Глава III. Эволюция придворной жизни: от одного императора к другому




 

 

"У меня не было ни одного из тех органов, которые необходимы для того, чтобы там наслаждаться и иметь успех, или приносить пользу", - так писала в 1880 г. Анна Тютчева о годах, проведенных при императорском дворе.

Анна Фёдоровна Тютчева поселилась во дворце 13 января 1853 года. Все фрейлины жили в так называемом фрейлинском коридоре, который тогда был очень населён. Жили фрейлины скромно, вот как описывает свою комнату Тютчева: «Я нашла в своей комнате диван стиля empire, покрытый старым жёлтым штофом, и несколько мягких кресел, обитых ярко-зелёным ситцем <...> На окнах ни намёка на занавески.» Подробность описания была необходима, чтобы читатель мог оценить «огромное возрастание роскоши» жизни лиц, находившихся на службе во дворце. В соседней с фрейлинами комнате жили их горничные и мужик, как его шутливо называет Тютчева, неизменный Меркурий всех фрейлин, который был ответственен за растопку печи, приносил воду, обед и бегал по десяти раз на дню закладывать карету, «истинное местопребывание фрейлины, её палатка, её ковчег спасения».[38] В дни дежурства карету запрягают с утра на случай, если фрейлине придётся сопровождать великую княгиню, но ещё нужней карета в дни недежурные, когда фрейлина могла «располагать собой».

Фрейлины нередко оказывались причинами скандалов, волнуя кровь мужчин императорских кровей. Кто-то это делал умышленно, как Юлия Гауке, из за которой пострадал принц Александр (брат цесаревны Марии Александровны), кто-то же из бескорыстных чувств, как Варвара Нелидова, фаворитка Николая(что, кстати, показывает, что и император при всей строгости, мужчина, в первую очередь), тяжело переживавшая его смерть и вскоре покинувшая двор.

В первые дни нахождения при дворе, Анна Фёдоровна чувствовала себя одинокой, а всю первую неделю служба её заключалась в сопровождении цесаревны в театр, куда она ездила почти каждый день. Несмотря на грусть, молодая фрейлина ошеломлена «великосветским блеском». Например, ведением обедни в церкви: всё должно быть торжественно и пышно. Нельзя вставать на колени, так как это было бы нарушением этикета: и с богом общаться подобает по правилам. Вообще при дворе существовала целая система условностей, которая сковывала жизнь императорской семьи и их ближайшего окружения. Жизнь венценосных особ была так строго распределена, они являлись рабами своих привычек. Их жизнь расписана по часам, они не могу «с увлечением» предаться делу.

________________________________________________________

38 Воспоминания А.Ф. Тютчевой, с.41


«Часы бьют – им надо быть на параде, в совете, на прогулке, в театре, на приеме и завести кукольную пружину данного часа, не считаясь с тем, что у них на уме или на сердце».[39]

Во времена императора Николая первого русский двор имел чрезвычайно блестящую внешность и престиж.

Церковные службы при дворе обычно служились в маленькой дворцовой церкви, а в дни больших праздников и торжеств в большой церкви Зимнего дворца: мужчины в таком случае были в парадной форме и при орденах, а дамы в придворных костюмах, создававших очень торжественное впечатление. Такие торжества носили название большого выхода. В обычные воскресные дни имел место малый выход, когда кавалеры были одеты в обыкновенную форму, а дамы – в городские платья, всё же очень нарядные, собирались к обедне в 11 часов в маленькой церкви. После службы монаршие особы принимали лиц, которые хотели им представиться, в особом помещении, прилегающем к церкви, называемом ротондой. [40]

Подобающим поведением в церкви отличалась лишь царская семья: цесаревна была сосредоточена, её сопровождали дети, даже маленький, которому не было и 3 лет, император Николай подпевал хору певчих, стоя впереди. Император во всём был точен, в том числе и в начале ведения службы – всегда он являлся в церковь с боем часов, о чём я уже писала до этого. Но вот старые дамы и кавалеры свиты, находившиеся в ротонде во время службы, были заняты не молитвами, а разговорами, что Тютчева находит неподобающим.

После смерти императора Николая весь этикет был нарушен. Никто не должен был отчитываться перед государем о посещении церкви. Между тем, жизнь не стала легче и приятней. Анна Фёдоровна отмечает, что придворная жизнь – жизнь условная и этикет необходим для поддержания её престижа. Иногда этикет доходил до крайностей: обыкновение здороваться с императрицей по утрам представлялось событием исключительной важности. Даже с началом войны придворная жизнь не изменилась. Тютчева пишет об этом: «Всё здесь дышало обычным миром, той покойной рутиной, которая окутывает великих мира сего, как атмосфера Олимпа».

Во время правления Александра второго вся условность придворной жизни остаётся, возможно, лишь выполняется что-то не с той строгостью, что была при Николае. Но вот пример Пасхи 26 марта 1855 года: «После заутрени император в самой церкви принимает пасхальные поздравления. Император стоит около первого клироса в церкви, и все высшие сановники, чины двора и представители гвардейских полков подходят к нему и после глубокого поклона христосуются с ним (обмениваются с ним троекратным поцелуем(!)) <...> после христосования с императором целуют у неё[императрицы] руку».

________________________________________________________

39 Воспоминания А.Ф. Тютчевой, с.26

40 Дневники 1855 – 1882 гг., с 194


После двух часов «получения поздравлений» венценосные особы удаляются, чтобы вымыть – император своё лицо, а императрица руку, которые были совершенно чёрные.[41]

Можно привести ещё много примеров странности и условности придворной жизни – проведение вечеров в пустых заботах(по словам Тютчевой). Но, на мой взгляд, из всего вышесказанного уже можно сделать вывод, что придворная жизнь была хороша для тех, кто ценил изысканность дамского туалета, любил сплетничать, вести праздный образ жизни, с одной стороны, и была скучна и безрадостна для таких, как Тютчева, кто осознавал пустоту, скрытую под внешней оболочкой обрядности и блеска, с другой. Императорская же семья была счастлива тем, что находилась вместе, жила своим мирком, создавая атмосферу Олимпа.

 

________________________________________________________

41 Дневник Тютчевой 1855-1882гг., с. 194


Заключение

 

 

В своей работе я попыталась отобразить неоднозначность событий середины 1850х годов, используя как исторический источник дневники и воспоминания Анны Фёдоровны Тютчевой, которая, имея твёрдые личные убеждения, старалась со всей прямотой изобразить происходящее при дворе и в стране.

По моему плану, каждая глава отвечает поставленной задаче, в итоге составляя довольно целостную картину того времени со всеми её трудностями и бедами. Я попыталась восстановить историческую картину того времени, беря во внимание такие аспекты, как личности императоров, поскольку, я считаю, что характер правления в немалой степени зависит от характера самодержца. Так, император Николай первый, любивший порядок и строгость во всём, свой двор старался держать подобным же образом, в то время, как его сын Александр второй, не так много внимания уделял этому, что можно рассматривать, в том числе, как недостаток твёрдости в характере.

Тютчева по-разному оценивает двух императоров – Николая она уважает, не поддерживая его ведение политики, идущее в разрез с её личными убеждениями, к Александру второму отношение сложнее – она знала его со времён, когда он был цесаревичем, и не могла в полной мере объективно судить его поступки, которые расходились с её понятиями.

Несомненно, Тютчева озабочена судьбой России, пребывая в середе славянофилов, к которым примыкал и её отец, поэт Ф.И.Тютчев, в известной мере влиявший на формирование взглядов дочери.

Во второй главе я рассматриваю внешнюю политику на основе дневников Тютчевой, которая даёт оценку действиям императоров и рассуждает на тему будущего пути развития России в сфере внешней политики. Внешняя политика была особенно важна в середине 1850-х годов в связи с Крымской войной, начавшейся при Николае первом и закончившейся уже при его сыне Александре втором, о чём и идёт повествование во второй главе.

В третьей главе я освещаю придворную жизнь, чтобы показать среду, в которой находилась Тютчева, не слишком подробно, но делая определённые выводы на основе изученного материала.

В заключение, я хотела бы сказать, что в результате проделанной работы, изучения источника мне удалось достигнуть поставленной цели: я увидела историю середины 1850-х годов глазами Анны Фёдоровны Тютчевой.

 


 

Библиография

 

Источники

1. А.Ф. Тютчева «При дворе двух императоров. Воспоминания, дневник 1853-1882» Тула, Приокское книжное издательство, 1990.

2. Парижский трактат, Париж, 18\30 марта 1856 года. (сайт исторического факультета МГУ имени Ломоносова) Выверено по изданию: Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917. М., Гос.изд-во полит.литературы, 1952

Исследовательская литература

1. М.И. Богдановский «Восточная война 1853-1856 гг.» в электронной версии, опубликованное по изданию: Восточная война 1853-1856 годов. Сочинение члена Русского императорского Общества генерал-лейтенанта М.И. Богдановича. В 4-х томах. Издание второе, исправленное, дополненное. С-Петербург, Типография М. Стасюлевича, Вас. Остр., 2 лин., 7. 1877

2. Е.В. Тарле «Крымская война», в 2-х томах. Серия: Военно-историческая библиотека, издательство Академии наук СССР, 1950 г. Издательство АСТ 2005 г.

 

 

Вспомогательная литература

 

1. История России 19-начала 20 в. Учебник для исторических факультетов университетов. Под редакцией В.А. Федорова. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002. – 536 с.

2. Статья Евгения Анисимова. Анна ТЮТЧЕВА // Русская болезнь. 21/8/2006

3. www.wikipedia.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: