Формационный подход к развитию общества.
Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.
Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.
Цивилизационный подход к развитию общества.
Слово “цивилизация” происходит от латинского “civis”, что означает “городской, государственный, гражданский”. Уже в античные времена оно противопоставлялось понятию “silvaticus” – “лесной, дикий, грубый”. В дальнейшем понятие “цивилизация” приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города.
На сегодня существует около 200 определений этого понятия. Например, Арнольд Тойнби (1889 – 1975), сторонник теории локальных цивилизаций, называл цивилизацией устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. А Освальд Шпенглер (1880 – 1936), основоположник культурологического подхода к историческому процессу, считал, что цивилизация – это высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти. Одно из современных определений этого понятия такое: цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества.
|
Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности.
· Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни.
· Теории локальных (локальный с лат. – “местный”) цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития. Локальные цивилизации – это своего рода элементы, составляющие общий поток истории. Они могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация).
|
Общественный прогресс и модернизация.
Обобщающим понятием, отображающим процесс обновления, развития общества, является модернизация.
Модернизация — исторический процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному обществу.
Модернизация — совокупность технологических, экономических, социальных, культурных, политических перемен, направленных на совершенствование общественной системы в целом.
Выделяют несколько граней (сторон) модернизации:
Экономическая модернизация – промышленная революция, переход от мануфактур к фабрикам и заводам, от ручного труда – к машинному.
Социальная модернизация – вытеснение сословий общественными классами, различающимися по их месту в разделении труда, по отношению к собственности, общественному богатству.
Политическая модернизация – становление парламентаризма, многопартийности, демократических институтов взаимодействия общества и власти
Духовная модернизация – формирование новой картины мира, изменение роли науки в обществе, формирование нового духовного облика человека.
Выделяют некоторые критерии модернизации общества по сферам жизни общества:
1) В социальной сфере для модернизирующегося общества будет характерно разделение между частной и общественной жизнью, выделение «полюса» отбельной личности, индивидуального «я».
2) К экономически критериям следует отнести освоение и применение новых технологий, закрепление ведущей роли крупной промышленности, сферы услуг, информационной экономики.
3) Политическими критериями модернизирующегося общества являются: наличие эффективного централизованного государства, системы разделения власти.
4) В сфере духовной жизни и культуры к качественным характеристикам модернизации необходимо отнести многообразие культурных направлений, свободный доступ граждан к информации и обмен ею, возможность для широкого круга людей приобщаться к культурному наследию человечества, развитию науки, образования.