Пример программы с конфигурацией в XML.




В качестве примера можете посмотреть простенькую программы, использующей XML-файл в качестве конфигурационного. Сохраняемые параметры можно редактировать как из программы, так при помощи текстового редактора.

XMLConfig.java

Пример содержимого конфигурационного файла:

<?xml version="1.0" encoding="Cp1251"?>

<program color="ff0000ff" bounds="263 231 392 195">Просто строчка

Вторая строчка</program>

В качестве XML-парсера используется Sun-овский парсер в режиме DOM. На таком простом примере не видно особых преимуществ формата XML над теми же файлами properties. Они становятся заметны только в достаточно сложных программах, где становится необходимо хранить списки однотипных параметров или же содержимое объектов с уровнем вложенности два или более.

Pascal: Работа с файлами

В прошлом выпуске мы с вами начали писать программу, которая и должна была стать основополагающей в наших дальнейших действиях. Программа называлась "Записная книжка", манипулировала с типом record и еще содержала маленькую ошибочку, которую, кстати, многие заметили.

Обратите внимание на этот код:

......
C:= ReadKey;
case C of
'1'..'9': begin
Val(C, I, Code);
List_Item(I);
end;
'a': New_Item;
#27: Quit:= true;
end;
......

В этом вся собака зарыта. Дело в том, что в условии упоминается о работе с 10-ю записями, а этот алгоритм позволяет использовать всего девять, так как вообще не умеет читать двухзначные числа. Как решить этот вопрос - Ваша задача! Программирование вообще без задач, которые нужно решать, не обходиться...

Ну а мы интенсивно двигаемся дальше. Сегодня - как и было обещано, файлы. Пока только теория, которую вам нужно усвоить (ее довольно много), практика будет в следующем выпуске.

Работа с файлами

В паскале работа с файлами осуществляется через специальные типы, доселе нам не известные. Это файловые типы, которые определяют тип файла, то есть фактически указывают его содержимое. С помощью этой переменной, которой присвоен необходимый тип, и осуществляется вся работа с файлами - открытие, запись, чтение, закрытие и т.п.

При работе с файлами существует определенный порядок действий, которого необходимо придерживаться. Вот все эти действия:

Создание (описание) файловой переменной;

Связывание этой переменной с конкретным файлом на диске или с устройством ввода-вывода (экран, клавиатура, принтер и т.п.);

Открытие файла для записи либо чтения;

Действия с файлом: чтение либо запись;

Закрытие файла.

Первое, на что хочу обратить внимание, это возможность связать файловую переменную не только с физическим файлом на носителе информации, но и с устройством. В качестве такового используются обычные псевдонимы устройств DOS. Вот основные два:

CON - консоль (экран-клавиатура), то есть по записи в это устройство мы будем получать информацию на экран, при чтении информации из этого устройства, будем читать данные с клавиатуры.

PRN - принтер. При записи в это устройство вы получите информацию на принтер.

Далее хочу обратить внимание на последний этап - закрытие файла. В принципе, не обязательное условие для файлов, из которых мы читаем данные. Если не закроем - ошибки это не вызовет, последствий тоже. Однако обязательно закрывать файл, если мы осуществляли в него запись. Дело в том, что если мы пишем данные в файл на диске и забываем его закрыть - информация не сохраниться. Она (информация) помещается во временный буфер, который запишется на диск только при закрытии файла.

Типы файловых переменных

Перед тем, как начинать работу с файлами, давайте посмотрим, какие существуют переменные для работы с ними. В Turbo Pascal имеется три типа таких переменных, которые определяют тип файла. Вот эти типы:

Text - текстовый файл. Из переменной такого типа мы сможем читать строки и символы.

File of _любой_тип_ - так называемые "типизированные" файлы, то есть файлы, имеющие тип. Этот тип определяет, какого рода информация содержится в файле и задается в параметре_любой_тип_. К примеру, если мы напишем так:

F: File of Integer;

То Паскаль будет считать, что файл F содержит числа типа Integer; Соответсвенно, читать из такого файла мы сможем только переменные типа Integer, ровно как и писать. Напишем так:

type

A = record

I,J: Integer;

S: String[20];

end;

var

F: File of A;

То получим очень интересную картину, когда файл содержит в качестве элементов записи. Мы сможем их читать, писать и производить с ними действия. Именно этим мы и займемся в процессе модификации нашей программы "Записная книжка".

File - нетипизированный файл. Когда мы указываем в качестве типа файла просто File, то есть без типа:

F: File;

То получаем "нетипизированный" файл, чтение и запись в который отличается от работы с файлами других типов. Эти действия производятся путем указания количества байт, которые нужно прочитать, а также указанием области памяти, в которую нужно прочитать эти данные. Это тема будущих выпусков.

Итак, разобрались с типами файлов. Теперь давайте по порядку разбирать действия, применяемые для работы с файлами. Я говорил о них выше.

Связывание переменной с файлом

Самый универсальный шаг. Выполняется одной и той же процедурой для всех типов файлов, а именно процедурой Assign:

Assign(_переменная_файлового_типа_, 'путь к файлу');

Как видите, в качестве параметров задаются переменная либого файлового типа и строка - путь к файлу, который, по правилам DOS, не может быть длиннее 79 символов. Вот пример использования assign:

var
T: Text;
F1: File of Byte;
F2: File;
begin
Assign(T, '1.txt');
Assign(F1, 'C:ProgrammTp2.txt');
Assign(F2, 'F:usr_inapacheconfhttpd~1.con');
..........

Как видите, это очень просто и сама процедура Assign проблем не вызывает. Давайте теперь рассмотрим следующий этап.

Открытие файла

Открытие файла - это уже более усложненный процесс, нежели связывание с ним переменной. Здесь учитывается, зачем открывается файл - для записи или чтения, а также в зависимости от типа файла процедуры выполняют различные действия.

Тем не менее этот процесс не сложен и заключается в использовании одной из трех имеющихся процедур:

Reset(_любая_файловая_переменная_);

Открыват файл на чтение. В качестве параметра - файловая переменная любого из перечисленных выше типов. Это может быть текстовый, типизированный либо не типизированный файл. В случае с текстовым файлом, он открывается только на чтение. В случае с типизированным и нетипизированным файлом - он открывается на чтение и запись.

Append(T: Text);

Эта процедура открывает текстовый файл (только текстовый!) на запись. Выше я сказал, что Reset при задании параметра типа Text не позволит писать в него данные, открыв файл лишь для чтения. То есть если вы используете текстовый файл и хотите производить в него запись, нужнo использовать Append. Если чтение - Reset. В остальных случаях дело обходиться одной процедурой Reset.

Также обратите внимание, что если вы до этого уже открыли файл на чтение, вам не нужно закрывать его и открывать снова на запись. В этом случае файл закрывается сам и открывается заново. При записи данных в файл при открытии его с помощью этой процедуры они записываются в конец файла.

ReWrite(F) - создает новый файл либо перезаписывает существующий. Будьте осторожны, если не хотите случайно удалить нужный файл. Напомню, файл, открытый с помощью этой процедуры будет полностью перезаписан.

В использовании процедур, думаю, проблем не будет. Однако возникает другой вопрос - что, если файла, который открывается, нет? Если он не существует на диске, то как мы сможем из него читать информацию? Программа выбьет ошибку в такой ситуации. Это реальная проблема, которая, кстати, очень просто решается.

Способ проверки заключается в двух этапах: использовании ключей компилятора и функции IOResult, которая возвращает значение от только что выполненной операции ввода-вывода. С функцией разберемся быстро, а вот с такой штукой как ключи компилятора мы еще не сталкивались, поэтому остановимся подробнее.

Ключи компилятора - это обыкновенные переключатели, которые контролируют ход выполнения программы исключая или включая реакцию на какие-нибудь условия. В нашем случае нас интересует условие, когда физически отсутствует нужный нам файл, либо не удалось открыть его по другим причинам. Ключей у Паскаля довольно много, мы пока изучим один, необходимый нам на данный момент.

Оформляются ключи следующим образом: в скобках комментариев "{}" первым символом после открывающей скобки "{" ставиться знак доллара "$", после чего указывается имя ключа и его значение. Нас интересует ключ, который выключает вывод ошибок ввода-вывода, называется он "I". Выглядит все это следующим образом:

{$I+} - включение вывода ошибок

{$I-} - выключение вывода ошибок

По сути дела отсутствие файла - это ошибка, которая возвращается функцией IOResult. Если же эта функция возвращает 0, то файл успешно открыт, без ошибок. Вот и вырисовывается последовательность действий, необходимых для проверки на наличие файла:

Связываем переменную с файлом;

Выключаем вывод ошибок на экран - {$I-}

Открываем файл необходимой нам процедурой;

Включаем вывод ошибок {$I+} - пусть будет для дальнейшего отслеживания таковых;

Проверяем, если IOResult возвращает нуль, то все было путем и файл открыт. Иначе выводим ошибку.

Вот пример такой программы:

var
T: Text;
S: String;
begin
Write('Enter filename: ');
Readln(S);
Assign(T, S);
{$I-}
Reset(T); { открываем файл для чтения }
{$I+}
if IOResult <> 0 then { если не нуль, то была ошибка }
begin
Write('Error when open file!');
Halt;
end;
{ иначе все в порядке, продолжаем }
..........
end.

 

Закрытие файла

Выше я говорил о том, зачем нужно закрывать файл и когда надо это делать. Закрытие файла производиться с помощью процедуры Close(F), где F - это переменная файлового типа. Эта процедура одна для всех типов файлов.

Запись и чтение файлов. Часть I

Сегодня я хочу рассказать о записи и чтении текствых и типизированных файлов, в следующем выпуске рассказ пойдет о чтении файлов без типа. Итак, переходим к непосредственной обработке файловой информации.

Чтение файлов. Чтение файлов производится с помощью отлично известных нам процедур Read и Readln. Они используются также, как и при чтении информации с клавитуры. Отличие лишь в том, что перед переменной, в которую помещается считанное значение, указывается переменная файлового типа (дескриптор файла):

Read(F, C);

Здесь F - дескриптор файла, C - переменная (Char, String - для текстовых, любого типа - для типизированных файлов).

Также сразу хочу упомянуть о одной, пожалуй самой главной функции при чтении файлов. Это функция поверки на конец файла - Eof(F): Boolean;. В качестве параметра - файловая переменная любого типа. Функция возвращает TRUE если достигнут конец файла и FALSE иначе. Здесь все очень просто, демонстрации ради давайте напишем небольшую программку. Пусть имеем текстовый файл. Давайте его распечатаем и заодно посчитаем, например, количество пробелов:

var
T: Text;
С: Char;
Spaces: Word;
S: String[79]; { 79-макс. длина пути в DOS }
begin
Write('Enter filename: ');
Readln(S);
Assign(T, S);
{ открываем файл для чтения }
{$I-}
Reset(T);
{$I+}
{ если не нуль, то была ошибка }
if IOResult <> 0 then
begin
Write('Error when open file ', S, '!');
Halt;
end;
{ иначе все в порядке, продолжаем }
{ ЦИКЛ: пока НЕ КОНЕЦ ФАЙЛА }
While (not Eof(T)) do
begin
{ читаем из файла переменную }
Read(T, C);
{ если пробел, увеличиваем счетчик }
If C = ' ' then Inc(Spaces);
Write(C);
end;
Writeln('КОЛИЧЕСТВО ПРОБЕЛОВ: ', Spaces);
Readln;
end.

Думаю, здесь все ясно. Продолжаем двигаться дальше и посмотрим, как производиться запись в файлы.

Запись в файлы. Вы еще не догадались? Запись в файлы производиться точно так же, как и запись на экран - с помощью процедур Write и Writeln. Как и в случае с чтением, перед записываемой в файл переменной указывается тескриптор файла:

Write(F, S);

Здесь F - дескриптор, S - переменная.

При этом, естественно, переменная должна соответствовать типу файла. Примера ради давайте составим еще одну небольшую программку, которая покажет работу с файлами. На сей раз уже используем типизированные файлы, а именно состоящие из чисел. Итак, мы имеем файл, в котором содержаться числа типа Integer. Давайте отсортируем эти числа в файле по возрастанию.

План дейтсвий:

Отрываем типизированный файл из Integer; (проверяем на ошибку и т.п.)

Читаем все числа в массив (считываем, пока не конец файла)

Сортируем массив по возрастанию;

Записываем отсортированный массив обратно в файл.

Получается такая программа:

Program Sorting;
uses Crt;
var
F: File of Integer;
I, J, M: Word;
Mas: Array[1..500] of Integer;
S: String;
begin
ClrScr;
Write('Enter filename: ');
Readln(S);
{ открываем файл }
Assign(F, S);
{$I-}
Reset(F);
{$I+}
if IOResult <> 0 then
begin
Write('Error when open file!');
Halt;
end;
{ пока не конец файла, читаем массив }
While (not Eof(F)) do
begin
Inc(M);
Read(F, Mas[M]);
Write(Mas[M], ' ');
end;
{ сортируем массив по возрастанию }
For I:= 1 to M do
For j:= 1 to M do
if Mas[I] < Mas[J] then
begin
inc(mas[j], mas[i]);
mas[i]:= mas[j]-mas[i];
dec(mas[j], mas[i]);
end;
Writeln; Writeln('=============================================');
{ перезаписываем файл }
ReWrite(F);
For I:= 1 to 100 do
begin
Write(Mas[I], ' ');
Write(F, Mas[i]);
end;
Writeln; Write('Elements in file: ', M);
Close(F);
Readln;
end.

Программа очень проста и хорошо демонстрирует работу с типизированными файлами. В качестве сортировки массива я использую метод пузырька, чтобы перезаписать файл использую ReWrite. Вроде не должно возникать никаких сложностей... Будут проблемы, пишите. Ну а на сегодня, пожалуй, все. Этой информации вам будет достаточно, в следующем выпуске займемся, как я уже сказал, нетипизированными файлами и продолжим писать программу "Записная книжка".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: