Концептуальный подход к национальной безопасности государства




Концепция национальной безопасности — это политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на задачи и стратегию государства по обеспечению безопасности личности, общества и самого государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Необходимость принятия этого документа для многих государств, определяется несколькими условиями:

* в любом обществе складывается определенный консенсус в отношении фундаментальных национальных ценностей. Несмотря на существенные разногласия по вопросам внутренней и внешней политики между различными политическими силами, никто не подвергает сомнению конституционный строй страны, ее государственность, легитимность всех ветвей власти. В концепции фиксируются эти достижения;

* когда-нибудь завершается процесс осознания места страны в новом геополитическом пространстве, формулирования ее основных национальных интересов. Это также находит отражение в концептуальном документе;

* в каждой стране существует целый ряд подходов, программ, стратегий в различных областях жизни — во внутренней и внешней политике, в военном строительстве, экономике, информатике и т.п. Концепция национальной безопасности призвана сфокусировать внимание на противодействии угрозам во всех этих сферах;

* концепцией обеспечивается соответствие всей системы безопасности современным международным и внутренним реалиям, экономическим возможностям страны, придается этой системе динамичность, оперативность, эффективность;

* концепция призвана обеспечить согласованные, скоординированные действия всех субъектов безопасности, как государственных органов, так и общественных институтов;

* концепция необходима для рационального распределения ограниченных ресурсов страны с таким расчетом, чтобы не наносился ущерб национальной безопасности.

Концепция — это программный документ. Она формулирует важнейшие направления и принципы государственной политики, является основой для разработки конкретных программ и организационных документов в области обеспечения национальной безопасности.

Концепция национальной безопасности обычно состоит из четырех разделов:

1. государство в мировом сообществе;

2. национальные интересы и задачи государства, задачи по их реализации;

3. угрозы национальной безопасности государству;

4. обеспечение национальной безопасности государства.

На современном этапе интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышения качества и уровня жизни, физического, духовного и интеллектуального развития.

Интересы общества включают поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение государства.

Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и его территориальной целостности, установлении политической, экономической и социальной стабильности, безусловном выполнении законов и поддержании правопорядка, развитии международного сотрудничества на основе партнерства.

Интеграция интересов личности, общества и государства находит свое выражение в национальных интересах в области экономики, внутриполитической, международной и оборонной сферах, духовной жизни и культуре.

Национальные интересы в области экономики носят ключевой характер. Комплексное решение проблем реализации основных национальных интересов возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого и высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественными сырьем и оборудованием, армию — вооружением, население и социальную сферу — предметами потребления и услугами, а экспорт — конкурентоспособными на внешнем рынке товарами.

Во внутриполитической сфере национальные интересы состоят в обеспечении гражданского мира, национального согласия, стабильности государственной власти и ее институтов, правопорядка и завершения становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению социальных и межнациональных конфликтов, национального и регионального сепаратизма.

Согласование интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной политики являются важнейшими задачами, решение которых позволит обеспечить внутриполитическую стабильность страны, сохранить ее устойчивость и единство. Комплексное решение этих проблем должно составлять основу внутренней политики государства и обеспечивать его развитие как многонационального и демократического.

Национальные интересы требуют консолидации усилий в борьбе с возросшей преступностью и коррупцией. Интересы личности, общества и государства состоят в ликвидации основы существования преступности и коррупции, выработке системы мер эффективного пресечения этих негативных проявлений.

Вектор борьбы с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и бандитизмом должен быть ориентирован на неотвратимости наказания за любое преступление и защиту права каждого человека на личную безопасность вне зависимости от вероисповедания, цвета кожи, гражданства, взглядов и убеждений.

Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и науки во многом определяют ход и исход проводимых реформ. Духовное возрождение общества, его нравственные ценности непосредственно влияют на уровень развития экономики и всех сфер жизни общества. Важнейшим национальным интересом является утверждение в обществе высокой нравственности, гуманизма и культуры, развитие многовековых духовных традиций Отечества.

Реализация этого интереса требует такой государственной политики, которая исключает нанесение ущерба культуре, обеспечивает сбережение и развитие ее национальных ценностей и достояний, дальнейшее духовное и интеллектуальное развитие общества.

Национальные интересы в международной сфере требуют проведения активного внешнеполитического курса по упрочению позиций страны как великой державы — одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира. Основными составляющими этого курса являются: формирование на добровольной основе интеграционного объединения государств; развитие отношений равноправного партнерства с другими великими державами, центрами экономической и военной мощи; развитие международного сотрудничества в вопросах борьбы с транснациональной преступностью и международным терроризмом; укрепление тех механизмов коллективного управления мировыми политическими и экономическими процессами, в которых государство играет важную роль, в первую очередь, Совета Безопасности ООН.

Безусловным приоритетом внешнеполитического курса есть и будет деятельность по обеспечению нерушимости границ и территориальной целостности государства, защите его конституционного строя от возможных посягательств других государств.

Осуществление национальных интересов в международной сфере во многом определяется характером отношений с ведущими державами и интеграционными объединениями мирового сообщества. Развитие равноправных партнерских отношений с ними отвечает статусу любого государства и его внешнеполитическим интересам, призвано укрепить глобальную и региональную безопасность, создать благоприятные условия для участия страны в мировой торговле, научно-техническом и кредитно-финансовом сотрудничестве.

Национальным интересам отвечает развитие диалога и всестороннего сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы, Америки, Ближнего Востока, Западной Азии, Африки и Азийско-Тихоокеанского региона. Национальные интересы в международной сфере предполагают также защиту жизни, достоинства, международно признанных гражданских прав и свобод граждан государства и его соотечественников за рубежом.

Национальные интересы в оборонной сфере заключаются, прежде всего, в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других государств. Обеспечение безопасности в оборонной сфере требует концентрации усилий общества и государства на планомерном военном строительстве, направленном на сохранение и развитие достаточного оборонного потенциала, который позволял бы предотвращать и сдерживать агрессию либо отражать ее.

Военное строительство должно учитывать изменение баланса сил на мировой арене и эффективно использовать экономические возможности государства, обеспечивая адекватное реагирование на военные угрозы его национальным интересам.

Национальные интересы в информационной сфере определяют необходимость концентрации усилий государства и общества на решении таких задач, как: соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения и обмена информацией, защита национальных духовных ценностей, пропаганда культурного наследия, обеспечение общественной нравственности и прав граждан на получение достоверной информации, развитие современных коммуникационных средств. Планомерная деятельность государства по реализации этих задач позволит ему войти в число основных центров мирового развития в XXI веке. В то же время недопустимо использование информации для манипулирования массовым сознанием. Необходима защита государственного информационного ресурса от утрат важной политической, экономической, научно­-технической и военной информации.

Национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют основные задачи государства на его историческом пути, формируют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства, реализуются через систему государственного управления.

Необходимым условием реализации национальных интересов является возможность самостоятельно решать внутренние политические, экономические и социальные задачи независимо от намерений и позиций зарубежных государств и их сообществ, поддерживать такой уровень и качество жизни населения, который бы обеспечивал национальное согласие и общественно-политическую стабильность.

В концепции формулируются основные угрозы национальной безопасности. Они сводятся к следующим:

* кризисное состояние экономики — основная угроза национальной безопасности;

* угрозой безопасности в социальной сфере, как следствие кризисного состояния экономики, является увеличение доли населения, живущего за чертой бедности, расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу необеспеченных граждан, нарастание социальной напряженности;

* угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации;

* угроза национализма, национального и регионального сепаратизма;

* угроза криминализации общества и хозяйственно-экономической деятельности;

* угроза терроризма;

* угроза физическому здоровью нации;

* угрозы национальной безопасности, которые проявляются через попытки других государств противодействовать укреплению страны как одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира;

* угрозы в оборонной сфере;

* угроза агентурного и оперативно-технического проникновения иностранных разведок в страну.

В концепции формулируются также основные направления и задачи обеспечения национальной безопасности.

Обеспечение национальной безопасности как комплекс целенаправленной деятельности государственных, общественных институтов и структур, а также граждан, принимающих участие по выявлению, предупреждению и противодействию различным угрозам безопасности личности, общества и государства, является обязательным и непременным условием эффективной защиты национальных интересов.

Основными направлениями деятельности государства и общества по обеспечению национальной безопасности являются:

* объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз национальной безопасности во всех сферах их проявления;

* определение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, выработка комплекса мер и механизмов по обеспечению национальной безопасности в сфере экономики, внешней и внутренней политики, обороны, информационной и духовной сферах;

* организация работы органов законодательной и исполнительной власти по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам;

* поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства для обеспечения его национальной безопасности.

Главной задачей обеспечения национальной безопасности является создание и поддержание такого экономического, политического, международного и военно-стратегического положения страны, которое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключало опасность ослабления его роли и значения как субъекта международных отношений, подрыва способности государства реализовывать свои национальные интересы на международной арене.

Важнейшими задачами обеспечения национальной безопасности являются:

* подъем экономики страны, проведение на этой основе независимого и социально ориентированного экономического курса;

* укрепление социально-политической стабильности общества, государственности, федерализма и местного самоуправления; формирование гармоничных межнациональных отношений; продвижение интересов международной безопасности страны через равноправное партнерство с ведущими государствами мира;

* укрепление безопасности государства в оборонной и информационной сферах;

* обеспечение жизнедеятельности населения в техногенно безопасном и экологически чистом мире.

Основными принципами обеспечения национальной безопасности являются:

* подчиненность деятельности по обеспечению национальной безопасности конституции и законам государства;

* единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от изменяющейся ситуации;

* приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения национальной безопасности;

* постановка реальных (по времени, ресурсам, силам и средствам) задач; осуществление мер принудительного характера (в том числе и с использованием военной силы) на основе норм международного права и в строгом соответствии с отечественными законами;

* сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами обеспечения безопасности в соответствии с устройством государства и распределение компетенции между органами государственной власти, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Таким образом, концепция национальной безопасности государств выступает как политический программный документ, позволяющий создать сбалансированную и отвечающую современным требованиям систему обеспечения национальной безопасности.

 

Домашнее задание:

1. Письменно ответить на вопросы.

2. Подготовить реферат на тему: «История становления национальной безопасности страны».

 

Вопросы:

1. Что понимают под объектом защиты?

2. На основании чего можно утверждать, что информация нуждается в защите?

3. Что такое безопасность?

4. Проанализируйте материал лекции и сформулируйте определение термина «национальная безопасность».

5. Кто из политиков впервые актуализировал вопрос о национальной безопасности?

6. Приведите примеры несовпадения национальных и государственных интересов.

7. Что принято считать стабильностью системы?

8. Влияет ли стабильность общества на национальную безопасность? Обоснуйте свой ответ.

9. Что является основным компонентом безопасности человека по мнению Организации Объединенных Наций?

10. Что является главным приоритетом в деятельности по обеспечению национальной безопасности?

11. Перечислите организации, относящиеся к глобальной и региональной системам международной безопасности. Кратко охарактеризуйте деятельность (задачи) каждой из них.

12. Что относят к национальным интересам общества? Перечислите жизненно важные интересы.

13. Перечислите основные нац. интересы России.

14. Перечислите несколько реальных и потенциальных угроз национальной безопасности нашего государства.

15. Что относится к основными элементами системы защиты безопасности государства?

16. Перечислите основные нормативно-правовые документы в области национальной безопасности.

17. Что такое концепция национальной безопасности?

18. Что в себя включают интересы общества?

19. Что в себя включают интересы государства?

20. Каковы задачи национальных интересов в информационной сфере?

21. Перечислите основные принципы обеспечения национальной безопасности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: