При демографическом анализе вычисляют:
• К рождаемости (число родившихся на 1 тыс. чел населения);
• К естественного прироста населения (абс. прирост населения на 1 чел.)
• средняя продолжительность жизни людей,
• функциональное потребление продтоваров;
• потребительская корзина (26 наименований)
• повозрастные коэффициенты потребления продуктов потребления;
• зависимость потребительских расходов на 1 члена семьи (в среднем месяц) от количества детей в семье.
Закон Энгеля - по мере роста дохода происходит сокращение удельного веса продуктов питания и рост удельного веса непродовольственных товаров;
Коэффициент Джинни - процентное распределение дохода по группам семей; концентрация денежных средств по группам семей.
Правило «тяжелой половины» Твельда - когда меньшая часть населения получает непропорционально большую часть товаров.
Рассматривая вопрос: изучение и прогнозирование покупательского спроса, следует выделить, что основная проблема стратегического анализа рынка является, во-первых, исследование закономерностей состояния и развития рынка, т.е. покупательского спроса (товарное предложение, сбыт товаров).
Покупательский спрос - концентрированное денежное воплощение потребностей.
В стратегическом анализе прогнозы спроса - это основа плановых моделей сбыта, продажи, получения прибыли, критерий целесообразности инвестиций в производство товаров.
В блок социально-демографических факторов входят:
- численность населения, уровень урбанизации, сальдо миграции,
- плотность и прогнозы численности страны;
- половозрастная структура населения (по полу, по возрасту);
- социальная структура населения (распределение по социальным группам, по классам, денежному доходу, сбережениям, национальному принципу, образованию, профессиональной принадлежности и т.п.)
- число и состав семей (общее число семей, средний размер семьи, распределение по количеству детей, число браков и разводов, показатели ЖЦ семей);
- жилищные условия населения (обеспеченность жилплощадью и доля семей имеющих отдельные квартиры в целом и по социальным группам населения, качественные признаки структуры жилищ).
- распределение населения по доходу.
Методы корреляции и регрессии. Существует условие и ограничение их применения. Причины: последующая совокупность однородна, ее объем д.б. достаточно велик, признаки должны носить вероятностный характер.
Корреляция - зависимость результативного признака от одного или нескольких факторов; теснота связи между факторами: для этой цели используется ряд показателей:
1) линейной корреляции
ху- среднее значение произведения факторного признака на результативный;
- среднее значение соответственного факторного и результативного признаков;
-среднеквадратичные отклонения для факторного результативного признаков.
Регрессивный анализ способ моделирования характера и силы влияния факторного признака на результативный признак
Кластерный анализ - группы качественно однородных единиц - кластеры.
Особый интерес представляет анализ цикличности и сезонности рынка. Цикличность рынка - регулярно повторяющееся во времени изменение уровня,
вектора, скорости и характера его развития. Сезонность на рынке - внутригодовые и постоянно повторяющиеся колебания
спроса и предложения.
цена
товары
Используют индексы сезонности: , где
y – средний уровень, исчисленный заnпериодов
yi– уровеньi-го периода
n– числоi-х периодов
Классификация циклов Гарвардской экономической школы (мы приводим только признаки классификации товарного рынка, хотя на практике цикличность всех рынков теснейшим образом связана):
- депрессия: активность товарного рынка ослабевает, цены имеют тенденцию к снижению;
- оживление: в товарном производстве и торговле начинается рост;
- подъем; темпы деловой активности на товарном рынке повышаются, цены продолжают расти;
- инфляция: рост производства и торговли приостанавливается, цены на товары замедляют рост;
- кризис: промышленная и торговая деятельность замирает, договоры не менее
- чем на 50% б не реализуются, поставка не оплачивается, растут товарные запасы цены падают.
2.
Анализ потребителя — это система методов изучения существующих и прогнозирования будущих нужд, запросов и предпочтений потенциальных потребителей, выявление факторов, влияющих на изменения запросов и предпочтений, на поведение потребителей на рынке в целом, выявление причин возникновения неудовлетворенных потребностей.
Составные элементы изучения потребителя. Анализ потребителя обычно базируется на концепции "70S" (по начальным буквам английских терминов) и складывается из определения следующих элементов: участников рынка (кто осуществляет покупки на рынке?); предметов рынка (какие продукты покупаются и продаются на рынке, какие неудовлетворенные потребности существуют?); целей, которые ставят перед собой участники рынка (почему они покупают?); организаций, присутствующих на рынке (кто взаимодействует потребителями на рынке?) операционных процессов рынка (как осуществляются покупки на рынке?); возможностей приобретения (когда осуществляются покупки на
рынке?); каналов сбыта (где осуществляются покупки на рынке?);
Ответив на эти вопросы, предприятие или фирма может получить необходимую первичную информацию для определения профиля потенциального потребителя и изучения особенностей его поведения на рынке. Дальнейшая обработка полученных данных и их интерпретация требуют более углубленного изучения всего того, что влияет на итоговый выбор потребителя. Ключ к пониманию потребителя скрыт в "черном ящике" внутренних побудительных мотивов, предопределяющих процесс принятия решений в отношении приобретения конкретного продукта. Исследование потребителя — это изучение механизма "черного ящика", в котором заключается структура нужд, запросов и предпочтений потребителя. Именно на ее изучение и направлен инструментарий маркетинга.
Структура потребительских нужд, запросов и предпочтений — это, во-первых, совокупность внутренних (цели, личные качества, социальное положение) и внешних (место работы и окружающая среда, политическая система и нормативная база) факторов, предопределяющих поведение потребителя на рынке, во-вторых, отдельные элементы этого поведения (мотивы, стимулы, ощущения, восприятия потребителя), в соответствии с которыми он осуществляет выбор данного продукта из многих других. Эти отдельные элементы поведения потребителя на рынке, конкретные их проявления и составляют профиль потребителя.
ВХОД
![]() ![]() | |
Потребители Товары Цены Информация | |
ЧЁРНЫЙ ЯЩИК | |
Стимулы | |
внутреннего характера | внешнего характера |
Уровень развития потребностей Стремление к самоутверждению Склонность к экономии | Традиции и обычаи Групповые интересы Общественное мнение |
ВЫХОД |
Модель товара Цена товара Количество товара Место покупки |
Рис. 6.1. Модель принятия решения о покупке
Первоначально предприятию или фирме предстоит выяснить, какие факторы внешней для потребителя среды являются значимыми (прежде чем установить, в чем конкретно заключается их проявление). Есть внешние факторы, которые предприятие может само контролировать, на которые может оказывать воздействие (продукт, цена и т.п.), но существуют и те, на которые предприятие повлиять уже не может, а может лишь учитывать, изучая поведение потребителя на рынке (ситуация в экономике, политика правительства и т.д.).
Более важное значение имеет анализ четырех основных групп характеристик потребителя, оказывающих непосредственное воздействие на процесс принятия решений потребителем:
- культурные параметры — культура, субкультура (т.е. отдельные национальные особенности), принадлежность к крупной социальной группе или классу;
- социальные параметры — семейное положение, общественный статус, принадлежность к определенной социальной группе;
- личностные характеристики — принадлежность к определенной возрастной категории, профессия, стиль жизни, самооценка;
- психологические характеристики — мотивация, присущие потребителю установки и представления, его жизненный опыт, вера.
В маркетинге принято разделять конечных потребителей и организации-потребители. Поведение первых обычно ассоциируется с рынком продуктов потребительского назначения, а вторых — с рынком товаров производственного назначения.
Методы изучения профиля потребителя. Традиционно методы изучения профиля потребителя (как, впрочем, и весь инструментарий маркетинга, исследования рынка) базировались на тех же подходах что используются в естественных науках: выборки и группировки данных, составление и обработка анкет, системы тестов, математическое моделирование.
В рамках традиционного подхода к маркетингу вообще и исследованию рынка в частности предполагалось, что пытаться предсказать нужды и запросы потребителей даже в недалеком будущем, а тем более строить на них прогнозы сбыта нельзя. Опираться только на количественные данные (статистики, например) действительно нельзя.
Традиционно при изучении отдельных элементов поведения потребителя на рынке наиболее широкое распространение получил и метод проведения опросов и анкетирования, дающий возможность выявить именно те реакции потребителей, которые позволяют оценить сложившуюся структуру запросов и предпочтений потребителей и улавливать сдвиги в структуре потребительского спроса, позволяющие руководству предприятия уже сегодня проецировать свои планы производства на новую систему запросов потребителей,
На основе данных обработки таких анкет и данных опросов можно будет вести картотеку потребителей, в которой могут найти отражение индивидуальные особенности каждого из потребителей. В целом анкетирование является основным методом определения профиля потребителя или получения необходимой для этого информации.
Анализ поведения потребителей проводится с помощью рыночного тестирования:
- волновое исследование продажи - покупателю предлагается бесплатно опробовать товар.
- имитационное рыночное тестирование - отбирают 30-40 покупателей, которых спрашивают о марках товаров им известных. Им выдают определенную сумму денег и предлагают любой товар по их выбору. У потребителей выявляют причины и побуждения. Через несколько недель спустя проводится телефонный опрос.
- масштабное тестирование (пробный рынок) - определяется несколько представительных городов, где организуется продажа и рекламы товара с использованием маркетинговых действий.
- метод определения нужд я проблем потребителей - опрос, в котором потребители должны перечислить достоинство и недостатки товара и условия их продажи.
3.
Прогнозирование развития рынка (покупательского спроса) это научно-обоснованное предсказание изменений спроса и других параметров в будущем н основе изучения причинно-следственных связей, тенденций и закономерностей Прогнозы в зависимости от охвата объектов исследования: глобальный, региональный, локальный. В зависимости от протяженности сроков п редсказания:
- предупреждающий
- оперативный
- краткосрочный
- среднесрочный
- долгосрочный.
Прогнозы могут быть:
а) точечный (когда результат выражается в виде одного уровня)
б) интервальный (определенные границы)
в) многовариантный (несколько вариантов)
Приемы и методы прогнозирования:
а) аналоговые модели - использование в качестве прочно благоприятных показателей рыночной ситуации в том или ином регионе (стране), или опыт процветающей фирмы. Этот метод используется, когда фирма следует стратегии «гонки за лидером».
б) нормативные или рационализированные прогнозные расчеты - вытекают из рационального бюджета или рациональных рекомендуемых норм потребления.
в) экстраполяция - распространение тенденций, сложившихся в прошлом, па будущее. Важный момент прогнозирования проверка надежности и точности прогноза, т. е. расчет ошибки прогноза, т. е. его отклонение от фактического уровня. Мерой качества прогноза служит показатель:
p - число подтвердившихся прогнозов;
q - число не подтвердившихся прогнозов.
Метод Тейла позволяет оценить ошибку прогноза до наступления прогнозного срока.
Анализ реакции рынка на изменение ситуации. Спрос и предложение изменчивы и реактивны.. Это явление называется эластичностью: реакция рынка на маркетинговые воздействия, прежде всего на изменение цен и дохода.
Коэффициент эластичности - процентное изменение результативного признака при увеличении на 1% факторного признака.
Коэффициент перекрестной эластичности - в определенных условиях изменение цены перестает влиять на спрос данного товара, но зато изменяется спрос на какой-то другой товар.