Образы мужчин и женщин в массовом сознании




Оглавление

 

Введение

1 Стереотипы и поведение людей в конфликтных и фрустрирующих ситуациях

1.1 Образы мужчин и женщин в массовом сознании

1.2 Поведение мужчин и женщин в конфликтных ситуациях

1.3 Стереотипы и реальное поведение мужчин и женщин в конфликтных ситуациях

2. Организация и проведение исследования

2.1 Анализ и интерпретация результатов

 

 


Введение

 

В современном обществе очень популярна идея равенства полов. Но так ли они равны на самом деле? Или люди до сих пор пользуются веками накопленными стереотипами, которые пусть и не в явной, а скрытой форме, но влияют на поведение и отношение полов друг к другу? На наш взгляд это очень важные вопросы, которые крайне актуальны, так как в настоящее время в современной науке большое внимание стало уделяться проблеме гендера (gender - социальный пол) и развития гендерного направления гуманитарных наук.

Темой данной работы является исследование реальных гендерных моделей и стереотипов поведения людей в конфликтных ситуациях.

Объектом исследования были: модели и стереотипы поведения.

Предметом исследования были: гендерные модели и стереотипы поведения

Целью данного исследования является выявление типичных моделей и стереотипов поведения в конфликтных ситуациях у мужчин и женщин, а так же тип и характер направленности реакции.

Для этого ставятся следующие задачи:

1)Дать теоретический анализ проблемы стереотипов

1) Проанализировать литературу на предмет представленности в ней данной проблемы.

2)Описать наиболее ярко выраженные стереотипы, представления полов друг о друге.

3) Описать полученную в различных исследованиях информацию о реальном поведении полов в конфликтных ситуациях.

4)Исследовать стереотипы и гендерные модели поведения с помощью методики Розенцвейга.

Мы предполагаем, что реальные гендерные модели поведения соответствуют принятым в обществе стереотипам.

Для подтверждения данной гипотезы мы использовали методику исследования фрустрации Розенцвейга. Этот метод является проективным, т.е. получение информации об испытуемом основывается на принципе проекции, в соответствии с которым утверждается, что человеку свойственно в ситуации неопределенности приписывать другим людям собственные мысли, переживания.

Для обработки полученных в ходе исследования данных использовался один из методов математико-статистического анализа - критерий Фишера.

В исследовании приняло участие 34 человека-18 женщин и 16 мужчин.

 

 


Стереотипы и поведение людей в конфликтных и фрустрирующих ситуациях

Образы мужчин и женщин в массовом сознании

 

Стереотипы – это веками складывающиеся представления об образах окружающего мира, которые передаются из поколения в поколение и присваиваются ребенком как безусловные правила, законы либо нормы поведения.

Гендерные стереотипы – это один из видов стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о мускулинном и феминном.

Под социальным стереотипом обычно понимается стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно-определенный образ. В основе производства социального стереотипа лежит психологический феномен генерализации, обобщения, схематизации данных опыта.

Особенностями социального стереотипа как регулятора социальных отношений является феномен поляризации качеств человека и жесткая фиксированность такой полярной дихотомии. Синонимом стереотипа нередко выступают понятия предубеждения, предрассудка или клише. Американский социальный психолог Г. Тэшфелл пришел к следующим выводам относительно социальных стереотипов:

1) Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы или социальные категории недифференцированными, грубыми, пристрастными признаками.

2) Такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени.

3) Социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно.

4) Социальные стереотипы становятся более отчетливыми, «произносимыми» и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами

5) Стереотипы усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.

6) Социальный стереотип не представляет большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношении групп, но их очень трудно модифицировать и управлять ими в условиях напряженности или конфликта.

Гендерные стереотипы – это сформировавшиеся в культуре обобщенные представления о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины.

Ю.Левада называет стереотипы готовыми шаблонами, «литейными формами, в которые отливаются потоки общественного мнения. Социальные стереотипы отражают две особенности общественного мнения:

1. существование предельно стандартизированных и упрощенных форм выражения и предзаданность,

2. первичность этих форм по отношению к конкретным процессам или актам общения.

Стереотип не только выделяет статистически среднее мнение, но и задает норму, упрощенный или усредненный до предела образец социально одобряемого или социально допустимого поведения». Шаблоны, в том числе и вербальные, предшествуют самому действию: каждый индивид, вступая в социальный мир, обязан выбирать из готового набора стереотипов. Стереотипы общественного мнения задаются и обновляются средствами и средой самого общения, в том числе средствами массовой информации». Социальные стереотипы, пишет Ю.Левада, действуют в тех ситуациях, когда сложное явление упрощается до знакомого и привычного образца, взятого из арсенала исторической памяти, известного чужого примера и пр., вплоть до мифологических схем. Опознание (отнесение к известной схеме) в таких процессах, очевидно, заменяет понимание. В то же время стереотип может выступать и в качестве руководства к действию: люди не только опознают привычные образцы, но и стараются следовать им, чтобы быть понятыми другими и собой.

Стереотипы имеют следующие функции:

1)обобщающая функция, (упорядочивание информации);

2) аффективная функция (противопоставление «своего» и «чужого»);

3)социальная функция (разграничение «внутригруппового» и «внегруппового»), выполнение которых приводит к социальной категоризации и образованию структур, на которые люди ориентируются в обыденной жизни.

Можно выделить множество бинарных оппозиций, стереотипно приписываемых мужчине и женщине:

· Логичность – интуитивность, абстрактность – конкретность. Прежде всего, мужественность соотносится с логичностью и абстрактностью, а женственность – с интуитивностью и конкретностью.

· Инструментальность – экспрессивность, сознательность – бессознательность. Бытует стереотипное мнение, что женская чувственность, эмпатичность, эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны.

· Власть – подчинение. Женскими считались также преданность, жертвенность, терпение, покорность. Мужчину рассматривали как имеющего противоположные качества и потому мужское и женское начала осмысливались в категориях власть-подчинение.

· Порядок – хаос. Философский взгляд на гендерную дифференциацию формы и материи выражается в противопоставлении порядка и хаоса. Так, Н.А. Бердяев, говоря о мужском и женском началах, отмечает: «Поскольку мужское начало есть начало оформления, внесения смысла, Логоса, строя, лада, поскольку мужественный дух оформляет, дисциплинирует, организует, постольку оно есть начало порядка». Беспорядок и хаос рассматриваются как проявления женского начала.

· Независимость, индивидуальность – близость, коллективность. Важный гендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения.

· Сила Я – слабость Я. Также стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявления силы их личности. Женщина считается боле слабой, зависящей от силы личности мужчины.

· Импульсивность, активность – статичность, пассивность. Во многих мифах женщина представляется пассивным началом, а мужчина активным.

· Непостоянство, неверность, радикализм – постоянство, верность, консерватизм. Также бытует мнение, что женщин отличает консерватизм, верность всему состоявшемуся, мужчин же – радикализм, непостоянство.

Можно еще отметить несколько основных стереотипов массового сознания:

• «Дело женщины – домашнее хозяйство и воспитание детей»;

• «Принятие решений – мужское дело»;

• «Женщина без мужчины – неполноценный член общества»;

• «Мужчина во всех отношениях сильнее и приспособленнее женщины»

• «Бабы – дуры» и т.п.

Американские психологи Кэй До и Тима Эмсвейлер провели эксперимент. Студентов и студенток познакомили с весьма успешными результатами, которых добился их коллега (мужчина или женщина) при выполнении сложного задания. После этого испытуемых просили высказать собственное мнение о том, что, с их точки зрения, послужило причиной успеха. Оказалось, что и студенты, и студентки приписывали достижения мужчины почти исключительно его способностям, в то время как на успехи женщины, по оценкам обеих групп, больше повлияла удача.

Можно назвать и множество других стереотипов такого рода. Так, например, стереотипное представление о мужчине как лидере в равной степени характерно и для мужчин, и для женщин.

Ниже представлено стереотипное описание характерных мужских и женских черт, полученное в исследовании американских студентов, проведенном в конце 70-х годов.

Характерные черты мужчины: сильный, склонен к занятиям спортом; меньше беспокоится о своей внешности и почти не боится старости; выполняет роль кормильца семьи; имеет опыт сексуальной жизни; неэмоционален, стоек; логичен, рационален, объективен, обладает развитым интеллектом; стремится к власти и лидерству; независим, свободен; активен; стремится к успеху, честолюбив.

Характерные черты женщины: слабая, не склонна к занятиям спортом; беспокоится о своей внешности и боится старости; проявляет привязанность к семье; добродетельна; эмоциональна, нежна; легкомысленна, непоследовательна, обладает тонкой интуицией; уступчива, услужлива; зависима, в большой мере нуждается в защите; пассивна; робкая, застенчивая.

Ильин в своей книге «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» приводит ряд подобных исследований различных авторов: «И. Броверман с соавторами попросили юношей и девушек дать характеристику типичному мужчине и типичной женщине. В результате для тех и других выявился различный набор качеств:

мужчины - агрессивные, предприимчивые, доминирующие, независимые, неэмоциональные, легко принимают решения, самодостаточны;

женщины – тактичные, нежные, разговорчивые, интересуются собственной внешностью, нуждается в защите, аккуратные, спокойные.

Это исследование Броверман проводил в 1972 году. В наше время эти качества уже не так категорично делятся на мужские и женские, хотя общая тенденция сохраняется.

Дж. Мак-Ки и А. Шериффс пришли к выводу, что типично мужской образ- это набор черт, связанный с социально неограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типичный женский образ напротив включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку.

В целом мужчине приписывается больше положительных качеств, чем женщинам. При этом ученые считают, что чрезмерная акцентуация как типично маскулинных, так и типично фимининных черт приобретает уже негативную оценочную окраску: типично отрицательными качествами мужчины признаются грубость авторитаризм, излишний рационализм и т.п., женщин - формализм, пассивность, излишняя эмоциональность и т.п.

Приведем пример, иллюстрирующий предрассудок в гендерной сфере. Девушек-студенток просили познакомиться с научными статьями и оценить их с точки зрения профессионализма, компетентности, стиля и т.п. Некоторые студентки получили статьи, подписанные авторами-женщинами, другие - те же статьи, но подписанные авторами-мужчинами. Оказалось, что студентки значительно выше оценивают статьи, подписанные мужчинами, чем женщинами. Т.е. предрассудки в отношении представителей собственной гендерной группы привели к низкой интеллектуальной оценке труда других женщин.

На формирование стереотипов сильное влияние оказывает менталитет. Изучением этого феномена занимались Дж. Уильям и Д. Бест. Они предложили испытуемым из 25 стран использовать 300 наиболее употребительных прилагательных, описывающие личностные черты, для характеристики мужчин и женщин. В Нигерии слова заносчивый, грубый, ленивый, шумный были отнесены к женщинам. В Японии хвастливыми, несносными и неорганизованными тоже были женщины.

В одних странах (Германия, Малайзия) дифференцировка полов была резко выраженной, в других (Индия, Шотландия)- слабо выраженной. В ряде стран описание мужчин было более отрицательным».

Можно сказать, что причисляя определенное качество одному из полов, каждая страна создает свои гендерные стереотипы.

В России этой проблемой занималась Т.И. Юферева, Е.В. Каган, И.С. Клецина, В.Г. Горчакова.

Клецина в результате опроса 70 студенток выявила характеристики, которые приписывались мужчинам (математические способности, логическое мышление, агрессивность, стремление руководить, авторитарный стиль общения) и женщинам (забота о детях, боязливость, уступчивость, эмоциональность, тревожность). В целом эти данные подтверждают уступчивость гендерных стереотипов в сознании женщин.

В.Г. Горчакова выявила, что в стереотипном массовом сознании женщина воспринимается как носитель эстетической функции: красивая, обаятельная, женственная. Об этом заявили 60% женщин и 68% мужчин. Мужчина в общественном сознании должен быть мужественным, сильным, надежным. Так считают 69% женщин и 61% мужчин.

Одно из последних исследований стереотипов проведенное Котовым М.А. с помощью метода семантического дифференциала метод семантического дифференциала позволяет находить усредненные показатели, выделять типы людей, обладающих сходным восприятием рассматриваемого объекта. С помощью этого метода возможна жесткая формализация опроса, что позволяет получить более или менее адекватную информацию о довольно тонких психологических структурах – гендере и стереотипах.

Используя семантический дифференциал, можно операционально «улавливать» эмоциональную сторону смысла, вкладываемого респондентом в рассматриваемые объекты. Как любой способ такого рода, он опирается на определенную модель, определенную теорию исследователя о том, каким образом изучаемые не поддающиеся непосредственному измерению «смыслы» и «значения» могут проявиться во внешнем поведении человека. Это внешнее поведение проявляется в ответах индивида на предложенные ему вопросы. Другими словами, так мы получаем невербальную информацию вербальными методами.

Этот метод был разработан в 1952 году группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом. Анализ полученных данных показывает, что гендерные стереотипы сегодняшних студентов отражают традиционные ценности и идеалы, хотя к ним примешиваются и новые взгляды на предназначение полов.

Как и прежде, считается, что женщина должна быть прежде всего красивой, а мужчина – умным. Исследование показало общность и мужских и женских ассоциаций относительно объектов «женственность» и «красота». Данные характеристики наиболее тесно ассоциируются с женщиной как у мужчин, так и у женщин. Увеличилась значимость такого объекта как «ум», сами женщины чаще отождествляют себя с такой характеристикой, как «ум».

У мужчин на сегодня «женственность» и «власть» находятся на достаточно близких позициях, что говорит о признании мужчинами того факта, что женщина обладает властью, находится во власти и может стремиться к обладанию властью. Незначительные изменения во взглядах мужчин о предназначении женщин говорят о переплетении, сочетании традиционных взглядов с современными; о признании женских возможностей и мужских слабостей.

Таким образом, понятия «гендер» и «стереотип», несмотря на свою устойчивость, не являются неизменными во времени некоторые из качеств заменяют друг друга, но в то же время остаются и традиционные качества, приписываемые мужчинам и женщинам, и сегодня они особенно высоко оцениваются.

При этом в женском самосознании появились новые черты: чтобы быть с мужчиной на равных, женщина должна быть умной, энергичной, предприимчивой, то есть обладать некоторыми свойствами, которые традиционно составляли монополию мужчин.

Неоднозначен стал и образ мужчины. Раньше ему предназначалось быть сильным, агрессивным, а сегодня он должен быть умным, властным, красивым. То есть начинают цениться качества, которые считаются признаками женственности.

В связи с этим некоторые ученые говорят об угрозе феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Но это не совсем так. Социальные сдвиги, трансформация общества вызывают перемены в гендерных стереотипах, которые сегодня становятся менее отчетливыми и полярными, что идет на пользу как самим мужчинам и женщинам, так и всему обществу.

Хотя, попытка смены традиционных гендерных ролей приводит к проблеме отсутствия новых ценностных ориентиров для мужчин и женщин.

Например, в обществе Казахстана некоторые новые ценности, такие, как равноправие, плохо согласуются с патриархатными стереотипами относительно роли мужчины и женщины в обществе.

В любом обществе рано или поздно возникает необходимость пересмотра, изменения традиционных стереотипов, так как полностью отказаться от них невозможно.

У. Липпман, объяснял это тем, что «любое посягательство на стереотип представляется посягательством на основы мироздания». Именно поэтому смена, пересмотр традиционных гендерных стереотипов должны сопровождаться, как это ни парадоксально звучит, созданием новых стеореотипов.

В чем же негативная роль стереотипов?

По мнению ученых, стереотипы сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин. Они служат источником психической напряженности мужчин и не пригодны для воспитания мальчиков. Стереотипы вредны, так как люди их не принимающие подвергаются общественному осуждению; те же, кто пытается им следовать, совершают над собой насилие.

Дж. Плек, например, даже придерживается мнения, что, за исключением агрессивности, мужчины и женщины похожи друг на друга в своем поведении, и их не следует дифференцировать по характеру социальных ролей.

Стереотипы могут также играть роль увеличительного стекла, еще больше подчеркивая различия между полами.

Также известен факт разной интерпретации и оценки одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежал участник события.

Эффект гендерных стереотипов проявляется и в том, что из единичного случая делаются далеко идущие обобщения. Например, стоит женщине – водителю нарушить правила дорожного движения, как мужчины сразу восклицают: «Я же говорил, что женщины не умеют водить машину!» Здесь проявляется эффект пристрастного отношения к той группе, к которой принадлежит оценивающий.

Вильямс и Бест установили, что женщины неизменно демонстрировали по отношению к женщинам, чем-то, которое демонстрировали по отношению к женщинам мужчины, а мужчины в свою очередь также неизменно демонстрировали более позитивное, чем женщины, отношение к мужчинам.

Следующий отрицательный эффект гендерных стереотипов это торможение развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу.

Считается, например, пишет Обозов, что мужчина должен быть выдержанным, уравновешенным, беспристрастным во взаимоотношениях с другими людьми. Женщина же может позволить себе каприз, а когда ее обидят, она может и поплакать. Большая эмоциональность женщин является одним из устойчивых гендерных стереотипов.

Для лиц мужского пола прослезиться значит нарушить норму мужественности. В результате у мальчиков может развиться фемифобия, т.е. страх перед проявлением у себя женственности. У взрослых мужчин проявление этого страха может быть обусловлено представлениями о том, что гомосексуализм присущ мужчинам с чертами женственности. Поэтому мужчины с выраженным традиционным подходом к мужской роли могут считать, что раз мужчина не должен быть эмоциональным, то незачем совершенствовать экспрессивные способности и способность понимать эмоции других. В результате природные различая между полами еще больше увеличиваются.

Несомненно, что господствующие иные полоролевые стереотипы причиняют вред обоим полам. Вместе с образом непрактичного и безответственного человека, который мужчины молчаливо принимают, они безропотно соглашаются и с доминированием женщин в домашнем быту.

На первый взгляд, сверхактивность и сверхзаботливость женщин освобождают мужчин от беспокойства о семье и от домашней работы. Но если взглянуть глубже, то такое охранительное поведение женщин воспитывает в характере мужчин свойство зависимости и не дает им почувствовать в себе уверенность, смелость, самоуважение, столь необходимые для того, чтобы противостоять давлению могущественных сил в других сферах общественной жизни.

В результате мужчины, которых описанные выше отношения женщин как бы уподобляют детям, оказываются не в состоянии ни сопротивляться неблагоприятным социальным условиям, ни работать в полную силу в своей собственной профессии. И вся власть мужчин в обществе на деле оказывается столь же иллюзорной и хрупкой, как и их власть и превосходство над женщинами.

Гендерные стереотипы могут изменяться в зависимости от социальных, экономических или политических изменений, но этот процесс происходит достаточно медленно. Стереотипы усваиваются очень рано, и используются детьми задолго до возникновения собственных мнений о тех группах, к которым они относятся. Как правило, человек не осознает или не хочет осознавать, что он предубежден, и рассматривает свое отношение к объекту предубеждения как следствие объективной и самостоятельной оценки каких-то фактов. Предрассудки складываются на основе искаженной или неполной информации.

В настоящее время, с одной стороны, многие предрассудки относительно женщин ослабевают, с другой - появляются новые. Говоря об источниках предрассудков, прежде всего, называют неравный статус: предрассудки помогают оправдывать экономическое и социальное превосходство тех, у кого в руках богатство и власть. Предрассудки и дискриминация находятся в отношениях взаимной поддержки: дискриминация поддерживает предрассудок, а предрассудок узаконивает дискриминацию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: