Этот фрагмент взят из романа С. Залыгина «Комиссия». Можете ли вы определить его место (положение в тексте романа) и художественно-функциональную роль?




 

«Разного облика произрастают леса по великой Сибири... Одни – прозрачно-зелёные, лёгкие, другие – и не зелёные вовсе, а иссиня-тёмные:

одни – в светлых рощах-островках, пронизанных солнцем, разбросаны по степям, по склонам, по речным долинам, другие – волнуются на тысячевёрстных протяжениях:

одни – вздымаются в горы под кромку снегов, под грани вечного льда, другие – ниспадают к северу, к морям и океанам холодным, почти безжизненным;

одни – лелеют буйное разнотравье на лесной своей подстилке, привечают кустарниковую молодь, а в других местах только бурая хвоя, мхи серые и мёртвые останки древес.

Но есть и ещё леса – ленточными борами зовутся они.

Вдоль невеликих речек и неширокой полосой разматываются они с юга на север или обратно, неизвестно как и почему возникая в ковыльном либо в озёрном крае земли.

....Весь мир вокруг себя преображают они.

И жизнь человеческая тоже издавна становилась иной при ленточных борах, не степная была там и затерянная жизнь, не лесная, глухоманная, -- была она просторна пашенной землёю и не бедна лесом, его дарами; была не вдали от всего света, но и не жалась, не лепилась к большакам, к путям водным и ямщицким.

Была она сама по себе – со своим укладом, со своей привычкой, со своими корнями, погружёнными в лесостепные почвы»..

 

Этот фрагмент взят из повести В. Распутина «Прощание с Матёрой». Можете ли вы определить его место (положение в тексте произведения) и художественно-функциональную роль?

 

«В эти негодные для работы дни от тоски и безделья, а пуще всего от какой-то неясной, вплоть подступающей тревоги люди часто собирались вместе, много одно по одному говорили, но и разговоры тоже были тревожными, вязкими, с длинными прогалами молчания. То ли так действовала погода, то ли приходило понимание: нет, и сенокос с его дружной, заядлой работой, и песни, и посиделки по вечерам, и само это житьё чуть ли не всем колхозом в родной деревне как дарованное, а лучше сказать, как ворованное на прощанье – всё обман, на который они по слабости человеческого сердца поддались.

...Правда не в том, что чувствовать в работе, в песнях, в благостных слезах, когда заходит солнце и выстывает свет, а в душе поднимаются смятение и любовь, и жажда ещё большей любви, какие выпадают не часто, -- правда в том, чтобы стояли зароды. Вот для чего они здесь. Но приходили и сомнения: так-то оно так, да не совсем же так. Зароды в конце концов они поставят и увезут, коровы к весне до последней травинки их приберут, всю работу, а вот эти песни после работы, когда уж будто и не они, не люди, будто души их пели, соединившись вместе, -- так свято и изначально верили они бесхитростным выпеваемым словам и так истово и едино возносили голоса; это сладкое и тревожное обмирание по вечерам перед красотой и жутью подступающей ночи, когда уж и не понимаешь, где ты и что ты, когда чудится исподволь, что ты бесшумно и плавно скользишь над землёй, едва пошевеливая крыльями и правя открывшимся тебе благословенным путём, чутко внимая всему, что проплывает внизу; эта возникшая неизвестно откуда тихая глубокая боль, что ты и не знал себя до теперешней минуты, не знал, что ты – не только то, носишь в себе, но и то, не всегда замечаемое, что вокруг тебя, и потерять его иной раз пострашнее, чем потерять руку или ногу, -- вот это всё запомнится надолго и останется в душе незакатным светом и радостью. Быть может, лишь это одно и вечно, лишь оно,, передаваемое, как дух святой, от человека к человеку, от отцов к детям и от детей к внукам, смущая и оберегая их, направляя и очищая, и вынесет когда-нибудь к чему-то, ради чего жили поколения людей.

...Смотрите, думайте! Человек не един, немало в нём разных, в одну шкуру, как в одну лодку, собравшихся земляков, перегребающих с берега на берег, и истинный человек выказывается едва ли не только в минуты прощания и страдания – он это и есть, его и запомните».

 

Удостоившееся в 1947 году Сталинской премии это произведение в советских учебниках по истории отечественной литературы перестаёт упоминаться с 70-х годов...

a. «Спутники» В.Ф. Пановой

b. «Русский вопрос» К. Симонова

c. «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого

d. «В окопах Сталинграда» В. Некрасова

e. «Дом у дороги» А. Твардовского

 

Какое? Почему?______________________________________________

 

 

Редакционная статья в «Правде» «Преодолеть отставание в драматургии», осуждающая теорию «бесконфликтности», должна была, по вашему мнению, открывать или завершать споры о безыдейности драмы, антипатриотичности театральной критики, космополитизме и националистичности?

 

 

 

19. Постановление ЦК ВКП(б) 14 августа 1946 г. о журналах «Звезда» и «Ленинград»…

a. Обвиняло редакции журналов в безыдейности и аполитичности?

b. Призывало художников воспитывать молодёжь на бодрых образцах литературы?

c. Обязывало современников принять участие в организованной кампании травли М. Зощенко и А. Ахматовой?

d. Открывало собою серию постановлений: «О репертуаре драматических театров», «О кинофильме «Большая жизнь»», о советской музыке, об «антипатриотически настроенных театральных критиках», о «буржуазном космополитизме и формализме в поэзии».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: