Шедевры деревянного зодчества




Самым древним точно датированным сохранившимся памятником русского деревянного зодчества является храм Ризоположения (Положения ризы-одежды Богородицы)из села Бородава из находящегося в 23 к от Ферапонтова монастыря (ныне Кирилловский район Вологодской области). Построенный по указу архиепископа ростовского Иоасафа (стал монахом в Ферапонтовом монастыре) в 1485 году, он перенесён в г. Кириллов на территорию Кирилло-Белозерского монастыря.

Внешний облик храма Ризположения прост и скромен, сохраняет еще черты обычного жилья. Основную часть церкви составляет простой сруб небольших размеров, характерный для избы. Такие храмы обычно возникали на Севере при основании новых монастырей. Они вполне удовлетворяли скромные нужды поселенцев-монахов.

Имеется только один памятник русского деревянного зодчества, вероятно, более древний, чем храм Ризположения. Это Лазаревская церковь (Воскрешения Лазаря Муромского), построенная на берегу Онежского озера в конце XIV века, но перенесённая в 1959 году в музей деревянного зодчества на острове Кижи. Однако, исчерпывающие доказательства её возраста отсутствуют, и некоторые современные специалисты датируют её XVI веком.

Успенская церковь, перенесённая из Александро-Куштского монастыря (недалеко от Кубенского озера на Вологодчине) на территорию Спасо-Прилуцкого монастыря в 60-годы - древнейшая сохранившаяся деревянная шатровая церковь в России (1-я четверть XVI века).

Вершиной древнерусского деревянного зодчества стали многоглавые церкви. В 1951 г. на острове Кижи (Архангельская область) был создан музей народной архитектуры. Его центром является 22 -главая Спасо-Преображенская церковь 1714 г. высотой почти с 10-этажный дом (37 м). В ее основе лежит традиционная форма - восьмерик, который с четырех сторон дополняется квадратными пристройками. Восьмерик трехъярусный. Над пристройками - четыре яруса бочек. Главы покрыты осиновым лемехом. И дерево такое выбрано не случайно — благодаря длинным волокнам дощечки прочны на изгиб, и к тому же гладко оструганная осина меняет свой цвет в зависимости от освещения - от малинового до голубого.

 

По преданию легендарный строитель по окончании работы сказал: «Поставил эту церковь мастер Нестор, не было, нет и не будет больше такой», и забросил свой топор в Онежское озеро.

 

Ближайшей предшественницей и повторенным образцом Преображенского храма на острове Кижи являлась церковь Покрова Божией Матери в селе Анхимово на вологодской земле (1708 г.), сгоревшая в 1963 г. Предположительно, строили ее местные крестьяне — 63 мужика и 12 женщин, а возглавляли строительство два восьмидесятилетних старца: Буняк и Невзоров.

 

6.6 Элементы каменного храма Каменное строительство началось на Руси в X в. Русские храмы органически вписывались в окружающий ландшафт - это характерная черта русского каменного зодчества с самого начала его возникновения. Мастера умело выбирали места для храмов по берегам рек, озер, на возвышениях, чтобы они были как бы маяками для путников.   Полукруглый выступ храма – апсида – всегда располагался на востоке, поэтому служил ориентиром по сторонам света. Апсид была одна или чаще три. Правда, наши предки говорили: строить не на восток, а строить на «утро». Большинство храмов не были огромными, как многоглавые великокняжеские или главные городские, называемые соборами. Внутри храмов было по 4-6 столпов (столбов), которые держали арочные своды (форма потолка) один купол в центре. Такой национальный тип храма начал складываться в XII в. на новгородской земле. В Вологде до 1917 г. было около 50 храмов.   Главными внешними элементами каменного храма являются:   1. Портал - украшенный живописью или резьбой по камню главный вход. Часто он был перспективным, т.е. обрамленным в виде сокращающихся при удалении полукруглых или килевидных (заостренных) арок. В большом храме врата были с трех сторон; причем входить можно было во все, а выходить только в западные, напротив внутренней восточной, самой священной части храма – алтаря. 2. Стена храма делилась лопатками (вертикальными выступами) на прясла, которых могло быть 3 или четыре соответственно разделению внутреннего пространства. 3. Стены вверху (над пряслами) завершались полукруглыми закомарамив виде арок, опирающихся на лопатки. 4. На самой крыше могли быть арки в несколько рядов декоративного характера, напоминающие по форме женский головной убор – кокошники. 5. Опора для главы храма называется барабаном или шейкой, если была очень тонкой и небольшой. 6. При народном названии глав куполами следует различать формы глав по мере их возникновения: - купол(меньше половины шара; самая древняя, заимствованная форма), - шлем (купол приобретает остроконечное завершение), - луковица (средняя часть становится более широкой). Маленькие главы в народе назывались маковками. Глава обязательно имела сверху православный крест. Количество глав принимается равным 1, 3, 5, 7, 13 и т.д., что объясняется числовой символикой: 1 - единая глава Церкви - Христос; 3 - число лиц (ипостасей) Святой Троицы; 5 - Христос и четыре Евангелиста; 7 - семь Таинств; 9 – девять ангельских чинов; 13 - Христос и 12 Апостолов и т.д. Нечет выражает идею развития, совершенства. 6.7 Шедевры каменного зодчества Самыми красивыми и большими постройками были храмы. С XIвека – времен Киевской Руси - сохранились два Софийских собора: в Киеве (изначально с 13-ю купольными главами) и Великом Новгороде.   ВологодскийпятиглавыйСофийский соборбыл построен в 1568г. по указу Ивана Грозного и образцу главного храма государства – Успенского собора в московском Кремле - и первое время тоже назывался Успенским. Стенопись выполнена изографами из Ярославля во главе с мастером Плехановым. До сих пор жива поэтическая легенда о падении со сводов «плинфы красной» (вероятнее – не целого кирпича, а кусочка) на голову царя внутри нашего Софийского собора.   Одним из древнейших (1165 г.) сохранившихся каменных храмов является одноглавая церковьПокрова Богородицы на берегу реки Нерльпод г. Владимиром. Этот белоснежный храм, украшенный резьбой и фресками, был возведен в память о победе в военном походе и гибели сына заказчика строительства Андрея Боголюбского - Изяслава.   Архитектурным символом Москвы является собор Покрова на Рву, более известного как храм Василия Блаженного, на Красной площади столицы. Его строительство шло пять лет и завершилось в 1560 г. Храм Покрова на Рву был тоже построен по приказу царя Ивана IV после успешного военного похода на Казань на месте деревянного собора в 7 храмов. В каменном варианте (красный кирпич и белый камень) – 9 шатровыххрамов на высоком подклете (с ориентацией по сторонам света) и с центральным, самым высоким - Покровским. Архитекторами-зодчими являются Барма («пчелка») и Постник. Некоторые полагают, эти два прозвища относятся к одному человеку. По неоправданной легенде зодчие были ослеплены по приказу царя, чтобы они не могли создать ничего подобного по красоте. Многоцветный внешний декор (мозаика, кокошники) храм приобрел только в XVII в.   Русские монастыри внесли огромный вклад в развитие каменного зодчества, окружая прекрасные памятники архитектуры мощными стенами, которые послужили делу обороны. Особенно это относится к вологодским монастырям, основанным в конце XIV века: Спасо-Прилуцкомуи Кирилло-Белозерскому, а также Соловецкомумонастырю XVI в. в архангельском крае.    

 

 

     
   
     
     
 
           


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь