урока.
Цель урока - проанализировать рассказ Н. Агафонова «Молитва алтарника» и понять, что чудесное всегда рядом, только надо «услышать» его.
Актуализация предметных, метапредметных и личностных результатов.
- Давайте подумаем, с чего необходимо начать анализ произведения, на что в первую очередь обратить внимание? Подсказка - в теме урока.
- Конечно, необходимо обратить внимание на жанр произведения Агафонова. Это святочный рассказ. Вспомните, встречались ли мы с произведениями, написанными в этом жанре? В чём особенность этих произведений? (Н.С. Лесков «Зверь», события происходят в канун Рождества, центральное событие – чудо, чаще всего счастливый конец: меняется ситуация или преображается герой, главный герой - ребёнок).
- Ребёнок…Сколько лет главному герою рассказа Агафонова? Почему же автор сделал его главным героем? (гипотезы, затруднение)
Стадия 2. Осмысление содержания
- Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте попробуем дать характеристику главному герою. Подумаем, из чего складывается образ литературного героя? (Имя, прозвище, внешность, характер, занятия, семья, отношение окружающих, речь.)
- Разделимся на группы, каждая из которых получает задание составить свою часть характеристики героя, используя текст произведения, разные виды словарей). Цель работы в группах – составить кластер на доске и на листках, которые вы потом вклеите в тетради.
Работа в группах
Группа
Задание: значение имени и прозвища.
- Почему автор больному человеку даёт такое имя? Что он хочет подчеркнуть? (смотри словарь иностранных слов)
Valerius образовано от «valeo » — «быть сильным, здоровым» [2]. Валерий физически болен, но духовно он самый здоровый из героев рассказа.
- Почему протодиакон дал Валерке прозвище «Трепетная лань»? Найдите значения слова «трепетный» в толковом словаре. Определите, какое из этих значений наиболее подходит для характеристики главного героя.
ТРЕПЕТНЫЙ, -ая, -ое; -ген, -тна (книжн.). 1. Дрожащий, колеблющийся. Трепетные тени. 2. Взволнованный, выражающий трепет (во 2 знач.). Трепетная улыбка. Трепетное ожидание. 3. Охваченный страхом, трепетом (в 3 знач.) (устар.). || сущ. трепетность, -и, ж. (ко 2 знач.). [3]
Больше подходит третье значение, т.к. герой боится окружающих, боится сделать что-нибудь не так.
Группа
Задание: найти в тексте портрет героя (если портретная характеристика отсутствует, то по какой причине, что этим хотел сказать автор?), характер (нрав, в чём проявляется), описание семьи.
(Главное для писателя показать внутренний мир героя, а не его внешность. Валерка тихий и боязливый. Он смиренно переносит насмешки и брань, но упорно идёт к своей цели. Он сирота. В семье произошла трагедия: пьяный отец на глазах у мальчика убил мать, сам же умер в тюрьме. Валеру воспитывала бабушка, которая учила его молитвам, водила в церковь. После смерти бабушки протодиакон сделал больного юношу алтарником, чтоб даром хлеб не ел.)
Группа
Задание: занятия героя, что любит, что хорошо знает.
(Наивный и бестолковый, он богослужение знал наизусть лучше любых клириков. Кстати, КЛИРИК — (греч. klerikos, от kleros клир) [2] общее название церковнослужителей. Валерка, как ребёнок, любит сладкое. Ещё любит икону Божьей Матери «Скоропослушница», молится ей, ставит свечи.)
Группа
Задание: найдите в тексте
Как относились к герою окружающие?
Как они называют героя?
(Одни жалели героя, другие посмеивались над его чудачествами. Протодиакон называет его «блаженный». Жалели, потому что остался сиротой, смеялись над его бестолковостью, непохожестью на остальных.)
- Что означает слово «блаженный»?
«Блаженный» -
1. В высшей степени счастливый.
"Блаженное состояние"
2. Глуповатый, первонач. юродивый (разг.) [3]
Так называли на Руси юродивых. Их старались не обижать. Таким был Николка из романа П. Тужилкина «Пламенный», который мы с вами читали на прошлых уроках.
Выступление групп, составление кластера на доске и в тетрадях, беседа
- Посмотрите на кластер. Какой образ создаёт автор? С кем можно сравнить Валерку? (с ребёнком)
-Давайте сделаем вывод: почему девятнадцатилетний Валерка стал главным героем святочного рассказа?
- Почему рассказ назван «Молитва алтарника»? (Молитва – центральное место в рассказе)
- Что такое молитва? Какие молитвы существуют? (Славословие, прошение, покаяние, благодарение. Молиться – значит изливать на себя свет – мо-льюсь.)
- Почему именно к Божьей Матери обращается Валерка? (Сирота, одиночество, тоска по матери, бабушке, которая привела в храм, научила молитвам, потому что он русский, русские с особой любовью относятся к Матери Божией…)
- Икон, посвящённых Божьей Матери, много. Почему герой обращается к «Скоропослушнице»? (Индивидуальное задание: рассказ об истории иконы, находящейся в храме Серафима Саровского)
- О чём просит Валерка Пресвятую Богородицу? Зачем это чудо ему необходимо? Только ли потому, что он хочет угодить доброму священнику? (затруднение, гипотезы)
- Прочитайте начало рассказа. (Герой хочет, чтобы все поверили в чудо.)
- Почему герой уверен, что Богородица и Господь ему не откажут? (Сын не может отказать матери, а он, Валерка, тоже готов пожертвовать самым желанным, что у него есть, - мороженым)
- Можно ли серьёзно относиться к этой жертве? (Да, ведь он так любит мороженое!)
- Какая психологическая борьба происходит в душе юноши? Прочитайте этот эпизод.
- Была ли услышана молитва алтарника?
- В рождественском рассказе обычно происходит чудо, которое меняет героев или их жизнь. Меняется ли сам юноша? Меняются ли люди вокруг него? Прочитайте диалог настоятеля и протодиакона. («Никому нельзя верить!»)
- Что же изменилось? (затруднение)
- Прочитайте, как автор называет Валерку в конце рассказа? (Уважительно, Валерий)
- А изменилось ли ваше отношение к герою?
- Почему никто, кроме героя, не «слышит чуда»? (Не верят, не просят.)
- Вернёмся к нашей теме. Что нужно дописать после слова «чудо»? (Чудо детской веры)
- Что говорится о вере в Евангелие? («По вере вашей да будет вам»)
- Вернёмся к цели нашего урока. Почему не каждый человек может «услышать» чудо?
просмотр концовки фильма «В ожидании…» [4]
- Какой вариант концовки вам больше всего понравился: в рассказе Агафонова или в фильме, снятом по этому рассказу? Почему Агафонов остановился на таком варианте концовки?