Эссе на тему «Рассуждение о марксисткой этике»




 

Подготовил студент механико-математического факультета МГУ Кудасов Матвей Джамалханович в качестве аттестационной работы для межфакультетского курса «Этика общения». Философский факультет, преподаватель Пороховская Татьяна Ивановна.

2018 г.

 

Современная левая идеология обязана обращать внимание на марксистскую этику, потому как по мнению учёных философов-материалистов именно учение Маркса наиболее точно отражает законы и взаимодействия окружающего мира («Учение Маркса всесильно, потому что оно верно», В. Ленин). В данном эссе я постараюсь разобрать некоторые тезисы, связанные с марксистской этикой.

I

Основой разногласия между марксистами и их оппонентами является диалектико-материалистический подход, который говорит о том, что человечество развивается исходя из экономических факторов, а не из этических соображений. Мораль же является надстройкой. В то же время многие социалисты, стоящие на позициях идеализма, часто говорят об уродливости капитализма в плане моральных и нравственных ценностей, акцентируя внимание на аморальности «эксплуатации человека человеком». Подобные взгляды можно наблюдать в движениях новых левых и христианских социалистов, ярким примером которых является немецкий идеолог Руди Дучке. Ответ по этой позиции был дан ещё Ф. Энгельсом в предисловии к «Нищете философии» Маркса - «Когда мы говорим: это несправедливо, этого не должно быть, — то такие приговоры не касаются экономии. Мы выражаем ими простое противоречие нашего нравственного чувства с данным экономическим фактом. Поэтому Маркс никогда не брал ничего подобного за основу своих коммунистических требований, а опирался на неизбежное, с каждым днем все яснее и яснее совершающееся на наших глазах, крушение капиталистического способа производства; говоря, что прибавочная стоимость состоит из неоплаченного труда, он просто констатирует факт».

Возвращаясь к христианской этике, стоит упомянуть, что она имеет достаточную схожесть с лево-марксистской этикой. Например Г. Зюганов сравнивал «нагорную проповедь» с «кодексом строителя коммунизма» и называл Иисуса Христа первым коммунистом на земле. Данная точка зрения, на мой взгляд, имеет право на существование, однако христиане ставят моральные нормы и ценности на первый план, говоря о том, что изменение и развитие общества возможно только за счёт следования отдельными людьми общечеловеческим моральным нормам. В ту же категорию входят идеалистические тезисы на подобии «начни с себя, и мир изменится». Современный русский писатель Захар Прилепин так говорит о данном тезисе: «Давно пора понять: наша социальная жизнь и жизнь духовная – вещи разнопорядковые, они сходятся лишь в одной точке – в том, насколько мы сами соответствуем тем истинам, которые сами произносим, в остальном – это совершенно разные занятия. <…> Хватит уже этих нелепых обобщений: «если каждый исправится, то…». От этих обобщений сплошной туман, и в нем ничего не видно. <…> Не надо путать частное с общественным и тем более подменять одно вторым.» - из интервью телеканалу «Дождь».

II

Марксизм рассматривает все общественно-политические формации до коммунизма, как ступени развития человечества к высшей стадии, полагая, что в классовом обществе не может быть единой общечеловеческой морали. Ведь морали у каждого класса будут различаться, так же как и морали разных народов. Лев Троцкий так же утверждает, что: «В разные эпохи и в разной социальной среде человек любит, ненавидит и надеется по-разному. Как дерево через корни питает свои цветы и плоды соками почвы, так личность находит питание для своих чувств и мыслей, хотя бы и самых «высоких», в экономическом фундаменте общества.»

Для перехода в формацию коммунизма человечеству потребуется общая нравственность. Ленин об этой нравственности говорит так: «В том смысле, в каком проповедывала ее буржуазия, которая выводила эту нравственность из велений бога. Мы на этот счет, конечно, говорим, что в бога не верим, и очень хорошо знаем, что от имени бога говорило духовенство, говорили помещики, говорила буржуазия, чтобы проводить свои эксплуататорские интересы. Или, вместо того, чтобы выводить эту мораль из велений нравственности, из велений бога, они выводили ее из идеалистических или полуидеалистических фраз, которые всегда сводились тоже к тому, что очень похоже на веления бога. Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов рабочих и крестьян в интересах помещиков и капиталистов. Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата».

На самом деле коммунисты «открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путём насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя», что противоречит общечеловеческим принципам морали (как раз их Ленин считает буржуазными). Однако марксистская этика вполне оправдывает данное насилие в пользу интересов классовой борьбы, ведь в действительности это всего лишь малая кровь, в сравнении с теми жертвами, которые преподносит капитализм, даже если смотреть на это через призму буржуазных взглядов.

Так же Ленин не отрицает того, что нравственность является орудием классовой борьбы «И мы свою нравственность коммунистическую этой задаче подчиняем. Мы говорим: нравственность — это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, создающего новое общество коммунистов.»

«Коммунистическая нравственность, это — та, которая служит этой борьбе, которая объединяет трудящихся против всякой эксплуатации, против всякой мелкой собственности, ибо мелкая собственность дает в руки одного лица то, что создано трудом всего общества. Когда нам говорят о нравственности, мы говорим: для коммуниста нравственность вся в этой сплоченной солидарной дисциплине и сознательной массовой борьбе против эксплуататоров. Мы в вечную нравственность не верим и обман всяких сказок о нравственности разоблачаем.». «Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда».

Для Ленина нравственность целиком сливается с массовой борьбой против эксплуататоров; «мораль и есть боевая дисциплина освободительной армии пролетариата, — правила поведения, обязательные для каждого бойца, желающего победить».

III

В своей философии Маркс вводит понятие отчуждения, которое затрагивает и этические аспекты. В частности, отчуждение является частью этики общения между буржуазией и пролетариатом. Отчуждение выступает сущностной характеристикой буржуазной морали. Моральные отношения людей предстают как отношения вещей и обесчеловечиваются. Человек уравнивается с вещью, его ценность измеряется функциональным использованием – размером услуг, которые он может оказать. В условиях, когда люди стремятся использовать друг друга, человек становится средством, а не целью. Моральное отчуждение до предела обостряет ощущение разобщенности, одиночества, заброшенности. Наличное бытие давит на человека, делает его несвободным. Выход – в отрицании существующей системы ценностей. Человек может сохранить свое человеческое бытие не благодаря окружающему миру и его ценностям, а вопреки им. Отчуждение предстает далее в теории Маркса как отчуждение от человека уже действующих в обществе моральных норм и запретов, как раздвоение личности, ее моральной сущности на «подлинную» и «неподлинную». «Подлинной» оказывается личность за рамками социальной ролей, лишь в личной жизни. Происходит и отчуждение личности от нравственно-психологического состояния духовного мира другого человека. Этот «другой мир» оказывается бесконечно далеким, окружен холодом непонимания. Более того, «другой мир» воспринимается как чуждый и враждебный, источник опасности и ударов. Это опустошает личность, усиливает одиночество, неуверенность, «заброшенность». Свобода оборачивается несвободным подчинением монопольным организациям. Процветает ханжество, как ориентация на формальные образцы, конформизм.

Таким образом, в центре марксистской этики находится реальный человек. Мораль социально обусловлена и имеет своей основой экономические отношения в обществе. Определяющим элементом морали является социальный идеал, который исторически развивается. Пролетариат как самый прогрессивный и организованный класс в капиталистическом обществе должен поставить своей целью ликвидацию несправедливого общественного строя, основанного на частной собственности. Пролетарская мораль исторически прогрессивна. Она имеет общечеловеческую сущность и возникает из «материальной практики». Моральным идеалом в марксизме является коммунистическое общество, которое, по словам Маркса, живет в соответствии с принципом: «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: