Введение
Согласно «Краткой философской энциклопедии», под термином картина мира понимается «совокупность мировоззренческих знаний о мире, совокупность предметного содержания, которым обладает человек» [5, С. 201]. Более понятное определение данному термину даёт В. И. Постовалова: «Картина мира есть целостный глобальный образ мира» [5, С. 19]. В данной работе мы более подробно остановимся на освещении языковой картины мира.
Любой язык отображает мир, но отображает его с определённой точки зрения – той точки зрения, с которой смотрел на него народ, создавший данный язык.
Переход от одного языка к другому представлялся В. Гумбольдту как смена одного языкового мировидения на другое. Он писал: «Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, откуда человеку дано выйти лишь постольку, поскольку он тут же вступает в круг другого языка. Освоение иностранного языка можно было бы уподобить завоеванию новой позиции в прежнем видении мира» [4, С. 80].
Русский народ отражал свое видение мира посредством пословиц и поговорок. Русская пословичная картина мира имеет древние истоки. «Пословицы и поговорки русского народа имеют многовековую историю. Уже в Древней Руси их находим в народных преданиях и в летописях. Первый сборник русских пословиц и поговорок появился в России в конце XVII в. Он называется «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту». В нём собрано 2 500 пословиц и поговорок. Он был анонимным и рукописным. Его автор убеждал своих читателей в том, что пословицы «зело потребны и полезны» [1, С. 43].
Первые печатные сборники русских пословиц и поговорок у нас появляются во второй половине XVIII в. Среди их собирателей оказалась Екатерина П. В 1782 г. она издала сборник «Выборные российские пословицы». Название красноречивое! Императрица выбрала для своего сборника пословицы, выгодные для господ (такую, например, Милость – хранитель государства). С подобной классовой позиции отбирал пословицы в свой сборник «Русские пословицы» (1785) и И. Ф. Богданович.
Владимир Даль – знаменитый автор словаря «Пословицы русского народа» (1862) и «Толкового словаря живого великорусского языка» (1866). Материалы к этим словарям он собирал всю жизнь. В первом из этих словарей по тематическим группам разбито 30 000 пословиц и поговорок.
Пословицу В. И. Даль определял так: «Коротенькая притча; сама же она говорит, что "голая речь не пословица". Это – суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности» [7, С. 29].
Чаще всего пословицы употребляются в метафорическом смысле. Это говорит об их обобщающей силе, которая сформировалась в результате применения пословиц ко множеству подобных ситуаций. Их употребление по отношению к таким ситуациям в конечном счёте обогащало их смысл. Всё в большей и большей степени он вмещал в себя коллективный опыт. Однако далеко не все пословицы сохранились в народной памяти. Многие из них устарели, а другие навсегда канули в Лету. Сохранились актуальные. Они подытоживают для нас прошлый народный опыт.
Задачи нашего исследования:
- на основе анализа пословиц проанализировать богатство пословичной картины мира русского народа
- найти примеры употребления пословиц в произведениях;
- обобщить результаты исследования.
Методы исследования:
· поиск и отбор литературы;
· анализ и синтез информации по словарям;
· классификация пословиц по темам;
· обобщение материала.
I. Восприятие природы русским народом
Природные условия, в которых живёт тот или иной народ, накладывают свой отпечаток на его национальный характер. О влиянии природы на характер великороссов хорошо написал В. О. Ключевский: «Рядом с влиянием природы страны на народное хозяйство Великороссии замечаем следы её могущественного действия на племенной характер великоросса. Великороссия XIII–XV вв. со своими лесами, топями и болотами на каждом шагу представляла поселенцу тысячи мелких опасностей, непредвидимых затруднений и неприятностей, среди которых надобно было найтись, с которыми приходилось поминутно бороться. Это приучало великоросса зорко следить за природой, смотреть в оба, по его выражению, ходить, оглядываясь и ощупывая почву, не соваться в воду, не поискав броду, развивало в нём изворотливость в мелких затруднениях и опасностях, привычку к терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями. В Европе нет народа менее избалованного и притязательного, приученного меньше ждать от природы и судьбы и более выносливого» [12, С. 134].
Русский человек сознаёт величие природы. Об этом свидетельствует некоторые наши пословицы:
Природа мудра;
Природа берёт своё;
Трудно природу переменить;
они природу в дверь, она влетит в окно;
Что природа дала, то и мылом не вымоешь;
Природа науку одолевает;
Не жди от природы милости: сам садочек сади, сам и вырасти.