Элементы политической культуры.




1. Особенности структуры политической культуры.

2. Элементы политической культуры.

 

1. Важное значение для определения содержания политической культуры имеет четкое представление о ее структуре. Элементами политической культуры являются политические представления, политические ориентации, политические ценности, политические установки - отношение субъекта к политическим явлениям, политическое поведение, политические традиции - способ передачи образцов политического сознания и поведения народа, политические мифы и стереотипы, модели политического поведения, политические символы.

Политическая культура включает в себя те элементы и феномены общественного сознания и в более широком плане - духовной культуры той или иной страны, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами и оказывают значительное влияние на формы, формирование, функционирование и развитие государственных и политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению широких масс населения в частности.

2. «Субстрат» политической культуры составляют ее идеологические, социально-политические и социально-психологические компоненты, определяющиеся общественно-историческими, национально-культурными, социально-экономическими и другими долговременными факторами и условиями. Именно они характеризуются относительной устойчивостью, имеют тенденцию к воспроизводству. Эти компоненты включают, как правило, ориентации и установки людей в отношении существующей общественно-политической системы и строя в целом, составляющих ее институтов и организаций, важнейших правил общественно-политического поведения и деятельности.

 

К ним относятся и устоявшиеся морально-этические ценности, национально-психологические нормы поведения, традиции, стереотипы и т.д.

 

Важное место в развитии и функционировании политической культуры играют устойчивые общекультурные социально-психологические феномены, которые или входят в структуру политической культуры, или соответствующим образом отражаются и преломляются в ней. К ним относятся: традиции, обряды, ритуалы, менталитет, накопленный опыт, стереотипы, мифы, религия и другие факторы.

 

Политическая традиция — важнейший элемент хранения, воспроизводства, передачи и закрепления социально-политического опыта и политических ценностей, способ реализации устойчивых политических отношений. Целесообразные формы и способы политической деятельности, правила, образцы политического взаимодействия людей, реальные политические отношения, регулярно повторяясь, приобретают традиционный характер. Традиции любой политической культуры — это прежде всего процессы трансляции от поколения к поколению устоявшихся образцов поведения, представлений, идей и одновременно сами эти образцы, представления, идеи.

 

Содержание традиций составляют политические установки, ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, ритуалы с соответствующей символикой и т.д.

 

Традиции выступают как наиболее устойчивая, стереотипная часть политической культуры. Они фиксируют накопленный политический опыт в виде формализованных образцов действий и представлений.

 

Фиксация политически значимых представлений и действий в виде массовых привычек, обычаев, составляющих содержание традиций, сопровождается нередко закреплением случайного, ненужного, ошибочного. Традиции, т.о., несут в себе не только ценный опыт, но и то, что не соответствует изменившимся условиям, что отжило. Наряду с сохраняющимися ценностями для всех времен и поколений существуют и изжившие себя традиции, воспроизводящие устаревшие формы. Оставаясь в силе известной инерции, отставания и консервативности обыденного сознания, такие традиции превращаются в тормоз общественного прогресса.

 

Традиции политической культуры могут быть классифицированы по следующим основаниям:

 

1) по содержанию (образцы поведения, идеи, ценности);

 

2) по форме существования (устные и письменные);

 

3) по месту в политическом процессе (традиции политического властвования и традиции политического участия);

 

4) по функциям (обычаи, обряды, ритуалы).

 

Традиции выступают той своеобразной силой, которая обладает способностью организовывать сознание и деятельность различных субъектов политики.

 

Организующая роль традиций обусловлена также социально-психологическим фактором. В них люди видят концентрированную мудрость многих поколений, коллективный практический опыт. Поэтому независимо от того, насколько ценны традиции в конкретных условиях, им доверяют как образцам, обладающим социальной надежностью. Их авторитет и устойчивость придают традициям силу стабилизирующего фактора политической жизни.

 

Политические обряды наряду с обычаями и политическими праздниками выступают формами реализации традиций политической культуры. Их цель состоит в том, чтобы при помощи символов и символических действий выразить, передать, закрепить традиционные для субъектов политики идеи, идеалы, нормы, вызвать у участников действий определенные чувства, настроения, переживания, создать соответствующую морально-психологическую атмосферу и наглядно-образными средствами отметить важные события политической жизни. К ним относится, например, обрядовое оформление событий национального и государственного значения (манифестации, возложение венков, несение почетного караула, исполнение гимнов, склонение знамени, преклонение колена перед знаменем, чествование политических лидеров и т.д.).

 

Весьма важными средствами политической культуры являются:

 

- ритуал, устанавливающий определенные правила поведения;

 

- система политических символов, способствующая четкой ориентации политических действий больших групп людей.

 

Политический символ — это знак, выполняющий коммуникативную и интегративную функции между индивидами и властью. По сути, политическая культура — это система организованных, символов. К политическим символам можно отнести флаг, герб и гимн государства, лозунги, памятные даты, политические ритуалы (демонстрации, митинги) и др.

 

Политические ритуалы как разновидность обрядов представляют собой исторически сложившиеся или специально установленные канонизированные нормы символических действий, реализация которых почти не допускает каких-либо отклонений и проявлений самодеятельности. К ритуализированным актам относятся, например, вручение верительных грамот, церемонии вступления в должность политических лидеров, принесение присяги и т.д. Система используемых в обрядах символов создает устойчивое отношение к политическим ценностям, опосредуя через них действие общественного мнения на индивидов. При этом все участники обрядов выступают в роли не зрителей, а действующих лиц ритуализированных церемоний.

 

При анализе политической культуры целесообразно учитывать политический менталитет ее носителей. Ментальность (от англ. mentality, фр. mentalite — «склад ума, мироощущение») представляет собой глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; совокупность устойчивых, распространенных в социальной группе интеллектуально-психологических установок и представлений, выражающих особое, своеобразное видение (осознание) принадлежащими к ней людьми окружающих реалий и ориентирующих социальное поведение индивида; единая, синкретическая форма осознания социальной и политической системы, которая формируется в результате воздействия всех жизненных факторов на массив коллективного сознания и выражает актуальные для данного сообщества ценности.

 

Ментальность выражает характер, стиль, способ группового мышления, восприятия социальной жизни, влияет на состояние умонастроений и устойчивых ориентации членов социума, характер их отношений, поведение и деятельность. Ментальное осознание не имеет четко выраженных границ; на него могут влиять элементы обыденного, мифологического или религиозного сознания, осмысливающего политические реалии в форме стереотипов, локально-актуальных ценностей. В зависимости от сложившегося менталитета класс, народ, нация и иные общности и группы обладают определенной восприимчивостью к тому или иному типу идеологий, культурных норм, политических ценностей и т.д.

 

Менталитет обладает способностью оказывать относительно автономное воздействие на социальное поведение соответствующих групп, их представителей. Доминирующий в обществе менталитет обеспечивает политическую преемственность, социальное единство на основе утвердившихся традиций, ценностей и идеалов. В переходных обществах менталитет неустойчив: старые ценностные ориентации разрушаются, новые находятся в стадии становления либо иллюзорны. По мере развития общества и его структур, влияния международных факторов в менталитете происходят соответствующие изменения.

 

При анализе политической культуры используется понятие «национальный характер» (российский, американский, германский и т.д.). Через свободную аналогию с характером наиболее распространенного в народе типа личности национальный характер можно трактовать как комплекс типичных образцов поведения, складывающийся на основе импульсов и характеристик, регулирующих поведение нации на протяжении длительного срока. Глубокое проникновение в эту проблему характерно для исследований Н.А. Бердяева. Он одним из первых дал сравнительную характеристику русской и польской души, германского и французского национального характера. «В каждой народной душе, — подчеркивал Н.А Бердяев, — есть свои сильные и свои слабые стороны, свои качества и свои недостатки».

 

При всем сходстве политической культуры и национального характера между ними есть различия. Первая носит преимущественно социально-психологический характер, второй — в большей степени характерологически-биологический феномен.

 

Изучение национального характера является существенной предпосылкой для понимания политической культуры любого народа. В целом можно говорить о нескольких основных кругах культуры, предопределяющих политическую культуру общества или оказывающих на нее существенное влияние: мировая культура, регионально-цивилизационная культура, национальная культура, классовая культура. В реальности эти круги выступают как взаимно обусловливающиеся и пересекающиеся сферы воздействия.

 

Национальный характер, по мнению известного западного культуролога М. Мид, представляет собой совокупность закономерностей психической организации субъектов данного общества. Он имеет существенное значение в парадигме политической культуры. Причем в основе любого национального характера лежат причины не биологического, расового порядка, а то, что эти субъекты были воспитаны именно в конкретном социуме. Так, специалисты, занимающиеся этой темой, исходят из того, что свойственные конкретному обществу структура семьи (например, доминантная фигура отца), система воспитания и образования, отношение «господство — подчинение» на трудовом месте и т. д. создают определенный тип личности. Подобная личность квалифицируется как «модальная» или «типичная», именно в ней и закреплено главное, из чего состоит национальный характер.

 

В контексте политической культуры широко используется понятие политической идентичности. Под этим понятием понимается конечный результат процесса идентификации — самоотождествления, самоопределения индивидов в соответствующей (политической) сфере. Как правило, идентификации связаны с главными общественными институтами, и, как следствие, разрушение последних влечет за собой дезориентацию и деидентификацию. Существует несколько уровней и аспектов рассмотрения идентичности. Можно выделить национально-этнический, государственно-территориальный, цивилизационный и другие уровни идентичности, рассматривать ее как ориентацию на культурно-географический ареал распространения социума или явление «радиации культуры» (А. Тойнби). Критериями национальной идентичности выступают язык, культура, образ жизни, особенности поведения, общность обычаев и традиций, наличие этнонимов, государства. Для идентичности в политике критериями являются язык (политический), политическая культура (во всей совокупности составляющих ее элементов), соответствующий этнос (народ, нация, сообщество), государственность и др.

 

В политической культуре любого общества важную роль играют стереотипы. Понятие «стереотип» было введено в научный оборот известным американским политическим обозревателем У. Липпманом в 1922 г. для обозначения предвзятых представлений, навеянных в основном деятелями массовой культуры. Политический стереотип — это упрощенное, схематическое, ценностно-ориентированное представление о политических реалиях, о том или ином субъекте политики, как правило, эмоционально окрашенное и воспринимающееся без доказательств, в качестве аксиомы, представление. Его отличительные черты: персонификация событий, сильная эмоциональная окрашенность, иррациональность (факты, противоречащие стереотипу, отвергаются), устойчивость. Стереотипы формируют чувство политической идентичности, выполняют идентификационно-интегрирующие, ориентационные и компенсационно-регулирующие функции.

 

Значение политических стереотипов определяется особенностями их формирования и содержания. Суммарно они отражают состояние общественного сознания, являются выражением коллективных убеждений, частью механизма традиций, несут не столько информацию об объектах, сколько отношение к ним, являются формой идеологического контроля за обществом, корректировкой его жизни. Политические стереотипы существуют во всех обществах, оправдывают себя как удобная форма коммуникации. К ним предрасположено большинство людей, т.к. обычно человек стремится, как правило, к формированию непротиворечивой, ясной и связанной картины социального или политического мира. При фрагментарности, обыденности сознания человек предпочитает легкое и быстрое, стереотипизированное восприятие объекта.

 

Этому заказу отвечают политические стереотипы с их способностью упрощенно, обобщенно и недифференцированно характеризовать объект. Они, с одной стороны, экономят интеллектуальные усилия среднего человека при восприятии им сложных социальных объектов, защищают его позиции, ценности, с другой — в политических стереотипах заинтересованы руководители, политики и др. Стереотипы можно использовать в целях политической манипуляции общественным мнением. На языке штампов, ярлыков удобно разговаривать с недифференцированной массой.

 

Существуют различные точки зрения относительно истинности стереотипов.

 

Одни исследователи склонны отождествлять их с истиной, другие считают, что в политических стереотипах выражен момент истины, но одновременно та или иная сторона действительности искажена, третьи видят в них совокупность мифических признаков. В целом политические стереотипы устойчивы, ригидны и консервативны. Однако структура их подвижна, способна реагировать на изменения окружающей среды, человека. Политические стереотипы естественны в периоды стабильности. В эпохи перемен, социальных напряженностей, конфликтов они с трудом поддаются управлению. Чем дольше период стабильности, тем устойчивее стереотипы. В период переоценки ценностей старые политические стереотипы разрушаются.

 

Многие философы и социологи обращают внимание на особую роль религии в процессе становления, функционирования и развития политических систем, на значимость конфессионального элемента в качестве своего рода субкультуры в рамках политической культуры того или иного общества. Соответственно целесообразно учитывать религиозную доминанту (протестантскую, католическую, православную, исламскую, буддийскую, конфуцианскую и т.д.) в политических культурах.

 

Провозглашая определенные повеления и запреты, религия оказывает влияние на формирование и развитие отдельных личностей, социальных групп, целых сообществ. Мировоззренческая функция религии заключается в том, что она объясняет мир, истолковывая явления, происходящие в природе и обществе; влияет на мировоззрение верующего человека, формируя у него определенное мировосприятие и определенную систему ценностей, давая мотивацию для его поступков. Многие религии стремятся к созданию определенной модели общественно-политической жизни, а тем самым и к созданию определенной идеальной социальной структуры. Сакрализуя нормы и ценности общества, религия может способствовать его стабильности либо, не приемля данные нормы и ценности и ориентируя верующих на их неприятие, его нестабильности.

 

На рубеже второго и третьего тысячелетия во многих странах мира в связи с быстрыми и глубокими социально-экономическими и иными трансформациями, «разрывами» привычных социальных связей и структур наблюдается возросший интерес, особенно молодежи, к традиционным, в т.ч. религиозным, ценностям, стереотипам, мифам, религиозно-политическим ориентациям. Заметно повышается роль религии как института, отражающего глубинные, матричные ценности и принципы организации общества и в силу этого активно проявляющего свою заинтересованность и участие в его духовной, политической, моральной и этико-трудовой сферах. Религиозные идеи целенаправленно распространяются в массах посредством деятельности многочисленных специализированных религиозных организаций и их служителей.

 

Во многих странах существуют также политические партии, положившие в основу своей деятельности религиозные идеалы и принципы. В ряде государств Арабского Востока ислам выступает в качестве официальной, государственной религии и, соответственно, идеологии. Для большинства мусульманских стран и мусульман (ислама в целом) изначально характерна неразрывность, слитность религиозных и социально-политических ценностей, хотя их оценки и трактовки в зависимости от подходов к ним могут существенно различаться и вести к острым противоречиям. Кроме того, религиозные ценности воспроизводятся и передаются традицией общественного развития любой страны в процессах социализации каждого нового поколения.

 

Особую актуальность вопрос о роли религиозной составляющей в политических культурах приобретает тогда, когда речь идет о взаимодействии (или столкновении) различных ценностных систем как внутри отдельных государств, так и в международном диалоге или противодействии, борьбе разных культур и цивилизаций.

 

Важной для политической культуры точкой отсчета или соотнесения является понятие мифа. Политический миф — это статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить представления о различных политических явлениях, структурировать видение коллективного прошлого настоящего и будущего. Среди политических мифов наиболее часто используются темы «золотого века», «заговора», «героя-спасителя», «единства нации» и др. В единичном аспекте мифические убеждения проявляют следующие качества: они опираются на веру, навязываются группой, иррациональны, опираются на общественные авторитеты, трудно поддаются проверке, существенно влияют на политическую жизнь, являются основой для национальной идентичности.

 

В развитии политического процесса возрастает роль политических норм и правовой культуры. Они фиксируют способы совершения наиболее важных политических действий, функционирования институтов, направленность политического процесса. Юридическая фиксация процедур политической деятельности создает условия для повышения уровня политической культуры членов общества. Она препятствует проявлениям произвола и своевластия в реализации политических решений со стороны политиков и населения.

 

Политическая культура меняется относительно медленнее, чем общественно-политическое устройство. Диалектика соотношения формы правления, формы государственного устройства и политического режима с политической культурой отличается сложностью связей, тонкими переходами, системой опосредующих звеньев.

 

К числу основных политических ценностей можно отнести: свободы и права граждан, характер политической власти, качество политических лидеров, формы и содержание политического правления, участия в политике, политическое образование и просвещение, роль личности в политике, политические интересы субъектов политики, этнических групп, культуру политики и др.

Политические ценности можно условно дифференцировать на тоталитарные, авторитарные и демократические, конформистские и активистские и т.д. Вместе с тем эти подходы необходимо обязательно дополнять анализом цивилизационного и общечеловеческого содержания (характера) политических ценностей.

В различных цивилизациях и культурах, как известно, существуют свои ценностные системы. В последние десятилетия все большее значение приобретают постматериальные ценности. В развитых странах на них ориентируется значительная часть населения, в остальных —соответствующие социальные группы, растущая часть молодежи.

К постматериальным ценностям и интересам можно отнести: защиту окружающей среды, социальные и гуманистические принципы, культурный плюрализм и свободу самовыражения, значение качественного образования, учет возрастающей роли этничности и этнических идентификаций и др.

Постматериальные ценности стали источником возникновения новых гражданских групп, таких как экологические и женские движения, а также другие ассоциации по защите общественных интересов. Меняющаяся система ценностей реформирует политическую повестку многих правительств; все больше партий и граждан призывают власти заняться сохранением окружающей среды, расширить социальные и общественные свободы и т.д.

Определяющее значение для трансформации политической культуры в реальные социальные отношения имеет свойство ценностей, идеологических принципов становиться принципами возникающих и развивающихся политических институтов (государств, партий и др.) и отношений, которые функционируют на основе ценностей, норм, ритуала, традиций и т.д.

 

Итак, к устойчивым факторам политической культуры можно относить политические ценности, образцы политического поведения и деятельности (нормы и ритуал), сложившиеся политические ориентации людей, политические мифы, стереотипы и символы, проявления национального характера и ментальности в политике; характер и принципы функционирования политических институтов, развития политических отношений и процессов, участия в политике, уровень развития социально-политических наук, культуру реализации их достижений, направленность и ценности политической социализации и политический опыт и др.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: