Слушание: «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов».




Изучение нового материала

«Мимолётности» - так назвал цикл фортепианных миниатюр С. Прокофьев. Сергей Прокофьев (1891-1953) русский и советский композитор, дирижёр и пианист. Композитор запечатлел просто и изобретательно пестрый хоровод разнообразных картинок-образов. Среди этих пьес есть беспокойные, драматические, фантастические, лирические, шутливые. Для их создания стали стихи поэта К. Бальмонта – современника Прокофьева. Прочтите их. Я не знаю мудрости годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.

Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
И зову мечтателей... Вас я не зову!

Цикл «Мимолетности» состоит из 20 пьес, написанных Сергеем Прокофьевым между 1915 и 1917 годами. Премьера состоялась 15 апреля 1918 года в Петрограде. Сейчас мы послушаем две «Мимолетности» №1 и №10 и попробуем сравнить их между собой.

Слушание «Мимолетность №1, №10»

В пьесе №1 музыка тихая и задумчивая, неторопливое движение, игра высокого и низкого регистров. В ниспадающих повествовательных мелодических попевках слышится русская интонация. Музыка этой «Мимолетности» напоминает мечтательные, таинственно0сказочные темы Золушки.

Пьеса №10 имеет шутливый, насмешливый характер. В ней танцевальные, упругие ритмы, изломы мелодии, взлетающие вверх и вниз пассажи, акценты, контрасты динамики. Эффект забавности усиливается благодаря неизменной ровности аккомпанемента.

Давайте сравним эти пьесы с картинами художника Василия Кандинского Кандинский - русский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий. В книге «О духовном в искусстве» он писал: «Цвет – это клавиши; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль». Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша приводит в вибрацию человеческую душу…». Всмотритесь и вслушайтесь в картины Кандинского «Музыкальная увертюра», и «Казаки». Как они звучат? Какое впечатление на вас произвели эти произведения?

В чём вы видите перекличку средств выразительности музыки и живописи?

В музыке «Мимолетностей» нет каких-либо реальных пейзажей, портретов, она построена на сочетании ломаных линий-мелодий, ритмов, необычных гармоний, напоминающих красочные пятна картины.

Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес "Картинки с выставки", колоритные и изобретательные миниатюры. «Картинки с выставки» являют собой сюиту из десяти пьес – каждая навеяна одним из сюжетов художника Виктора Гартмана. Выставка его картин была организована друзьями художника уже после его смерти, которую посетил Мусоргский, что послужило толчком к созданию сюиты.

Послушайте несколько пьес. Какие музыкальные образы нарисовал композитор? Определите их выразительность и изобразительность.

 

Слушание: «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов».

III. Подведение итогов.

- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: