Эпоха Вселенских соборов




ХРИСТИАНСТВО

 

Прочитайте текст:

 

В 325 г. в Никее собрался I Вселенский собор христианских церквей по инициативе и под председательством императора Константина … Собор установил понимание догмата, в соответствии с которым Бог определяется как единство трех лиц (ипостасей), где Сын, вечно рождающийся от Отца, единосущен Отцу, есть истинный Бог и самостоятельная личность. Таким образом, после долгих и упорных споров победило так называемое «омоусианство», нашедшее свое выражение в Никейском Символе Веры. Но термин «омоусиос», прошедший на Соборе по настоянию Константина и при поддержке западных епископов, не всеми был признан.

 

… Только на II Вселенском Константинопольском соборе в 381 г, под давлением императора Феодосия был окончательно утвержден догмат о единосущности Бога Отца и Бога Сына.

 

 

С 60-х гг. IV в. стоял вопрос о статусе Святого Духа, породивший множество несогласных друг с другом богословских направлений, например, духоборы (македониане) не сопричисляли Святого Духа по Божеству к Отцу и Сыну.

 

На Константинопольском соборе была принята новая редакция Никейского Символа Веры, в которой учитывались результаты многолетних дискуссий по тринитарным, пневматологическим и христологическим вопросам. Впоследствии этот Символ Веры получил наименование Никео-Царьградского; его текст следующий:

 

1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

 

2. (Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несозданного, одного существа с Отцом, через которого все сотворено.

 

3. Для нас, людей, и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком.

 

4. Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного.

 

5. И воскресшего в третий день, согласно с писаниями (пророческими).

 

6. И восшедшего на небеса и сидящего справа от Отца.

 

7. И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству которого не будет конца.

 

8. (Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.

 

9. (Верую) и во единую, святую, соборную-вселенскую и апостольскую церковь.

 

10. Исповедую одно крещение во оставление грехов.

 

11. Ожидаю воскресения мертвых.

 

12. И жизни будущего века. Истинно так.

 

Церковные споры, однако, продолжались. По мере разработки христианской проблематики богословы сталкивались с необходимостью прояснения элементов вероучения, становящихся все более многочисленными.

 

Помимо вопросов о тождественности Божеству Лиц Троицы встали вопросы о том, что означает «человеческое» в Иисусе Христе, как нужно понимать соединение Божества и человечества в нем.

 

 

Обоснованию и защите догмата боговоплощения было уделено основное внимание на III — Эфесском (431) — Вселенском соборе, утвердившем шесть правил по защите этого догмата. Собор нашел следующую формулировку: «два естества — Божеское и человеческое — соединены во Христе нераздельно и неслиянно» и осудил Нестория за разделение природ.

 

 

На IV — Халкидонском (451) — Вселенском соборе главное внимание было уделено обоснованию догмата искупления и боговоплощения. … Халкидонский собор утвердил догмат воплощения, согласно которому Христос должен рассматриваться и как истинный Бог, и как истинный человек; вечно рождаясь по Божеству, он родился от Девы Марии по человечеству, Божество и человечество соединились в нем как в едином лице неслиянно и неизменно (против монофизитов), нераздельно и неразлучно (против несториан).

 

 

Раздорами сопровождалось и утверждение христианского культа. Только к середине VI столетия решился спор о том, как изображать Иисуса Христа; 82-е правило пятого — Константинопольского II (533) — Вселенского собора обязывало изображать Сына Божьего в человеческом облике, а не в виде агнца. При этом требовалось, чтобы в новом изображении образ Христа подчеркивал перед взором верующих всю высоту своего смирения, покорности, страдания и спасительной жертвы. В первых веках церковь в категорической форме запрещала какое бы то ни было изображение святых.

 

Церковный собор в Эльвире в начале IV в. установил правило, согласно которому на стенах не должно быть никаких предметов почитания и поклонения. В конце IV в. один из церковных писателей Евсевий (ок. 260 — ок. 340) считал использование икон идолопоклонством.

 

Против поклонения иконам в VII в. выступили несториане и монофизиты. Были даны правительственные распоряжения, запрещавшие использование икон.

 

Этот спор разрешился только на седьмом — Никейском II (787) — Вселенском соборе. Собор утвердил правило, в соответствии с которым считалось необходимым изображение священных лиц и событий и поклонение им.

 

Источник: Яблоков И.Н. История религии. В 2 т. Т.2.: учебник для бакалавров. – М.: изд-во Юрайт, 2014. – С.119-125.

 

 

Выполните задание: Заполните таблицу:

 

№п/п Год Название Принятые решения
    I Вселенский собор Никейский Установление понимание догмата, в соответствии с которым Бог определяется как единство трех лиц (ипостасей)
    II Вселенский собор Константинопольский Окончательное утверждение догмата о единосущности Бога Отца и Бога Сына. Принятие новой редакции Символа Веры.
    III Вселенский собор Эфесский Утвердил 6 правил по защите догмата боговоплощения: «два естества — Божеское и человеческое — соединены во Христе нераздельно и неслиянно»
    IV Вселенский собор Халкидонский Утвердил догмат воплощения, согласно которому Христос должен рассматриваться и как истинный Бог, и как истинный человек.
    V Вселенский собор Константинопольский II Принято правило, обязывающее изображать Сына Божьего в человеческом облике, а не в виде агнца.
  нач. IV в Церковный собор Эльвирский Установление правила, согласно которому на стенах храма не должно быть никаких предметов почитания и поклонения.
    VII Вселенский собор Никейский II Утверждение правила, в соответствии с которым считалось необходимым изображение священных лиц и событий и поклонение им.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: