Выполнила студентка группы 401 А.А Кузнецова
Форма обучения: очная
Москва, 2018 год
Тема: Жизнь и быт советских людей в 20-30 годы XX века
Цель: сформировать представление о жизни и быте советских людей в 20-30гг
Задачи:
I. Образовательные:
познакомить видами жилищ советских людей в 20-30 гг,их внутренним строением, со способом получения еды и внешним видом советских людей того времени.
II. Коррекционные:
корригировать мышление на этапе закрепления
корригировать память в процессе домашней работы
корригировать речь путем расширения словарного запаса
III. Воспитательные:
воспитывать интерес к истории своего Отечества
Оборудование: учебник, бланк с заданием, карта с княжествами(12-13 в)
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учителя и учеников
Вопросы:
· Число и месяц?
· Какой сейчас урок?
Домашняя работа
Ответы на вопросы к параграфу с опорой на тетрадь. Один ученик отвечает, класс дополняет
· Какую тему изучали на предыдущем уроке
· О чем шла речь на прошлом уроке?
· Какие события оказали влияние на развитие советской культуры, науки?
· Какие области науки развивались успешно в СССР в 20-30 годы?
· Какое изобретение сделал Сергей Васильевич Лебедев?
· В чем польза синтетического каучука?
· О чем писали свои произведения писатели, поэты?
2. Актуализация знаний
С проведением индустриализации и коллективизации в жизни советских людей произошли большие изменения. Эти изменения были связаны со строительством новых промышленных предприятий. На жизнь людей повлияли и изменения в государственном управлении, и повышение роли партии в государстве.
3. Сообщение новых знаний
1)Особенно большие изменения произошли в жизни горожан. В годы первых пятилеток тысячи молодых людей по путевкам комсомола ехали строить новые промышленные предприятия и электростанции. Труд их стал поистине героическим. Им приходилось жить в тяжелых условиях, в палатках или бараках ( чаще деревянное, временное, быстро возводимое, дешёвое строение) На слайде дети рассматривают барак.
· Что такое «барак»?
2) Вокруг строящегося предприятия постепенно отстраивался и рабочий поселок. Домов на всех не хватало и чтобы обеспечить всех жильем, начали строить дома-коммуны или общежития.
В доме-коммуне на каждом этаже располагался длинный коридор(слайд). В коридоре было множество дверей,за каждой дверью располагалась отдельная комната.В комнате могла жить желая семья. В конце коридора – кухня,ванная и туалет, которыми пользовались жители комнат. На кухне у каждой семьи был свой стол с керосинкой (бытовой нагревательный прибор для приготовления и разогревания пищи на открытом огне, работающий на керосине), на которой готовилась еда. (слайд)Здесь же стирали и сушили белье. На общих кухнях соседи постоянно ссорились и скандалили между собой.
3) Во многих городах в старых жилых зданиях все квартиры были превращены в коммунальные. Коммунальные квартиры напоминали общежитие. Перед дверью в квартиру на стене было несколько звонков. Под каждым звонком писали фамилию, имя проживающего в одной из комнат квартиры. Но жилья все равно всем не хватало. Поэтому в старых домах заселялись подвалы и даже чердаки.
· Рассмотрим, чем дом-коммуна отличалась от коммунальной квартиры?
4) Питались люди плохо. Продукты распределялись по карточкам (слайд) Это были хлеб, крупы, рыба, рыбные консервы. Мясо и масло давали редко. За всеми продуктами всегда выстраивалась очередь.
· Какие продукты получали по карточкам?
· Почему люди выстраивались в очереди?
5) Люди действительно стали равны. Все были одинаково бедными. Кроме бедности, жили в страхе.
Одевались просто: мужчины - брюки, полотняные, рубашки на выпуск,кепки; женщины -темные юбки, длинной ниже колена, блузки с длинными рукавами.
Носить платье и блузки с короткими рукавами считалось неприличным
Роскошь в одежде и быту осуждалась. (показ фото 20-30 гг) Если у кого-то из соседей видели хрустальную вазу или дорогую посуду, то тут же доносили до него. Появилось слово «мещанин»,которым презрительно называли такого человека.
· Почему люди жили в постоянном страхе?
· Почему люди осуждали роскошь?
· Какую одежду доносили в то время?
4. Закрепление
1) Запись в тетради(тема, основные понятия)
2) Посмотрите фильм о жителях коммунальной квартиры и ответьте на вопросы:
· Где происходят действия?
· Чем занимаются люди?(перечислите занятия) и т.п
5. Итоги
Вопросы:
· Почему в это время люди жили в коммунальных квартирах домах-коммунах?
· Как питались советские люди?
· Кого называли «мещанином»?
Домашнее задание: прочитать стр. 146-149, ответить на вопросы