Лекционный курс (34 ч.)
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1. | Литература как вид искусства. Литературоведение как наука о художественной словесности. | |
2. | Художественный мир литературного произведения и его слагаемые. Пути и принципы анализа литературного произведения. | |
3. | Литературные роды и жанры | |
4. | Литература античности (Древней Греции и Древнего Рима) | |
5. | Средневековая литература | |
6. | Литература эпохи Возрождения | |
7. | Литература Древней Руси | |
8. | Западноевропейский классицизм XVII века. Литература эпохи Просвещения XVIII века | |
9. | Своеобразие русской литературы XVIII века | |
10. | Романтизм (конец XVIII – XIX века) Особенности русского романтизма | |
11. | Классический реализм XIX века Русский реализм | |
12. | XX век как художественная эпоха. Своеобразие отечественного литературного процесса. |
Практические занятия (38 ч.)
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1. | Системы русского стихосложения | |
2. | Мифология Древней Греции. Мифы о богах и героях | |
3. | Куртуазная и городская литература Зрелого Средневековья. | |
4. | «Слово о полку Игореве». Исторический и литературоведческий комментарии. | |
5. | Трагедия У. Шекспира «Гамлет» | |
6. | Трагедия эпохи классицизма. Корнель «Сид» | |
7. | Жанр оды в литературе классицизма. Идейно-художественное своеобразие од М. В. Ломоносова | |
8. | Традиции и новаторство в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | |
9. | Творчество Э.Т.А. Гофмана. Анализ сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» | |
10. | «Демон» М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма | |
11. | Повесть Оноре де Бальзака «Гобсек» | |
12. | Своеобразие сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города») | |
13. | Проблема «положительно прекрасного человека» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» | |
14. | Эстетические принципы в сказках О. Уайльда | |
15. | Рассказы И. А. Бунина | |
16. | Лирика С. Есенина. Основные мотивы. Художественное своеобразие. | |
17. | Проблема свободы личности в философском романе А. Мердок «Под сетью» | |
18. | Концепция человека в постмодернистских произведениях В. Пелевина «Жизнь насекомых» и «Generation «П» |
Содержание разделов дисциплины
Лекция 1. Литература как вид искусства.
Литературоведение как наука о художественной словесности
Литература как временное искусство, воспроизводящее явления жизни в их развитии. Понятие о художественном образе. «Невещественность» словесно-художественных образов. Художественное произведение как диалог, непосредственное общение автора с адресатом (реципиентом). Изобразительно-экспрессивные и познавательные возможности художественной речи. Ее способность воссоздавать внешние стороны жизни человека, его духовный мир (чувства, раздумья, переживания), а также речевую деятельность людей. Воспроизведение устных и письменных высказываний, мыслительных процессов – уникальное свойство искусства слова.
Литература как отражение действительности, форма ее художественного познания, осмысления, оценки, претворения.
Литературоведение как наука о художественной литературе. Место литературоведения в области гуманитарных наук. Взаимодействие литературоведения с лингвистикой, философией, историей, культурологией, этикой, эстетикой и др. науками. Основные дисциплины литературоведения: история литературы, теория литературы и литературная критика.
История литературы как совокупность конкретных исследований историко-литературных фактов и связей между ними. Предмет истории литературы – литература как процесс. Этапы исторического развития литературы: литература античности (Древней Греции и Древнего Рима); средневековая литература, литература эпохи Возрождения, классицизм XVII века, литература эпохи Просвещения XVIII века; романтизм (конец XVIII – XIX века); классический реализм XIX века, XX век как художественная эпоха. Понятия традиции, новаторства, заимствования, подражания, влияния как категории истории литературы.
Теория литературы – дисциплина, которая вырабатывает и систематизирует понятия о специфике художественной литературы, об особенностях ее содержания и формы в их историческом развитии, о целостности художественного произведения и его функционировании, а также об устойчивых, типологических свойствах, закономерностях литературного процесса и формах его развития. Понятия творческого метода, литературного направления.
Поэтика в составе теории литературы как наука о законах формообразования. Теоретическая (общая) поэтика как учение о литературном произведении, его составе, структуре и функциях, а также о родах и жанрах литературы. Историческая поэтика.
Литературная критика. История понятия. Функции (назначение) литературной критики.
Национальная и мировая, или всемирная литература.
Понятие детской литературы, основные виды произведений для детей (специально созданные для детей, созданные для взрослых, но вошедшие в круг детского чтения, сочиненные детьми). Восприятие юным читателем книги как друга собеседника, большое значение авторской этической оценки, формирование представления детей о морали.
Основные виды детской литературы: научно-познавательная, этическая или «изящная словесность», развлекательная, т. е. массовая.
Периодизация детской литературы, зависящая от возраста читателей (4 этапа), её условный характер.
Лекция 2. Художественный мир литературного произведения
и его слагаемые.
Пути и принципы анализа литературного произведения
Литературное произведение как диалектическое единство содержания и выражающей его формы. Условность деления художественного произведения на содержание и форму.
Содержание – основной идейно-эмоциональный смысл произведения, результат творческого освоения действительности. Понятие о теме и идее произведения, их взаимосвязь и взаимозависимость. Главная тема художественного произведения и частные, подчиненные ей темы (тематика). Тематическая целостность (единство) подлинно художественного произведения. Тема как проблема, поставленная автором в литературном произведении как социальный вопрос (комплекс вопросов). Множественность проблем в художественном произведении и их подчиненность центральной проблеме. Разнообразие художественных проблем; проблематика социальная, нравственная, политическая, философская и т. п. Идея – отношение автора к изображаемому, его оценка, главная мысль произведения. Пафос как идейно-тематическая и эмоциональная направленность художественного содержания. Виды пафоса: трагизм, юмор, сатира, ирония, романтика.
Художественная форма как способ выражения художественного содержания. Словесный строй. Принципы анализа художественной речи.
Лексико-семантические особенности художественной речи. Номинативная изобразительность речи литературных произведений. Экспрессивное значение корней, суффиксов. Использование архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов в художественной литературе. Возможность нарушения норм литературного языка в художественной речи.
Иносказательные возможности художественной речи. Тропы: эпитет, метафора, метонимия, сравнение, гипербола, литота, гротеск, ирония, синекдоха. Перифраз как развернутый метонимический оборот. Образный параллелизм. Образы – символы, образы – аллегории, образы – эмблемы.
Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи. Речевая интонация и ее компоненты: паузы, мелодия, акценты, темп. Риторические фигуры (вопросы, восклицания, обращения). Синтаксическая инверсия. Словесные антитезы. Эллипсис. Словесные повторы и их разновидности (анафора, эпифора, рефрен). Синтаксический параллелизм. Градация.
Фоника как учение о закономерностях звуковой организации стихотворного текста, включая рифму. Аллитерация и ассонанс. Звукопись и звукоподражание.
Предметная изобразительность (детализация). Статические детали: портрет, пейзаж, речь персонажей, место, время действия и т. д. Динамические детали: сюжет и его элементы (пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка, эпилог). Конфликт как движущая сила развития сюжета. Особое значение конфликта в драме. Конфликт внешний (борьба героя с противостоящими ему силами) и внутренний (борьба героя с самим собой); их сочетание в одном произведении («Гамлет» Шекспира, «Гроза» Островского)
Композиция литературного произведения. Композиция сюжета. Композиция образа персонажа: экспозиция, контрастность или одноплановость его свойств, повтор опознавательных признаков, вызывающих целостное представление о нем. Самохарактеристики персонажа (внутренние монологи, диалоги, поступки, дневники героев, переписка), отзывы о нем других лиц, авторские характеристики. Особенности композиции эпического, лирического, драматического произведений.
Лекция 3. Литературные роды и жанры
Принципы классификации литературы. Деление литературы на роды: эпос, лирика, драма.
Эпос как изобразительный вид словесного искусства: воспроизведение процесса взаимодействия характеров персонажей и окружающих их обстоятельств посредством повествования о событиях. Лирика как экспрессивно-изобразительный вид искусства, воспроизводящий процессы внутреннего мира людей (эмоциональных состояний, переживаний, размышлений) средствами словесно-предметной изобразительности. Драма как изобразительный вид искусства, предназначенный для театра; воспроизведение в пьесах посредством монологов и диалогов действий людей, вовлеченных в открытый или скрытый конфликт, затрагивающий их интересы и цели.
Пограничные межродовые явления: лироэпика, лирическая драма, драма для чтения и др. Внеродовые художественные образования: эссеистика, очерк.
Понятие литературного жанра. Обозначение жанра произведения как форма творческой самоориентации художника в русле литературной традиции и его обращения к читателю.
Многообразие принципов деления литературы на жанры: фольклорные и литературные жанры, прозаические и стихотворные; жанры большие, средние и малые (по объему литературного произведения); трагедия, идиллия и комедия (по пафосу), по характеру проблематики (национально-исторические, нравоописательные, романические жанры), по принадлежности к определенному роду (эпические, лирические, драматические). Жанровые формы эпоса: сказка, эпическая песня, былина, эпопея, рассказ, повесть, новелла, роман, очерк. Жанровые формы лирики: ода, элегия, эпиграмма, послание, песня и др. Драматические жанры: трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль. Лиро-эпические жанры: поэма, басня, баллада.
Лекция 4. Литература античности (Древней Греции и Древнего Рима)
Античное общество и его место в истории человечества. Основные исторические этапы культурного и литературного развития античного общества: архаический, классический, эллинистический.
Преобладающая проблематика и жанровые формы, соответствующие каждому этапу. Художественные особенности античной литературы: мифологическое содержание, господство стихотворной формы, нормативность художественных приемов.
Истоки изучения античной литературы: литературные памятники, дополнительные свидетельства поздних авторов, данные изобразительного искусства и археологии. Сохранность памятников античной литературы и искусства.
Древнегреческая трагедия. Происхождение трагедии. Ее связь с народным празднеством в честь бога Диониса.
Греческий театр и его устройство: скена, орхестра, места для зрителей.
Трагедия как вид драмы. Связь с мифом. Отношение к мифу у трех греческих трагиков: Эсхила, Софокла, Еврипида (прямое заимствование мифов, переосмысление мифологического содержания, критика мифов). Особенности поэтики античной трагедии: минимум актеров (от одного до трех), хор, корифей, вестники; внешняя структура трагедии (пролог, парод, эписодии, стасимы, эксод). Роль хора в развитии действия. Этико-эстетическая значимость античной трагедии, ее влияние на последующую античную и мировую литературу.
Эсхил – «отец трагедии». Введение в драматическое действо второго актера, обеспечившее возможность диалога не только с хором, но и между двумя актерами (первая половина V в до н.э.).
Проблематика его трагедий: человек и мир, нравственный долг человека перед государством, вина и ответственность, авторский интерес не к судьбе отдельной личности, но к судьбе рода. Жанровые особенности трагедий Эсхила: статичность и монолитность героев как принципы трагедийной характеристики, «ораторный» характер действия, минимум диалогических партий, значительная роль эпических и лирических элементов.
Трагедия «Прометей прикованный». Миф о Прометее и его интерпретация Эсхилом. Конфликт между борцом за счастье человечества, свободным развитием человеческого разума, историческим прогрессом, гуманизмом, человеколюбием (Прометей) и слепой силой власти, деспотией (Зевс). Проблема сознательно принятого решения. Столкновение и взаимодействие характеров, постепенное нарастание интенсивности трагического действия. Значение этого образа в литературе Нового времени (Байрон, Шелли, Гете).
Лекция 5. Средневековая литература
Христианская концепция мира и искусства. Усиление роли религии, церкви в обществе. Теоцентризм средневековой эпохи. Периодизация средневековой литературы.
Самая ранняя письменная литература в Европе – клерикальная (церковная). Основные жанры, дидактизм, аскетизм.
Светская литература. Героический эпос. Поэтизация военных подвигов, прославление героизма и служения интересам рода и племени. «Песнь о Роланде» (XI в.).
Рыцарская (куртуазная) литература XII – XIII вв. Развитие рыцарской культуры в условиях крестовых походов, роста городов, товарно-денежных отношений. Культ дамы, усвоение рыцарем придворной культуры, куртуазии.
Прованс и его роль в развитии рыцарской лирики. Поэзия трубадуров: основные жанры и тематика. «Темный» и «ясный» стили. Джауфре Рюдель, Гильом де Кабестань и другие выдающиеся трубадуры. Широкое распространение в Европе куртуазной поэзии. Французские труверы. Немецкие миннезингеры («певцы любви»).
Рыцарский роман и его особенности: интерес к личной судьбе героя; обилие приключений, исключительных, необычных ситуаций, сказочных, фантастических элементов, идеализация облика рыцаря и быта феодального общества. Разработка темы земной любви, подчиненной принципам сословной феодальной этики. Зачатки психологического анализа. Основные циклы куртуазных романов. Античный цикл: романы об Александре Македонском и их значение в период крестовых походов, романы об Энее и Троянской войне. Восприятие античного мира сквозь призму средневековых нравов и обычаев. Романы бретонского цикла. Куртуазная обработка кельтских народных сказаний. Творчество Кретьена де Труа. Вопросы феодальной этики, повествования о рыцарских похождениях, идеализированные картины рыцарского быта. Роман о Тристане и Изольде. Романы византийского цикла. Повесть об Окассене и Николет.
Городская литература XIII – XV вв. Фаблио и шванки. Появление нового литературного героя – деятельного и сообразительного простолюдина. Сатирический «Роман о Лисе».
Лекция 6. Литература эпохи Возрождения
Рост городов, многочисленные путешествия и связанные с ними географические открытия расширили кругозор человека и подорвали авторитет церкви. Идея о свободном развитии человеческой личности вне опеки церкви и религии. Антропоцентризм. Понятие ренессансного гуманизма. Провозглашение ценности гармоничной личности в единстве всех ее проявлений – разума, чувств, воли, телесного здоровья. Интерес к человеку и вера в его безграничные возможности. Идеал «универсального человека», стремящийся к постижению самых разных областей знания. Леонардо да Винчи – живописец, математик, механик. Рост научной мысли: достижения в области астрономии, физики, естественных наук. Интерес к наследию античности, бывшей под запретом во время средневековья. Отсюда название эпохи – Возрождение.
Раннее Возрождение в Италии. Жизнь и творчество Данте, последнего поэта средних веков и первого поэта Нового Времени. «Божественная комедия» как философско-художественный синтез средневековой культуры и пролог к литературе Нового Времени. Связь поэмы с литературой видений и с аллегорической поэзией средних веков. Преодоление эстетических и идейных канонов средневековья. Интерес к миру и человеку. Преклонение перед античностью. Высокая оценка науки. Реалистические элементы в поэме. Поэтическое мастерство Данте. Композиция поэмы. Всемирное значение поэмы Данте.
Творчество Шекспира – величайшего представителя английского Возрождения. Биография Шекспира и так называемый «Шекспировский вопрос». Периодизация творчества Шекспира. Сонеты и поэмы. Шекспир и античность.
Комедии Шекспира. Их жизнеутверждающий, оптимистический характер, утверждение права человека на земное счастье.
Понятие трагического у Шекспира. Великие трагедии Шекспира. «Ромео и Джульетта» – пьеса о большой человеческой любви. «Гамлет»: трагический конфликт гуманистической мечты и уродливой действительности.
Лекция 7. Литература Древней Руси
Древняя русская литература и современный литературный процесс. Проблема преемственности, возникновение древнерусской литературы – споры и теории. Переводная литература. Древнерусский книжник, искусство древней книги. Рукописный характер бытования и распространения древнерусской литературы. Понятие о литературном памятнике, его редакциях и списках. Типы почерков (устав, полуустав, скоропись). Палеографические признаки, определяющие место и время написания древнерусских рукописей. Роль традиций и индивидуальной творческой инициативы в древней русской культуре. Проблема авторства. Анонимность произведений древнерусской литературы. Своеобразие историзма литературы Древней Руси, ее дидактизма и патриотизма. Публицистичность древней русской литературы, интерес к проблемам нравственности, тесная связь с историей народа. Особенности вымысла в литературе Древней Руси. Новый тип героя в «Повести о Фроле Скобееве», «Повести о Горе-Злочастии». Система исходных жанров древней русской литературы. Летопись. Повести: воинские, исторические, сатирико-бытовые. Хождения. Красноречие как жанр ораторской прозы Древней Руси. «Слова», «Поучения», «Беседы». Дидактическое и торжественное красноречие, светское и церковное.
Жития как жанр агиографической литературы. Понятие «святости» в культуре христианской Руси. Каноны жанра «жития». Жития княжеские. Жития о святых деятелях церквей и монастырей. «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого. «Плетение словес», или «экспрессивно-эмоциональный» стиль. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как житие и «сюжетная» повесть, элементы Возрождения в повести: тематика и проблематика.
Художественный метод древней русской литературы и миросозерцание средневекового человека (бинарность мышления, этическое и эстетическое).
Понятие «стиль эпохи», «литературный этикет» (Д. С. Лихачев) или ритуальность (В. В. Кусков). Идеальное преображение действительности в литературе Древней Руси.
Лекция 8. Западноевропейский классицизм XVII века
Определение термина «классицизм». Истоки эстетической теории классицизма. Рационалистическая теория Р. Декарта как философская основа классицизма. Эстетическая теория классицизма: понятие об идеале прекрасного. Ориентация на античные образцы. Культ разума в искусстве. Строгая нормативность всей эстетической системы. Принцип рационалистической упорядоченности и гармонии.
Иерархия литературных жанров. «Высокие» жанры: трагедия, поэма, ода. Их сфера – государственная жизнь, исторические события, мифология, их герои – монархи, полководцы, мифологические персонажи. «Низкие» жанры (комедия, сатира, басня) изображают частную повседневную жизнь людей средних сословий.
Трагедия как ведущий жанр классицизма. Понятие о «высокой» трагедии. Конфликт долга и чувства как основной драматургический конфликт классицистического театра.
Понятие о «высокой» комедии («Скупой», «Тартюф» Мольера). Тема и герой классицистической литературы. Герои как «вечные типы». Теория единства (места, времени и действия). Понятие единства художественного впечатления.
Отличия классицистического театра от театра Шекспира.
Общеевропейское значение теории и практики классицизма во Франции. Теоретический трактат Н. Буало «Поэтическое искусство». Структура трактата. Понятие правды у Буало. Художник и его роль в обществе в представлении теоретика. Характеристика жанров в произведении Буало. Два этапа в истории французского классицизма XVII века (классицизм Корнеля и классицизм Расина).
Трагедия Корнеля «Сид». Политическая проблематика. Основные характеры, их своеобразие. Особенности формы трагедии. Критика французской академией. Трагедия или трагикомедия? Современное литературоведение о «Сиде».
Трагедии Расина «Федра», «Андромаха». Политические и нравственно-психологические проблемы. Своеобразие решения конфликта долга и чувства в произведениях Расина. Отличие героев Расина от героев Корнеля.
Лекция 9. Литература эпохи Просвещения
Просветительский характер литературы XVIII века. Историческое своеобразие просветительского движения в различных странах Западной Европы. Этапы западноевропейского Просвещения. Основные положения просветительской эстетики. Особая роль знания, наук, образования в формировании личности. Учение Дж. Локка о душе как tabula rasa – чистой доске, на которую опыт наносит свои письмена. Политическая тенденциозность литературы как главенствующий принцип просветительской эстетики. Идея «царства разума». Разум как высший критерий оценки окружающего мира и средство его преобразования. Политическая и философская тематика. Героическое и трогательное в литературе Просвещения. Вопрос о положительном герое. Теория «естественного человека», т. е. человека, находящегося в единении с природой, не испорченного предрассудками и пороками цивилизованного общества. Философский роман и философская повесть как главнейшие жанры просветительской литературы. Аллегорический элемент в философской повести. Сюжет, характеры героев, их роль в политических и философских замыслах автора. Художественное своеобразие философской повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм». Иронический подтекст фразы.
Вольтер – вдохновитель и воспитатель молодого поколения просветителей: Руссо, Дидро, Даламбера, Гельвеция, Гольбаха и др. Дидро и «Энциклопедия» французских просветителей.
Сентиментализм как художественное направление в западноевропейской литературе XVIII века. Демократизм сентименталистов. Изображение простого, незнатного человека. Повышенный интерес к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. Оценка человека по его способности на большие, искренние и глубокие переживания. Культ природы. Антиурбанистические мотивы. Идеализация деревни и патриархальной старины. Меланхолическая окраска творчества сентименталистов. Антирационалистичность – одна из основных тенденций философского романа Л. Стерна «Сентиментальное путешествие». Противопоставление чувства разуму и «мира восприятий» миру материальному. Взгляд Стерна на человеческую природу (его трактовка эксцентрических «юморов» или причуд, составляющих своеобразие каждой человеческой индивидуальности). Роль Стерна в подготовке психологического романа XIX века.
Лекции 10–11. Своеобразие русской литературы XVIII века
Специфические особенности литературы XVIII века как литературы «века Просвещения». Усиленное внимание к воспитательной функции литературы. Особая роль писателей в развитии философской, социальной и эстетической мысли столетия. Идея «полезности» в русской культуре Петровского времени, особенности мировосприятия («драгая вольность», «утилитарность культуры», «сила разума», обмирщение литературы, идея личности). Идея внесословной ценности человека.
Сложность литературного процесса XVIII века: сосуществование и взаимодействие различных творческих методов (классицизма, сентиментализма, предромантизма).
Национальное своеобразие русского классицизма, его истоки. Позднее зарождение классицизма в России – определяющий фактор его формирования как классицизма просветительского. Теория «просвещенного абсолютизма» Монтескье – Вольтера как идеологическая основа русского классицизма. Сочетание рационалистических теорий с сенсуализмом Локка – философская основа русского классицизма. Идея государственности и гражданственности в классицизме (идея служения отечеству, подчинения личных интересов государственным). Национально-историческая тематика при широком использовании образов и мотивов античной мифологии.
«Подражание образцам»: признание существования вечных образцов искусства, единого для всех времен и народов эстетического идеала, норм единого вкуса; расхождения в вопросе о способах подражания античным образцам. Общая нормативность в литературе классицизма, установление правил для отдельных жанров (в частности, правило «трех единств» в драматургии). Жанровая система и теория «штилей».
Поэтика русского классицизма. Особенности классицистической типизации; принципы создания художественного образа; системы тропов; решение проблемы соответствия формы содержанию.
«Две эпистолы» А. П. Сумарокова – манифест русского классицизма.
Истоки и особенности русского сентиментализма. Основные жанры сентиментальной прозы и поэзии. М. Н. Муравьев (1757 – 1807) – русского сентиментализма в поэзии. Лирический герой поэзии М. Н. Муравьева.
Н. М. Карамзин – глава русского сентиментализма. Основные факты биографии писателя. Периодизация его творческой деятельности. Повести Н. М. Карамзина как вершинное явление русского сентиментализма («Бедная Лиза», «Наталья – боярская дочь» и др.) Их стиль; идейно-художественные особенности: отказ от социальной сатиры и изображения «низкого» быта, эстетизация действительности; характер как форма проявления «вечного» темперамента; изображение противоречий человеческого характера, психологизм и т. д.
Значение Н. М. Карамзина в истории русского литературного языка; карамзинский «новый слог».
Лекция 12. Романтизм (конец XVIII – XIX века)
Историческая почва возникновения романтизма. События Великой французской революции. Полемика романтиков с метафизическими концепциями XVIII века, критика односторонности рационалистического объяснения мира. Осознание дисгармонии мира, отчуждения человеческой личности. Романтическое двоемирие как ощущение разлада между идеалом и действительностью. Теория романтической иронии как отражение неразрешимого противоречия между идеалом и реальностью.
Повышенное внимание к личности, к сложному и антиномичному духовному миру человека. Культ индивидуального. Преобладание в романтизме субъективно-лирического начала. Расцвет лирики.
Обращение романтиков к устному народному творчеству, национальному своеобразию и национальной традиции. Интерес к экзотическим картинам природы, жизни, быту и нравам далеких стран и народов. Требование историзма и народности искусства. Верное воссоздание местного колорита. В. Скотт как создатель жанра исторического романа. Особенности его исторической концепции. Обращение к переломным, кризисным этапам в истории Англии, Шотландии и Франции. Стремление уяснить роль народных масс в историческом конфликте; изображение героя и его частной жизни в контексте исторического конфликта.
Интерес ко всему необыкновенному, исключительному. Роль фантастики в романтизме. Теория романтического гротеска В. Гюго. Гротеск – концентрированное выражение, с одной стороны, уродливого и ужасного, с другой стороны, комического и шутовского.
Провозглашение творческой свободы художника. Представление об искусстве как высшей форме познания мира. Образ поэта в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген». Голубой цветок как поэтический символ романтического идеала.
Романтический герой как носитель идеала. Выдающая личность, способная превратить дисгармонию в справедливый порядок. Трагизм одиночества, характерный для сознания романтического героя. Природа как союзница героя.
Лекция 13. Особенности русского романтизма
Социально-исторические предпосылки возникновения романтизма в России. Эпоха 1812 – 1825 гг. как период формирования русского романтизма. Течения в русском романтизме.
Психологическое течение. В его основе идея самовоспитания и самоусовершенствования личности как наиболее верный путь преображения действительности и человека. Интерес к внутреннему миру человека. Представители: В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, Н. М. Языков др. Определяющая роль Жуковского в развитии русского романтизма.
Гражданское или социальное течение представлено творчеством Ф. Н. Глинки, К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева-Марлинского, В. К. Кюхельбекера и др. Человек, по их мнению, воспитывается прежде всего в социальной, общественной жизни, а, следовательно, он предназначен для гражданской деятельности.
Философское течение. Представители этого течения (Е. А. Баратынский, Д. В. Веневитинов, С. П. Шевырев, Ф. И. Тютчев, В. Ф. Одоевский и др.) считали, что место человека, его жребий определяются общими законами мироздания. Концепция мира и человека в лирике Ф. И. Тютчева. Взаимодействие течений в русском романтизме.
Романтическая поэма. Южные поэмы А. С. Пушкина. Своеобразие русского романтического героя.
Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон». Эволюция содержания на протяжении восьми редакций поэмы. Ее социально-философская сущность. Образ Демона – концентрация основных противоречий духовного самосознания эпохи. Тема гордого одиночества и ее социальный смысл. Отражение устной поэзии кавказских народов в поэме. Образ Демона в традициях русского романтизма, в интерпретациях другими видами искусства (в живописи, музыке, театре).
Лекция 14. Классический реализм XIX века
История понятия. Классическое определение реализма. Критический реализм. Споры о времени возникновения реализма. Общественные, философские и эстетические предпосылки формирования реализма. Развитие естественных наук и их значение для формирования материалистического понимания (Бальзак и Сент Илер).
Анализ личности и среды в их взаимодействии. Выявление общего через индивидуальное как основной принцип реалистической типизации. Углубление психологического анализа. Изображение эволюции человеческой личности. Диалектика реализма, его историзм. Объективность реалистического воссоздания действительности.
Развитие прозаических жанров. Очерк и его место в становлении реализма. Роман как основной род искусства у писателей-реалистов и его новые черты.
Французский реалистический роман XIX века – значительный этап в развитии мировой литературы. Широта и многообразие художественной тематики, жизненная достоверность образов и ситуаций. Горький о мастерах французской реалистической прозы XIX века.
«Красное и черное» Ф. Стендаля – выдающийся художественный памятник эпохи. Смысл названия романа. Значение подзаголовка «Хроника XIX века». Судьба Жюльена Сореля. Значение социальной среды, окружающей героя в провинции, Париже, духовной семинарии, для формирования его характера. Самоанализ Жюльена Сореля, диалектика его сознания как один из важнейших элементов сюжета. Роль внутренних монологов в раскрытии характера героя.
Место Стендаля в формировании психологического реализма.
Выдающаяся роль Бальзака в постижении закономерностей социального развития. Вовлечение всех сфер социальной и индивидуальной жизни, всех сословий в цикл романов и повестей «Человеческая комедия».
Лекция 15. Русский реализм
История отечественной реалистической традиции. Основы реализма в 20 – 30-е годы XIX века заложены творчеством А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова и И. А. Крылова. Художественные открытия Н. В. Гоголя и писателей «натуральной школы». Особое место творчества Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского в истории русского реализма. Мировое значение русского реалистического романа. Многообразие его жанровых разновидностей: революционно-публицистический (Н. Г. Чернышевский), бытовой (И. А. Гончаров), сатирический (М. Е. Салтыков-Щедрин), философско-исторический (Л. Н. Толстой), психологический (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой) романы.
«Анна Каренина» Л. Н. Толстого – «живой, горячий» роман о современности. «Мысль семейная» – основа поэтической структуры романа. Разработка этой идеи в связи с общественной, духовной, умственной жизнью России пореформенного времени. История текста романа. Анна Каренина и толстовский нравственный идеал естественности, правды, духовной красоты. Проблема любви, брака, поэтизация материнства. Трагизм положения Анны в мире ложных общественных, семейных, любовных отношений. Вина Анны и осознание ею этой вины. Нравственная концепция романа в свете библейского эпиграфа. Композиция романа. Соотношение линий Анны и Левина. Философско-религиозные искания Левина и выражение в них духовных исканий автора. Психологическое мастерство Л. Н. Толстого, раскрытие «диалектики души». Тема народа в произведении. Жанровое своеобразие. Особенности реализма писателя.
Всемирно-историческое значение Л. Н. Толстого как художника и мировая известность его как мыслителя. Острая современность творений Л. Толстого, помогающих сделать мир «прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем» (Толстой). Исследования современных ученых о жизни и творчестве Л. Н. Толстого.
Лекция 16. XX век как художественная эпоха
XX век вступает в эру мировых войн и революций. Вследствие социальных и технических перемен происходит переоценка эстетических ценностей. Все это накладывает отпечаток на характер реализма. С 20-х годов XX века сказывается тенденция к углубленному психологизму, передаче «потока сознания», например, в романе Дж. Джойса «Улисс». Возникает так называемый интеллектуальный роман Т. Манна; приобретает особое значение подтекст, например, в произведениях Э. Хемингуэя. Использование фантастики, условности. Научно-фантастический роман в творчестве Г. Уэллса, Р. Бредбери, С. Лема.
В 10 – 20-е годы XX века формируется эстетическая концепция литературного направления, получившего название модернизм. Понятие «модернизм» объединило декаданс и кубизм, дадаизм и сюрреализм, экспрессионизм и абстракционизм и другие нереалистические течения.
Характерные черты модернизма. Отказ от основных принципов реализма, от социальной обусловленности литературных образов, от типизации, опоры на знание об обществе и человеке, возможности объективно и логично воссоздать картину мира. Субъективность мировосприятия как закон творчества. Интуитивное постижение действительности. Ф. Кафка и модернизм.
Возникновение постмодернизма в 70 – 80-х годах XX века. Утверждение понятия «постмодернизм». Философские основы постмодернизма – релятивизм, отказ от любых идеалов, отсутствие единой истины, равноправно существующая множественность точек зрения. Конфликт человека и мира в литера