Камерная симфония «Млечный путь»




Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ

П. И. Чайковского

 

Композиторский факультет

Кафедра сочинения

 

Специальность 53. 05. 06 Композиция

(уровень специалитета)

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(эссе)

 

 

Тема: «Музыкальные образы и философская позиция композитора».

 

Студент _________________________ / Куличева Екатерина Евгеньевна /

 

Руководитель ___________________ / заслуженный деятель искусств РФ, профессор Чудова Татьяна Алексеевна /

 

Рецензент ___________________ / кандидат искусствоведения

Алюшина Ольга Сергеевна /

 

 

ВКР допущена к защите «___» __________________________2018 г.

 

И. о. заведующего кафедрой (и. о. декана) __________ /А. А. Кобляков/

 

 

Москва

 

Оглавление:

 

1. Введение 3

 

2. Камерная симфония «Млечный путь» 4

 

3. «Симфония Рассвета» 17

 

4. Заключение 22

 

5. Список используемых источников и литературы 23

 

 

Введение

 

Для меня, как композитора, невыразимо важно образное содержание и программа, пусть не облаченная в свою явно конкретную форму, но очерченная легким намеком автора. Своей задачей я ставлю формирование целостной картины значимости образного восприятия перед самим композитором и перед слушателями. Сочинение музыки для меня происходит в большей степени за роялем, иногда я пишу от руки, иногда переношу нотный материал сразу в компьютерную программу, но, безусловно, воплощению и написанию произведения предшествует мысль, некая идея, образ, который рождается в моем сознании.

Цель моей работы — показать как с помощью звука можно воплотить образы, решающие композиторские задачи.

В работе я ставлю следующие задачи:

1) познакомить читателя с общей структурой произведения;

2) раскрыть роль инструментов в моих сочинениях, связь образного содержания и оркестровки;

3) показать, как с помощью звука можно воплотить образное содержание, задуманное мной, как композитором;

4) выразить философский подтекст сочинений;

5) указать ритмические особенности тем;

6) обозначить русскость интонаций;

7) поразмышлять о том, благодаря чему возникли данные сочинения, что сподвигло к написанию их, а также какие личные ассоциации у меня возникали при написании произведений.

 

 

 

 

Камерная симфония «Млечный путь»

 

Первое произведение, о котором я хочу рассказать, называется «Млечный путь». Также как и наша Галактика, мое сочинение имеет в себе бесконечное многообразие образов, звезд и небесных «музыкальных» светил.

Мое произведение имеет 4 части со вступлением и кодой, структуру пяти волн, которые с каждым разом становятся все мощнее. Тема в своем полном виде впервые появляется после второй волны. Структура моего произведения такова: А В А1 В1 А2 В2 кода. Развитие начинается из первоначальной темы.

Произведение длится около 9 минут и представляет из себя поэму для камерного оркестра или можно было бы сказать, камерную симфонию, т.к. в своем составе она имеет все инструменты, которые содержатся и в симфоническом оркестре, только в единичном виде. Все группы духовых — флейта, гобой, кларнет, фагот, медные — труба, тромбон, ударные.

Во вступлении роль создания атмосферного фона, медитативного размышления, легкого трепещущего раздумья я поручаю духовым. Они животрепещуще, с активным придыханием и прозрачным биением создают свободное парящее звучание. Это сотворяет поначалу состояние летающего вздоха или воздушного дыхания. Ты словно окунаешься в атмосферу прохлады, колышащихся волн или дыхания ветра. Нисходящими потоками флейты и гобоя ощущается бережный наплыв волны. Затем кларнет подхватывает и создает, таким образом, ощущение звенящего пространства колыщащихся волн и безбрежности моря.

Роль духовых такова — шум, распространяющийся на все большее и большее пространство, заполняющий всю территорию и увеличивающийся в своей динамике и вибрации по звучанию. Ударные заполняют яркостью и разнообразием ритмов и шумов, перебивая духовые, но вскоре немного отступая. Это роль ударных В своем произведении я уделяю огромное внимание партии фортепиано. Для меня это особый инструмент, с которым связана почти вся моя жизнь и который вызывает в моем сердце всегда трепет и невесомый восторг, очарование и некоторую грусть, любовь и неземное счастье. В нем есть все. И для меня фортепиано очень важно. Партия рояля очень развита, музыкальна. Она отражает все перипетии судьбы — от рождения и восхождения человека по пути развития к великому, до смерти, завершающей все этапы на жизненном пути. Так рояль постепенно — от незначительного колыхания звука до мощнейшего низвергающегося пассажа, который разливается и торжествует словно предоставляя победную свободу всем и каждому, кто ощутил подобный экстаз. Фортепиано для меня удивительный инструмент, играющий одну из важнейших ролей и в моем произведении. Партия фортепиано очень развита (безусловно, это связано с тем, что я пианистка, и, сочиняя для рояля, я всегда могу исполнить то, что пишу в своей партитуре). В самом конце произведения фортепиано высказывается в своем полном объеме и красоте своего звучания очень тихо и нежно, бережно и необыкновенно красиво. Фортепиано также звучит в коде очень спокойно и одиноко, проводя свою красивейшую мелодию из сочетания звуков и интонаций. Позже к фортепиано присоединяются переливистые, блестящие колокольчики, создавая эффект парения и звона. Это создает невыразимо нежную и красивую картину. В кульминации фортепиано звучит мощно и захватывающе. Вместе со всем оркестром оно ведет к пику, вершине, апофеозу, катарсису и всему своему великолепию. Любовь и ненависть, беспокойство и радость, грусть и забота, скрытность и откровение все сочетается в этой музыке со всем. Каждый слушатель услышит лишь то, что подскажет именно ему эта музыка. Так мне, как автору, хочется, чтобы каждый в своем проникновении и погружении в эту историю ощутил и почувствовал, а вернее прочувствовал каждой клеточкой своей души каждый звук, каждое сочетание звуков, каждый мотив… Хочется отметить роль струнных инструментов в произведении. Скрипка — как мы знаем и, думаю, ощущаем, это душа музыки. И в произведении ее роль невыразимо велика. Скрипка выражает все самые тонкие и высокие стремления, а также негодования, волнения, радости, возбуждения и нетерпения души. Именно у скрипки мы впервые слышим вторую тему, тему надежды и свободы, тему радости и пробуждения. Эта тема раскрывается словно цветок и рождается из пепла, словно птица Феникс, под обломками старого и отжившего. Тема появляется как бы из ниоткуда, трансформируясь в великую и превосходную, ослепительную и прекрасную, торжествующую и мощную, величественную и поющую прекрасную тему. Мы слышим рождение ее в своем полном виде, в своем совершенном блеске у скрипок. После чего эту тему подхватывают остальные струнные — альты, виолончели и позже контрабасы. Отчего струнные? Почему не духовые или быть может не фортепиано? Струнные для меня, а в особенности скрипка, это то, что трогает тончайшие струны души «Играла скрипка музыку души. Смычком чуть задевая струны…»[1]. Скрипка словно чувствует, ощущает, вибрирует в тон звучанию человеческой души, для меня она словно живая. Мне кажется, она наиболее сильно воздействует на слушателей. Замечали ли вы это? Для меня это так. Виолончель. Для меня это более глубокий инструмент, он говорит почти человеческим голосом. Виолончель более властна и более покорна, нежели скрипка. Она спокойна, но бывает и мятежна. Я, например, всегда, когда слышу ее звучание, ощущаю себя более философски и умиротворенно. И тут дело в ее тембре. Для меня это важно. Так в моем произведении роль виолончели очень велика. Как и скрипка, виолончель, поначалу немного, совсем чуть-чуть, воздушным речитативом, исполняет два звука. Затем все более увесисто. Вот уже появляется мотив, после чего, как и скрипка, вместе они поют прекрасную тему, которая появляется во всей своей красоте в середине произведения. Эти инструменты, скрипка, виолончель, фортепиано воздействуют на наш эфир, на наше подсознание. Они трогают, и доходят, как мне кажется, быстрее всего до сердца, рождая в нём новые чувства и эмоции, создавая гармонию или хаос, негодование или счастье...

Безусловно, другие инструменты — и флейты, и кларнеты, и касаются человеческой души и влияют, как, наверняка, вам известно на наше подсознание, на наш мозг — проходя словно сквозь сознание, минуя его. Музыкальные инструменты являются мощнейшим средством в постижении великого смысла бытия и познании тайн Вселенной, в проникновении в самые потаенные глубины нашего естества.

Для меня есть параллель - млечный путь и море. Млечный Путь, эти бесконечные звезды, наша Галактика,эта бесконечная прекрасная бездна вверху, в небе над нами и отражающаяся в море на нашей Земле. Море бушующее, море отважное, море печальное и море ликующее. Море спокойное, покоящееся и море смывающее все на своем пути, рушащее все рамки и поглощающее в бездну. Эти ассоциации у меня возникли после моей поездки на Черное море. Это необыкновенная сила и мощь стихии захлестнула все мое сознание и открыла поток творчества, благодаря чему и появилось это произведение. Черное море там было по-настоящему черным, а порой оно было изумрудным, порой голубым, а иногда темно-синим. Оно было разным. Так и моя музыка — и порывистая, и безмятежная, и мрачная, и беззаботная... Она разная. Не знаю, что возникло сперва — само море в моей жизни или произведение. Воспоминания о Черном море мне навеяли эту музыку, как и музыка навеяла воспоминания. Это случилось «взаимно». Когда ты плывешь, волны колышатся, предаешься спокойным размышлениям и сладостным мечтаниям; а то и вовсе твоя голова абсолютно чиста от всякого рода мыслей, твое сердце спокойно и смиренно. Ты просто лежишь и наслаждаешься, купаешься в лучах летнего солнца. Этот момент легко увидеть перед кульминацией в моем произведении. Все становится тихо и спокойно, ты умиротворен и счастлив в этом мерном единении и тихом, ровном, едва уловимом движении. В моем произведении каждый для себя может взять то, что подсказывает ему музыка. Прежде всего это образы, картины в нашем восприятии. Мне очень хочется, чтобы каждый родил, создал в себе что-то, слушая мою музыку. Будь то новое или старое чувство, воспоминание, размышление или картину из детства, может быть он представит море, его шум, шелест леса, млечный путь а может сюжет из любой книги или фильма... Любые образы. Иногда, при прослушивании «Млечного пути», у меня в сознании, например, возникает картина прогулки по Измайловскому парку, который я так люблю. Путь от Первомайской до Лебедянского пруда всегда вызывает во мне какой-то особый трепет, что отображено и во втором разделе моего произведения. Я степенно прохаживаюсь, думаю о своем, слушаю заливистое пение птиц и, как всегда, дохожу до пруда. Это моя финишная точка. Возможно, в произведении, это и есть мой путь. Моя музыка неразрывно связана с образами, визуальными представлениями, фантазиями. Еще в пору, когда я училась в школе, мне посчастливилось ходить в художественную школу, что безусловно, не могло не отразиться на моем восприятии, на моем вкусе. Я считаю, что художественная школа оказала на меня неоценимое влияние и осуществила великолепный вклад в мое восприятие искусства. И это останется со мной навсегда. Это важно.

В произведении для меня важно многообразие и вариативность образов. Художественная школа повлияла на меня и в ощущении чувства оттенков, красок, тонов. В более тонком ощущении окружающего мира и пространства, наверное, и в большем воспитании и совершенствовании себя как визуала. Несмотря на то, что музыка и восприятие информации через слух, для аудиалов, а я, как мне думается, в большее степени все-таки визуал, каких большинство. К слову, я всегда мыслю образами, картинами, личными переживаниями и зрительными воплощениями. Это ощутимо и в моей музыке, и, конечно, в этом произведении. Для меня конкретный или не очень конкретный, но все же, пусть эскизный, слегка оформленный, но проявленный образ, очень важен.

Мне очень нравится стихотворение Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя» [2]. Для меня оно очень важно, так как построение четырех волн в моем произведении может быть и млечным путем, и морем, а может вполне конкретным изложением мысли, подчеркнутой в каждом абзаце этого чудесного стихотворения. Общая тема этих произведений — стоящий перед человеком выбор. Суть в том, что человек ответственен за каждое свое действие, которое он совершает, за каждый свой поступок, за каждое движение, порыв, устремление даже мысли. Суть в том, что «каждый выбирает для себя». По какой дороге следует пойти, сконцентрироваться ли на себе, услышать ли свой внутренний голос, хотя бы попытаться понять, что происходит, успокоиться или может нестись, сломя голову в небытие. Множить негодование, печаль, недовольство, гнев, тревогу или вселять радость, свет, доброту, гармонию, целостность в человеческие души. «Каждый выбирает для себя…» В начале моего сочинения перед человеком ставится дилемма. Все зависит от него, что он выберет, по какому пути он пойдет. Идет некое противостояние, пусть легкое, чуть заметное, которое с каждым вздохом, с каждым шагом, с каждым мотивом все настойчивее и все более явно проявляется в оркестре. Дьявол, с его роковым секундным ходом проявляет свое существо. Он предлагает свои «хари» - безсердечие, злобу, зависть, удовольствия, холод; это выражается в нисходящих хроматических ходах и тритонах у струнных. Человек еще не решил, не выбрал, но он замешкался, он в раздумьях. БОГ дал человеку возможность ВЫБОРА, таким образом, каждый человек выбирает СВОЙ ПУТЬ. И в человеке извечно борются ДОБРО и ЗЛО, но зло - это НЕЗНАНИЕ, и человек РОЖДЕН с определенной МИССИЕЙ, которая заключается в ПОЗНАНИИ ИСТИНЫи ДВИЖЕНИИ (как бы по Млечному Пути) к ИСТИНЕ МИРОЗДАНИЯ, к ЛЮБВИ. Вот чуть было не произошел выбор, как происходит словно наводнение, смывающее, очищающее, которое приводит к затуханию, после чего все повторяется вновь. Опять, будто во второй раз человека спрашивают, по какому он пути готов идти, что он желает выбрать для себя — путь мрака и смерти или путь созидания, любви. Все это выражается через вопрошение. Отчего, спросите вы, он не выбирает путь любви, ведь он очевиден, каждый желает в душе обрести именно это. Но все не столь просто. Дело в том, что этот путь, путь свободы. Путь свободы от низменного посредством преодоления, посредством постоянного непрекращающегося ежесекундного движения вперед, посредством труда, посредством проявления любви, даже порой тогда, когда сделать это вовсе непросто. Это путь истины, путь управления своими страстями, путь владения собой, путь борьбы, путь воли. Не каждый способен выбрать это. Не каждый готов бороться, испытывать поражения и вновь вставать, подниматься, отряхивать всю грязь с колен и идти, не смотря ни на что в борьбе за истину. Что выберешь ты? И словно вопрошает труба. Вторая поглощающая волна ускоряющегося и повышающего динамику и звучность оркестра захлестывает все снова, вбирая в себя все живое и неживое. Ответ не ясен, долгое раздумье. Перед началом заполнения второй волны, звучит легкая тема мажорного склада, но вне тональности. Олицетворяющая любовь, молитву, как и в стихотворении. Резкое противопоставление тромбонов и фанфарных воинственных ходов напоминает о дуэлях, которые еще предстоят, о борьбе, которая впереди и о твоем собственном выборе. Заново поглощающая волна. Наступает третий раздел. Звучание фортепиано и скрипок, легкая невесомость и быстрое возвращение значительности и вопрошания в лице труб и пока еще едва слышимых тромбонов. Приходит осознание. Герой словно недоумевал ранее, пытаясь переделать всех и вся, забывая о главном персонаже этой сказки, самом себе... Отчего,быть может, и было так долго его раздумье. Он не мог определиться, как быть, потому что всегда привык думать как изменить другого. Он винил всех и вся в своих собственных ошибках, забывая, что он ТВОРЕЦ. Он — создатель своей собственной жизни, а не кто-нибудь другой. Только он. Как поется в известной песне Михаила Танича, которая тоже созвучна с этой темой. «Одиночество, одиночество — это надо же заслужить! Но беду свою так и хочется на кого-то переложить…» [3].

Суть в перекладывании ответственности с себя, на другого. Своих собственных неудач, причин своих лишений, болезней на других.

И стихотворение, и эта песня близки по своей общей идее. Это осознание у героя происходит, накрывая третьей, куда более мощной волной, чем предыдущие. Но это волна окрашена уже в более светлые по колориту тона, в более яркие и солнечные краски... Звучит кульминация. Кульминация прозрения и осознания. Кульминация взятия на себя ответственности, готовности и следования, не смотря ни на что, вперед по пути познания истины.

В основе моего музыкального сочинения есть два музыкальных образа. Эти образы столь многогранны и всеобъемлющи, столь расширены и порой в рамках своей фантазии столь размыты, что невольно думаешь о всей многогранности бытия и человеческой жизни. Млечный Путь, море, гармония природы, но и сама личность человека выступают на первый план, словно выкристаллизовываясь из общей массы разбросанных идей, судьбы и участи всего человечества. Это произведение я бы назвала общечеловеческой симфонией. Четыре части моего произведения объединяет общность вопроса, задаваемого мной прежде, вопрос выбора. И это сквозит в тематических связях и тематических объединениях данных процессов. Очень просто найти сходство характера, мелодрамы, интонаций, мотивов, тем между двумя фразами. Однако все не столь однозначно.

Слушая в отдельности каждое тематическое звено, можно заметить, что они все же отличаются друг от друга. А именно в своем ритмическом рисунке. Близость интонационного движения, мелодических ходов в изображении данного материала идентичны во многом, однако характеры и развороты их введения весьма различаются. Ритмически тема представляет из себя пять восьмых, идущих мерно друг за другом, в непринужденном высказывании. Это происходит несколько абстрактно, чуть отрешенно, более мечтательно. Далее тема обретает большую значимость и появляются идущие спокойным, но со стремлением, четвертные ноты. Тема проводится широко, на legato, олицетворяя собой гармонию и целостность, свободу и волю, более женское начало, нежели мужское, стремление к прекрасному и созидание. Вторая тема ритмически проводится более конкретно и четко. Ее ритм наиболее убедителен и маршеобразен. Она представляет собой образ скорее мужского начала и стремление к победному, воодушевленному ходу идущих чередой мыслей убеждений. В первый раз тема раскрыта наиболее нежно, бережно, ласково, вторая же в свою очередь имеет больший накал и решительность, эмоциональность и в некотором роде, драматизм. Это просматривается в самом ритмическом рисунке. Следуя из этого, они необыкновенно разные, эти темы, но все же невыразимо схожи по своей общей тяге, по своему общему стремлению к свободе и свету. Высказанное в первой теме, наиболее обширно и в более общем плане раскрывается во второй. Это серьезная, большая и очень глубокая идея. Таким образом слушатели вводятся в общую атмосферу, в общее умонастроение моего сочинения. Это помогает наиболее полно выразить и ощутить написанное. Эти темы имеют в себе русские интонации. Распевные и мелодичные они проводятся в середине и так до конца произведения, в коде растворяясь в небытие… Для меня здесь важен образ родной страны, России. Именно поэтому я использую этот тематический материал. Как первая, так и вторая тема имеют в себе русскость и широкий размах. Особенно во второй теме отражена молодецкая удаль и веселый, добрый нрав. Эта тема встречается на протяжении всего произведения. В основе ее лежат секундные, терцовые интервалы. Интонации этой темы рождаются как бы из первой, но имеют в себе свое исконное, личное, совсем иное лицо, свое лицо. Пусть схожее, но все же, свое. Эта тема особняком проходит сквозь все пространство сочинения. Постепенно на протяжении всего произведения она будто возрождается из пепла или расцветает как прекрасный цветок, начиная свою дорогу от секундной интонации, продолжая мотивом и заканчивая всем мощным разворотом могущественной и величественной темы. В конце же в своем ослепительном обличии и некоторой трансформации тема перерождается в более мягкую, нежную и одухотворенную. В своем полном виде она впервые появляется ближе к середине, подходя к третьей волне, но еще незадолго до… Звучит мотив у флейты, затем он передается струнным, потом его подхватывает труба и затем группа медных духовых разворачивает на полную мощь и в полную свою грандиозную силу всю тему.

Теперь хочется немного сказать о тональности. У меня ее нет. Проще сказать, мое произведение не диатонично. Правда, основой можно назвать одну ноту, которая звучит наиболее часто, чем каждая другая. Это нота «си». Почему «си»? Не «до»? Выбор пал на «си», могу ответить я. И он не случаен. В моем восприятии нота «си» имеет светлую краску. Как и Скрябин имел «цветослух», и слышал определенные ноты и тональности в цветах, так и во мне это есть, но очень немного. Так, «до», для меня это стабильность, белый цвет, «ре» — словно лес, что-то зеленое и так далее, доходя до «си» я скажу лишь — желто-голубой. Как это желто-голубой? Можно считать в отдельности небесно-голубой с ярким лучистым искрящимся желтым солнцем… Помните, про художественную школу… Восприятие цветов и красок неизменно отражается и на музыкальном восприятии. Как я уже сказала, мое произведение по большей части не диатонично, особенно это касается кульминации, когда ощущение тональности претерпевает абсолютное преобразование, возникают новые тональности, новые сочетания звуков и аккордов. Это проистекает очень интересным образом, создавая развернутую экспозицию и расширение не только темы, но и гармоний, всех оркестровых красок.

После кульминации идет реприза и кода, некое общее заключение, вывод, резюме. До которого происходит нарастание мощности волны и отпускание, легкость, парение и обретение мудрости мироздания, нашей жизни, Вселенной, Млечного Пути. Так по сути заканчивается произведение.

 

 

 

«Симфония Рассвета»

 

Поговорим о названии. Мое симфоническое произведение называется «Симфония Рассвета». Ну, конечно, оно о рассвете. И, можно подумать, что это о природе. И это правильно. Однако не все так просто. Явления природы, ее стихий. Она поначалу дремлет, тихо спит и наконец пробуждается. А что, если она никогда не проснется?…

Речь о солнце, которое встает для каждого из нас по утрам, которое греет и любит каждого из нас. Оно не выбирает — «Тебя следует, ты сегодня хорошо себя вел, сейчас включим для тебя тепло и солнце поднимется на твоем небе, а ты провинился, switch off…». Такого не происходит, оно любит всех и вся своей безусловной, искренней любовью и понимает каждого. Оно радует и создает волшебный заряд чувств, приятно переливающуюся по всему телу теплоту. Всецело. И это сочинение об этом. О некоем свете, струящемся по холмам и долинам, по рекам и озерам, по лугам и горам…

Свет струящихся лучей разносится по всему оркестру своим фантастическим оттенком, своей превосходной будоражащей краской. Все начинается с буйства соцветий и тонов, с буйства красок и гармоний. Все инструменты звучат tutti, весь оркестр звучит в одном общем единении и общей очень громкой динамике. Образ природы, на мой взгляд, это замечательно.

Но перед рассветом - самое темное время, торжество тьмы и мрака, тьма не хочет уходить и сгущается перед самым рассветом в природе, здесь есть еще и философский смысл. Он выражается в противостоянии, противостоянии добра и зла, войны и мира, смерти и жизни, ненависти и любви… Злые, мрачные, агрессивные силы тьмы и добрые, любящие, всепобеждающие силы света. Симфония атональная, имеет одну часть и двойной состав оркестра.

Медные духовые инструменты — это страх, отчаяние, боль. Струнные, фортепиано, и голос — для меня это нечто прекрасное и великое. Но нельзя так четко делить эти инструменты, согласитесь. Каждый из них может «говорить» и о страшном, и о прекрасном. Так вот, в начале произведения все говорят на одном языке, поначалу благополучном, но вскоре превращающемся в общий ужас, хаос, который после доведения до своего панического триумфа, обрывается.

После чего следует молчание. Легкий мотив у колокольчиков едва заметно и лишь изредка появляется. Только тарелки, очень тихо позванивающие, изображающие шорох и движение, создают общий фон ожидания и таинственности. Мрак прошел, все самое страшное позади. Наступила спокойная тишина. В резком контрасте, издалека, совершенно незаметно звучит еле уловимо рояль. И это доброе начало. Сюжет здесь и про любовь, и про Родину, и про победу прекрасных чувств в самом человеке. Иногда человек борется даже с собой, со своими мыслями. Есть известная притча о двух волках, которые всегда борются в тебе [4]. Эта притча называется «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…». Это изречение отражает и мои мысли. Возникает связь этого изречения и моего сочинения. Ведь порой происходит борьба внутри тебя, когда один голос внутри тебя говорит, сделай так, а другой говорит иначе. Они противоборствуют. В результате побеждает и формирует реальность та мысль, тот образ который наиболее плотно и наиболее часто прокручивается в твоем сознании. Мне кажется, это так. Итак, вспомним о музыке, едва слышимое дуновение духовых, шорох тарелочек подхватывают колокольчики, которым вторит вибрафон и фортепиано. Эти инструменты звучат столь нежно и мягко, что создается ощущение умиротворения. Они успокаивают всю накалившуюся прежде от громкого звучания целого оркестра атмосферу. Далее это звучание бережно подхватывают струнные, унося за собой в характере сказочности и одухотворения. Первоначально необыкновенно тихо и высоко, постепенно опускаясь все ниже, приобретая большую глубину звучания и насыщенность. Позже добавляются низкие звуки, что создает эффект все большего проникновения и погружения, все большего заземления.

Следующий раздел — ритмический. Звучат флейты, гобои, кларнеты, фаготы — все деревянно-духовые инструменты, ударные — большой барабан, малый барабан, тарелки, колокольчики, треугольник, колокола, ксилофон, вибрафон задают ритм, постепенно возникая и организую пространство вокруг. Арфа разносится glissando по всему своему диапазону, начиная от малого, заканчивая полностью всем масштабом звуковой палитры, диапазона и динамики. Этот ритмический раздел достигает грандиозного масштаба и патетики. Колокольчики звучат, разнося блеск и звон по всему оркестру. Вырисовываются кларнет, ненавязчивый тематический изгиб виолончели. Своим богатым и выразительным тембром виолончель проводит главную тему. Затем тема начинает проступать и в других голосах. Сначала кларнеты, скрипки, потом духовые полнозвучно проводят тему. С каждым ходом тема все более явно становится слышна. Тема разворачивается все более полно, и труба торжественно провозглашает ее. Это появляется как нечто эфемерное, доходя до своей полной звучности и провозглашая гимн прекрасному и великому. Сперва в общий колорит умиротворения и света вторгаются духовые, стремительно мчащиеся в быстроте своей фактуры, наполняя уже не теми ужасающими интонациями, но более прекрасными и гармонизованными в осветленной, мерцающей фонации. Чуть дальше из быстрых шестнадцатых вырастают более степенные восьмые, что углубляет слушателя в полновесную и плотную сонористику.

В мою симфонию я включила голос. Голос, его тон наиболее тонко передают мир личных чувств, настроений, переживаний. Это самый искусно выгравированный инструмент, поражающий своей углубленностью в пространство творца, автора, своим масштабом глубокомысленного посыла и чуткостью восприятия слушателями его. По тембру я выбрала меццо-сопрано. Здесь должно быть что-то легкое, но более земное, решила для себя я. Для меня это меццо-сопрано. Поток звуков голоса в моем произведении, порой используемых как речевая фрагментация, а порой как выразительнейшая мелодия, приводит нас к большему осознанию, на мой взгляд, лучше, чем любой другой инструмент. В моем восприятии это так. В моем произведении я использую женский голос, который звучит мягко и плавно, легко и протяжно. Голос не имеет слов, он поет только вокализ как абсолютно равный другим инструмент, он не выступает на передний план, а пребывает в неторопливом единении с иными инструментами. В меццо-сопрано я хотела воплотить большую монументальность и глубину, но и легкость и изящество сопрано. Здесь порой он парит, возвышаясь над всем оркестром, а порой сливается в едином потоке звучности и сонора, в едином громком и властном стремлении, создавая неповторимую необыкновенную краску.

От раздела к разделу развивались, созревали, рождались, раскрывались, насыщались красками и энергией все инструменты симфонии. В кульминации напряженность достигает того накала, когда развязка уже драматургически необходима. В нарастающей звучности, в величественной теме, которая затем мало-помалу испаряется. В коде я выразила не только полет души и высочайшее возрастание чувств, но и музыкального, живописного, картинного образа рассвета. Ритмический рисунок растворяется в едином протяжном звучании всего оркестра. Он возвращается в завершении, создавая сплоченность кульминации и коды, действуя по способу волнообразного разворачивания материала.

 

Заключение

 

В моих произведениях первостепенную роль играют образ и чувства, человеческие переживания, внутренние эмоции, которые испытал или испытывает сам композитор и слушатели во время звучания произведения. При сочинении моих произведений я использовала художественное видение и восприятие через призму образов, фантазии и собственных воспоминаний.

Важно понимание гармонии природы и личности человека, они выступают на первый план, словно выкристаллизовываясь из общей массы разбросанных идей, судьбы и участи всего человечества.

Человеку дана возможность выбора, таким образом, каждый человек выбирает свой путь. В человеке извечно борются добро и зло, но зло - это незнание,холод, и человек рождается с определенной миссией, которая заключается в познании истины и движении к истине мироздания путем проб и ошибок, к ЛЮБВИ.

Благодаря этой работе я значительно обогатила свой композиторский опыт, научилась выстраивать музыкальную форму, опираясь на особенности оркестра. Я научилась осуществлять собственные композиторские идеи. Научилась слышать оркестр целостно и в деталях.

Таким образом, цель моей музыки — разговор со слушателем, доведение ее до глубины души каждого. Об этом можно говорить серьезнее и подробнее. Но я буду рада, что даже краткое касание этих вопросов даст слушателю пищу для раздумий и эмоциональный отклик.

.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: