То, что написано курсивом, можно не конспектировать
Во многих народных песнях содержатся зарисовки картина труда: обрядовые, хороводно-игровые, плясовые, лирические, календарные (сенокос, жатва, припевки, исполняющиеся в процессе тяжелого артельного труда). Однако именно в трудовых песнях отличительной особенностью музыкально-ритмического строя является органическая связь с трудовыми движениями, дружными, ритмически согласованными физическими усилиями работающей группы (артели).
Трудовые песни и припевки возникли в глубокой древности, еще в доклассовом обществе. Первобытным земледельцам приходилось вместе валить лес, выкорчевывать пни для расчистки территории под пашню. В Киевской Руси при строительстве городов сложились артели плотников, лесорубов, лесосплавщиков, где также нужны были единовременные усилия группы людей. В XVII веке возникает новый вид речного промысла - тяга судна бечевой (бурлаки), когда бурлаки должны шагать в ногу.
Трудовые песни и припевки имели ясно выраженное практическое значение. Они служили средством согласования группы работающих (артели) в определенные моменты дружных единовременных усилий, помогали установлению размеренного рабочего ритма.
Командные возгласы.
Простейший способ организации трудовых усилий заключался в установлении четкого ритма посредством словесной команды одного из рабочих. Пример: «Раз-два, взяли!» и т.д. в наши дни на городских стройках такие команды скандируются, а в артелях лесорубов они интонировались.
№1
В основе большинства команд-возгласов лежит чаще всего повелительная квартовая интонация. Ритмически акцентировался верхний звук квартового хода в момент хорового подхвата. Характерно при этом использование синкопированного ритма.
Словесное варьирование команды привело впоследствии к интонационному обогащению командного выкрика. Часто в процессе труда рождается типичная для русской песни квартовая трихордовая попевка.
№2
В дружных, хорошо сработавшихся артелях из простейших сигнальных возгласов постепенно формировались более развитые трудовые припевки с богато распетыми запевами и развитым многоголосием.
№3
Трудовые песни.
В более поздних трудовых припевках складываются короткие двустишия, а затем припевки превращаются в строфическую песню, в которой отдельные строфы располагаются в произвольном порядке. Содержание этих песен отражает характер той или иной работы, тяжелые условия труда.
Самая известная трудовая песня - «Дубинушка» первоначально возникла в условиях труда лесорубов («ухнуть дубинушку» означает повалить дерево).
№4
Лямочные песни - особая разновидность бурлацкого фольклора. Они исполнялись во время работы скорым или медленным темпом, смотря по потребностям ходьбы. Еще одно название этих песен - приговор, так как приговаривались в лад под ногу.
Бурлаки шагали не только под пение специальных бурлацких песен, но также самых разнообразных шуточных, плясовых, хороводных, даже протяжных. Иногда к привычным словам лирических или хороводных песен прибавлялся специфический припев бурлаков и гребцов «Ходом-водом, идем ходом-водом».
Самая известная бурлацкая песня – песня волжских бурлаков «Эй, ухнем».
№5