Законы управления в менеджменте




Эссе на тему: «Закон единства и соподчиненности критериев эффективности»

С современной точки зрения управление в первую очередь – искусство руководителя понять ситуацию, вскрыть ее особенности и выбрать соответствующее решение из множества возможных, а уж затем следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающий и универсальный характер. В связи с этим целесообразно более подробно рассмотреть основные категории науки управления, что даст возможность более свободно ориентироваться в процессах, происходящих в трудовых коллективах.

Понятийный аппарат, искусство оперировать им образуют основу процесса мышления, основу профессионального поведения человека. Чем выше уровень умения оперировать профессиональными понятиями, находить между ними связи и зависимости, тем больше шансов на успех в любой сфере деятельности.

Эффективность управления во многом зависит от того, насколько организаторская работа руководителя организации и применяемые им методы соответствуют законам, объективно действующим в сфере управления. В первую очередь эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние, когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой.

Для того чтобы разобрать, что такое закон единства, мы должны понять, что есть закон и к чему он применяется. Специфические законы управления выражают наиболее сущест­венные связи и отношения различных элементов систем управле­ния между собой и с внешней средой.

Логистические системы функционируют и развиваются в результате постоянного осуществления логистического процесса, который, в свою очередь, является результатом процесса управления на предприятии. Управление логистическими системами должно основываться на известных законах управления.

Отличие законов управления от принципов управления состоит в том, что законы существуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и желания, а принципы вытекают из законов, сознательно формируются в интересах практики и используются в зависимости от конкретных условий хозяйствования.

Существуют различные точки зрения на понятие законов управления. Одни авторы считают, что это юридические законы, регламентирующие управление. Другие считают, что эти не юридические, а экономические законы, так как управление осуществляется в социально-экономических системах. Наконец некоторые считают, что это специфические законы, определяющие функционирование и развитие специфической сферы деятельности человека – управления.

Кто прав? Правы те, кто считают, что глубинные, сущностные процессы в явлениях отражаются в законах: часть юридических и экономических законов используют управленцы в своей работе, часть законов сформировалось только в сфере управления как специфических.

 

Законы управления в менеджменте

Законы управления – положения, определяющие строение, функционирование и развитие управления и характеризующие существенные (необходимые), устойчивые (повторяющиеся) и объективные (независимые от желания людей) внутренние черты и связи.

В теории управления понятия, закон и принципы являются основными. Законы рассматриваются в качестве необходимых, существенных, устойчивых и цикличных отношений между субъектами и объектами. Они беспристрастны, то есть существуют вне зависимости от людского сознания.

Законы управления системой могут быть установлены теоретическим или эмпирическим путем. Они доказывают взаимозависимости между целями и способами их достижения в процессах управления. Главные управленческие правила играют очень важную роль в нашей ежедневной жизни и в процессе трудовой деятельности. Поэтому их знание и понимание очень важны для каждого из нас.

Законы, научные подходы, принципы и методы – это арсенал инструментов научного сопровождения системы выработки и принятия решений. Их полнота, обоснованность и взаимодействие – фактор высокого качества любого управленческого решения как стержня системы обеспечения конкурентоспособности, системы менеджмента организации.

Согласно сложившейся практике законы управления принято делить на три основные группы.

К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. Объективными законами управления принято считать законы, свойственные управлению в целом и выражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов.

Во вторую группу входят частные, или субъективные законы управления, посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций управления, закон сокращения числа ступеней управления, закон распространенности контроля.

К третьей группе относятся законы, не связанные непосредственно с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К законам третьей группы относятся экономические, юридические, социальные и иные законы. Такие законы можно обозначить термином «специальные».

На современном уровне развития теории управления можно выделить следующие законы:

• закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;

• закон единства организационно-методологических основ на всех уровнях управления;

• закон зависимости форм и методов управления от материально-технической базы и условий управления;

• закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления;

• закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления;

• закон зависимости эффективности решения задач управления от объема используемой информации.

Мы рассматриваем закон единства и соподчиненности критериев эффективности. Как известно, управление в общественной сфере должно создавать и сохранять единство интересов на всех уровнях, чтобы то, что выгодно отдельному индивидууму, отдельному коллективу, было вместе с тем выгодно и обществу в целом. И наоборот, чтобы то, что отвечает интересам общества, отвечало интересам всех его составных частей.

Критерий эффективности

Главная задача любого менеджера - это эффективное управление. Критерии эффективности позволяют детально оценить качество работы руководителя, чтобы внести соответствующие коррективы. Оценочные работы должны проводиться регулярно с целью выявления сильных и слабых сторон с последующим внесением своевременных корректив.

Эффективность управления представляет собой экономическую категорию, которая демонстрирует вклад менеджера и его окружения в совокупный результат деятельности организации. Многие исследователи вкладывают именно такой смысл в данное понятие. Критерии эффективности управления в данном случае представляются как результаты деятельности и степень реализации целей и задач, которые были поставлены на текущий период. Главным показателем выступает прибыль.

Стоит отметить, что эффективность управления представляет собой относительный показатель, который характеризует управление в целом или же его отдельную подсистему. С этой целью используются различные интегральные показатели, которые дают более точное цифровое определение результатов.

Стоит отметить, что в управленческом процессе задействована значительная часть экономически активного населения, имеющего соответствующий уровень образования и квалификации. Поскольку на подготовку таких кадров затрачивается большое количество времени и средств, то достаточно большое внимание уделяется оценке такого параметра, как эффективность управления. Критерии эффективности позволяют более глубоко рассмотреть этот вопрос.

Значимость всякого планируемого действия зависит от того, насколько оно соответствует поставленным целям, а показатели такого соответствия служат критериями эффективности. Учитывая, что каждая инстанция руководствуется своими локальными целями, нельзя выработать такого универсального критерия эффективности, который мог бы служить показателем степени достижения целей на любом уровне управления.

На одних уровнях управления для характеристики степени достижения цели может быть достаточно одного показателя. На более высоких уровнях управления потребуется несколько показателей или некоторая критериальная функция, зависящая от многих показателей. А в целом нужна система критериев эффективности, увязанная с «деревом целей».

Закон требует единства и соподчиненности используемых критериев эффективности, а для этого, во-первых, локальные критерии (критерии оценки частных мероприятий) должны быть подчинены, логически следовать из критериев, используемых на более высоких уровнях.
Во-вторых, в системе должны использоваться унифицированные критерии для оценки аналогичных мероприятий. Только в этом случае обеспечивается возможность сравнивать ожидаемые и фактические результаты достижения аналогичных целей и обобщать результаты достижения общих целей. При этом унификация должна распространяться как на содержательную сторону целей, так и на их математическое выражение.

Таким образом, мы выяснили, что управление – очень непростое дело. Это целая система, направленная на повышение эффективности работы различных предприятий. Специалист при различных проблемах в организации должен для начала ситуацию разобрать, проанализировать, придти к её эффективному решению и только потом прибегнуть к научным рекомендациям. Существуют различные законы управления, которые помогают нам с системой выработки и принятия решений.

Один из таких законов – закон единства и соподчиненности критериев эффективности. Критерий эффективности позволяет нам оценить качество работы руководителя, его вклад в совокупный результат деятельности организации.

Данный закон нужен в любой организации.Он использует единство и соподчинённость критерий эффективности. Он помогает нам сохранять единство интересов на всех уровнях организации, найти «компромисс» между отдельным индивидуумом и отдельным коллективом, чтобы всем было выгодно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: