АгитОКНА как оружие художника.




Амирова Алина Ринатовна, 15 лет

Амиров Камиль Радифович, 10 лет

Вклад города Перми и пермяков во время ВОВ.

Вклад художников г. Молотова в годы Великой Отечественной войны.

Я с братом очень любим рисовать. И нам стало интересно, как художники г. Молотова (г. Перми) в тылу ковали победу краской, кистью, и карандашом.

9 мая наша страна отмечает День Победы в Великой Отечественной войне. Казалось бы, причем тут Пермь и Прикамье (тогда еще город Молотов и Молотовская область) — немцы до нас не дошли, боев тут не было и даже их самолеты не долетали. Но наш вклад в победу огромен.

Каждый человек вступал в бой на том рубеже, где застало его военное время. Одни стреляли из пушек и поднимали в небо боевые самолеты, другие шли на призывные пункты, чтобы записаться добровольцами, третьи стояли у станков,- но все они сражались за Победу. Вот и деятели искусства и культуры нашего родного города, в том числе художники, внесли свой посильный вклад в дело разгрома фашизма.

«Когда говорят пушки, музы молчат» -это известное высказывание не совсем верно, когда идет речь о городе Молотов во время ВОВ. В годы Великой Отечественной войны музы пережили тяжелые временна, однако о молчании не могло быть и речи. Молотовская художественная галерея (ныне Пермская художественная галерея) стала настоящим художественным центром: здесь проходили выставки, писали исследования искусствоведы, трудились реставраторы, художники создавали агитплакаты, а музейные залы стали временным домом для шедевров Русского музея.

В тылу художники превратили искусство в оружие против врага – не менее опасное, чем настоящее.

АгитОКНА как оружие художника.

«Плакат-это разящий удар, направленный на голову

врага, это возбудитель активности масс, и ему

должны быть оказано надлежащее внимание.»

Дмитрий Моор, советский хужодник

Как показала история, в годы крупных социальных потрясений в искусстве на первый план выходит жанр плаката- наиболее активное, массовое и политически острое идеологическое оружие. Плакат призван организовать общественную мысль для решения срочных задач, выдвинутых временем.

С началом войны первым заданием художникам города Молотова, поступившим от государства, стала подготовка яркой наглядной агитации на центральных площадях областного центра. Оформляли воинские части, госпитали, государственные и партийные учреждения, улицы, скверы, кинотеатры. Идя на работу в любое время суток, горожане и эвакуированные видели цветные плакаты, в которых в ярких выразительных образах и стихах были отражены последние новости с фронта и трудовые успехи тех, кто остался в тылу. Нередко, сводки вечерних новостей уже утром были отражены на плакатах, расклеенных по городу.

В начале июля 1941 года правление Молотовского отделения Союза художников приняло план развития агитационной работы. Особое значение придавали форме ОКОН. На первых порах для показа в окнах перерисовывали карикатуры из газет «Правда», журнала «Крокодил» и других изданий. Некоторые художники сами сочиняли едкие карикатуры. Появились листы оригинальных изобразительных композиций с подписью «Агитбригада». Они от руки в одном экземпляре рисовали свои СССР «Окна ТАСС» №1 в сотнях экземпляров. Для выполнения масштабной агитационной работы в городе следующим этапом, по решению облисполком, стало создание целой структуры со своим штатом и планом- «Художественной мастерской агитационных плакатов Союза советских художников Молотовской области», сокращенно-агитмастерскую. На ее обзаведение материалами и инструментами власти предали те средства, которые до войны были выделены для подготовки всесоюзной выставке «Наша Родина». Налаживанию работы мастерской помогли молотовские учреждения и ОКНА и систематически выставляли в окнах магазина-салона товарищества на улице Карла Марска (ныне Сибирская), д.17. НА этой же улице была устроена специальная витрина редакции молотовской газеты «Звезда». «Окна «Звезды» также рисовались от руки на бумаге карандашом, акварелью, тушью и тоже в одном экземпляре.

В самой газете часто появлялись рисунки художников. В июле 1941года газета напечатала 10 карикатур В. Попова. Затем появились рисунки эвакуированных ленинградских художников В.М. Орешникова(1904-1987), В.А. Оболенского (1890-1954) (это выпускники Пермского художественного техникума). Портреты передовиков производства делал для газеты Ф.Н. Добрынин, карикатуры-П.А. Оборин, также выпускники Пермского техникума. За 1941 и 1942 года выло выполнено около 40 оригинальных ОКОН «Звезда». «ОКНА «Звезды» вызывали большой интерес, но их воздействие, выпускавшихся в одном экземпляре, было ограниченным.

Поэтому Молотовское отделение Союза советских художников приступило к выпуску агитОКОН, которые распечатывались через трафарет для увеличения тиража. События развивались стремительно, учиться приходилось на ходу, новый опыт достигался в процессе. Инициативная группа Молотовского Союза художников, в которую входили Ф.И. Дорошевич (1905-1988), И.И. Россик(1909-1977), П.А. Оборин(1917-2005), Н.В. Кашина, Е.В. Камшилова(1904-1986) и другие, смогли освоить эту технику и размножить первое, поступившие из Москвы из Художественного фонда предприятия. Располагалась мастерская в здании художественной галереи, под руководством Николая Николаевича Серебренникова, где работали пермские и эвакуированные из г. Москвы и г. Ленинграда художники. Филиалы мастерской были созданы в Чермозе, и в Очере.

Благодаря усилиям художницы Екатерины Викторовны Камшиловой (1904-1986), удалось добиться удовлетворительного выпуска ОКОН тиражом со 100-200 экземпляров до 3-5 тысяч.

Печатая плакаты литографским способом, художники добились двух важнейших результатов. Во-первых, в десятки раз увеличились тиражи, во-вторых, литография позволяла дать массе зрителей произведение в авторском оригинале, без искажений.

Были у художников задания и совершенно иного плана. Они занимались оформлением города к праздникам 1 мая, 7 ноября, 5 декабря, к Новому году.

Объем агитационной работы, выполненный за годы войны художниками Молотовского союза, весьма значителен. Ими было издано 190 работ плакатного типа (как через трафарет, так и литографским способом). Общий тираж составляет более 200 000 экземпляров.

«Немецких захватчиков уничтожим! Мы это должны, мы это можем», «Долг патриота- о бойцах заботы», «Лицо врага» - вот такие работы создавали художники. Один их них Михаил Черемных, в 1942 году получил за работу в агитплакате государственную премию.

Преподаватель, а потом и ректор академии художеств Виктор Орешников, работа которого «Портрет Улановой» остался у нас в галерее, его плакат «Отомстим» был напечатан в «Комсомольской правде», его увидела вся страна.

Художники выезжали на предприятия, в колхозы и писали плакаты на тему тыла: «Каждая добытая сверх плана тонна угля-удар по врагу». «Уголь-хлеб промышленности», «Металлурги-больше металла фронту». Вот так они вдохновляли тружеников на вклад в победу.

Очевидно, живописцы и графики города испытывали искренний порыв, желание поднять дух жителей, трудившихся по 11-12 часов, создать активное настроение для работы и успешного преодоления трудностей.

Анализ агитплакатов.

В агитплакатах обычно используются следующие средства выразительности:

- лаконичные фразы;

- восклицательные знаки;

- фразы рифмуются;

- определенные цвета

- жесты

- контраст форм и цвета

- положительные и отрицательные образы (противопоставление образов)

Призывы агитплакатов заключались в демонстрации своей силы противнику с целью внушить ему страх, а себе придать храбрости. Плакаты убеждали, что нашим войскам сопутствует удача и победа не за горами, для поднятия, как патриотизма, так и боевого духа. Под влияние плакатов в народе формировался образ врага, которого необходимо устранить и сделать это может только советский народ, благодаря храбрости и смелости советского солдата.

В агитплакатах героями были обычные люди, солдаты. Эти герои нужны были для того, чтобы на него ровнялись рядовые люди. Потому, что предполагалось, что сделать то, что совершил герой-может каждый человек. На плакатах были изображены солдаты, готовые защищать свою Родину и сражаться до последней капли крови, женщины, заменившие мужчин у станков и тракторов, дети, помогающие взрослым, партизаны, ведущие подпольную войну против фашистов, труженики тыла, не жалеющие ничего для фронта.

Анализируя плакаты времен Великой Отечественной войны можно увидеть настроение и переживание советский людей: горе и страдание, отчаяние и безнадежность, страх и ненависть, счастье и любовь.

Плакат В. Орешникова «Мы смерть врагу несем своим полетом-ДАЕШЬ моторы самолетам!» несет идею единения усилий фронта и тыла. По взглядам двух фигур рабочего и летчика, видно, что они друг другу доверяют, надеются на взаимопомощь, и только вместе рука об руку они смогут одержать вверх над фашизмом. Автор подчеркивает, что тыл является фундаментом того, что строилось в сражениях, а строили они победу.

Плакат, выпущенный Молотовской художественной мастерской агитплаката. 1941г.

Автор: В. Орешников

В плакате Виктора Корецкого «Наши силы неисчислимы» 1942г., который посвящен партизанскому движению, широко развернувшемуся на оккупированной территории в начале Великой Отечественной войны. В тылу врага действовали свыше миллиона партизан и многотысячная армия подпольщиков. Победа стала возможной во многом благодаря продуманным и смелым действиям партизан.

Плакат «Наши силы неисчислимы» выполнен методом фотомонтажа и отражает идею создания единого народного ополчения для борьбы с врагом. Неслучайно на заднем плане изображен памятник Минину и Пожарскому.

В. Корецкого нес идею создания единого народного ополчения для борьбы с врагом. Художник обратился к символу русского национального патриотизма — скульптуре Ивана Мартоса «Минин и Пожарский», которая на плакате олицетворяла Москву и весь многонациональный советский народ.


Творческий метод Виктора Корецкого основан на сочетании натурных фотографий с рисунком карандашом и гуашью. Плакаты Корецкого отличаются эмоциональной напряженностью и драматизмом в отражении переживаний людей

Плакат В.Б. Корецкого «Воин Красной Армии спаси!» впервые появился на страницах газеты «Правда» 5 августа 1942г.

Автор поместил на черном глухом фоне мать с ребенком, на которых направлен окровавленный штык со свастикой.

Темой этого плаката стала тема страдания советский людей, особенно детей, на оккупированных территориях. Необходимо было добиться такой выразительности глаз матери, чтобы зритель мог прочесть в них презрение и ненависть к врагу.

Решение этого плаката, полное гнева к фашистским захваткам, мобилизовало нравственную волю советских бойцов.

В Березниковском историко-художественном музее хранится один из тех, чудом сохранившихся изданий – плакат мастерской агитплакатов Союза художников г. Молотова 1942 года. Авторы его – художник В.Ф. Мороз и поэт А.А. д' Актиль (Анатолий Адольфович Френкель) в эти годы работали в городе Молотове (Перми) и принимали активное участие в организации фронтовых концертных бригад. Их яркий и выразительный плакат сообщал читателю:

 

Фриц Мюллер горд и полон сил
Ему сам фюрер посулил
Железный крест в петлицу
И русскую землицу.

Проходят месяц – три – и шесть:
Невзгод у Мюллера не счесть
Ему-б держаться гордо
Да в кровь разбита морда.

Но год окончился едва –
Сбылися фюрера слова:
В наличности у Фрица
И крестик и землица.

 

Наши впечатления от патриотической работы художников во время Великой Отечественной войны г. Молотов оказались такими сильными и бурными, что мы взяли в руки карандаш, и перенесли их на бумагу.

В нашем плакате мы попыталась выразить благодарность художникам войны за мир, подаренный нам своим нелегким трудом, стойкостью, мужеством.

В своем плакате соблюли правила агитплаката:

- лаконичные, зарифмованные фразы;

- восклицательные знаки, подчеркивающие призыв;

- использование красного цвета в надписях, побуждающие к действиям;

- положительные образы.

Плакат повествует о том, что художники во время войны не спали сутками, трудились так же, как и солдаты. Они стремились к победе над фашизмом:

Не спи, не спи художник

Не поддавайся сну

Ты вечности заложник,

У вечности в плену.

 

Не спи, не спи, работай

Не прерывай труда,

Не спи борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.

 

Мы считаем, что пермские художники и художники других городов нашей необъятной страны были настоящими патриотами и героями потому, что победа ковалась не только на поле боя, но и за мольбертом художника.

Итак, оставаясь в глубоком тылу, художники города Молотова искали возможность быть полезными свои согражданам. В городе в годы войны была развернута активная деятельность Агитмастерских. И наши художники не только успешно справлялись с тиражированием, но создавали оригинальные композиции на злободневные местные темы.


За время войны художники Перми издали 190 плакатных работ общим тиражом 200 тысяч экземпляров. Политические плакаты стали верным средством мобилизации советских людей на борьбу с фашизмом.

 

У художников была очень ответственная миссия. Они должны были через свои работы передать и вселить в сердца людей огромную веру в победу.

Поэтому у художников того времени не должно было быть ни малейшего сомнения в том, что Советское государство победит.

Смотря на работы художников, созданные во время войны, видишь, как пропитаны они непоколебимой верой в победу. И даже сейчас спустя столько лет мысль о победе и силе нашего народа чувствуешь в своем сердце.

Ведь не зря говорят, что мысли материальны.

Художник г. Молотова (ныне г. Перми) внесли огромный вклад в победу Советского Союза над фашизмом. Они совершили подвиг в тылу.

Без сомнения, можно выразить огромную благодарность этим художникам за веру, силу духа, любовь к Отечеству, стойкость.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: