Обсуждение выполненной работы (лепки и рисунка)




Конспект занятия 19.

Подготовлен на основе материалов Лизы Шишковой и Сони Любавиной

Ход занятия:

  1. Графический диктант.

1 вариант – Репликация, 2 – транскрипция, 3 – трансляция.

1. Этот процесс является копированием информации о признаках и свойствах живого существа для передачи дочерним клеткам.

2. Этот процесс является переносом информации на похожий носитель для дальнейшего использования.

3. Этот процесс является применением информации для создания веществ, необходимых для жизни клетки.

4. Процесс основан на взаимодействии между определенными нуклеотилами.

5. Процесс основан на принципе комплементарности.

6. Происходит в ядре.

7. Происходит в цитоплазме, на рибосомах.

8. Энергия затрачивается.

9. Энергия выделяется.

10. Является биосинтезом.

11. Происходит во время интерфазы.

12. Состоит в образовании новых молекул ДНК, идентичных исходной.

13. Состоит в переписывании информации с ДНК на РНК.

14. Состоит в построении определенной последовательности аминокислот конкретного белка.

 

2. Обсуждение графического диктанта - повторение пройденного материала.

 

 

 

Репликация - Репликация — это процесс копирования ДНК с затрачиванием энергии.

Транскрипция - процесс переписывания информации с молекулы ДНК на молекулу РНК.

Трансляция - это осуществляемый рибосомой синтез белка из аминокислот на матрице иРНК.

И репликация, и транскрипция, и трансляция происходят по принципу комплементарности. Такие процессы называются матричным синтезом.

 

Таким образом, мы ответили себе на вопросы о том, как происходит копирование, что является носителем наследственной информации, узнали о том, как клетки делятся. Теперь мы можем вернуться к исходному вопросу о том, что такое размножение и развитие.

 

Работа с текстами о хламидомонаде.

Текст А.

  1. Вылепите из пластилина модель, показывающую форму тела хламидомонады.

Задания 2-4 выполняйте письменно.

  1. Нарисуйте хламидомонаду в разрезе, изобразив все описанные в тексте части ее тела. Подпишите точные названия этих частей. В скобках укажите их функции.
  2. К какому царству принадлежит хламидомонада? Почему?
  3. Какую роль она играет в биоценозе пресного водоёма?

Хламидомонада обитает в пресных водах. Тело хламидомонады грушевидной формы. Максимальная длина – 0,05мм, ширина – 0, 025 мм. На суженном конце находятся два очень тонких длинных вращающихся выроста. Снаружи тело покрыто слоем целлюлозы, под которым находится тончайшая плёнка из жироподобных веществ. Внутри тела располагается ярко-зеленое образование чашеобразной формы. В толще дна этой «чаши» располагаются скопления белого вещества, которое при окрашивании раствором йода приобретает сине-фиолетовый цвет. Внутри «чаши» располагается округлое тельце с уплотнением внутри. У основания подвижных выростов находится ярко-красное пятнышко. Оно называется глазок. Рядом с глазком находятся 2 прозрачных пузырька, которые каждые 10-15 секунд подплывают к краю тела, выбрасывая своё содержимое наружу.

 

 

Обсуждение выполненной работы (лепки и рисунка)

С рисованием и лепкой в основном справились. Хотя, по-прежнему, многие плохо вникают в задание (не все части тела подписаны, указания на функции часто отсутствуют). С распознаванием частей тела хламидомонады – хуже. Про сократительные вакуоли, ядро с ядрышком, клеточную стенку вспомнили многие (хотя из тех, кто вспомнил, многие не указали или неправльно указали функции). Название «мембрана» прозвучало в 3 работах. О том, что хламидомонада – растение (о чем свидетельствует наличие клеточной стенки из целлюлозы, крахмала, зеленого хлоропласта) догадались 9 человек из 8 «А» и только 5 человек из 8 «Б».

Итоговый рисунок в тетради

Сони Любавиной:

 

Т.о. Хламидомонада - одноклеточное растение (водоросль). Хламидомонада – растение, потому что

1.содержет хлоропласт

2.имеет целлюлозу в клеточной стенке

3.способна к фотосинтезу

4. играет большую роль в биоценозе пресного водоема т.к. это продуцент, производитель органики.

 

Текст Б. (сначала – индивидуальная работа в тетради, потом – общеклассная на доске)

Составьте по тексту схематическое изображение описанных явлений, обозначьте процессы на своей схеме номерами, дайте им объяснение.

Хламидомонада - пресноводная одноклеточная водоросль.

В благоприятное время года (летом) достигшая максимальных размеров хламидомонада перестает двигаться, теряет жгутики, округляется. Через несколько часов клеточная стенка разрывается и из-под нее выплывает 2, 4 или 8 мелких клеток с двумя жгутиками, во всем, кроме размеров, повторяющих исходную клетку. Каждая из этих мелких клеток несколько дней питается и растет, затем описанные события повторяются.

В ходе составления схемы и ее обсуждения возникли вопросы о том, что происходит с хламидомонадой зимой.

Текст В. (схема)

По рассказу учителя общими усилиями составили схему зимних событий в жизни хламидомонады. После этого каждый написал работу: Что понятно и что непонятно в жизненном цикле хламидомонады?

В качестве итога работы составлен список вопросов:

 

Вопросы, на которые, в основном, должны ответить сами (если подумать).

· Как перераспределяет все на 2 новые клетки? Как делят запасы хлоропластов?

· Как образуется так много хламидомонад?

· Как называются клетки, на которые хламидомонада разделяется?

· Что происходит с растением, которое уже размножилось? Что они едят?

· Зачем вообще хламидомонада? Она живет же не только, чтобы размножаться?

· Есть ли питание, кроме фотосинтеза?

· Роль в водоеме.

· Как развиваются зооспоры в хламидомонаде? Как растут, чем питаются?

· Умирает ли исходная хламидомонада? Если нет, то куда девается?

· Как поддерживают жизнедеятельность зимой? Откуда АТФ?

 

 

Вопросы по строению хламидомонады и по пройденному ранее митозу..

· Что такое глазок?

· Когда между первым и вторым митозами в летнем цикле происходит интерфаза, биосинтез?

· Может ли митоз продолжаться бесконечно?

 

Вопросы по зимнему циклу хламидомонады.

· Как вырастает оболочка? Почему одна хламидомонада ее не может создать?

· Плотное образование – термос?

· Как узнает о зиме?

· Как узнает, когда снимать оболочку? Оболочка разрывается, когда «пора» или когда весна?

· Зачем они сдваиваются на этапе 4?

· Греются и плодятся зимой вместе?

· Объединяются, чтобы сил на зиму хватило?

· Зооспоры соединяются для двойной защиты ДНК?

· Непонятна группировка для переживания зимы. Как группируются?

· Почему из разных групп? Они знают радикально разные вещи?

· Как ищет пару?

· Почему не контактируют с другими из своей группы?

· Они соединяются попарно из разных или это не принципиально?

· Кто оказался без пары – что с ним?

· Что происходит при контакте? Что происходит после соединения?

· Устройство соединившихся зооспор.

· Нпонятен митоз в конце зимы. Как и где происходит митоз в зимнем цикле?

· Почему на этапе 4 у них 2 ядра, а когда они вылезают из этой «скорлупы» у них по одному ядру? Почему две хламидомонады (4 картинка) существуют под одной клеточной стенкой - два ядра, четыре вакуоли? Почему при вскрытии корки вместо двух выплывают четыре?

· Внутри под оболочкой происходит копирование? Почему выпадают жгутики? Как появляются и пропадают жгутики?

· Как происходит фотосинтез в оболочке? Оболочка и ее раскрытие.

· Почему из разных групп соединяются?

· Как переживают зиму в холодной воде? Почему не замерзают во льду (в спячке) в верхних слоях водоема? Как все происходит зимой в холода?

· Почему количество тепла так сильно влияет на размножение?

 

Домашнее задание:

Вклеить в тетрадь и подписать схему жизненного цикла хламидомонады.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: