Основные подходы и модели в обучении




Контрольная работа

по дисциплине: «Теория обучения и воспитания»

на тему: «Современные подходы к обучению»

 

 

Выполнил: студент группы ПЗ-10717 Ренёв Е.Я.

Направление: 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Направленность: «Социальная педагогика»

Проверил: канд. пед. наук, доцент Рылеева А.С.

 

 

Курган 2018

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………...…………………………………………………………....3

1. Основные подходы и модели в обучении……………………………………..4

2. Современные подходы к обучению……………………………………………8

3. Рекомендации по организации современного процесса обучения………….14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………….18

 

 

Введение

Подход - комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и/или практике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в философии, науке, политике или в организации жизни и деятельности людей. Обычно к анализу категории П. обращаются в особые периоды развития той или иной деятельности, когда фиксируются принципиальные изменения или возникают неразрешимые наличными средствами проблемы. В развитии науки и научной деятельности Кун назвал эти периоды научными революциями. Подход к обучению - это базисная категория методики, определяющая стратегию обучения языку и выбор метода обучения, реализующего такую стратегию; представляет собой точку зрения на сущность предмета, которому надо обучать. Выступает как самая общая методологическая основа исследования в конкретной области знаний (Бим, 1988). Методы обучения реализуют тот или иной подход, являясь, таким образом, тактической моделью процесса обучения.

Целью данной работы: описать модели и современные подходы к обучению, раскрыть особенности организации обучения.

 

Основные подходы и модели в обучении

В научно-педагогической литературе появляются всё новые и новые «модели обучения». Их количество растёт в прямой пропорции по мере выхода новых монографий и защиты очередных диссертаций. Это часто сбивает учителя с толку и не даёт возможности определиться, как работать эффективно и по-современному. Пассивное обучение это так называемая субъект-объектная связь. Субъект обучения — учитель. Объект обучения в данной модели — весь класс. Учителя, выбравшего такую модель обучения, как правило, мы называем урокодателем. Для него весь класс — сплошная серая масса. В лучшем случае он может выделить тех учеников, которые доставляют ему неудобства своим неповиновением. Или наоборот, безропотно выполняющих все распоряжения. У такого учителя может быть хорошая дисциплина.

Одного его взгляда достаточно, чтобы ученик боялся даже громко дышать на уроке. У него может быть хорошая успеваемость. Но не потому, что учитель увлекательно и доступно преподаёт. А потому, что ученик боится ДВОЙКИ и всех её последствий. Между таким учителем и учениками — стена недоверия.

-Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

- Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. К счастью, учителей, придерживающихся модели пассивного обучения, в школе немного. Они, как правило, ищут места поспокойнее. Большинство учителей придерживаются модели активного обучения. Учитывает его особенности восприятия учебного материала. Он делает всё, чтобы и сильный ученик не скучал на уроке. Предлагает ему дополнительные задания, дополнительный материал. Однако индивидуальный подход в обучении в условиях обычной школы — из области фантастики. Учитель физически не готов постоянно работать в таком режиме. Да и продуктивность такого обучение в последнее время резко уменьшилась.

- Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. В современных условиях информационной перенасыщенности наиболее эффективным является третья модель интерактивного обучения. Это субъект-субъектная связь обучающего и обучаемых. Ученик — тоже субъект обучения. Учитель стремится к повышению самостоятельной познавательной активности учащихся. Он выступает больше не как источник информации, а как организатор, координатор учебной деятельности детей. И тут главное найти наиболее эффективные модели интерактивного обучения: работа в микрогруппах, проектная деятельность и т.п.

Каждой из моделей соответствует свой подход в обучении.

1. Для пассивного обучения — это знаниевый подход. Причём чаще всего — силовыми методами. Я имею в виду не физическое (не дай Бог!), а моральное воздействие.

2. Активному обучению соответствует задачный подход. Учитель шаг за шагом ставит перед учениками посильные дифференцированные учебные задачи. То есть выстраивает некий алгоритм обучения.

3. Интерактивному обучению соответствует деятельностный подход в обучении. И главная забота учителя — создать максимально комфортные условия такой учебной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: