Дмитрий Борисович Кабалевский




биография, семья, творчество.

Предназначением всей жизни Кабалевского стало быть Учителем в самом всеобъемлющем смысле этого слова. В нашей стране не было школы или пионерского лагеря, Дома творчества или музыкальной студии, где не звучала бы его музыка и особенно – песни. Много лет с телевизионного экрана не сходило его лицо, по радио звучал его голос.

Дмитрий Кабалевский родился 30 декабря 1904 года в Петербурге. Его дед был военным инженером, отец – математиком, окончившим Петербургский университет. Мать воспитывала детей. С раннего возраста у мальчика проявились разнообразные творческие способности, одной из которых была музыкальность. В семье это, конечно, поощрялось. Однако учительница музыки, с которой занимался юный Кабалевский, была слишком уж строга и не разрешала ему импровизировать. Это надолго отвратило Дмитрия от музыки. Увлеченность музыкой сменилась желанием рисовать. Желая выразить себя, Кабалевский стал заниматься в училище живописи.

Кабалевский много учился, увлекался самыми разными вещами – от выжигания по дереву до поделок из терракота. Первой учительницей музыки будущего композитора была сестра его матери, и обучение это закончилось плачевно, на долгие годы отбив у Дмитрия желание заниматься музыкой и сочинительством, почти утвердив от природы талантливого музыканта на стезе математика и государственного служащего.

 

В Москву семья Кабалевских переехала в 1918 году. Дмитрий вновь решает заняться музыкой. В музыкальной школе он стремится наверстать упущенные годы. После года занятий в школе он учился в Музыкальном техникуме имени Скрябина, в классе фортепиано директора В. Селиванова. В это же время он начал заниматься сочинением музыки.

В 1925 году Кабалевский начал учиться в Московской консерватории на фортепианном и композиторском факультетах, которую с отличием окончил в 1929 году у Н. Мясковского по классу композиции и в 1930-м у А. Гольденвейзера по классу специального фортепиано. В годы учебы он много занимался общественной деятельностью, став активистом общества студентов, обучающихся композиции. Идеей этого оригинального объединения стало полное отрицание старого художественного наследия как пережитка дворянского искусства, а также призыв к созданию нового искусства, понятного и доступного для всех простых людей: рабочих, крестьян и красноармейцев. В этом новом искусстве особое место занимали хоры и массовые песни. Кабалевский много общался с людьми, бывал на фабриках, заводах, занимался с кружками самодеятельности. Все это время он не прекращал работу с детьми. Он постоянно пишет для них детскую музыку.

1932 году помимо работы с детьми Кабалевский был преподавателем в Московской консерватории. Им была получена ученая степень кандидата искусствоведения без защиты диссертации в 1935 году, а в 1939 году он был уже профессором.

Произведения для детей Все это время Кабалевский продолжает работу над детскими произведениями (24 легкие фортепианные пьесы, «Семь веселых песен» на стихи С. Маршака, «4 песни-шутки» на стихи С. Михалкова). В 1948 году был написан первый из них — для скрипки с оркестром, который он посвятил молодежи. Это стало одним из самых удачных сочинений композитора.

В 1949 году был завершен Концерт для виолончели с оркестром, а в 1952 году - фортепианный концерт, который основывался на детских, пионерских песнях и был рассчитан на исполнение школьниками. Средняя часть этого концерта строится на интонации популярной песни Кабалевского «Наш край ». (Ссылка прикреплена)

Советская детская музыка

Среди детских произведений Кабалевского отдельное значение имеют песни – созданные на пионерские мотивы, они, как и песни С.С. Прокофьева, вобрали в себя звонкие голоса молодежи СССР, свет костра и яркость пионерского галстука.

В своих работах («Про вожатую», «Наш край», «Четверка дружная ребят», «Пионерское звено», «Школьные годы») Кабалевский пишет о дружбе, о взаимопомощи, о школе, о доброте, о пионерских лагерях.

Песни Кабалевского – это эпоха, когда пионеры с нетерпением ждали поездки в лагерь, жили в новых корпусах, создавали свои традиции, ходили в походы. Не только песни Дмитрия Борисовича, но также его кантаты, оперы, оперетты, фортепьянные пьесы, симфонии, все сделанное им для детей и молодежи отличается «голосом своей эпохи».

Они громогласные, радостные, даже бравурные, полные света, стремления в будущее, ощущения праздника и торжества новой жизни, доброго начала, позволяющего преодолеть все невзгоды и с факелом чистой надежды вступить в дивный новый мир, что скрывается за горизонтом.

 

Помимо высокого и неоспоренного звания одного из самых значительных композиторов советской эпохи, Кабалевский был также литературным редактором, общественным деятелем, но главное – педагогом. Благодаря трудам Кабалевского в СССР была проведена реформа музыкального образования, он много внимания уделял эстетическому воспитанию молодежи, создал большое количество рекомендаций и методических материалов по данному вопросу.

Переживший тяжелейшие годы становления молодого советского государства, не теряя целеустремленности и оптимизма, Дмитрий Борисович стремился сделать так, чтобы молодежь страны и в более благополучные времена не теряла этих важных качеств, стремилась к прекрасному, воспитывалась в рамках правильных ценностей.

Среди работ Кабалевского есть оперы, балет, оперетта, произведения для симфонического оркестра и хора, огромное количество произведений для фортепьяно.

Он писал множество серьезных, вдумчивых и глубоких работ, был автором музыки большого количества кинофильмов, Кабалевский «отметился» почти во всех аспектах советской музыки, но в первую очередь он стал известен как великолепный композитор для детей и молодежи.

Музыка Дмитрия Борисовича – яркая, живая, динамичная, будто пламя пионерского костра, стала вехой для нескольких поколений жителей СССР. Подобно Баху или Григу, Кабалевский, совмещая важное в классике с вечным и злободневным, народные мотивы с традиционными приемами, создал музыку значительную и близкую для своей страны и ее людей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: