Сущность индексного метода




Этот вид анализа позволяет быстро и точно выявить связи между анализируемыми явлениями. Для определения индексного метода надо понять, что такое индекс. Под термином «индекс» следует понимать общий индикатор, который характеризует то, как изменяется уровень того или иного явления в течение времени. Он дает возможность сравнить текущее состояние с запланированной программой или прогнозом.

О важном значении индексного метода говорит то, что он используется для проведения анализа всех отраслей экономики. В последнее время очень важную роль начали играть индексы стоимости единицы продукции и доходов населения. В экономическом исследовании индексный метод используется для того, чтобы разделить основные индикаторы. Индекс представляет собой относительную величину, которая используется для осуществления эффективного анализа экономической деятельности, чтобы дать характеристику элементам явления, которые нельзя суммировать.

Виды индексов

По степени охвата элементов совокупности принято разделять индексы на две категории: индивидуальные и общие. В зависимости от того, что выступает объектом исследования, они разделяются на индексы качественных показателей и количественных.

Также они могут делиться на агрегатные и средние, которые рассчитываются на основе первых. Исходя из базы, по которой проходит сравнение, индексы делят тоже на два типа: цепные (когда база может изменяться) и базисные (база постоянная).

Принято различать две основные группы индексов: индивидуальные и общие. Первая группа занимается исследованием частного признака, который не связан с другими признаками. Общие индексы используются для анализа связи одного признака с другими.

Индексы в экономическом анализе применяются в тех ситуациях, когда необходимо провести исследование для достижения следующих целей:

· оценка изменения явления или индикатора экономического характера относительно его уровня в предыдущем или базисном периоде;

· оценка того, как влияют изменения структуры явления на его динамику.

 

К специальным конкретно-научным методам экономического исследования относятся также:

· альтернативный анализ,

· предельный анализ,

· методы абсолютных и сравнительных преимуществ,

· анализ эластичности,

· табличное, графическое, аналитическое моделирование,

· оптимизации и определения равновесия и др.

Ограниченность экономических ресурсов обусловливает необходимость выбора наиболее эффективного варианта их использования. То, что предприниматель теряет, от чего отказывается в результате этого выбора, — это стоимость утраченных возможностей, или альтернативные издержки.

Предельный анализ дает возможность изучать крайние величины, которые позволяют определить изменение определенного явления или процесса под влиянием изменения определенного фактора. Например, теория предельной полезности показывает, как изменится удовлетворение потребителя при росте потребляемого продукта на единицу.

Методы абсолютных и сравнительных преимуществ позволяют ответить на вопрос, что и как выгоднее производить, на каких видах продукции следует специализироваться и с помощью какой технологии ее нужно производить.

Анализ эластичности позволяет выявить степень изменения одного показателя по отношению к другой, например, как изменится спрос на продукцию при уменьшении цены на 10%.

Экономические величины можно представлять во взаимозависимости с помощью таблиц, математических формул, графических изображений, с помощью которых определяют оптимальные варианты экономических решений. Эти методы очень широко используются в экономике.

 

Отдельно следует выделить специальные методы социально-гуманитарных исследований. Они охватывают исследование экономических отношений между людьми в общественном производстве, отдельных фактов и процессов общественной жизни, носителем которых является не отдельный индивид, а социум, представляющий собой группу, коллектив или общество в целом, также изучение духовной деятельности человека.

Метод социологических исследований – проведение анкетирования, разных опросов, интервьюирования (см. рис.):

 

 

Рис. Классификация социологического исследования

Социологический опрос является специфическим социологическим методом исследования. Этот социологический эмпирический метод незаменим при сборе ограниченного объема информации у большого числа людей и может выступать в двух видах:

§ анкетирование, когда опрашиваемый сам заполняет анкету в присутствии анкетера или без него; может быть очным и заочным; среди форм заочного анкетирования наиболее распространен опрос с использованием социальных систем в интернете; значимым преимуществом анкетирования является принцип анонимности, однако даже он не гарантирует, что ответы респондента (опрашиваемого) будут правдивыми, поэтому исследователь должен всегда учитывать данный фактор при анализе полученной информации;

§ интервьюирование, которое предполагает личное общение с опрашиваемым, когда исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы. Оно проводится в форме либо прямого интервью («лицом к лицу»), либо опосредованного (например, телефонное интервью).

Участник социологического опроса, отвечающий на вопросы интервьюера (исследователя), называется респондентом.

В системе методов прикладной социологии различают массовые опросы и специализированные, представленные в виде экспертного опроса.

Экспертный опрос как разновидность социологического опроса на эмпирическом уровне, позволяет проверить достоверность и объективность полученной информации на основе мнения специалистов в исследуемой области.

Массовые опросы применяются в тех случаях, когда необходимо опросить большое число людей. Основным источником информации в массовом опросе являются демографические, социально-профессиональные, этнические, религиозные и другие группы населения.

Социологическое наблюдение является важным методом прикладной социологии и представляет собой целенаправленное систематизированное фиксирование исследователем свойств и особенностей изучаемого явления, объекта. При наблюдении изучаются поведенческие особенности людей, которые фиксируются исследователем в бланке или дневнике наблюдения, в фото- и видеосъемке и т.д.; собирается первичная информация, которая включает в себя анализ всего процесса наблюдения во всем его разнообразии (поведение, эмоции, мимика участников эксперимента и т.д.).

Контент-анализ представляет собой количественный анализ любого рода социологической информации, в частности документов - протоколов, докладов, публикаций различного рода, писем и т.д. Данный социологический эмпирический метод помогает уменьшить субъективность качественного анализа полученной в результате социологического исследования информации. В настоящее время применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий.

Точечное (разовое) исследование обеспечивает информацию об изучаемом объекте на момент его изучения, но не позволяет сделать выводы о динамике его изменений и тенденциях развития.

Повторные исследования проводятся на протяжении определенного времени через конкретный промежуток времени на основе единых программ и методического инструментария с целью сбора информации об изучаемом явлении, объекте и ее сравнения, с тем чтобы выявить динамику изучаемого объекта. При этом повторное исследование имеет свои особенности, связанные с исследуемой выборочной совокупностью (совокупность респондентов).

Если на протяжении нескольких исследований их участниками остаются одни и те же лица (респонденты), то такое исследование называется панельным.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: