Реализация инновационных технологий в области речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО




 

 

Подготовили:

Саенко Наталья Викторовна,

воспитатель,

Сафронова Ирина Юрьевна,

воспитатель

 

 

Осинниковский городской округ, 2021

 

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать умственное и речевое развитие дошкольников.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО выделяются следующие задачи, направленные на работу по развитию речи дошкольников:

- овладение речью как средством общения и культуры (это означает то, что необходимо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

- обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря окружающих ребенка людей и словаря родителей, для его расширения создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (связная речь состоит из двух составляющих диалога и монолога, строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения);

- развитие речевого творчества (предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д., все это становится возможным, если созданы необходимые для этого условия);

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения – слушания, книга должна стать спутником детей);

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).

Основные направления работы по развитию речи детей:

1) развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение;

2) воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения;

3) формирование грамматического строя: морфология, синтаксис, словообразование;

4) развитие связной речи;

5) формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове.

В соответствии с ФГОС определение направлений и условий развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Традиционная методика обучения связной речи дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема работы образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное.

При использовании инновационных технологий в речевом развитии детей в условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования, не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия). Это требует новых технологий коммуникативного и речевого развития дошкольников.

Коммуникативная технология – это специально организованный процесс устной или письменной коммуникации, направленный на достижение коммуникативного намерения участников. Человек, владеющий коммуникативной технологией, четко удерживает 3 позиции: я знаю, как это делать; я умею это делать; я могу научить этому другого.

Коммуникативная технология (как и любая другая технология) включает цель (коммуникативное намерение, средства ее достижения (методы, приемы, алгоритмы); масштаб использования (сфера, ограничения в применении); вариативность использования (хорошая технология всегда имеет зону неопределенности, в которой проявляется индивидуальное речевое мастерство коммуникатора) и результат (воздействие, побуждение, убеждение, принятие совместного решения).

При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:

- ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

- содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;

- технология должна носить здоровьесберегающий характер;

- основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

- организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

В настоящее время насчитывается более сотни образовательных технологий. К числу современных образовательных технологий можно отнести:

- здоровьесберегающие технологии;

-технологии проектной деятельности;

-технология исследовательской деятельности;

- информационно-коммуникационные технологии;

-личностно-ориентированные технологии;

-игровая технология;

-технология «ТРИЗ» и др.

Подробнее остановимся на некоторых из них, практическое применение которых в нашем дошкольном образовательном учреждении дает позитивные результаты.

1. Наглядное моделирование. Одним из популярных методов обучения детей дошкольного возраста становится наглядное моделирование. Используя этот метод, педагог и ребёнок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текста с помощью упрощённых схематических изображений – символов, знаков. Наглядное моделирование успешно используется в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а также средства развития их умственных и речевых способностей. В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать схемы, чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы. Умение создавать и применять модели даёт возможность ребёнку в наглядной форме выделять свойства предметов, скрытые отношения вещей, учитывать их в своей деятельности, планировать решение.

2. ИКТ-технологии. Психологи отмечают, что у ребенка практически нет страха перед техникой. Планшеты, смартфоны привлекательны для детей как любая новая игрушка. Современные дети подчас оказываются более лабильными и быстрее обучаемыми в области компьютерной техники, поэтому необходимость применения ИКТ в дошкольном образовании сегодня очевидна. Применение ИКТ в процессе НОД по развитию речи и использование соответствующих возрасту методов и приемов будут способствовать решению задач речевого развития детей, накоплению и обогащению их словарного запаса, развитию связной речи, умению описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении, таким образом, дадут обучающий и развивающий эффект.

3. Синквейны. Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием синквейна. Синквейн в переводе с французского языка означает нерифмованное стихотворение, «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна:

а) первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

б) вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

в) третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

г) четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

д) пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточно лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и обогащения словаря. Благодаря технологии синквейна изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений.

4. Мнемотехника переводится с греческого языка как «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Использование мнемотаблиц (сенсорно-графических схем) на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

5. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Кинезиологическая гимнастика («гимнастика мозга») включает в себя:

- дыхательные упражнения;

- глазодвигательные упражнения;

- коррекционные движения тела и пальцев;

- упражнения для релаксации;

- различные виды массажей (особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин);

- растяжки – нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

6. Технология ТРИЗ – это технология творчества, цель которой –стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно. ТРИЗ располагает конкретными приемами, правилами, инструментами творчества. Выделяют следующие формы работы:

- мозговой штурм или коллективное решение проблем: перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает своё суждение, как можно её решить, принимаются все варианты. При проведении мозгового штурма, может быть «критик», который высказывает сомнения, активизирующие мыслительные процессы;

- метод фокальных объектов (пересечение свойств в одном предмете): выбирается два любых предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта. Анализируем предмет с позиции «хорошо - плохо»;

- морфологический анализ. Создание новых объектов, с необычными свойствами. Строим «дом». Составляющие элементы: 1) цвет, 2) материал, 3) форма, 4) этажи, 5) место расположения, (Я живу в синем, деревянном доме, круглой формы, на 120 этаже, посередине лужи);

- приём «Эмпатия» (сочувствие, сопереживание): «Изобрази несчастное животное, что оно испытывает».

- поэтажное конструирование – составление описательного рассказа о предметах и явлениях окружающего мира.

7. Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.

В процессе НОД по развитию речи, художественной литературе отрабатываются грамматические конструкции. Например, согласование числительных с существительными – «Сколько в домике окошек», словообразование – добавление приставок к глаголам: «Придумайте новые слова от слова «Летать» и продемонстрируйте действие. При составлении пересказов очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объёмному изображению декораций из конструктора, помогают ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.

Для развития речи детей старшего дошкольного возраста мы на практике активно используем лэпбуки.

Лэпбук – одна из инновационных форм работы с детьми. Лэпбук является элементом игровой технологии. В дословном переводе с английского языка «лэпбук» означает «накопленная книга». Лэпбук – это тематическая папка, самодельная книжка с различными кармашками и подвижными деталями, которые ребенок может самостоятельно открывать и закрывать по своему желанию. Таким образом, играя, ребенок изучает и закрепляет информацию самостоятельно. Лэпбук – это инновационное средство обучения, которое способствует взаимодействию всех участников образовательного процесса и отвечает всем требованиям ФГОС ДО к пространственной предметно-развивающей среде:

- вариативность – сменяемость материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление нового материала;

- трансформируемость – такая папка позволяет изменять пространство в зависимости от образовательной ситуации, от интересов и возможностей детей;

- полифункциональность – применение лэпбука в различных видах детской деятельности. Его можно использовать как индивидуально, так и в работе со всей группой;

- насыщенность – в одной папке возможно разместить достаточно много информации по определенной тематике;

- доступность – он доступен детям с тяжелыми нарушениями речи, его возможно использовать в любом помещении и даже на прогулочном участке ДОУ.

Содержание лэпбука зависит от возраста детей и от того, реализацию какой цели необходимо добиться. Лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования и объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс.

Это учебное пособие и средство развития речи детей. Следует тщательно продумать задания, которые он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать. Зачем нужен лэпбук:

- он способен помочь по желанию ребенка организовать информацию по изучаемой теме и лучше изучить, понять и запомнить материал;

- он поможет закрепить и систематизировать изученный материал;

- это отличный способ для повторения пройденного материала;

- с помощью него ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию. В лэпбуке будут храниться материалы с разным речевым содержанием, например, карточки с артикуляционной гимнастикой, блокнотик с загадками, лабиринты, сюжетные картинки, карточки, художественная детская литература. Всё, что поможет детям с тяжелыми нарушениями речи, имеющим разный речевой уровень, более эффективно включиться в работу. Используя лэпбук, мы имеем возможность составить рассказ, провести словарную работу, рассмотреть иллюстрации и побеседовать с ребёнком индивидуально. Включенность детей в эту работу позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, обеспечить своевременное и эффективное развитие речи. Это пособие помогает детям усвоить знания (звуковой, лексический, грамматический материал), запомнить, закрепить и повторить материал в игровой форме. Такая яркая, необычная, красочная и занимательная папка обязательно будет привлекать внимание всех детей группы, что будет способствовать закреплению полученных знаний, развитию внимания, памяти, мелкой моторики. Поэтому использование лэпбука позволяет педагогам дошкольного образования реализовать современные требования ФГОС ДО, в формировании определённых качеств у дошкольника, таких как: уверенность в собственных силах, самостоятельность, любознательность, способность к волевым усилиям, инициативность.

Также в своей работе с детьми дошкольного возраста мы используем сторителлинг. Он очень интересен тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи и воображения, коммуникативных качеств детей.

Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». А в русском языке ему соответствует наиболее подходящий синоним «сказительство».

Цель сторителлинга – обогащение устной речи, развитие у старших дошкольников умения составлять рассказы.

Благодаря использованию сторителлинга обогащается активный и пассивный словарь дошкольников, уточняется использование грамматических форм речи, развиваются коммуникативные навыки дошкольников.

На начальном этапе работы детская история может быть совсем короткой – 1-2 предложения. Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому, составлять истории можно по очереди, первый кубик бросает ребёнок, а следующий –педагог. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

У сторителлинга есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. В игре могут участвовать от 1 до 9 детей. Первый игрок бросает кубик и, в зависимости от выпавшей картинки, начинает рассказывать увлекательную историю. Затем, следующие игроки выбирают и бросают кубики и продолжают историю, не теряя нить рассказа. При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:

1. Вступление (начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок. «Однажды, много лет назад…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Когда-то давным-давно…», «Жили-были…», «Случилось это в одном городке…).

2. Основная часть истории (описывается основная сюжетная линия «Что произошло с героем?», «Кого он встретил или что нашел?», «Что он планирует с этим делать?»

3. Заключение (появляется решение поставленной проблемы, короткий вывод (итог рассказа).

Сторителлинг – интересная техника для составления фантазийных рассказов и развития связной речи. Данная техника очень хорошо зарекомендовала себя в коррекционно-развивающей работе с детьми с речевыми нарушениями. Обогатить словарный запас, грамматический строй речи и составить рассказ можно, используя различные лексические темы.

Сторителлинг можно применять при автоматизации звуков. Для этого используется набор кубиков с картинками, в названии которых присутствует автоматизируемый звук в начале, в середине или в конце слова. При составлении рассказа ребёнок будет закреплять в речи тот звук, который требует автоматизации и самоконтроля. Также, можно подобрать набор кубиков для дифференциации звуков.

В таком виде игры у детей развивается ещё один компонент речи- фонематический слух. Определив позицию звуков в словах (начало, середина, конец), и расставив кубики в соответствующей последовательности, исходя из позиции.

Сторителлинг не ограничивает воображение педагогов в составлении игр для детей. Так как техника многогранна, используя её при развитии связной речи, могут развиваться и коррегироваться компоненты речевой системы.

Подводя итоги, можно сказать, что выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Применение инновационных технологий помогает детям дошкольного возраста развивать высшие психические функции – память, внимание, образное мышление и сокращает время обучения.

 

Список использованной литературы:

1. https://www.tavika.ru/ Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162–164. Тарасова О. К. Алгоритмизация процесса обучения математике детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2016. — № 19.1. — С. 32–35.

2. Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.

3. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

5. Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.

6. Цветкова, А. В. Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ / А. В. Цветкова, Е. А. Татаринцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66611/ (дата обращения: 10.05.2021).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: