ХРИСТИАНСТВО
Прочитайте текст:
В 325 г. в Никее собрался I Вселенский собор христианских церквей по инициативе и под председательством императора Константина … Собор установил понимание догмата, в соответствии с которым Бог определяется как единство трех лиц (ипостасей), где Сын, вечно рождающийся от Отца, единосущен Отцу, есть истинный Бог и самостоятельная личность. Таким образом, после долгих и упорных споров победило так называемое «омоусианство», нашедшее свое выражение в Никейском Символе Веры. Но термин «омоусиос», прошедший на Соборе по настоянию Константина и при поддержке западных епископов, не всеми был признан.
… Только на II Вселенском Константинопольском соборе в 381 г, под давлением императора Феодосия был окончательно утвержден догмат о единосущности Бога Отца и Бога Сына.
…
С 60-х гг. IV в. стоял вопрос о статусе Святого Духа, породивший множество несогласных друг с другом богословских направлений, например, духоборы (македониане) не сопричисляли Святого Духа по Божеству к Отцу и Сыну.
На Константинопольском соборе была принята новая редакция Никейского Символа Веры, в которой учитывались результаты многолетних дискуссий по тринитарным, пневматологическим и христологическим вопросам. Впоследствии этот Символ Веры получил наименование Никео-Царьградского; его текст следующий:
1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. (Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несозданного, одного существа с Отцом, через которого все сотворено.
|
3. Для нас, людей, и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком.
4. Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного.
5. И воскресшего в третий день, согласно с писаниями (пророческими).
6. И восшедшего на небеса и сидящего справа от Отца.
7. И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству которого не будет конца.
8. (Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.
9. (Верую) и во единую, святую, соборную-вселенскую и апостольскую церковь.
10. Исповедую одно крещение во оставление грехов.
11. Ожидаю воскресения мертвых.
12. И жизни будущего века. Истинно так.
Церковные споры, однако, продолжались. По мере разработки христианской проблематики богословы сталкивались с необходимостью прояснения элементов вероучения, становящихся все более многочисленными.
Помимо вопросов о тождественности Божеству Лиц Троицы встали вопросы о том, что означает «человеческое» в Иисусе Христе, как нужно понимать соединение Божества и человечества в нем.
…
Обоснованию и защите догмата боговоплощения было уделено основное внимание на III — Эфесском (431) — Вселенском соборе, утвердившем шесть правил по защите этого догмата. Собор нашел следующую формулировку: «два естества — Божеское и человеческое — соединены во Христе нераздельно и неслиянно» и осудил Нестория за разделение природ.
|
…
На IV — Халкидонском (451) — Вселенском соборе главное внимание было уделено обоснованию догмата искупления и боговоплощения. … Халкидонский собор утвердил догмат воплощения, согласно которому Христос должен рассматриваться и как истинный Бог, и как истинный человек; вечно рождаясь по Божеству, он родился от Девы Марии по человечеству, Божество и человечество соединились в нем как в едином лице неслиянно и неизменно (против монофизитов), нераздельно и неразлучно (против несториан).
…
Раздорами сопровождалось и утверждение христианского культа. Только к середине VI столетия решился спор о том, как изображать Иисуса Христа; 82-е правило пятого — Константинопольского II (533) — Вселенского собора обязывало изображать Сына Божьего в человеческом облике, а не в виде агнца. При этом требовалось, чтобы в новом изображении образ Христа подчеркивал перед взором верующих всю высоту своего смирения, покорности, страдания и спасительной жертвы. В первых веках церковь в категорической форме запрещала какое бы то ни было изображение святых.
Церковный собор в Эльвире в начале IV в. установил правило, согласно которому на стенах не должно быть никаких предметов почитания и поклонения. В конце IV в. один из церковных писателей Евсевий (ок. 260 — ок. 340) считал использование икон идолопоклонством.
Против поклонения иконам в VII в. выступили несториане и монофизиты. Были даны правительственные распоряжения, запрещавшие использование икон.
|
Этот спор разрешился только на седьмом — Никейском II (787) — Вселенском соборе. Собор утвердил правило, в соответствии с которым считалось необходимым изображение священных лиц и событий и поклонение им.
Источник: Яблоков И.Н. История религии. В 2 т. Т.2.: учебник для бакалавров. – М.: изд-во Юрайт, 2014. – С.119-125.
Выполните задание: Заполните таблицу:
№п/п | Год | Название | Принятые решения |
I Вселенский собор Никейский | Установление понимание догмата, в соответствии с которым Бог определяется как единство трех лиц (ипостасей) | ||
II Вселенский собор Константинопольский | Окончательное утверждение догмата о единосущности Бога Отца и Бога Сына. Принятие новой редакции Символа Веры. | ||
III Вселенский собор Эфесский | Утвердил 6 правил по защите догмата боговоплощения: «два естества — Божеское и человеческое — соединены во Христе нераздельно и неслиянно» | ||
IV Вселенский собор Халкидонский | Утвердил догмат воплощения, согласно которому Христос должен рассматриваться и как истинный Бог, и как истинный человек. | ||
V Вселенский собор Константинопольский II | Принято правило, обязывающее изображать Сына Божьего в человеческом облике, а не в виде агнца. | ||
нач. IV в | Церковный собор Эльвирский | Установление правила, согласно которому на стенах храма не должно быть никаких предметов почитания и поклонения. | |
VII Вселенский собор Никейский II | Утверждение правила, в соответствии с которым считалось необходимым изображение священных лиц и событий и поклонение им. |