ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ




ВВЕДЕНИЕ И ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ

 

 

Учебное пособие

 

 

Санкт – Петербург

 


 

Министерство образования и науки РФ

________________________

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ имени С.М. Кирова»

 

 

Ф И Л О С О Ф И Я:

ВВЕДЕНИЕ И ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Учебное пособие.

 

 

Санкт- Петербург


 

Рассмотрены и рекомендованы к изданию кафедрой философии

Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии

24 мая 2011 г.

 

 

С о с т а в и т е л и:

кандидат философских наук, доцент Д.Е. Любомиров

кандидат философских наук, доцент О.В. Сапенок

О т в. р е д а к т о р

кандидат философских наук, доцент Д.Е. Любомиров

Р е ц е н з е н т

 

 

Данное учебное пособие по дисциплине «Философия» предназначено для бакалавров лесотехнической академии, обучающихся по всем направлениям и формам. Содержит вводную тему, историко-философскую часть, словарь основных понятий и персоналий курса, таблицы по истории философии для самостоятельной работы и список основной и дополнительной литературы по дисциплине.

 

 

Темплан г. Изд. №.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………… 3

Раздел I. Предмет философии…………………………………………… 5

1. 1. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы

……………………………………………. …………………………. 5

1.2. Философия как наука……………………………………………..... 9

1.3. Место философии в системе культуры………………………….. 13

Раздел II. Основные этапы и направления развития философии……... 15

2.1. Философия Древнего мира…………………………………………15

2.1.1. Философия Древнего Востока………………………………. 15

2.1.2. Античная философия……………………………………….... 17

2.2. Философия Средних веков………………………………………….21

2.3. Философия эпохи Возрождения…………………………………....23

2.4. Философия Нового времени………………………………………..26

2.5. Философия Просвещения…………………………………………..28

2.6. Классическая немецкая философия ……………………………….30

2.7. Философия XIX – XX столетий ………………………………... 32

2.7.1. Философия марксизма …………………………………….. 33

2.7.2. Философский иррационализм(волюнтаризм ) ……………..35

2.7.3. Русская философия XIX – начала ХХ веков………………..37

2.8. Современная западная философия………………………………..42

Раздел III. Словарь основных понятий и персоналий ……………….....51

Раздел IV. Таблицы для заполнения……………………………………. 57

Раздел V. Рекомендуемая учебная литература..………………………. 63

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данное пособие подготовлено в соответствие с Государственными образовательными стандартами ВПО 3-го поколения в помощь студентам, обучающимся по всем направлениям и формам подготовки бакалавров по дисциплине «Философия». Переход на многоуровневую систему высшего образования предполагает перенесение акцента с традиционных аудиторных форм учебного процесса на самостоятельную работу самих обучающихся и, как следствие, сокращение лекционных занятий. Часть материала, прежде доводимого до студентов на лекциях, теперь будет осваиваться ими индивидуально через знакомство с учебной и методической литературой, а также с другими источниками информации, одним из которых является интенсивно развивающийся Интернет.

Предлагаемая Вашему вниманию разработка направлена на методическую ориентацию студентов при изучении вводного и историко-философского разделов курса.

В нее входят:

· основная часть, содержащая изложение ключевых моментов тем «Предмет философии» и «Основные этапы и направления развития философии», более детальное изучение которых Вам предстоит осуществить с помощью рекомендуемых учебников;

· словарь основных понятий, где дается характеристика философских терминов, обозначающих важнейшие направления, школы, этапы развития философской мысли, а также имена и идеи крупнейших ее представителей, которые не были достаточно освещены в тексте;

· таблицы, заполнение которых поможет Вам лучше освоить, а также проверить степень освоения историко-философского материала;

· список рекомендуемой для использования в учебном процессе литературы.


ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

 

Философия /в переводе с греческого языка – «любовь к мудрости»/ – одна из древнейших форм человеческой духовности. Возникла около середины первого тысячелетия до новой эры, когда в трех основных очагах культуры древности – Китае, Индии и Греции - формируются предпосылки для перехода к более развитым формам мышления и осознания человеком мира и своего места в нем.

Изучение философии изначально затруднено ее двойственностью. Последняя проявляется в том, что, с одной стороны, философия выступает как один из исторических типов мировоззрения, которое отличается не только у разных эпох и народов, но и у различных представителей одной и той же культуры, с другой, - она претендует на статус науки, то есть достоверного, более или менее общепризнанного знания. Таким образом, философии внутренне присуща противоречивость, проблемность, в чем мы не раз убедимся в ходе дальнейшего рассмотрения ее содержания.

Первым шагом на этом пути является анализ мировоззрения.

 

1.1. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.

Под мировоззрением понимается система взглядов человека на мир и свое место в нем, обусловливающая его отношение к миру и выступающая в качестве регулятора и ориентира человеческих действий.

Мировоззрение формируется в ответ на потребности людей осмыслить свою жизнь в целом, выстроить связь настоящего с прошлым и будущим, определить способы жизни, ее цели и задачи.

Несмотря на своеобразие взглядов на мир, отличающее времена и культуры, в структуре любого мировоззрения можно выделить обязательно присутствующие в нем элементы:

- устойчивую картину мира,

- систему ценностей

- опирающуюся на нее целеполагающую идею.

Первый из названных элементов мировоззрения включает в себя знания, необходимые человеку для объяснения мира и ориентации в нем. Для этого ему надо иметь ответы на вопросы: «Как возник окружающий мир?», «Как он устроен?», «Откуда появился в нем человек?», «Кто дает этому миру законы?», «Что ждет человека в будущем?» и т.д.

Ценностная составляющая мировоззрения содержит нормы, правила, идеалы, запреты, в которых выражается заинтересованность человека в окружающих его предметах и явлениях, связанная с необходимостью удовлетворять с их помощью личные и общественные потребности. Представления о благе, истине, справедливости, красоте, счастье и т.п., выстроенные в определенную иерархию ценностей, обусловливают отношение человека к миру и самому себе, реализуемое в его поступках. Но для этого существующие в культуре знания о мире и ценности должны получить личностное эмоционально-волевое подкрепление, став, таким образом, собственными убеждениями человека.

В качестве целеполагающей идеи чаще всего в мировоззрении выступает представление о смысле человеческой жизни.

В структуре мировоззрения различают жизненно-практический /обыденный/ и теоретический уровни. Первый, иногда называемый еще жизненной философией, формируется преимущественно стихийно на основе личного и коллективного опыта. В силу этого, присущие ему сильные стороны - конкретность и практичность - соединяются с внутренней противоречивостью, отсутствием логичности, обоснованности, систематичности. Успешно выполняя свои функции в знакомых типичных случаях, жизненная философия часто оказывается бессильной в нестандартных ситуациях, выходящих за пределы наличного опыта.

В то же время, теоретический уровень мировоззрения является плодом целенаправленных усилий специально подготовленных мыслителей /философов, богословов/, которые, осмысливая как индивидуальный, так и, прежде всего, коллективный человеческий опыт, пытаются выразить его в максимально целостном и обобщенном абстрактном виде. Достигаемый таким образом предельный универсализм /применимость к возможно большему числу случаев/ теоретических понятий, законов, принципов предполагает, однако, необходимость их приспособления к конкретным ситуациям, из которых только и состоит реальная человеческая жизнь.

Для характеристики мировоззрения нередко используют понятия мироощущение, мировосприятие и миропонимание. Хотя строгих взаимоотношений между этими терминами в научной литературе не установлено, их порядок в какой-то степени соответствует как этапам духовной эволюции человечества, так и доминированию в мировоззрении конкретного индивида или общественной группы эмоционально-образной или рационально-понятийной составляющих.

Под мироощущением и мировосприятием понимается чаще всего чувственно-эмоциональная составляющая мировоззрения, когда окружающая действительность представляется в виде совокупности отдельных чувственно-наглядных образов /мироощущение/ или целостного наглядного образа /мировосприятие/ реальности. Миропониманию же соответствует преимущественно абстрактная, опирающаяся на логику и разум картина мира, где главную роль играют не образы, а понятия.

Нужно заметить, что в воззрениях на мир реального человека присутствуют все три составляющие, поэтому их строгое разграничение и, тем более, противопоставление являются не более чем познавательным приемом, призванным лучше оттенить их специфику.

Основными историческими типами мировоззрения являются мифология, религия и философия.

Наиболее древним из перечисленных типов является мифологический, представленный в форме сказаний, былин, преданий, мифов. Их главными персонажами выступают боги и герои, деятельностью которых и объясняется возникновение и устройство мира, появление животных и человека, происхождение общественных законов, обычаев, знаний, ремесел. Выступая в единой нерасчлененной форме /т.е. совмещая в себе зачатки познавательных, нравственных, эстетических, религиозных способов освоения мира/ мифология выполняла в первую очередь функцию оправдания принятых общественных порядков, воспитывая, регулируя, запрещая и направляя активность человека. Вписывая человека в фантастическую, по сути, картину реальности, она устанавливала между ними гармонию, вносила согласие и в его внутренний духовный мир.

Человек на этой стадии своей культурной эволюции не ощущал себя привилегированной частью мира, скорее, его малой частью, «микрокосмосом», целое же /«макрокосмос», Природа/ выступало как идеал и образец для подражания.

Мифологическому типу мировоззрения присущи следующие особенности:

- эмоционально-образное восприятие мира как единого целого;

- склонность оживотворять, одухотворять окружающий мир;

- стремление наделить природу человеческими качествами /антропоморфизация природы/;

- тесная связь с ритуалами, обрядами /духовно-практический характер/.

На ранних этапах человеческой истории наряду с мифологическими формами сознания формируется и религия. Хотя четкую грань между ними провести достаточно трудно, все же попытаемся обозначить их специфику.

Религию чаще всего определяют как систему взглядов, чувств и практических действий, проникнутых верой в сверхъестественное. Этот тип мировоззрения отличается от мифологического, прежде всего, делением реальности на два вида – природную /естественную/ и надприродную /сверхъестественную/, которые принципиально различны не только своими характеристиками, но и значимостью для человека. При этом для большинства религий свойственно подчеркивание особого места человека в этой иерархии бытия – он единственный из существ низшего мира способен переходить в другую, высшую реальность, на что и направляется вся его деятельность.

Во-вторых, религиозный взгляд на мир и обусловленная им система ценностей тесно связаны с культовой практикой, то есть совокупностью ритуальных символических действий /молитва, жертвоприношение и т.п./, посредством которой верующий общается с объектом своего поклонения.

В третьих, в развитых религиях взгляды на мир, общество, человека приобретают более целостный характер вероучения, в котором наряду с образно-наглядной составляющей /роднящей религию с мифологией/ уже присутствуют достаточно абстрактно сформулированные нравственные /заповеди/ и догматические /касающиеся основ вероучения/ положения.

Все это, на наш взгляд, позволяет рассматривать религиозное мировоззрение как следующий шаг человечества в духовном овладении миром. Следует отметить, что возникающие более развитые взгляды вовсе не отменяют ранее существовавшие; они надстраиваются над ними, включая их в себя как важную составляющую.

Третий из перечисленных типов мировоззрения - философия – получает в наследство от мифологии и религии комплекс вопросов, на которые она пытается дать ответы, обращаясь уже не к эмоционально-чувственной составляющей, как это делали ее предшественницы, а, преимущественно, к человеческому интеллекту. Возникновение философии знаменовало собой переход от генетического /отвечающего на вопрос: кто кого породил?/ к каузальному /выясняющему причины/ объяснению мира.

Само буквальное значение греческого слова «философия» – несет в себе в противовес имеющему дело со сферой повседневного опыта обыденному познанию стремление к постижению мудрости, то есть мира в целом, в его наиболее глубинных и существенных свойствах, в его связанности с человеком. В русском языке, согласно «Толковому словарю» В.И.Даля, слово «мудрость» означает «единство добра и истины, любви и справедливости; высшее состояние духовного и нравственного совершенства».

Возникновение философско-теоретического типа мышления было подготовлено глубокими преобразованиями как в сознании /накоплением астрономических, математических, медицинских и некоторых других видов преднаучного знания/, так и в устройстве древнего общества /например, отсутствием власти жрецов и установлением демократической формы правления в античной Греции/.

В результате, первые философы не просто провозглашали какую-либо мировоззренческую идею, положение, но стремились ее доказать с помощью рациональных, т.е.основывающихся на законах логики рассуждений, старались согласовывать ее с опытом и здравым смыслом.

Особенностью нового типа мировоззрения стал универсализм, проявляющийся в направленности философского познания на фундаментальные принципы бытия, на основе знания которых можно было бы сформулировать столь же всеобщие законы духовно-нравственной жизни человека и общества.

Философско-теоретической форме освоения мира свойственен субстанционализм, то есть стремление найти ту единую устойчивую основу, которая способствовала бы представлению мира как гармоничного целого. Кроме того, неизменность и вечность такого предельного основания, сущности /на философском языке - субстанции/, придало бы миру, состоящему из изменчивых и преходящих вещей, явлений, процессов, большую надежность и реальность.

Наконец, свойственное философским размышлениям сомнение придает этому типу мировоззрения критичность, что также отличает его от мифологии и религии, стремящихся, наоборот, к абсолютизации, догматизации своих установлений.

Обозначив основные признаки исторических типов мировоззрения, мы переходим к рассмотрению второй стороны философии, где она выступает как наука.

 

1.2. Философия как наука

 

На связь философии со становящимся научным знанием мы уже обращали внимание, когда речь шла о зарождении теоретического мышления в Древней Греции. С первых шагов своего существования наука и философия взаимно дополняли друг друга. Наука поставляла философии необходимые для ее построений многообразные знания о мире, а та, в свою очередь, предлагала науке методы познания и мировоззренческие принципы, явившиеся результатом обобщения и осмысления полученных данных, но в силу присущей философии универсальности выходившие далеко за пределы наличного опыта.

Столь тесное сотрудничество не могло не привести к появлению общих черт, существование которых дает некоторым представителям философской мысли достаточно веские основания рассматривать ее как особую науку. К числу таких свойств философии относят ее специфические объект и предмет, разработанную систему понятий, свойственные ей метод исследования и функции. Остановимся подробнее на этих важных характеристиках философии.

Объектом изучения любой науки выступает сфера реальности, на которую направлен ее познавательный интерес. Для философии объектом изучения является мир как целое, взятый в единстве его материальной и духовной сторон.

Предмет науки формируется в результате исследования ею своего объекта, в ходе которого происходит вычленение наиболее существенных для данной отрасли знания свойств, сторон, отношений, закономерностей объекта, определяющих впоследствии круг изучаемых данной наукой проблем.

Поскольку философия – наука мировоззренческая, то есть тесно связанная с развитием общества, то, как круг вопросов, с которыми она обращалась к миру, так и характер даваемых на них ответов, существенно менялись. Если первых философов Древней Греции интересовала проблема первоначала, то уже Сократ задавался вопросом «Что есть человек?». Спор представителей эмпирического и рационалистического направлений философии XVII века о методах научного познания оставил равнодушными экзистенциалистов века ХХ, уделивших в своих произведениях основное внимание вопросам самореализации человека. И этот перечень различных позиций в понимании главной проблемы философии можно продолжать бесконечно.

Если же попытаться найти общее в столь внешне отличных точках зрения, то можно заключить, что предметом философии является всеобщее в системе «мир – человек», представленное в виде наиболее фундаментальных отношений между составляющими эту систему элементами. При этом человек рассматривается одновременно и как часть мира, и как особый субъект, самим фактом своего существования выделенный из него. Философия же в этом случае выступает как знание о предельных /максимально общих, наиболее существенных/ взаимоотношениях, складывающихся между человеком и миром.

Такого рода универсальными связями выступают онтологическая, гносеологическая, аксиологическая и праксеологическая.

Онтологическоеотношение связано с проблемой первоосновы мира и часто формулируется как вопрос о том, что первично – материя или сознание. В зависимости от того, что берется за основание их модели мира, философы делятся на материалистов и идеалистов.

Первые считают первоосновой всего существующего материю, представленную в виде бесконечного множества предметов, процессов, их отношений и свойств, существующих независимо от сознания. К материализму близок натурализм, рассматривающий природу в качестве единственного основания, действием которого можно объяснить все существующее.

К идеализму относят теории, представители которых считают основанием всего существующего духовное, нематериальное начало. При этом, объективный идеализм видит таковым внечеловеческий, объективный /от субъекта независимый/ разум /например, Мировой дух, Абсолют/, а идеализм субъективный – сознание отдельного человека /субъекта/.

Гносеологический аспект отношений человека и мира затрагивает вопрос о принципиальной возможности или невозможности получения достоверной информации об окружающих нас вещах, процессах, явлениях. Позиция философов, дающих на него положительный ответ, получила название познавательного оптимизма. Те же мыслители, кто считает мир непознаваемым, принадлежат к агностицизму (познавательному пессимизму). Иногда, кроме двух вышеназванных позиций, выделяют третью – скептицизм, сторонники которой, не отрицая возможности познания окружающей действительности, высказывают сомнение /скепсис/ в достоверности полученных знаний.

Особенностью человеческого бытия в мире выступает его активно-заинтересованное отношение к окружающей природной и социальной действительности. Оно реализуется через выявление значения /ценности/ того или иного объекта, в качестве которого могут выступать люди, физические предметы, общественные нормы или идеи, для удовлетворения человеческих потребностей. Далее на основе выясненной значимости объекта происходит разработка программы поведения по отношению к нему.

Последняя из названных выше фундаментальных связей в системе «мир – человек» - практическая /праксеологическая/ - обусловлена особым типом взаимодействия людей с окружающей их действительностью. В отличие от остальных живых существ, приспосабливающихся к условиям своего существования как к некоторой от них не зависящей данности, человек преобразует мир в собственных интересах. Именно эта целенаправленная практическая деятельность, наряду со способностью осознавать окружающее и свое особое место в нем, и выделяет нас из остального мира.

Глобальность охватываемых явлений и многообразие затрагиваемых философией проблем по мере накопления соответствующих знаний обусловили выделение в ней отдельных дисциплин /разделов, философских наук/, каждая из которых характеризовалась своим кругом вопросов. В результате, возникли онтология – наука о принципах и началах бытия /существующего/, гносеология – учение о познании, философская антропология как философская теория человека, социальная философия, посвященная изучению специфики общества как особой сферы реальности, диалектика как учение о всеобщей связи и развитии, аксиология – раздел, посвященный исследованию природы и многообразия ценностей, праксеология – философская наука о практике как специфически человеческом взаимодействии с миром, логика – учение о формах правильного мышления.

Дальнейшее развитие философского способа духовного освоения действительности привело к тому, что в рамках перечисленных разделов сформировались учения, которые по прошествии времени стали претендовать на статус самостоятельных философских дисциплин. Так, например, произошло с выросшей из теории познания методологией, которая является учением о методах и формах познавательной деятельности, философией истории, изучающей движущие силы и закономерности развития общества как системы, философией права, философией языка, политической философией, философией науки и техникии многими другими.

В то же время, наряду с процессами дифференциации /разделения целого на части/ в философии шел процесс интеграции /объединения частей в целое/, как это имело место с этикой и эстетикой, которые, соответственно, являясь философскими учениями о морали и о прекрасном, послужили основой для формирования более общего учения о ценностях – аксиологии.

Наконец, особое место среди философских наук занимает история философии, предметом исследования которой выступает развитие самого философского постижения мира.

Результатом многовекового осмысления наиболее существенных связей и отношений в самых разнообразных сферах существующего /природе, обществе, мышлении/ стала система философских понятий /категорий/. Подобно другим наукам, философия использует свои особые термины – бытие, дух, субстанция, пространство, время, человек, общее и единичное, причина и следствие, необходимость и случайность, свобода, счастье и т.п. – при описании собственного объекта исследования. По мере накопления обществом новых знаний эти понятия развиваются, уточняются, наполняются новым содержанием. Некоторые из них, как не отвечающие изменившимся задачам философской мысли, перестают использоваться, другие же, наоборот, входят в состав обновленной системы категорий.

Выступая как теоретическое мировоззрение, апеллирующее главным образом к разуму, философия использует при этом особый стиль мышления, названный «рефлексией». Его специфика заключается в том, что в философских размышлениях над предельными основаниями бытия /благо, истина, красота, счастье, справедливость и т.п./ познавательное отношение к изучаемым объектам не отделимо от ценностного, рассматривающего их сквозь призму человеческих интересов. Постигая универсальные связи человека и окружающего его мира, философия не может осуществлять это иначе, как с позиций современной ей эпохи, самосознанием которой, по выражению Г.Гегеля, она является.

Философскими методами познания чаще всего называют метафизический и диалектический. Если первому свойственно рассмотрение мира как состоящего из отдельных не претерпевающих качественных преобразований частей, то второй – наоборот, изучает мир в непрерывном развитии и противоречивой взаимосвязи его составляющих.

Завершая анализ философии как науки, рассмотрим ее основные функции. Хотя в современной отечественной философской литературе встречаются перечни, включающие 5, 7 и более функций философии, нам представляется, что все они, в конечном счете, могут быть сведены к четырем основополагающим:

- мировоззренческой, заключающейся в формировании на основе обобщения и осмысления разнообразных знаний картины мира;

- методологической, состоящей в разработке способов /методов/ практического и теоретического освоения мира и системы универсальных понятий, используемых в самых разнообразных сферах человеческой деятельности;

- гносеологической, связанной с изучением вопросов, которые пока /силу исторической ограниченности науки/ или в принципе /по причине междисциплинарного характера/ не доступны науке: например, проблемы познания, сознания, человека;

- аксиологической /ценностной/, которая представляет собой обобщение, систематизацию и теоретическое обоснование складывающихся в рамках культур систем ценностей.

 

 

1.3. Место философии в системе культуры

 

Возникновение и последующая судьба философии есть выражение потребности человеческого духа к постижению мира как целого, к познанию отношения к нему человека, путей и способов его мысленного и практического освоения, к проникновению в будущее мироздания.

Многообразие функций, лишь часть которых названа в предыдущем разделе, обусловливает особое место, которое философия как мировоззрение и как наука занимает в культуре.

Роль философии как интегратора /объединителя/ культуры связана с тем, что последняя всегда представлена в виде отдельных форм – искусства, религии, морали, науки, политики, права и т.п., излишняя самостоятельность которых грозит внутренней взаимосогласованности целого. Осмысливая культуру как целое, философия не только помогает восстановлению ее единства, но и способна обнаружить новые свойства как ее составляющих, так и культуры в целом.

Критическая роль философии, реализующаяся в ее оценке существующего положения с точки зрения его соответствия идеалу, имеет конструктивный характер. Например, обнаруживая внутренние противоречия современной цивилизации, принимающие форму глобальных проблем, философская мысль способна идеально (т.е., мысленно) преобразовывать будущее, рисуя образ более совершенного состояния /мира, общества, человека/, которое должно прийти на смену настоящему.

Будучи обращенной к истории культуры, которая неотделима от истории общества, философия обнаруживает тенденции их развития и способна выявить смысл исторического бытия народа или всего человечества.

Наконец, поскольку все это осуществляется с позиций разума и предполагает серьезные интеллектуальные усилия, то философия развивает теоретическое мышление человека.

Таким образом, можно заключить, что философия есть теоретическое ядро духовной культуры человека и общества, ее самосознание, способствующее рационализации человеческого рода и наполнению его существования высшим смыслом.

 


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫИ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

 

Философия в ее развитии и широчайшем спектре проблем, взглядов, теорий, школ и направлений, является предметом изучения особой дисциплины – истории философии. В ее исследованиях можно выделить три взаимосвязанных аспекта рассмотрения:

- хронологический (изучающий историко-философский процесс в последовательной смене его эпох, этапов, периодов);

- содержательный (связанный с анализом постановки и решения фундаментальных проблем в ведущих школах, течениях и направлениях философии);

- индивидуальный (обращающий внимание на личностные особенности воззрений выдающихся представителей философской мысли).

Таким образом, история философии являет собой единство многообразного, что существенно затрудняет, с одной стороны, выявление ее закономерностей, с другой – ее изложение преподавателем и усвоение студентом в ходе учебного процесса. К этому необходимо добавить, что если философии в целом присущ рефлексивный характер мышления, проявляющийся в рассмотрении всеобщих оснований бытия сквозь призму их отражения в достижениях духовной культуры, то история философии – есть в этом смысле «рефлексия над рефлексией».

С учетом сказанного переходим к изучению основных моментов историко-философского процесса.

 

2.1. Философия Древнего мира.

 

Мы уже обращали внимание на удивительную одновременность зарождения философских идей в середине первого тысячелетия до новой эры в главных культурных центрах Древнего Востока и Древней Греции. Поскольку основное внимание в дальнейшем будет уделено западной традиции, где развитие философии приобрело свои классические формы и наследниками которой мы являемся, то в начале исторического раздела курса необходимо дать хотя бы самую общую характеристику философии Древнего Востока.

 

2.1.1. Философия Древнего Востока

 

Зарождение философской мысли Востока связано с тремя его культурными центрами: древнеиндийским, древнекитайским и древнеиранским. В проходивших параллельно процессах формирования их религиозно-философских учений много общего. Все три ветви вышли из религиозно-мифологических источников, содержащих главным образом космогонические (описывающие происхождение мира) и этико-политические взгляды, все основывались на авторитете священных книг, наконец, все три линии развития древневосточной философии были неразрывно связаны с религиозными системами Древнего мира.

Несмотря на господство деспотических форм правленияв Индии, Китае и Иране, в этих древних культурах возникли как отдельные учения, так и целые философские школы и течения, сформировался особый круг проблем (преимущественно, этико-политических и антропологических), то есть философская мысль получила достаточное развитие.

Огромное влияние на становление всей индийской культуры, в том числе философии, оказали Веды – древнейшие (конец II – начало I тысячелетий до новой эры) сборники описаний ритуалов и обрядов, заклинаний и гимнов в честь богов. В зависимости от отношения к формулируемым в их текстах и комментариях к ним мировоззренческим идеям философские школы поделились на ортодоксальные (т.е. опирающиеся на Веды – миманса, веданта, санкхья, йога, вайшешика) и неортодоксальные (чарвака-локаята, джайнизм и буддизм).

Несмотря на общность некоторых черт древнеиндийских философских учений (особый интерес к проблемам сущности человека и мира, которые, по сути, отождествлялись как микро- и макрокосм, т.е. часть и целое), между ними имели место существенные различия. Одни школы, например, миманса и веданта, – рассматривали в качестве всеобщей первоосновы – духовное начало, а другие (локаята, вайшешика) – объясняли все существующее материальными причинами.

Для наиболее известного за пределами Востока индийского религиозно-философского учения – буддизма, приобретшего впоследствии статус мировой религии, свойственно обращение к проблеме человека. Жизнь трактуется в нем как вращение в колесе сансары, т.е. как цепь перерождений, в ходе которых душа человека после смерти прежней телесной оболочки переселяется в следующую. Реинкарнация (переселение души) осуществляется по закону кармы (букв.: деяние, поступок), т.е. в зависимости от действий и помыслов человека во всех предшествующих воплощениях. Рассматривая страдание в качестве неотъемлемого свойства любого существования, буддизм указывает средство избавления от него на пути нравственного и физического совершенствования человека, завершающегося достижением им нирваны. Последняя понимается как угасание жажды бытия, когда составляющие основу мира и человека духовные частицы – дхармы начинают колебаться в унисон с Универсумом. Буддизм считает основным способом познания интуицию, отводя логическому мышлению второстепенную роль.

Среди философских школ Древнего Китая особое место занимали даосизм и конфуцианство. Основатель последнего – Кун-цзы (VI – V вв.) разработал этико-политическое учение о правильном управлении государством на основе трех главных ценностей – уважения к старшим, человеколюбия и умеренности.

В главном труде его старшего современника и создателя даосизма Лао-цзы – «Дао-дэ-цзин» вопросам мироустройства уделено больше внимания. Мир, состоящий из высшей сферы (БожественногоНеба) и Поднебесной части, в которой и существует человек, подчинен безличному мировому закону – Дао, который проявляется через единство и борьбу инь (женского) и ян (мужского) начал. Истинная мудрость постигается интуитивным путем и заключается в повиновении Небу и следованию установлениям Дао.

Третий культурный центр Древнего мира – Иран – стал в VII веке до новой эры родиной зороастризма, оригинальной религиозно-мировоззренческой системы, названной в честь легендарного пророка Зороастра (Заратуштры). В ее основе лежит один из древнейших памятников человеческой культуры – книга Авеста, рассматривающая мир как арену противоборства сил добра и зла. Окончательный результат их противостояния зависит от выбора, который должен сделать наделенный свободой воли человек. Изложенные в зороастризме идеи конца света, загробного воздаяния, последнего суда, прихода спасителя человечества получили своеобразное развитие в возникших позднее религиозных учениях иудаизма, христианства, ислама.

 

 

2.1.2. Античная философия

 

Античной называют философию Древней Греции и Древнего Рима периода конца VII века до новой эры – начала VI века новой эры. Она складывалась как совокупность философских идей, проблем и учений, возникших под большим влиянием пришедших с Востока религиозных и мифологических воззрений, а также становящихся научных знаний о мире.

«Греческое чудо», т.е. удивительный прогресс в науке, философии, политике, искусстве, стало возможным благодаря уникальной социально-культурной обстановке Древней Греции середины 1 тысячелетия до новой эры. Среди ее особенностей:

· полис как форма организации греческого общества, для которого свойственн ы четкое отделение свободных граждан от рабов ипрямая демократия, предполагающая непосредственное участие каждого гражданина в обсуждении и принятии социально-политических решений, что, в свою очередь, требовало от него умения логично мыслить, не только четко выражать, но и обосновывать свою позицию, а также, при необходимости, вести спор с оппонентами;

· отсутствие особого жреческого сословия, претендовавшего на монополию в области духовных исканий, что обусловливало принципиально плюралистический (допускающий многообразие различных точек зрения) светский, неподконтрольный религиозным институтам характер зарождающегося на<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: