Социальные условия и нормативно-правовые основы самоорганизации молодёжи




Ключевые слова: молодёжь, организация, самоорганизация, молодёжная политика, социальная группа.

Аннотация. В статье рассматриваются понятия «самоорганизация», «молодёжь», представлены нормативно-правовые документы регламентирующие деятельность молодежных объединения. В статье выделены направления государственной молодёжной политики в Российской Федерации.

Keywords: youth, organization, self-organization, youth policy, a social group.

Annotation. The article discusses the concept of "self-organization", "youth", presented legal documents regulating the activities of the youth Association. The article points out the directions of the state youth policy in the Russian Federation.

 

В современном мире любое общество можно рассматривать как сложноорганизованную саморазвивающуюся открытую систему. Самоорганизация как постоянный процесс внутреннего упорядочивания и совершенствования системы существует во всех сферах человеческого общества. Благодаря участию в процессах самоорганизации человек достигает определенных целей, главная из которых – самореализация.

Молодёжь – наиболее энергичная и действенная общественная группа, которая постоянно находится в процессе самосовершенствования и поиске свеого «Я».

Самоорганизация, в широком смысле, - это процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы.

В.В. Василькова в своем труде «Порядок и хаос в развитии социальных систем» выделяет три типа процессов самоорганизации:

1. Возникновение новой целостной системы из некоторой совокупности объектов определенного уровня.

2. Процессы, благодаря которым система поддерживает стабильность организации при трансформации внешних и внутренних условий ее функционирования.

3. Оптимизация и совершенствование системы, переход на новый виток развития [1].

Социальные группы как форма взаимодействия людей различаются с точки зрения внешней структуры, содержания деятельности, образцов поведения, функций. Внутреннее устройство группы может быть формальным и неформальным, первичным и вторичным.

Молодёжь почти всегда является членом какой-либо формальной группы: школа, училище, техникум, вуз, позже – место работы. В рамках вторичной организации складываются вторичные, неформальные группы [5].

Для образования устойчивой социальной группы необходимо:

1. Принадлежность к одной социальной группе.

2. Активное взаимодействие между членами социальной среды.

В настоящее время в Российской Федерации существует огромное количество молодёжных организаций, но большая часть из них создана не молодёжью, а какой-либо политической партией для реализации политического проекта, чтобы решить конкретные задачи. Исходя из этого, в большей степени молодежь выражает безразличное отношение к молодежным объединениям, подтверждение можно увидеть в результатах социологического исследования [4]:

Выделяют несколько реально самоорганизующихся молодёжных групп: семья, компании друзей, объединения по интересам и девиантные группы.

Необходимо рассмотреть внешние средовые условия самоорганизации молодёжи. Молодёжь является наиболее восприимчивой общественной категорией. Бурное развитие информационных технологий отразилось на процессе самоорганизации молодёжных групп.

Вопросам социальной работы с различными категориями молодого поколения посвящены многочисленные научные труды отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматриваются такие аспекты, как история возникновения и развития, актуальность, содержание, технологии и методы осуществления отдельных направлений социальной работы с различными категориями молодежи, виды и способы оказываемой поддержки [2].

Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики. Отечественная концепция государственной молодежной политики сформировалась на рубеже 80 - 90 -х гг. на основе Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (16 апреля 1991г) С распадом Советского Союза данный Закон практически прекратил свое действие и лишь с принятием в 1993 г. постановления Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» [3] стал осуществляться курс на проведение молодежной политики в современных условиях.

Данным документом определяется, что государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает по отношению к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, другим народам, на соблюдение прав человека.

Объектами государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет. К субъектам молодежной политики относятся государственные органы и их должностные лица; молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.

Основы деятельности молодежных и детских общественных объединений в нашей стране определены Конституцией РФ (ст. 13, ч. 4, ч. 5, ст. 19, ч. 2, ст. 30); Гражданским кодексом РФ (часть первая, ст. 117); Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (гл. 2, ст. 6); Федеральным законом от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях»; Законом РФ «Об образовании (ст. 32).

Законодательно-нормативное обеспечение государственной молодежной политики осуществляется и на основании Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Закон определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений РФ.

В качестве приоритетных направлений на указанный период были выделены:

· социально - гражданское развитие молодежи;

· деловая и трудовая активность молодежи;

· здоровое поколение;

· управление молодежной политикой.

В развитии правовой базы государственной молодежной политики особую роль сыграл Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Многие положения этого закона регулируют правоотношения младшей возрастной группы молодежи, т.е. подростков 14-18 лет; устанавливают государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, определяют объем социальных услуг, включенных в этот стандарт. В законе предусмотрено также, что обучающаяся в образовательных учреждениях молодежь может проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав.

Ряд законов направлен на обеспечение прав по охране здоровья, на профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку и занятость, на отдых и оздоровление молодежи.

ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [32] устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основные правовые аспекты социальной работы с молодежью отражены в следующих федеральных законах: от 29 апреля 1999 г. №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; от 18 мая 2005 г. №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; «О занятости населения в Российской Федерации»; от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и др.

Согласно принятым законодательным и подзаконным актам под государственной молодёжной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодёжных объединений, движений и инициатив. Государственная молодёжная политика должна отражать стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодёжи патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, соблюдение прав человека.

В настоящее время продолжается работа по нормативному правовому обеспечению государственной молодёжной политики. Разработан ряд документов:

· законопроект «О государственной поддержке молодых семей в жилищной сфере» (совместно с Комитетом по делам женщин, семьи и молодёжи Государственной Думы РФ);

· проект федеральной межведомственной программы «Студенчество России»;

· проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении примерных положений об учреждениях органов по делам молодёжи»;

· проект Постановления Правительства РФ «О государственной поддержке по обеспечению временной и сезонной занятости и трудоустройства студентов на временные рабочие места во внеучебное время»;

· проект Концепции патриотического воспитания граждан РФ;

· примерное положение об аттестации работников сферы государственной молодёжной политики, которое войдёт в проект Постановления Правительства РФ «О совершенствовании отраслевой системы оплаты труда работников образования и сферы молодёжной политики»;

· проект постановления Правительства РФ «О поддержке студенческих трудовых отрядов».

В последние годы заметно усилилось правовое регулирование системы социальной защиты молодежи. В результате сложилась определенная нормативно-правовая база социальной работы с данной категорией населения. Правовой основой социальной работы с молодежью являются федеральные законы, нормативные акты иного уровня, подкрепленные Конституцией Российской Федерации.


 

Список использованной литературы

1. Василькова, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. – Спб., 2000. – С. 20.

2. Ильинский, И.М. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы /И.М. Ильинский, С.В. Алещенок, И.А. Володин. - М.: Голос, 2001.

3. Международные документы по молодежной политике. - М.: Институт молодежи, 1993.

4. Молодёжь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. Аналитический доклад. М., 2007. – С. 86.

5. Литвинович, В.М. Современная молодёжь: проблемы самоорганизации. // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов. 2008. 361 с.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое самоорганизация?

2. Какие условия необходимы для формирования устойчивой социальной группы?

3. В чём причина безразличного отношения молодёжи к участию в молодёжных объединениях?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: